Построение тренировочного процесса у спринтеров высокой квалификации  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Макроцикл представляет собой тренировочный цикл подготовки спринтера, связанный с развитием, становлением, а также временной утратой спортивной формы спортсмена; при этом каждый отдельный макроцикл включает в себя законченный ряд следующих друг за другом периодов, мезоциклов и этапов подготовки. Макроциклы по своему временному показателю могут быть годичными, многолетними или полугодичными.  Рассказывая о построении тренировочного процесса в многолетних макроциклах, необходимо выделить четырехгодичный, или как его еще называют Олимпийский, цикл подготовки. Если говорить о спринтерах высокой квалификации, то к основным соревнованиям четырехлетнего макроцикла относятся Олимпийские игры, а для молодых спринтеров - различные спартакиады, проводящиеся раз в четыре года. В этом случае построение тренировочного процесса спринтера может иметь несколько различных вариантов, всего их четыре и планирование тренировочного процесса зависит в основном от квалификации и спортивного стажа бегуна. Рассматривая вопрос о построении тренировочного процесса в годичном макроцикле, следует отметить, что варианты могут быть одноцикловыми, двухцикловыми или трехцикловыми, в зависимости от количества основных стартов спринтера в пределах одного года спортивной подготовки. При этом каждый цикл подготовки состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. В свою очередь каждый из периодов имеют свою специфику и направленность [22, 37].                           Подготовительный период тренировки спринтера представляет собой фундаментальный цикл подготовки, который в свою очередь подразделяется на два крупных этапа, первый из которых - общеподготовительный, а второй – специально подготовительный.                                       Общеподготовительный этап также носит название базового, и из этого понятно, что именно на данном этапе спортивной подготовки спринтера закладывается фундамент всех важных качеств, которые необходимы в спортивной деятельности бегуна. На протяжении общеподготовительного этапа подготовки спортсмена ставится несколько основных задач: совершенствование физических качеств, которые лежат в основе высоких достижений спринтера, повышение общего уровня подготовленности бегуна, а также изучение и совершенствование новых упражнений высокой сложности по своему техническому исполнению. Длительность общеподготовительного этапа подготовки зависит от цикличности и напряженности соревновательного периода на протяжении всего года и составляет приблизительно 6-9 недель.              Если говорить о конкретных мезоциклах в подготовительном периоде, то стоит сказать, что состоит он из двух - трех мезоциклов. Первый мезоцикл, длительность которого 2 - 3 микроцикла, - втягивающий и является подготовительным к дальнейшим нагрузкам высокой интенсивности и большого объема беговой работы. Второй мезоцикл, протяженность которого 3 - 6 недель, - базовый. Направлен он на решение основных задач данного этапа спортивной подготовки бегуна-спринтера. В это время продолжается увеличение объема тренировочной нагрузки с «мягким» повышением интенсивности выполнения отдельных упражнений [30, 47].                          Второй этап подготовительного периода - специально подготовительный. Здесь объемы тренировочной работы достигают своего максимума и стабилизируются. Одновременно с этим повышается напряженность тренировочного процесса за счет увеличения интенсивности работы во время тренировок спринтера, решаются задачи по физической и тактико-технической подготовке бегуна. Продолжительность специально подготовительного этапа подготовки составляет 2 - 3 мезоцикла.                                               Основной период, ради которого спринтер осуществляет свою многолетнюю подготовку. Именно в данное время бегун начинает выполнять отдельные упражнения и тренировки в максимальном режиме и высокой интенсивности. Построение соревновательного периода зависит от цикличности проведения соревнований. Так если спринтер планирует выступать в крупных соревнованиях зимой и летом, то планируется соответственно два соревновательных периода, которые могут быть неравноценными по своей протяженности и напряженности. Как правило, каждый соревновательный период включает в себя 2 - 3 крупных старта, остальные же в большинстве случаев являются подводящими, ведь от соревнования к соревнованию спортивная форма спринтера улучшается, достигая пика к главных стартам.                                                   Общепринято соревновательный период спринтера делить на этап ранних стартов и этап непосредственной подготовки к основному соревнованию. Этап ранних стартов также называется развитием спортивной формы. Во время этого этапа, который длится 4 - 6 микроциклов, решаются задачи по выводу организма бегуна в состояние максимальной спортивной формы и совершенствованию необходимых тактико-технических навыков.                   Во время этапа непосредственной подготовки спринтера к главному старту также решается немало задач:                                                                     -   восстановление работоспособности после отборочных соревнований, дающих право участия на крупнейших спортивных форумах,                               -     совершенствование спортивной формы,                                                   - моделирование в тренировочных условиях соревновательной деятельности,                                                                                                   - поддержание психической готовности к стартам на необходимом уровне и многие другие.                                                      Продолжительность соревновательного периода обычно находится в пределах 6 - 8 недель и состоит из 2 мезоциклов, первый из которых по своей суммарной нагрузке значительно превосходит второй, а второй, в свою очередь, решает вопросы подведения спринтера к участию в соревнованиях в максимальной спортивной форме.                                                                   Главные задачи переходного периода - полное физическое и психологическое восстановление спринтера после годичного цикла подготовки и участия в соревнованиях. В связи с этим используются различные формы активного отдыха, позволяющие полностью «разгрузиться» спортсмену. При этом важно помнить, что необходимо удерживать спортивную форму на определенном уровне, что, в свою очередь, позволит бегуну начать работу в подготовительном периоде следующего годичного цикла спортивной подготовки не в состоянии полной детренированности, а имея определенный «багаж», заложенный перенесенными нагрузками прошедшего сезона. Переходный период длится на протяжении 2 - 5 недель. Продолжительность его определятся целым рядом факторов: квалификацией спринтера, протяженностью и напряженностью соревновательного периода, системой индивидуальной подготовки и другими. Тренировка во время переходного периода по сравнению с подготовительным имеет значительно меньшую напряженность, а суммарный объем работы снижается в три раза. Одновременно с этим может проводиться всего несколько тренировок в неделю, ведь основная задача данного этапа спортивной подготовки спринтера - разгрузка и отдых.                                                                                                В это время многие специфические упражнения, сложные по своему техническому исполнению, могут заменяться спортивными играми и активными формами отдыха. В конце переходного периода соотношение отдыха и тренировочной работы начинает изменяться в пользу увеличения объема тренировочной нагрузки, таким образом, данный этап подготовки бегуна плавно перетекает в начало подготовки к следующему соревновательному сезону: подготовительному периоду [16, 20-23].               Если переходный период был выполнен грамотно, то спринтер начинает выполнять тренировочную работу на фоне полного физического и эмоционального восстановления, причем, его спортивная форма должна превосходить форму прошлого сезона на том же этапе спортивной подготовки.  Одним из важнейших вопросов успешного управления тренировочным процессом, путей повышения эффективности подготовки спортсменов является поиск рациональных форм планирования тренировочных нагрузок в структурах годичной и многолетней подготовки спринтёров.                                                 От научно-обоснованного планирования содержания отдельных тренировочных занятий, тренировочных и предсоревновательных недельных микроциклов, мезоциклов, макроциклов годичной подготовки зависит уровень и время достижения планируемых спортивных результатов.                     Структура годичной подготовки - это сопряженно-последовательная система организации тренировочных нагрузок, предусматривающая определенный порядок и очередность введения в тренировку объемов нагрузок разной направленности. Создания условий, при которых предыдущие нагрузки обеспечивают благоприятный морфо-функциональный, психологический фон для повышения тренировочного воздействия последующих.                   Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от правильного использования нагрузок определенной направленности с учетом их совместимости и несовместимости, их соотношения и объема в занятиях, распределения занятий в тренировочных и предсоревновательных недельных микроциклах. Важно выявить особенности протекания адаптационных процессов при различных сочетаниях совместимых тренировочных программ в занятиях.

