Контрольный этап эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель контрольного этапа эксперимента – определить влияние коррекционных занятий на развитие общения дошкольников старшей группы.

Дети на начальном этапе имели слабовыраженные операциональные и мотивационные умения, что не позволяло им приблизиться к полноценному общению со сверстниками. Проведенные 5 – 8 занятий проявили тенденцию к устранению трудностей. Дополнительные 8 занятий значительно повысили игровые умения, развили мотивы совместной деятельности, приблизившись к уровню детей с высокими показателями. Зависимость роста показателей от качества обучающих занятий отражена на графике.

Наиболее ярко положительные умения проявились в характере детей.

1. Максим Ю., 5 лет 7 мес.

Первоначально испытывал трудности мотивационного характера, играл один, не испытывая потребности в совместной игре со сверстниками.

Начиная с третьего занятия у мальчика наблюдается слабый интерес к игре сверстников. На шестом занятии отвечает на приглашение к совместной игре Ромы З. После 10 занятия впервые предлагает совместную игру. После двенадцатого занятия проявляет стойкий интерес к совместным играм.

2. Лида Т., 5 лет 2 мес.

Первоначально испытывала трудности операционального характера. Не владела игровыми умениями, отстаивая свою позицию в играх могла проявить физическую агрессию. После проведенных четырех занятий начинает действовать в игре более спокойно и сдержанно, начиная с шестого занятия осуществляет самостоятельное планирование игры и отбор игрового материала. После восьмого занятия проявляет организаторские умения. После десятого участвует в распределении ролей. После двенадцатого у девочки наблюдается стойкое подчинение игровым правилам, развивается способность адекватно разрешать возникающие в ходе совместной игры конфликты.

Данные положительные изменения наблюдаются у всех детей экспериментальной группы. Эти изменения прослеживаются и в развитии уровней общения.


Таблица 2.2 Уровни развития умений общения в группе 5 – 6 лет (контрольный этап)

Уровень

Характер умений

Операциональные Мотивационные
I Высокий 30% 27%
II Средний 70% 73%
III Низкий 0% 0%

 

Из таблицы 2.2 видно, что в ходе формирующих занятий большинство детей достигли среднего уровня общения. Детей, испытывающих трудности в этом процессе в экспериментальной группе на контрольном этапе практически нет.

Таким образом, проведенное нами исследование показало: при целенаправленном и системном применении коррекционных форм работы трудности в общении детей 5 – 6 лет возможно устранить, что подтверждает выдвинутое нами предположение и доказывается фактами, изложенными в курсовой работе.


Заключение

 

Экспериментально исследование показало, что в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки детского сада могут создаться условия, являющиеся «патогенными» для развития личности ребенка. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, его операциональной и мотивационной сторон, что способствует развитию трудностей в общении и последующему выпадению ребенка из совместной жизни дошкольной группы. Данные нашего исследования подтверждают существование трудностей общения, подробно описанных в работе А.А. Рояк (1988). Исследование, проведенное в современных условиях, показало, что проблема общения и в наше время стоит все так же актуально и остро. По-прежнему в детских садах существуют дети, испытывающие трудности в общении (нами выявлено 27% таких детей в группе 5 – 6 лет); по-прежнему на них мало обращают внимание педагоги и сверстники и по-прежнему они нуждаются в особых условиях развития.

Наш опыт показал, что в результате целенаправленной работы с такими детьми трудности их устранимы. В результате проведения шестнадцати специально организованных коррекционных занятий нам удалось добиться достижения 5% детей – высокого уровня общения, а 22% - среднего.

Следует помнить, что за видимыми симптомами скрываются более глубокие причины. Очень часто за малообщительностью и агрессивностью в поведении стоят:

¶ недостаточность развития игровых умений и навыков;

¶ наличие отрицательных мотивов взаимодействия со сверстниками или же их несформированность.

Следует обращать особое внимание как на детей, которые держатся в стороне от сверстников, не проявляя интереса к совместной деятельности, так и на детей, постоянно конфликтующих в игре. Наличие того или иного поведения может свидетельствовать о развитии у ребенка психологического конфликта (внутреннего или внешнего) и влечет за собой необратимые последствия.

Наше исследование в очередной раз подтверждает мнение о том, что воспитание и развитие в кругу сверстников в детском саду не является само по себе гарантом благополучия ребенка. Мы убедились, что ограничение возможностей ребенка в удовлетворении жизненно важной потребности в общении со сверстниками, реальное явление, которое необходимо учитывать при работе с детьми, поскольку трудности в общении 5 – 6-летних детей могут привести к глубоким дефектам в развитии личности.

Выявить детей с трудностями в общении помогут как методики, предложенные в данном исследовании, так и систематическое организованное наблюдение за поведением детей.

