Теоретические основы исследования инновационной активности в стратегической перспективе предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Теоретические основы исследования инновационной активности в стратегической перспективе предприятия

1.1 Основные направления и цели инновационного менеджмента…………………5

1.2 Управление инновациями. Инновационная деятельность предприятия………11

1.3 Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………………..19

Выводы………………………………………………………………………………...25

Разработка инновационной стратегии  ОАО «Хлебогор»

2.1 Характеристика ОАО «Хлебогор»………………………………………………..27

2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Хлебогор»………………………29

2.3 Разработка инновационной стратегии ОАО «Хлебогор»………………………37

Заключение……………………………………………………………………………43

Список литературы………………………………………………………………….45

Приложение

 

Введение

 

Важной проблемой для любой организации, действующей в условиях рынка, является проблема ее выживаемости, обеспеченности не­прерывности развития. В зависимости от складывающихся усло­вий и обстоятельств эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Содержа­ние и организацию этой работы раскрывает концепция стратегиче­ского менеджмента. Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос: "Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?"

Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки внешней среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие ме­жду средой, характером и результатами деятельности организа­ции.

Современ­ная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным эле­ментом хозяйственной деятельности предприятия и являются ос­новной движущей силой и предпосылкой его развития. Нововведе­ния играют решающую роль в стратегическом управлении пред­приятием, нацеленном на выживание, сохранение и упрочение сво­его положения на рынке в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным подходам внутри самих организаций как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не разви­ты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения не­редко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или, хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опа­сения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуа­ция, что многим фирмам не удастся извлечь выгоду из благого стрем­ления их сотрудников к инновациям.

Разработка и практическая реализация планов нововведений становится необходимым жизненным атрибутом, главным факто­ром выживания российских фирм в рыночных условиях, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования инновационной стратегии предприятия.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач исследования:

1. Изучение теоретических основ разработки менеджмента инновационной стратегии;

2. Разработка инновационной стратегии ОАО «Хлебогор»

Предметом исследования является инновационная стратегия.

Объектом исследования выступает ОАО «Хлебогор».

Данные цель и задачи исследования обусловили следующую структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и приложения. В первом разделе рассматриваются понятия и сущность инновационного менеджмента, стратегического управления; приводятся основные этапы процесса инновации, а также способы управления инновациями.

Во втором разделе содержится пример разработки инновационной стратегии (на примере ОАО «Хлебогор»).

В работе использовались учебники и учебные пособия по стратегическому управлению, менеджменту, теории и социологии управления, а также устав ОАО «Хлебогор».

 

   

Рисунок 1 - Сфера инновационной деятельности

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами. В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей органи­зации в постоянно меняющихся условиях внешней среды [4].

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент [3].

Управление инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:

· Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

· Организация инновационного процесса для данной инновации.

· Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Различают два типа функций менеджмента инноваций:

· функции субъекта управления;

· функции объекта управления.

К функциям объекта управления относятся:

· рисковое вложение капитала;

· организация инновационного процесса;

· организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций [8].

Целенаправленная систематическая инновационная деятель­ность требует непрерывного анализа возможностей инноваций.

1. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, при­вычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе
вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих
потребителей возникло желание ею пользоваться?"

2. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Вели­чайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все про­сто! Как я до этого не додумался?"

3. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и
небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном
случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.

4. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство
на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию,
когда конкуренты вас опередят [5].

Комплексный анализ различных сторон работы фирмы дол­жен включать в себя:

а) оценку желательного для предпринимателя положения на рынке товаров и услуг, предлагаемых фирмой в настоящее время;

б) предпочтительное для предпринимателя положение теку­щей продукции на новых рынках;

в) оценка выпускаемой продукции, предусматривающая ре­шение о прекращении производства каких-либо товаров или услуг из-за падения на них спроса;

г) возможности выпуска новых товаров и услуг для новых рынков;

д) изменения в системе сбыта и другие преобразования в ра­боте в целях инноваций.

