Эпохой Великого переселения народов принято называть период с ІУ по УІІ вв. н.э., это стык античности и раннего средневековья. Наиболее важную роль в калейдоскопе событий этого периода играли ираноязычные аланы, германоязычные готы и тюркоязычные гунны и болгары, сформировавшиеся в различных уголках Евразии.
АЛАНСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ
В первых веках нашей эры Подонье и степные районы Донецкого края по-прежнему населяли сарматские племена. Они образовали мощный Аланский племенной союз, кочевья которого доходили до Аральского моря. В Боспорском царстве греческих переводчиков специально обучали знанию аланского языка.
ГОТЫ
В середине ІІІ в. н.э. в Северное Причерноморье проникают многочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы.
Готы разрушили многие античные центры, в том числе город Танаис, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных германских, сарматских, раннеславянских племен. Наибольшего могущества
Готский союз достиг при короле Германарихе. Это так называемая черняховская археологическая культура. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. Одними из погребений сарматского кочевника обнаружены у г. Моспино и у с. Чугуно Крепинка Шахтерского района.
ГУННЫ
В конце ІУ в. н э. Аланский и Готский племенные союзы были разбиты волной гуннского нашествия. Гунны – первые тюркоязычные племена, пришедшие с востока. Их родиной является Центральная Азия. Во главе гуннов в то время был вождь Баламер. Это был жестокий народ, подвергший местное население истреблению, Нашествие гуннов вызвало грандиозное передвижение народов, которое ускорило падение Римской империи.
В знаменитой битве под Адрианополем в 378 г. на стороне гуннов против римлян выступили группы алан. В 406 г. они продвинулись дальше в Галлию и Испанию и даже дошли до Северной Африки.
О пребывании гуннов в Северной Причерноморье в конце ІУ –первой половине У вв. свидетельствуют редкие, но очень богатые захоронения с большим количеством золотых и серебряных украшений, оружия, головных уборов, подвесок. Находки этого времени известны у с. Новогригорьевка в Запорожской обл. каменная стела из Новоазовского района.
БОЛГАРЫ И АНТЫ
Власть гуннов в степи была недолгой. Центр гуннских владений переместился на Дунай, а в приазовские степи начали проникать родственные гуннам болгарские племена. Болгары в УІ – УІІ вв. вели кочевой образ жизни и оставили совсем немного напоминаний о себе. В донецких степях найдены детский амулет из Белосарайской косы, погребения
в Мариуполе, воле Ясиноватой, глиняные фигурки из-под Новоазовска.
В 30-40-х гг. УІІ в. болгары Приазовья и Причерноморья сумели объединиться в одно государство, которое получило название Великая Болгария.
К северу от кочевой степи в У-УІІ вв. в пределах лесостепной полосы
развивались племена так называемой пеньковской археологической культуры. Это была одна из групп славянского населения. Византийские историки называют их антами, которые начинают активную колонизацию соседних земель. Анты-славяне вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Их поселения располагались возле рек. В поселке строились 10-15 жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами из бревен в виде срубов. Внутри был очаг или печь-каменка. Землю распахивали при помощи сохи, урожай собирали железным серпом. Анты умели хорошо обрабатывать
металл, лепили простые горшки. Погребальный обряд отличался характерной
особенностью. Покойников кремировали (сжинали) затем прах и обожженные вещи собирали в глиняный сосуд (урну) и закапывали в землю на небольшую глубину.
Анты жили в тесном контакте с кочевниками, к ним проникали вещи степняков, обычай строить круглые юрты.
В УІІ-УІІІ вв. немногочисленное пеньковское население Подонья смешалось с болгарами и аланами и составной частью вошло в Хазарский каганат.
Контрольные вопросы
1. Что такое археологическая культура? Что положено в основу
археологической периодизации древнейшей истории человечества?
2. Как назывались древние люди? Как происходила эволюция древнейшего
человека?
3. Когда люди впервые появились в нашем крае? Какие памятники периода
палеолита Донбасса известны сегодня?
4. Дайте определение «неолитическая революция». Какие изобретения были
сделаны в эпоху неолита?
5. Перечислите культуры эпохи энеолита? Дайте их сравнительную
характеристику.
6. Кто такие киммерийцы, скифы, сарматы? Обозначьте общие черты и
характерные особенности их хозяйства и социальных отношений?
7. Что вы знаете о греческих поселениях в истории нашего края? Какое
значение они имели в истории Донбасса?
8.Что вы знаете об эпохе Великого переселения народов? Какую роль сыграли народы этой эпохи в истории нашего края?
Тема 3. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (УІ –
НАЧАЛО Х V І ВВ.)
(2 лекции)
П Л А Н
1. Хазарский каганат. (1)
2. Печенеги, торки, половцы.(1)
3. Битва на реке Калка 1223 года. Наш край в составе Золотой Орды.(2)
4. Литовско-польский период (середина ХІУ - начало ХУІ вв.) Феномен
казачества.(2)
5. Формирование Московского государства и усиление его юго-западных
границ. ( 2 )
1. Хазарский каганат
В первом тысячелетии до нашей эры территория Донбасса входила в состав Скифского государства, так называемой Золотой Скифии —центральной части древнего царства. Начало славянской колонизации края относится к VIII и IX векам нашей эры, в это же время край находился под властью хазар.
