Методы исследования детей 5 – 6 лет, испытывающих трудности в общении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целью нашего исследования является выявление возможностей коррекции общения детей 5 – 6 лет в условиях детского сада.

Для достижения цели ставились задачи:

1. Выявить трудности в общении детей старшей группы.

2. Определить оптимальные подходы коррекционной работы с детьми 5 – 6 лет, испытывающими трудности в общении.

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В соответствии с поставленными в работе целями мы использовали группу методов. Нас интересовало прояснение причин возникающих при этом трудностей. На основании этого мы считаем наиболее целесообразным использовать следующие диагностические методы.

1. Беседа с воспитателями с использованием анкеты «Особенности общения и отношений ребенка со сверстниками» (по разработанным нами вопросам) с целью выявить причины трудностей в общении со сверстниками и подтвердить результаты, полученные в социометрическом эксперименте.

Анкета включает вопросы, подобранные на основе данных, изложенных в психологической научной литературе (Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, 1990; А.А. Рояк, 1988) и затрагивает как личностные характеристики, приводящие к возникновению конфликтов, так и операциональные и мотивационные аспекты (приложение 1).

По результатам анкетирования были составлены краткие характеристики на исследуемую группу детей, испытывающих трудности в общении.

2. Метод наблюдения.

Наше наблюдение, проводимое в естественных условиях без вмешательства в ситуацию, имела систематический, но выборочный характер. Мы обращали внимание на действия, речевые высказывания и эмоциональные реакции детей, то есть те показатели, которые позволяют определить малообщительность или конфликтность в поведении детей, а также сформированность операциональных и мотивационных умений.

Фиксация результатов проводилась в процессе наблюдения. Мы старались быть максимально объективными, чтобы не исказить реальные события, характеризуя естественное поведение отдельных детей в совместной игровой деятельности.

Всего было проведено 90 наблюдений.

Данные, полученные в ходе наблюдения анализировались в соответствии с критериями, предложенными Т.А. Репиной для изучения общения дошкольников.[8] Для упрощения обработки каждый из параметров был переведен в баллы:

¶ Ответ «а» оценивался в 2 балла.

¶ Ответ «б» - в 1 балл.

¶ Ответ «в» - 0 баллов.

Методика представляет собой две схемы оцениваемых критериев общения.

Схема 1. Взаимоотношения со сверстником в игровой деятельности

1. Отношение к сверстнику:

а) относится к ровеснику как равноправному партнеру;

б) рассматривает ровесника как помеху в деятельности или способ удовлетворения своих интересов;

в) не замечает или конфликтует.

2. Интерес к деятельности другого ребенка:

а) интерес устойчивый, стремится к партнерству;

б) наблюдает за сверстником эпизодически;

в) не интересуется игрой другого.

3. Оказание помощи сверстнику:

а) помогает по своей инициативе;

б) помогает по просьбе взрослого или товарища;

в) помогает неохотно или отказывает в помощи.

4. Учет мнения партнера:

а) считается с мнением других детей;

б) старается навязать свое мнение;

в) отстаивает свое мнение путем физических воздействий или санкций («Не буду играть» и прочие).

5. Отношение к успехам и неудачам ровесника:

а) относится адекватно (в случае успеха – радуется, в случае неудачи – предлагает помощь);

б) замечает только положительное или только отрицательное;

в) относится безразлично.

6. Управление деятельностью сверстника:

а) дает советы;

б) отдает распоряжения, не объясняя их смысла;

в) критикует ровесника или не участвует в управлении.

7. Соотношение инициативных и реактивных проявлений в адрес товарища в сюжетно-ролевых играх:

а) воздействует на других инициативными высказываниями;

б) чаще сам выступает как объект воздействия;

в) воздействует на других физически или же избегает контактов в игре.

8. Реакции на воздействие со стороны сверстника:

а) соглашается, если сверстник прав;

б) меняет содержание или способ выполнения действия, не отстаивая своего мнения;

в) не соглашается, если мнение другого не совпадает с его, проявляет агрессию или же прекращает выполнять действие, игру.

9. Решение спорных вопросов:

а) разрешает сам, воздействуя тактично, с помощью речи;

б) разрешает конфликт, призывая взрослого или другого ребенка;

в) критикует ровесника, воздействует на него физически.

Схема 2. Особенности организации и протекания игровой деятельности

1. Формулировка цели деятельности:

а) предлагает цель и договаривается о ней с товарищами;

б) принимает цель от сверстника;

в) принимает собственную цель.

2. Планирование игры:

а) планирует для начала деятельности;

б) в процессе игры;

в) соглашается с планом сверстника.

3. Выбор средств для достижения цели:

а) выбирает самостоятельно до начала игры;

б) выбирает средства в процессе деятельности;

в) действует путем «проб и ошибок».

4. Распределение обязанностей:

а) предлагает роль, учитывая интересы товарищей;

б) навязывает роли, исходя из своих интересов;

в) не принимает участия в распределении ролей, подчиняется требованиям сверстника.

5. Соблюдение правил игры:

а) не нарушает правил сам и следит за их выполнением другими детьми;

б) сам не нарушает правил, при невыполнении их другими меняет ролевую позицию;

в) не замечает нарушений

6. Самоконтроль:

а) замечает свои ошибки и исправляет их;

б) исправляет недостатки при напоминании или товарищей;

в) не замечает своих ошибок и не желает исправлять их.

7. Оценка хода и результата игры:

а) осознает коллективный результат, оценивает совместную деятельность;

б) понимает, что цель достигнута общими усилиями, но при оценке качества деятельности опирается только на свое участие в работе;

в) осознает только индивидуальный результат.

Разделение методики изучения общения на две схемы позволяет отследить причины возникновения трудностей.

Так, схема 1 «Особенности организации и протекания игровой деятельности» характеризует развитие операциональных умений.

Схема 2 «Взаимоотношения со сверстниками в игровой деятельности» раскрывает причины мотивационных трудностей.

Полученные результаты были выражены в процентном отношении.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.