В области нововведений перед предпринимателем стоят, в ча­стности, следующие задачи:

— механизация, автоматизация грязной, опасной работы;

— привлечение в коллектив фирмы сотрудников более высо­кой квалификации и создание лучших материальных условий для работников.

Для решения этих задач предприниматель должен быть при­верженцем новых идей: предоставлять каждому сотруднику доста­точно широкое поле деятельности, снабжая его не детализирован­ным планом, сковывающим инициативу, а краткими инструкция­ми; поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных; организовать в фирме специальный информационный фонд инно­ваций; обеспечить непрерывное обучение и повышение квалифика­ции сотрудников и в централизованном, и, что более важно, в инди­видуальном порядке. Инновации в российских условиях — главное средство сохра­нения позиций фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предви­деть их необходимость и целесообразность [8].

Необходимы постоянные инновации и в организационной струк­туре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, проис­ходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содер­жать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами. Как известно, идентификация или определение стратегии – лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен схемой (Приложение 1) [6].

Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе не означает, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической моти­вации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы не­реален без инновационного менеджмента.

Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется [10].







Рис унок 2 - Процесс выработки инновационной стратегии

В левой части схемы стрелки обозначают обратную связь и возможность уточнения, доработки результатов предыдущего эта­па, если это предопределяет качественное выполнение последую­щего этапа процесса. Процесс состоит из последовательно выпол­няемых этапов. Для действующих организаций, которые уже сфор­мировали свой бизнес, определили схемы деятельности, но под влия­нием резких изменений в окружающей среде возникла необходи­мость в их пересмотре и разработке новых стратегий, отправным моментом процесса является определение новых целей. Через оп­ределение целей организация стремится представить свое буду­щее, направления развития своего бизнеса. Особое значение приоб­ретает здесь стратегический анализ. Задача стратегического анализа заключается в содержательной и формальной характеристике объекта исследования, вы­явлении особенностей, закономерностей и тенденций его развития, определении способов управления этим объектом.

Основные требования, предъявляемые к стратегическому ана­лизу: целенаправленность (позволяет выделить границы объекта анализа, адресность и конкретность выводов); объективность (дос­тигаемая с помощью использования соответствующих методов ана­лиза, выбора показателей, характеризующих объект исследования); привлечение исполнителей с соответствующей подготовкой, уровнем знаний, обладающих необходимым опытом; выборы базы (эта­лона) для сравнения; своевременность (время и продолжительность проведения использования должны способствовать принятию ре­шений в нужный момент); системность (обеспечивает полноту, ре­альность выводов).

Анализ нельзя проводить только на основе опубликованных и официальных данных. Он будет неточным. Необходимо получение "живой" информации, исследований, бесед со специалистами, ан­кетирования, проведения наблюдений и т. д. Анализ преследует определенную цель, поэтому нельзя исходить из того, что имеется под рукой.

Основные источники необходимой информации следующие:

— опубликованные материалы организации: устав, годовые отчеты о производственной деятельности, годовые финансовые от­четы, статистические, финансовые и другие отчеты, направляемые государственным органам и организациям, экономические обзоры, различные рекламные материалы (проекты, каталоги);

— внутренняя информация (отчеты руководству; данные ста­тистического и бухгалтерского учета; данные о предприятии — его рейтинг, принадлежность к конкретной отрасли, кто является вла­дельцем, территориальное расположение, специализация, положе­ние на рынке, дата основания и характер развития, объемы дея­тельности и т.д., различные записки, предложения руководству, материалы совещаний);

— наблюдения за деятельностью организации;

— беседы с руководством и специалистами;

— данные о развитии отрасли, тенденциях и прогнозах, опуб­ликованных в периодической печати, отраслевых и специальных изданиях.

Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса разработки инновационной стратегии и занимает централь­ное место. На этом этапе дается обобщенная оценка действию всех факторов внешней и внутренней среды, определяется позиция пред­приятия на рынке, выявляются ситуации и стратегические задачи, возможные (альтернативные) способы их решения [6].