При обнаружении детей, испытывающих трудности в общении, необходимо тщательно продумать этапы работы с ними. Планируя коррекционную деятельность, необходимо предварительно создать условия для максимальной реализации возможностей детей. Возникновению интереса к игровой деятельности со сверстниками способствуют такие приемы, как совместные прогулки, экскурсии, изготовление атрибутов к коллективным играм, поощрения речевых успехов отдельных детей. Следует всячески поощрять изменения в поведении таких детей, воспитывать и развивать их не только в специально организованной деятельности, но и в реальных, жизненных ситуациях, в свободной игровой деятельности.

Необходимо помнить, что только при целенаправленном и системном применении коррекционных форм работы трудности в общении детей возможно устранить.



Список литературы

 

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в общении детей. – М.: Ось-89, 1999. – 224 с.

2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Владос, 1999. – 176 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная пед.академия, 1995. – 328 с.

4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Сост. А.Н. Леонтьев. – М.: АПН РСФСР, 1948. – 286 с.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 74.

6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

7. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник. – М.: Модэк, 1998. – 256 с.

8. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 192 с.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и о психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. – М.: Педагогика, 1991. – 150 с.

11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Модэк, 1997. – 383 с.

12. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1999. – 240 с.

14. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.

15. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М.: Педагогика, 1977. – 208 с.

16. Популярная психологическая хрестоматия / Сост. Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1990. – 190 с.

17. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1978. – 360 с.

18. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.

19. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.

20. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. - 120 с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1946. – 592 с.

22. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: Инфра, 2000. – 224 с.

23. Рузская А.Г. Общение детей со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. 1974. № 6. С. 50.

24. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76.

25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.



Приложение 1


Анкета для воспитателей

«Особенности общения и отношений ребенка со сверстниками»

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты, необходимой для составления характеристики на ребенка из вашей группы                            

Заранее благодарим за помощь нашему исследованию.

1. Укажите качества, которые наиболее ярко проявляются в характере ребенка при общении со сверстниками (доброта, уступчивость, авторитарная тенденция и т.п.).

2. Конфликтует ли со сверстниками? По поводу чего?

3. Часты ли проявления упрямства, излишней самоуверенности?

4. Оцените способности и умения ребенка в продуктивной деятельности (в конструировании, художественном творчестве при работе на занятиях).

5. Выберите из перечисленных занятий наиболее привлекательное для этого дошкольника:

а) ручной труд; в) игра;

б) рисование; г) другое.

6. Оцените способности и умения ребенка в игре:

а) умеет строить и реализовывать сюжет;

б) понимает замысел игры;

в) умеет организовывать игру;

г) участвует в распределении ролей;

д) подчиняется игровым правилам.

7. Какие роли в основном принимает:

а) главные;

б) второстепенные.

8. Подчеркните наиболее предпочитаемые дошкольником игры:

а) подвижные;

б) сюжетно-ролевые;

в) другие виды.

9. В каких играх чаше принимает участие:

а) одиночных;

б) парных;

в) коллективных

10. По вашему мнению, можно ли отнести к категориям малообщительных или конфликтующих детей (если «да», то которой из них и почему?).

Благодарим Вас за ответы.




Приложение 2

 

Протокол количественной обработки данных по методике «Особенности общения в совместной игровой деятельности детей 5 – 6 лет»

 

Таблица 1 Развитие операциональных умений в совместной игровой деятельности (констатирующий этап)

№ по списку Список детей Форму-лировка целей игры Пла-ниро-вание Выбор средств для дости-жения цели Расп-редел-ение обязан ностей Соблю-дение правил игры Самоконт роль Оцека хода и резуль-тата Общее коли-чество баллов Уровень
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Аня П. 1 0 1 0 0 0 1 3 Низкий
2 Максим Ю. 0 2 2 0 1 2 2 9 Средний
3 Настя С. 2 2 2 1 1 0 0 8 Средний
4 Света С. 1 0 2 0 1 2 1 7 Средний
5 Рома З. 0 0 1 1 0 0 2 4 Низкий
6 Лида Т. 0 0 0 1 0 0 1 2 Низкий

* Уровень (в баллах): низкий – 0 – 4, средний – 5 – 9, высокий – 10 – 14

 


[1] Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.

[2] Осипова А.А. Психологическая коррекция. – М.: Сфера, 2000. – 512 с.

[3] Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к исследованию детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, 1966. – 510 с.

[4] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6, С. 74 – 75.

[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1946. – 592 с.

[6] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

[7] Рояк А.А. Психологический конфликт. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.

[8] Общение детей в детском саду / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – С. 78 – 80.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 174.