4.1 Основными целями проведения сертификации систем качества являются:
- подтверждение соответствия системы качества требованиям, установленным ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003 или иными документами на системы качества;
- подтверждение заявленных поставщиками возможностей стабильно выпускать продукцию (услуги) запланированного качества в установленные контрактами (договорами) сроки и в запланированных объемах [3] ;
- создание объективных оснований для принятия соответствующих решений по сертификации продукции;
- создание уверенности у потребителей продукции (услуг), руководства поставщиков и других заинтересованных сторон в возможности поставщиков обеспечить продукцией (услугами), соответствующей установленным требованиям.
4.2 При наличии сертификации соответствия системы качества контроль стабильности функционирования системы качества, в том числе характеристик продукции, осуществляется путем инспекционного контроля сертифицированной системы качества.
4.3 Работы по сертификации систем качества проводят аккредитованные органы по сертификации систем качества и эксперты по сертификации.
4.4 Если сертификация систем качества предусмотрена в международной системе сертификации, она проводится по правилам этой системы.
Глава 5. Объекты проверок.
5.1 Объектами проверки и оценки системы качества являются:
- деятельность по обеспечению качества;
- состояние производства (производственной системы);
- качество продукции (услуги).
5.1.1 Проверка и оценка деятельности по обеспечению качества.
Деятельность по обеспечению качества заявителя проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003 согласно заявленной модели.
Сертификация может быть проведена на соответствие иному заявленному документу при условии, что орган по сертификации систем качества аккредитован на право проведения таких работ (например, OS 9000 [9], ГОСТ Р ИСО 14001 и др.).
5.1.2 Проверка и оценка состояния производства (производственной системы). Состояние производства (производственной системы) оценивают:
- согласно требованиям к элементам производства по ГОСТ Р ИСО 9001 (4.8—4.16; 4.20) и отраслевых нормативов и правил;
- по качеству изготовления продукции на соответствие показателям, принятым в организациях (коэффициент дефектности или сортности, сдача продукции с первого предъявления, рекламации и пр.).
Примечание—В зависимости от вида продукции и пожеланий заявителя к проверке и оценке систем качества, в том числе производств, могут быть предъявлены дополнительные специфические требования, соответствующие нормам Госгортехнадзора России, Госатомнадзора России, Минздрава России, ASME , API , DIN , МЭК или Jp . [4]
5.1.3 Проверка и оценка качества продукции (услуги).
Качество продукции (услуги) оценивают на основе:
- данных о контроле и испытаниях продукции в процессе производства;
- данных о качестве, полученных от потребителей, обществ потребителей, торговых организаций;
- данных о качестве, полученных от территориальных органов Госстандарта России, Минздрава России и других организаций, осуществляющих контроль.
Если в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством к продукции (услуге) предъявляют обязательные для соблюдения требования, установленные государственными стандартами или другими нормативными документами, то при сертификации систем качества проверяют способность организации обеспечивать соблюдение этих требований.
Сертификация систем качества не предусматривает специально запланированных испытаний, анализов или измерений показателей качества продукции. Если у членов комиссии возникают сомнения в качестве продукции или достоверности проводимых испытаний, эксперты могут участвовать в испытаниях продукции, проводимых проверяемой организацией.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 196.