Выбор стратегии из ряда возможных производится по опреде­ленным критериям, в ранжировке которых решающая роль при­надлежит высшим руководителям организации. Реализация стра­тегии — этап, в ходе которого обнаруживается осуществимость ранее принятых решений, всей стратегии. Бывают в России, и нередко, случаи, когда выбранную стратегию организация оказалась не в силах реализовать. Стратегическое управление на данном этапе смещается в сто­рону практических мероприятий — распределение работ, ответст­венности, составление планов, графиков, определение способов вы­полнения работ и другое. Организация приобретает новый облик: вносятся изменения в организационную структуру, в сложившую­ся систему ценностей и т. д.

Контроль и оценка стратегии является завершающим этапом всего процесса, который призван обеспечить качественную обрат­ную связь. Основная забота стратегического контроля состоит в постоянном отслеживании получаемых результатов и сравнении их с поставленными целями, в подготовке заключений по эффектив­ности действующей стратегии. Если контроль свидетельствует о недостижимости целей, это служит сигналом для осуществления определенных корректировок, которые могут касаться как процес­са реализации стратегии, так и изменения стратегии и даже самих целей [8].

Следствием разработки и внедрения инновационной стратегии является выработка новой продукции, инноваций. Концепция продукта и разработанный продукт – совершенно разные вещи. Между ними годы и огромные издержки на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и подготовку производства. Однако все ранее изложенное свидетельствует, что инновация, как правило, результат сложного взаимодействия различных сфер деятельности фирмы (рисунок 3).

Рисунок 3 - Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления

После разработки нового работоспособного продукта необходимы инвестиции в собственно производство. Чтобы снизить риск, необходимы соответствующие испытания продукта, в том числе и потенциальными потребителями. В идеале процесс тестирования не должен ограничиваться определением выходных параметров. Для того, чтобы окупились затраты на разработку и производство продукта, он должен сохранять свое преимущество на рынке для повторных покупок в течение определенного времени. Следует проверить ремонтопригодность и удобство сервиса изделия, а также его надежность при длительной работе. Реализм – драгоценная черта бизнеса по разработке продуктов. Считается, что разработчику важны четыре оценки: испытание, первое повторение, привыкание, частота покупок.

Следствием разработки и внедрения инновационной стратегии является выработка новой продукции, инноваций. Рассмотрим основные этапы процесса выработки инноваций:

Этап 1. Систематизация поступающих идей: сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, сбытового аппарата фир­мы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации); сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разра­ботки и освоения продукции, определение степени и размеров риска; сбор инфор­мации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта: определение возможностей и практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития; определение патентной чистоты будущего изделия.

Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта, когда идея приобретает вид конкретного проекта; определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его каче­ства и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж; определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции (Приложение 2).

Это приводит к установлению ус­тойчивых связей между производителем и заказчиком, когда производитель стано­вится не просто поставщиком определенной продукции, а участником маркетинго­вой деятельности, ориентированной на запросы конечного потребителя [7].

Один из важнейших факторов стимулирования нововведений - привлечение по­требителей к разработке новой продукции. Наибольшее распространение это явле­ние получило в фирмах авиационной, станкостроительной, автомобильной отраслей промышленности, а также в приборостроении практически во всех странах. Здесь потребители - заказчики новой продукции - оказывали существенное влияние на научно-исследовательские и производственные программы фирм - поставщиков оборудования.

Конечная цель инновационного процесса - коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зави­симости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами [10].

Рисунок 4 - Связь основных понятий стратегического управления

Под потенциалом организации обычно понимается совокупность ее возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг). Возмож­ности организации предопределены ее ресурсами (факторами про­изводства), находящимися в ее распоряжении. К ним относятся:

— технические ресурсы (производственное оборудование, сы­рье, материалы);

— технологические ресурсы (способы изготовления продукции);

— кадровые ресурсы (численность и квалификация кадров и др.); информационные ресурсы (сведения о самой системе и ее внеш­ней среде);

— объемы перерабатываемой информации (достоверность, своевременность и т. д.);

— финансовые ресурсы (величина и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия и др.);

— организационные ресурсы (применяемые способы принятия решений, система планирования, контроля и т. д.);

— временные ресурсы (время является невосполнимым ре­сурсом). Отмечается большая вариантность объединения различ­ных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообра­зию внутреннего строения организаций и их состояния. Улучшая внутреннюю структуру, т. е. работая над совершенствованием про­порций и поддержанием сбалансированности разных видов исполь­зуемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности [6].

