Тренировочный процесс имеет вполне определенные закономерности. Прежде всего этот процесс должен придерживаться ряда принципов. Хотя спортивное совершенствование спортсмена представляет собой непрерывный процесс, в нем, на самом деле, имеется целый ряд циклов, каждый из которых подчинен своей внутренней логике. Так как жизнь человека протекает в рамках трудовой недели и все физиологические процессы четко подчинены недельному циклу, то и в тренировочном процессе выделяют микроциклы. Из микроциклов складываются мезоциклы, то есть средние циклы продолжительностью 3-6 недель. Круглогодичная тренировка спортсмена представляет собой годичный макроцикл. А весь процесс совершенствования спортсмена от начала занятий избранным видом спорта и до его завершения, представляет собой многолетний цикл тренировки. В основе планирования всех перечисленных циклов тренировки (микро-, мезо- и макроциклов) лежат закономерности развития спортивной формы. Для построения тренировочного процесса несомненный интерес представляет соотношение длительности подготовительного и соревновательного периодов, потому что от этого, прежде всего, зависит построение всего годичного цикла и отдельных периодов. Создание рациональных тренировочных нагрузок определенной интенсивности в подготовительном периоде, направленных на воспитание выносливости, в наибольшей степени предопределяет динамику спортивного результата в соревновательном периоде [20, 48]. Эффективность тренировочного процесса во многом определяется рациональным распределением средств различной направленности, как в годичном цикле, так и в составляющих его периодах. Тренировка должна быть направлена к максимуму достижений и разрабатываться индивидуально для каждого спортсмена. В этом принципе заложено основное отличие спорта от занятий физической культурой. Спорт всегда нацелен на достижение предельных для каждого спортсмена результатов. А это в свою очередь невозможно достигнуть без глубокой специализации спортсмена. Работа же на пределе физических возможностей требует индивидуального подхода к каждому спортсмену. Общая и специальная подготовка должна строиться как единое целое. На одних этапах совершенствования спортсмена преобладает общая подготовка, на других - специальная. Но оба эти вида подготовки должны быть взаимосвязаны дополняя друг друга. Тренировочный процесс должен быть непрерывным. Непрерывность обеспечивается взаимосвязанностью всех циклов тренировки (микро-, мезо- и макроциклов) в многолетнем тренировочном процессе. Для достижения высоких результатов в спорте, в настоящее время, необходимо соблюдать уплотненный режим тренировок: пяти - двенадцатиразовые тренировки в неделю. Нагрузки в спортивной тренировке должны нарастать постепенно. Это связано с физиологией человеческого организма. Резкое увеличение нагрузок при недостаточных функциональных возможностях спортсмена, могут привести к перетренированности. В то же время весь тренировочный процесс должен быть направлен к выполнению максимальных тренировочных нагрузок, так как именно нагрузки близкие к предельным и приводят к увеличению функциональных возможностей спортсмена. Максимальные нагрузки позволяют достигать эффекта перехода количества в качество, или «скачков» в функциональных возможностях спортсмена. Таким образом в динамике тренировочных нагрузок сочетаются две, на первый взгляд несовместимые тенденции - постепенность и скачкообразность. После каждого скачка необходима фаза стабилизации. На организм человека действуют десятки биологических ритмов и волн: суточные, недельные, месячные, годичные, смена фаз луны и солнечные вспышки, погодные циклоны и антициклоны, и др. Волнообразность динамики нагрузки является одним из основополагающих принципов в построении тренировочного процесса. Правила создания рациональной структуры тренировочных нагрузок круглогодичного цикла. 1. Чем быстрее набирается спортивная форма, тем быстрее она утрачивается. И наоборот, чем продолжительнее подготовительный период, тем дольше спортсмен может сохранять пик формы. 2. Чем больший объем нагрузок выполнен спортсменом в подготовительном периоде круглогодичного цикла, тем больший объем соревновательных нагрузок он сможет выдержать. 3. При планировании нагрузок в круглогодичном цикле следует придерживаться определенной последовательности. В начале подготовительного периода увеличивается объем общефизических нагрузок (ОФП), потом специальных (СФП), далее нарастает объем технической подготовки, тактической и психологической. В начале круглогодичного цикла нарастают объемы нагрузок, которые выходят к своему пику во второй половине подготовительного периода. Выйдя на пик объемов нагрузки следует начинать выводить на пик интенсивность тренировочных нагрузок. Способность выдерживать нагрузки предельные по объему и интенсивности является достаточно надежным показателем уровня спортивной формы. 4. Если спортсмен вышел на пик формы и она, пройдя фазу стабилизации, начала утрачиваться, то не надо пытаться ее удержать силой. Лучший вариант - дать «форме» возможность частично утратиться, а затем, создав своеобразный эффект восстановления, снова перейти к фазе приобретения формы, увеличивая тренировочные нагрузки и их интенсивность. Другими словами, не стоит «дожимать» утрачиваемую форму, следует использовать цикличный характер приобретения и утраты спортивной формы. Использовать своеобразный разгон на спуске (при утрате формы) для подъема на новый пик формы. 5. Если в предыдущем сезоне спортсмен не выходил на пик формы (из-за травмы или пропуска сезона), то в новом сезоне ему потребуется выполнить гораздо больший объем тренировочных нагрузок для достижения этого состояния. И наоборот, если предыдущий сезон был успешным, спортсмен вышел на пик формы и сохранял ее длительное время, то в новом сезоне ему потребуется для выхода на пик форма гораздо меньше усилий. 6. В многолетней тренировке наблюдается своеобразный эффект «остаточной трансформации». Он характеризуется тем, что организм сохраняет приобретенные качества в течение определенного времени. Если эти качества, например сила, приобретались в течение одного года, то они утрачиваются достаточно быстро. Если же они приобретались в течение 5-10 лет, то они и сохраняются естественно гораздо дольше [17, 39-40].
