Констатирующий этап эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Констатирующий этап эксперимента осуществляется поэтапно. Чтобы проследить причины трудностей в общении, был организован первый этап констатирующего эксперимента – беседа с воспитателями с использованием анкеты «Особенности общения и отношений ребенка со сверстниками» (приложение 1).

Анкетирование подтверждает факты, что природа возникновения малообщительности и конфликтности лежит именно в недостаточном развитии операциональных и мотивационных умений. В ходе нашего исследования также обнаружены эти две группы трудностей.

Так, к группе испытывающих трудности мотивационного характера можно отнести малообщительных детей, а также открыто конфликтующих детей с эгоистической направленностью.

К группе испытывающих трудности операционального характера – детей с недостаточной развитостью игровых навыков и умений.

Приведем наиболее показательные характеристики на детей, испытывающих трудности того или иного типа.

1. Максим Ю., 5 лет 7 мес.

Добрый и спокойный мальчик. Со сверстниками не конфликтует. Наиболее любимым занятием является рисование, ему он отводит большую часть времени. Играет в основном один, подбирая для игр интересный материал. Случается так, что некоторые дети, заинтересовавшись созданной Максимом игровой ситуацией, стремятся завязать с ним совместную игру. Если такая игра и образуется, то очень кратковременная. Максим, имея богатое воображение в построении сюжета, идет на контакт неохотно, отмалчивается, уединяется, идет рисовать.

Мы отнесли этого дошкольника к категории малообщительных детей, испытывающих трудности мотивационного характера.

2. Лида Т., 5 лет 2 мес.

Подвижная, неусидчивая девочка. Не всегда доводит начатое дело до конца, слушает невнимательно. Наиболее привлекательным занятием является игра. Однако, и в ней способности невелики. Не умеет строить и реализовывать сюжет. При распределении пытается занять ведущее место, но если дети настаивают, чтобы был другой организатор, соглашается.

Второстепенные роли достаются Лиде потому, что ее игровые навыки развиты слабо, и самостоятельно организовать игру ей не удается. Иногда, отстаивая свое мнение, проявляет физическую агрессию. В группе детьми пренебрегается. Мы отнесли девочку к группе открыто конфликтующих детей с операциональными трудностями.

Таким образом, всех исследуемых детей, испытывающих трудности в общении, можно разделить на 2 группы.

I. Дети, испытывающие трудности мотивационного характера – 13,5%.

II. Дети, испытывающие операциональные трудности – 13,5%.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента – выявления критериев и уровней развития 5 – 6 лет мы применяли метод наблюдения. В ходе данного метода мы использовали схему анализа для изучения общения в детском саду, апробированную в лаборатории Т.А. Репиной. Результаты анализа данных представлены в приложении 2 в виде таблиц.

Так, из таблицы 1, характеризующей развитие операциональных умений, видно, что самый низкий уровень имеют 13,5% детей. Для данной категории характерно: неразвитость умения планировать игру, затруднения в выборе ролей для определенной игры, в выборе средств для достижения цели, несоблюдение игровых правил.

Таблица 2 позволяет заключить, что у такого же количества детей – 13,5% наблюдается неразвитость мотивов совместной игровой деятельности: дети либо не замечают сверстников, занимаясь своими делами, либо открыто конфликтуют с ними. Дети данной группы не умеют согласовывать собственные действия с действиями партнера, сотрудничать в игре.

В соответствии с критериями, предложенными Т.А. Репиной для оценки развития общения, были определены уровни развития его операциональных и мотивационных компонентов.

Уровень развития каждого из них определялся по большой системе по степени развития показателей, характеризующих компоненты общения.

1. Уровень развития операционных умений.

I Высокий – 10 – 14 баллов.

II Средний – 5 – 9 баллов.

III Низкий – 0 – 4 баллов.

2. Уровень развития мотивационных умений.

I Высокий – 13 – 18 баллов.

II Средний – 6 – 12 баллов.

III Низкий – 0 – 5 баллов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента была составлена таблица 2.1 развития общения по группе.

общение ребенок сверстник трудность

Таблица 2.1 Уровни развития умений общения в группе 5 – 6 лет (констатирующий этап)

Уровень

Характер умений

Операциональные Мотивационные
I Высокий 22,5% 18%
II Средний 64% 68,5%
III Низкий 13,5% 13,5%

 

Таблица позволяет заключить, что большинство детей старшей группы имеет средний уровень общения. Однако, существует и категория детей, умения общаться которых развиты слабо.

Таким образом, в результате констатирующего этапа эксперимента выявлена группа детей, испытывающих трудности в общении. Данные трудности обусловлены двумя видами причин: операциональными и мотивационными, что способствует резкому снижению круга общения со сверстниками и формированию конфликтности у детей.

 

Преобразующий эксперимент

 

Констатирующий этап эксперимента показал, что причинами трудностей в процессе общения является недоразвитие его операционального и мотивационного компонентов. На основе этого мы полагаем, что при системном применении коррекционных форм работы трудности в общении детей 5 – 6 лет возможно устранить. Для проверки данной гипотезы был организован формирующий этап эксперимента.

Цель данного этапа заключается в развитии операциональных и мотивационных умений общения.

Задачи этапа:

1. Составить программу коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении.

2. Апробировать данную программу с детьми экспериментальной группы.

В соответствии с первой задачей формирующего этапа была разработана коррекционная программа для детей 5 – 6 лет, испытывающих трудности в общении (приложение 3).

Так как по определению многих выдающихся исследователей (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая и другие), игра является для ребенка ведущим видом деятельности и универсальным средством коррекции (Е.О. Карабанова), то формирование умений общения мы осуществляли в форме игрового тренинга. Нами был разработан тематический план, обеспечивающий развитие операциональных и мотивационных умений в сюжетно-ролевых играх (приложение 4).

Программа рассчитана на работу с малой группой (6 человек) с частотой встреч по 2 – 3 раза в неделю по 15 – 20 минут.

Для решения второй задачи формирующего этапа было выделено 27% детей, испытывающих трудности в общении. Мы разделили их на 2 группы.

В первую группу мы включили 13,5% детей, у которых отсутствовали операциональные умения:

¶ умение строить и реализовывать сюжет;

¶ умение планировать игровую деятельность;

¶ умение отбирать игровой материал;

¶ соблюдение игровых правил.

Во вторую группу вошли также 13,5% детей, у которых обнаружилось несовпадение мотивов совместной игровой деятельности, а преобладали иные личные мотивы.

При организации коррекционной работы с детьми данных групп, в использовании единой программы коррекции, однако, обращали внимание на разность в причинах возникновения трудностей.

В связи с этим при работе с первой группой детей мы привлекали их внимание прежде всего к сюжетам игр, содержанию игровых действий. Мы стремились обогатить игровые замыслы детей, обучить их выполнению необходимых действий и их последовательности, устраивая специальные игры – занятия.

У второй группы детей мы стремились сформировать мотивы совместной деятельности, вызвать интерес к сюжетно-ролевой игре. С этой целью организовывались экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за трудом, взрослых разных профессий, чтение художественных произведений о подвигах людей и их деятельности, изготовление атрибутов к коллективным играм.

С детьми, склонными к негативным поведенческим реакциям, проводились психотренинговые занятия по формированию нового опыта взаимоотношений, групповое обсуждение ситуаций, возникающих в игре.

Данная работа проводилась в течение трех месяцев и носила целенаправленный систематический характер.

Всего было проведено 16 коррекционных занятий по 15 – 20 минут.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 200.