Стратегия представляет собой систему управленческих реше­ний, определяющих перспективные направления развития органи­зации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окру­жающей среды, порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

По форме стратегия — это разновидность управленческих до­кументов, которая может быть представлена в виде графиков, таб­лиц, описаний и т. д. По содержанию стратегия — это модель дей­ствий, инструмент для достижения целей организации. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В общем виде страте­гии могут быть классифицированы следующим образом:

— корпоративные стратегии (т. е. стратегии, являющиеся об­щими для организации);

— стратегии по направлениям деятельности организации (стра­тегии бизнеса);

—функциональные стратегии, примерами которых могут быть стратегия маркетинга, стратегия исследований, стратегия управ­ления персоналом и др. [9].

Потенциал организации зависит, следовательно, от внутренней сре­ды, но сейчас в значительно большей степени он связан с величи­ной потребительского спроса, действиями конкурентов, отношениями с поставщиками сырья, экономической политикой правительства. На разработку стратегии помимо потенциала организации влия­ет ряд факторов, среди которых важнейшими являются: общест­венное назначение и цели организации; состояние рынка; конку­рентные преимущества; организационная культура; характер про­дукции; компетентность высшего менеджмента и уровень его при­тязаний [5].

Конкурентоспособность организации — это ее способность вести успешную конкурентную борьбу, противостоять соперникам на рынке. Что делает организацию конкурентоспособной? Во-первых, ресурсы (потенциал) и, во-вторых, умение продуктивно их исполь­зовать (стратегия). Продуктивность предполагает наибольшую от­дачу на единицу ресурсов.

Сегодня уже можно назвать ряд российских предприятий, ак­тивно использующих современные методы управления, характер­ные для фирм стран с развитой рыночной экономикой, что позво­лило им не только выжить в сложных условиях, но и добиться за­метных успехов [6]. Познакомимся с одним из таких предприятий - ОАО «Хлебогор».

Выводы

Инновационная деятельность представляет собой деятельность, которая направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. Распространение нововведений, как и их создание, является составной
частью инновационного процесса.  

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных
технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и
именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

       Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется.

       Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-
исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых
является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством
достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях
применяются различные формы организации управления нововведениями.

Стратегия в стратегическом управле­нии понимается как долгосрочное качественно определенное направ­ление развития организации, относящееся к таким сторонам ее дея­тельности, как сфера, средства и форма. Выполнение стратегии связано с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач: 1) ус­тановление приоритетности административных задач в соответст­вии с принятой стратегией; 2) установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; 3) приведение в соответствие с выбранной стратегией стиля лидер­ства и управления. Основными областями проведения стратегичес­ких изменений являются организационная структура и организа­ционная культура.

Внедрение инновационной стратегии предполагает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Инновационный климат – это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.

Выбор стратегии связан с состоянием ключевых факторов, к которым относятся сильные стороны отрасли и фирмы, цели фирмы, интересы высшего руководства, финансовые ресурсы фирмы, квалификация работников, обязательства фирмы, степень зависимости от внешней среды, фактор времени. Выбор стратегии зависит от ситуации, в которой находится орга­низация. Однако существуют определенные подходы в выборе стра­тегии и определенные рамки, в которые вписываются стратегии.

Оценка выбранной стратегии проводится по следующим направ­лениям:

1. приводит ли стратегия к достижению целей фирмы;

2. соответствует ли выбранная стратегия состоянию и требованиям окру­жения;

3. соответствует ли выбранная стратегия потенциалу и воз­можностям фирмы;         

4. оправдан ли риск, заложенный в стратегии.

Стратегические изменения обязательно сталкиваются с организа­ционными изменениями. Задача руководства — постараться провес­ти изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты.  

Изучив теоретические аспекты формирования системы менеджмента и инновационной стратегии предприятия, перейдем к практическому рассмотрению вопроса на примере ОАО «Хлебогор».