Эпоха Великого переселения народов заканчивается в УІІ веке после образования на северных и юго-восточных берегах Азовского моря так называемой Великой Болгарии и Хазарского каганата в прикаспийских степях. В конце УІІ века хазары присоединили к себе приазовские земли, захватили пастбища болгар. Часть побежденных болгар откочевала к Дунаю и основала там новое государство – Дунайскую Болгарию. Другая часть осталась и подчинилась хазарам.
Хазары – тюркоязычный кочевой народ. В У-УІ вв. они создали свое племенное объединение на территории современного Дагестана. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. В немногочисленных городах развивались ремесла и торговля. В УІІ в. Хазары образовали раннефеодальное государство во главе с каганом. Его власть распространялась и на покоренные народы.
В начале УІІІ в. на хазар обрушилось большое бедствие – война с арабами. Под давлением завоевателей большие группы хазар и подвластных им алан переместились в Подонье и осели на этой земле.
К середине УІІІ в. в Подонье и Северном Приазовье обитали покоренные еще раньше хазарами болгары. Рядом кочевали угры (предки современных венгров). В верховьях Северского Донца и Дона размещались поселки и городища славянских племен вятичей и северян. Хазары вклинились в этот разно этнический мир и подчинили его своему контролю.
В конце УІІІ в. границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель.
В Хазарском каганате сложилось несколько крупных районов со своими внутренними экономическими и политическими связями. Два из таких районов – донской и приазовский – частично располагались на землях Донецкого края.
В конце УІІІ в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ – у сел. Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, г. Славяногорска Славянского района. Большинство из них расположены на 15-км. отрезке правого берега Донца в пределах Славянского района. Большинство находятся на высоком правом берегу и укреплены со стороны поля системой рвов и земляных валов. По гребню вала сооружался частокол из заостренных бревен. Деревянные стены крепостей часто штукатурились и белились мелом. Люди жили в расположенном рядом поселке и только в случае опасности перемещались под защиту крепостных стен. В поселках строились землянки, полуземлянки и наземные жилища. Стены возводились из досок или земляных (дерновых) кирпичей, крыша была соломенной или камышовой, двускатной или односкатной. Наземные жилища имели вид мазанок, которые делались из переплетенных прутьев и обмазывались глиной.
Сельское хозяйство алано-болгарского населения основывалось на пашенном земледелии. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Зерно хранилось в больших глиняных бочках – пифосах, врытых в землю под горлышко. Зерно растиралось в муку и крупу при помощи ручных мельниц.
Важное место занимало огородничество. Выращивались лук, репа, чеснок и другие культуры. Животноводство было придомным и отгонным (это связано с постоянными перекочевками по степи). Разводились коровы, лошади, овцы, в меньшей степени козы и свиньи.
Местное население хоронило своих умерших в основном по языческому обряду. Вместе с тем часть алан в ІХ веке приняла христианство (в могильниках найдены медные нательные крестики). В ІХ-Х вв. в Подонцовье получил распространение ислам. В целом для разно этнического населения Хазарского каганата были свойственна религиозная терпимость.
Вторым крупным районом Хазарского каганата является Приазовье, где происходит оседание части болгарского населения и возникновение долговременных земледельческих поселков. Кочевья ІХ-Х вв. носили сезонный характер, в теплое время суток для выпаса скота. В экономике поморских болгар важное место занимало рыболовство (у Новоазовска, с. Безыменное и Урзуф).
Поселения и кочевья находят по большому количеству фрагментов амфор, которые служили тарой для привозных продуктов из Крыма и Византии. Круглодонные амфоры до 7-8 литров были очень популярной тарой в Хазарии. О погребальной культуре приазовских поселений почти ничего не известно, так как большие могильники еще не найдены.
Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей. Одно из таких погребений найдено у Тореза. В могиле найдены глиняные фляги, золотую монету Византии, круглодонную амфору, железные стремена, нож, украшения и простые глиняные горшки.
В конце ІХ в. Хазарский каганат начинает испытывать все более растущий натиск со стороны печенегов. Часть болгар откочевала на Волгу. Здесь они смешались с угрофиннами и основали новое государство – Волжскую Булгарию. В начале Х в. печенеги фактически полностью оккупировали степи Восточной Европы.
Сильный удар по каганату нанес русский князь Святослав. В 965 г. Он разрушил хазарский Сарке и основа свою крепость – Белую Вежу.
Печенеги, торки, половцы.
ПЕЧЕНЕГИ
В конце IX века на эти земли пришли кочевые тюркоязычные народы, сначала печенеги, в начале XI века — торки, а в середине XI века — половцы, которые оставили в степях десятки тысяч каменных идолов.
Печенеги находились на уровне формирования государства. Византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении, кочевали со своими стадами коней и овец. Жилищем служили легкие юрты.
Юрта – это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.
Печенеги пребывали в постоянных воинах со своими соседями.
Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.
Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу заключи с ними договор о мире. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.
