НЕОЛИТ (6-4 тыс. лет до н.э.)
Завершилась формирование техники обработки камня. Люди научились шлифовать, пилить, сверлить камень. Появляется воспроизводящее хозяйство (когда человек научился самостоятельно делать искусственные вещи: керамическая глина, ткацкий станок, гончарство, рало, борона)
Появляется пашенное земледелие и скотоводство, продуктивность которых была гораздо выше собирательства и охоты. Этот процесс получил название «неолитическая революция».
Общество испытывает глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира.
Население эпохи неолита Донбасса практиковало смешанную экономику: в лесной зоне по-прежнему занимались собирательством и охотой, в степной – земледелием и скотоводством.
Социальная форма жизни людей: племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой археологической культуры (бассейн Северского Донца, в междуречье Днепра
и Дона.
Археологическая культура – большая группа людей нескольких племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали каменные орудия, посуду и т.д.
Особой отраслью экономики донецких племен было изготовление кремниевых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Наш край был богат на месторождения кремня, здесь основывались кремне обрабатывающие мастерские (Артемовский, Константиновский районы, окрестности Краматорска). Кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.
В 1930 г. при строительстве завода «Азовсталь» был обнаружен могильник. В сжатые сроки археологи под руководством киевского археолога Н. Макаренко раскопали Мариупольский могильник. Это прямоугольная яма из 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, головные уборы, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабана. Здесь же найдены каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья, топоры, стрелы.
Все погребения были засыпаны охрой (охра – желто-коричневый или красно-бурый красящий глинистый материал). По поверьям древних, красная охра символизировала очищение и возрождение после смерти. Могильник являлся родовой усыпальницей общины, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе.
3. Донбасс в эпоху энеолита и бронзового века. Древнеямная, катакомбная, срубная культуры.
ЭНЕОЛИТ (4-3 тыс. лет до н.э.)
Это время полного перехода к земледелию и скотоводству. Состоялась специализация хозяйства, когда на одних территориях разводили скот (юг), на других – занимались земледелием.
На немногочисленных энеолитических поселениях находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Судя по найденным деталям узды, лошади уже использовались для верховой езды. В юго-западных районах Украины и Молдавии формируется знаменитая трипольская земледельческая культура.
Трипольская культура существовала с 1У тыс. до ІІІ тыс. до н.э.
Названа благодаря поселению с. Триполья на Киевщине, исследована чешским археологом В. Хвойкой. Занимала территорию Правобережной Украины, Молдавии, Румынии. До сегодняшнего дня остаются
противоречивыми вопросы происхождения (большинство ученых относят
эти племена к Балканским земледельческо-скотоводческим племенам), расселения (от Словакии и Румынии до Слободской Украины) и периода существования (нач. ІУ – кон. ІІІ ст.. до н.э.) Если провести историческую паралель – это епоха строительства пирамид в Египте.
В Донбассе основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. Донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета, энеолитические изделия из донецкого кремня доходят до Днепра. В энеолите и бронзовом веке сформировалась индоевропейская общность, включающая в себя предков многих современных народов Евразии.
В конце энеолита впервые появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь, которая называется курганом. Как
правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Сейчас сохранилось около 6 тыс. курганных насыпей.
Научное исследование их началось более 100 лет назад. Заметный вклад внесли исследования выдающегося российского археолога В. Городцова. Он заметил разницы в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России.
Древне ямные захоронения совершались в обычных ямах и перекрыты деревянным настилом или каменными плитами. Катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру – подбой. Туда помещался умерший, вход перекрывался плахами или каменной плитой. В срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).
ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА
Древне ямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется ХХУ-ХХІ вв. до н.э. Древнеямники
занимались в основном скотоводством. К этому времени закончился процесс
формирования стада домашних животных (бык, лошадь, коза, овца и свинья).
Были известны большие деревянные повозки, куда впрягались быки и
перекочевывали от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось
земледелием, однако его удельный вес был невысок. В погребальных захоронениях находят глиняные сосуды яйцевидной формы, орнамент выполнен оттиском шнура. Здесь же находят наконечники копий, костяные гарпуны, крупные булавки, бронзовые бусы и украшения.
Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами.
КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА
К индоевропейцам относят и племена катакомбной культуры, которые существовали на обширных просторах Левобережья в ХХІІ – ХУІІ вв. до н.э.
Хозяйство, быт и образ жизни был таким же пастушеским, как и у предшественников. Погребальный обряд отличался от всех остальных большой пышностью и требовал больших затрат. Умершего клали в скорченном положении как в утробе матери на камышовую подстилку или
коврик, рядом помещали несколько красивых орнаментированных оттиском
шнура сосудов с плоским дном, кусочки охры, глиняные курильницы (чаша
для благовония) бронзовые ножи, украшения.
Иногда в череп погребенного вставляли глиняные модели глаз, носа, рта и ушей. По поверьям тех времен, душа такого «запечатанного» со всех сторон черепа не могла вернуться в мир живых. Сверху насыпали большой земляной курган. Особенно много катакомбных могил в Славянском и Артемовском районах Донецкой области.
Древнеямные и катакомбные племена находились на таком уровне общественного развития, когда из массы рядовых общинников выделяются наиболее авторитетные воины и сосредотачивают в своих руках власть.
Социальная и имущественная дифференциация хорошо видна по погребальным сооружениям.
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
В ХУ в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологический культуры.
Они полностью освоили донецкие степи, культура хорошо изучена по раскопкам поселения у поселка Безыменное Новоазовского района.
Экономика срубного общества была основана на земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным, в некоторых районах применялась простая соха. Основной
культурой был ячмень. Урожай собирался серпами из бронзы, зерно хранили
в больших глиняных сосудах до 10-12 литров, зерно растиралось на каменных зернотерках. Животноводство было в основном придомным, разводили в основном быков и овец.
Экономика определяла оседлый образ жизни, проживали в больших
поселках на берегах рек и озер. Для строительства жилищ использовали деревянных плахов делали котлованы и наземные стены, крыши двускатные (в южных районах использовали каменные плиты, дерновые кирпичи, крыши из тростника) В жилище оставлялась земляная ступенька, покрытая деревянным настилом (нары или лежаки). В центре был открытый очаг, в зимнее время на них готовили пищу, плавили бронзу.
Срубные мастера были прекрасными гончарами, посуда плоскодонная из местной глины, обжигали на костре. Срубники делали разные вещи из кости, умели производить кожи разных сортов. Особое значение занимала
металлургия бронзы. Карьеры располагались в Артемовском районе, здесь же временные поселки горняков-металлургов. Отливали разнообразные изделия, которые распространялись в Подонцовье, Приазовье и попадали к северным племенам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 752.