 

 








Заключение

Инновационная деятельность представляет собой деятельность, которая направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и
форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью,
занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Выбор стратегии и ее выполнение являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, относящееся к таким сторонам ее деятельности, как сфера, средства и форма. В современных условиях предприятие не может существовать, производя постоянно одну и ту же продукцию или услуги. Необходимы какие-либо нововведения, инновации. Для наилучшего функционирования должна разрабатываться инновационная стратегия предприятия.

       Основным признаком, определяющим особенности организации
инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего
субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-
исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых
является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством
достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях
применяются различные формы организации управления нововведениями.

Проведенные исследования предприятия показали, что более всего
на рассматриваемом предприятии развита инновационная деятельность, связанная с
техническим переоснащением производства. Улучшение структуры основных
производственных фондов за счет ввода в эксплуатацию новых видов техники
открывает потенциальные возможности для экономического роста. В ходе анализа
было выявлено, что основные средства организации, состоят значительной частью
из производственных средств (около 60%), величина которых за период 2006-
2007г. увеличилась на 8,2%, в отличие от непроизводственных, величина которых
снизилась на 5,5%, что, в конечном счете, способствовало росту основных средств в
целом на 1,9%. А проведенная диагностика работников организации показала
наличие хорошего уровня способностей к инновационной деятельности, что позволяет руководителю использовать эти характеристик для более эффективной организации инновационной деятельности на предприятии.

Для более эффективного использования основных средств предприятие
может принять следующие мероприятия: ввод в действие не установленного
оборудования, замена и модернизация его; сокращение целодневных и
внутрисменных простоев. Устранение данного недостатка может быть достигнуто
путем введения прогрессивных организационных и технологических мероприятий;
повышение коэффициента  сменности, которое может быть достигнуто
применением оптимального графика работы предприятия.

Важным направлением организации инновационных преобразований
выступает развитие инновационного потенциала специалистов предприятия,
которое должно базироваться на общем самосовершенствовании по следующим
основным направлениям: развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора; совершенствование профессиональных и организаторских качеств; формирование
общей, технической, правовой и профессиональной культуры, эстетических и
физических качеств; постоянное обновление знаний, совершенствование
практических навыков и умений; формирование навыков самостоятельной работы
над собой, способности к постоянному самосовершенствованию.

Если в ОАО «Хлебогор» будут постоянно разрабатываться и реализовываться инновационные проекты, оно станет высокоэффективным, конкурентоспособным предприятием, способным внести значительный вклад в решение актуальных задач по ускоренному развитию экономики страны.

 



































Список литературы

 

1. Устав ОАО «Хлебогор» от 14 июня 2005 г.

2. Годовой отчет ОАО "Хлебогор" по итогам работы за 2007 год.

3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / И. Т. Балабанов.- СПб.: Питер, 2000. – 156-167 с.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 178-296 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – с.220-246.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп.. –      М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.136-145, с. 388-400.

7. Иванов, И.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по специальности "Менеджмент" / И. А. Иванов ; И.А. Иванов. - Ростов н/Д : БАРО-ПРЕСС, 2001. – 134-156 с.

8. Кравченко А.И., Тырина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – с. 905-936.

9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: "Экономика". 2000г, - с. 167-189.

10. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.281-292.

11. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – с.146-175, 188-201.

12. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по экон. и техн. специальностям и направлениям / Р. А. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М. : ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. – с.467-493

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Этапы планирования инноваций на предприятии

 

Генерация идей и их отбор
Этапы планирования инноваций на предприятии в условиях рынка:  
                                              

 

Оценка новой продукции по общим, маркетинговым характеристикам
                                              

                                              

 

 


Пробный маркетинг
Коммерческая реализация    
Разработка продукции
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 




Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Факторы роста фондоотдачи

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Теоретические основы исследования инновационной активности в стратегической перспективе предприятия

1.1 Основные направления и цели инновационного менеджмента…………………5

1.2 Управление инновациями. Инновационная деятельность предприятия………11

1.3 Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………………..19

Выводы………………………………………………………………………………...25

Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.