 

Выводы по главе

Нагрузка и отдых — это два составных элемента тренировки, с помощью которых формируется и тренированность спортсмена, и все его физические качества (сила, выносливость, скорость и др.). Под действием нагрузки расходуется рабочий потенциал организма и возникает утомление. Это стимулирует восстановительные процессы.

Один из основных принципов спортивной тренировки заключается в непрерывности тренировочного процесса.

Динамика тренировочных нагрузок в годичном цикле изучается методом повторных нагрузок. Оценка дается с учетом результатов проделанной работы и степени сдвигов в функциональных показателях. По изменению биохимических показателей можно судить о направленности тренировочных занятий и тем самым управлять тренировочным процессом. Результаты обследования спортсменов заносятся в протоколы. На их основе дается заключение о переносимости тренировочной нагрузки, в котором указывается какое воздействие оказывает проведенное занятие, соответствует ли нагрузка периоду подготовки, дается оценка уровня функциональных возможностей, вносится коррекция в планы тренировок.

Одним из важнейших вопросов успешного управления тренировочным процессом, путей повышения эффективности подготовки спортсменов является поиск рациональных форм планирования тренировочных нагрузок в структурах годичной и многолетней подготовки спринтеров.                                           От научно-обоснованного планирования содержания отдельных тренировочных занятий, тренировочных и предсоревновательных недельных микроциклов, мезоциклов, макроциклов годичной подготовки зависит уровень и время достижения планируемых спортивных результатов.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 348.