Выводы по главе
Тренировка профессионального спринтера является годичным циклом комплексного характера. С его помощью совершенствуется техническое мастерство и увеличивается физическая подготовленность спринтера. Каждый этап годичного цикла тренировочного процесса предполагает разрешение некоторых заранее поставленных задач.
Нагрузки в спортивной тренировке должны нарастать постепенно. Это связано с физиологией человеческого организма. Резкое увеличение нагрузок при недостаточных функциональных возможностях спортсмена, могут привести к перетренированности. В то же время весь тренировочный процесс должен быть направлен к выполнению максимальных тренировочных нагрузок, так как именно нагрузки близкие к предельным и приводят к увеличению функциональных возможностей спортсмена. Максимальные нагрузки позволяют достигать эффекта перехода количества в качество, или «скачков» в функциональных возможностях спортсмена. Таким образом в динамике тренировочных нагрузок сочетаются две, на первый взгляд несовместимые тенденции - постепенность и скачкообразность. После каждого скачка необходима фаза стабилизации. При тренировке высококвалифицированных спринтеров на преодоление коротких дистанций существует концентрация некоторых нагрузок, которые направлены на развитие различных способностей. Вся подготовка должна происходить в рамках круглогодичной тренировки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура годичной подготовки - это сопряженно-последовательная система организации тренировочных нагрузок, предусматривающая определенный порядок и очередность введения в тренировку объемов нагрузок разной направленности. Создания условий, при которых предыдущие нагрузки обеспечивают благоприятный морфо-функциональный, психологический фон для повышения тренировочного воздействия последующих. Эффективность тренировочного процесса во многом определяется рациональным распределением средств различной направленности, как в годичном цикле, так и в составляющих его периодах. Тренировка должна быть направлена к максимуму достижений и разрабатываться индивидуально для каждого спортсмена. В этом принципе заложено основное отличие спорта от занятий физической культурой. Спорт всегда нацелен на достижение предельных для каждого спортсмена результатов. А это в свою очередь невозможно достигнуть без глубокой специализации спортсмена. Работа же на пределе физических возможностей требует индивидуального подхода к каждому спортсмену. Эффективность тренировочного процесса так же во многом зависит от правильного использования нагрузок определенной направленности с учетом их совместимости и несовместимости, их соотношения и объема в занятиях, распределения занятий в тренировочных и предсоревновательных недельных микроциклах. Важно выявить особенности протекания адаптационных процессов при различных сочетаниях совместимых тренировочных программ в занятиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верхошанский Ю.В. Закономерности процесса становления спортивного мастерства // Теор. и практ. физ. культ., М., 1966.
2. Верхошанский Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теор. и практ. физ. культ., М., 1970.
3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985.
4. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле.// Теор. и практ. физ. культ. М., 1991.
5. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теор. и практ. физ. культ. М., 1993.
6. Верхошанский Ю.В. и др. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом. // Теор. и практ. физ. культ., М., 1982.
7. Верхошанский Ю.В., Виру А.А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам // физиология человека, М., 1987.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
9. Гречман В.В. Распределение тренировочных нагрузок скоростно-силового характера в подготовительном периоде тренировки высококвалифицированных спринтеров. - Канд.дисс. М., 1991.
10. Донской Д. Д. Спортивная техника. М, ФиС, 1967.
11. Дубинин Г.В. Методические приемы повышения экономичности бега на средние и длинные дистанции у спортсменов. Канд. дис. М.,1988.
12. Жданович Л.Н. Зависимость динамики силовых возможностей квалифицированных бегунов на средние дистанции от распределения средств силовой подготовки в годичном цикле. Автореф. канд.дисс. Киев. 1986.
13. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле. Канд. дисс. М., 1982.
14. Легкая атлетика. Учеб. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Вороникина. - М: ФиС, 1989.
15. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.
16. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам //Очерки по теории физической культуры. - М.:ФиС, 1984.
17. Матвеев Л.П. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию //Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФКов. - М.: ФиС, 1991.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. - М., 1991.
19. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. М., 1988.
20. Моделирование системы построения тренировки в годичном цикле. Научная информация. Научн. ред. Ю.В. Верхошанский - М., 1979.
21. Нарскин Г.И. Структура тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности квалифицированных бегунов на средние дистанции в годичном цикле тренировок. Автореф. канд. дисс. Минск, 1988.
22. Полунин А. Как быстро следует бегать // Легкая атлетика. М., 1990 №11.
23. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. - М.: Олимпия Пресс, Тера Спорт, 2002.
24. Сиренко В.А. Построение круглогодичной тренировки на основе учета взаимосвязи динамики развития функциональной подготовленности и специальной выносливости бегунов на средние дистанции. // Теор. и практ. физ. культ. М., 1990.
25. Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации. Принципы построения тренировки в годичном цикле. Сост. и научн. ред. Ю.В. Верхошанский - М., 1980.
26. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М., 1980.
27. Спортивная физиология: Учебник для ИФКов. /Под ред. Я.М. Коца. - М.: ФиС, 1986.
28. Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимп. резерва. - М., 1997-416 с/ под ред. Ф.П. Суслова.
29. Теория спорта, (под ред. В.Н. Платонова). Киев, 1987.
30. Учение о тренировке (под общ. ред. Д. Харре). - М., ФиС, 1971.
31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». - М.: «Академия», 2002.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 364.