В Приазовье погромов не было со стороны печенегов. Многие аланы и болгары вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам. В честь этой победы была построена церковь София Киевская.
Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра.
ТОРКИ
Господство торков было недолгим. Основные их кочевья располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия топонимов (названия местности): г. Тор (Славянск), Торецкое городище, пос. Торецкое и Торское, реки Казенный Торец, Большой Тор. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня.
Самого коня родственники съедали во время тризны (поминок). Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне.
Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило торков наголову.
Как и печенеги торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. Только небольшие группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В середине ХІ в. место печенегов и торков в степи заняли половцы.
ПОЛОВЦЫ
О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейски хронисты называют половцев команами, восточные – кипчаками. Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак Такое название прочно оформилось в ХІІ в когда половцы прочно основались в Европе. Их владения простирались от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Из летописных источников известно, что на Северском Донце было несколько половецких городов: Шарукань, Сугров и Балин, но точное их расположение не установлено.
Кипчаки были типичными кочевыми скотоводами (разводили лошадей, коз, овец, буйволов, коров, верблюдов) В теплое время половцы кочевали по степи. В холодное время, в отличие от печенегов и торков, устраивали зимовники. Такие зимние становища в русских летописях назывались вежами. Они состояли из юрт и кибиток. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитивным земледелием. Основными продуктами питания были мясо животных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошадиное молоко), каши из проса и пшеницы.
Жизнь половцев, как и всех кочевников, была неразрывно связана с конем. Конь сопровождал и после смерти. В могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над могилами новый земляной холм.
Одежда была хорошо приспособлена для верховой езды: узкие штаны, сапоги с узкими голенищами до колен, короткие кафтаны без ворота, башлыки (островерхие шапки). Костюмы женщин были похожими, но отличались богатой отделкой. В обычае мужчин было отращивать на затылке (лоб и макушка выбривались) длинные волосы и заплетать их в две или три косы.
Над погребениями часто ставили каменные скульптуры, названные «каменные бабы». «Баба» - искаженное «балбал» или «бабай» (по-тюркски – сильный, уважаемый, воин-богатырь). Это изображения умерших предков, их почитания «каменным бабам» приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Тот обычай кратко и точно описал посол французского короля Вильгельм де Рубрук. Он писал, что «команы» насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».
Половцы были частью огромного кипчакского мира, но исторически оказались прочно связаны с европейскими народами, прежде всего со славянами.
Еще до прихода половцев между древнерусским государством и степными кочевниками сложились непростые отношения. Как и все кочевники, половцы нападали на оседлое славянское население, грабили и уводили в плен людей. Уже в 1068 г. «Повесть временных лет» отмечает
первый набег половцев на Русь. Набеги продолжались до начала ХІІІ в. И вызывали ответные походы русских дружин. Особой активностью отличалась половецкая политика В. Мономаха. Он несколько раз нападал на половцев (1103,1109,1111,1116 гг.) и наносил им большой урон. Русские люди сталкивались и пограничными половцами. Но летописи различают половцев от Дона (Северского Донца), моря (Азовского) и от Днепра. В трех этих районах находились три самые крупные в Восточной Европе половецкие племенные объединения.
Центр половецкой земли находился в Северном Приазовье.
Русские летописи называют эти земли Лукоморьем. В Приазовье отмечены самые ранние половецкие изваяния ХІ в., т.е. расселение половцев в Поднепровье и Подонье происходило именно отсюда.
Крупным центром половцев от Дона были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе Донецкой области, открытые в 20-е годы ХХ в. Н. Сибилевым. Возможно, это летописные города Шарукань, Сугров и Балин, которые в 1116 г. ходил покорять Мономах.
Недалеко от указанных городищ в верховьях реки Тор (Казенный Торец) располагалась ставки могущественного хана Кончака (где-то в районе Славянска). В 70-80-х гг. хан Кончак (внук хана Шарукана, впервые напавшего на Русь) неоднократно нападал на русские княжества. Возглавляемое Кончаком Донецкое объединение кочевых орд было одним из самых крупных в половецкой земле. Хан Кончак проводил тонкую политику в отношении Руси. Его традиционными союзниками были черниговские князья – Ольговичи. Одного из пленных князей – Владимира Игоревича из рода Ольговичей – хан женил на своей дочери и через год с ребенком отправил домой.
Весной 1185 г. новгород-северский князь Игорь предпринял военный поход на земли Кончака. 12 мая 1185 года произошла битва князя Игоря с половецким ханом Кончаком на Диком поле (предположительно, близ нынешнего Славянска, Донецкая область), известная ныне по памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Битва закончилась полным разгромом русских и пленением самого Игоря. В плену Игорь пробыл недолго, еще до возвращения Кончака ему удалось бежать.
Объединительные тенденции половцев усилились при сыне Кончака – Юрие Кончаковиче. Однако объединению помешали удары русских дружин в начале 90-х годов ХІІ в.. Половецкие набеги на Русь прекратились. В конце ХІІ – в начале ХІІІ вв. В половецком обществе усилились процессы имущественного расслоения и феодализации. Эти процессы были прерваны монголо-татарским нашествием.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 319.