Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы исследования инновационной активности в стратегической перспективе предприятия
1.1 Основные направления и цели инновационного менеджмента…………………5
1.2 Управление инновациями. Инновационная деятельность предприятия………11
1.3 Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………………..19
Выводы………………………………………………………………………………...25
Разработка инновационной стратегии ОАО «Хлебогор»
2.1 Характеристика ОАО «Хлебогор»………………………………………………..27
2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Хлебогор»………………………29
2.3 Разработка инновационной стратегии ОАО «Хлебогор»………………………37
Заключение……………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………….45
Приложение
Введение
Важной проблемой для любой организации, действующей в условиях рынка, является проблема ее выживаемости, обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Содержание и организацию этой работы раскрывает концепция стратегического менеджмента. Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос: "Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?"
Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки внешней среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации.
Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленном на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным подходам внутри самих организаций как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или, хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуация, что многим фирмам не удастся извлечь выгоду из благого стремления их сотрудников к инновациям.
Разработка и практическая реализация планов нововведений становится необходимым жизненным атрибутом, главным фактором выживания российских фирм в рыночных условиях, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования инновационной стратегии предприятия.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач исследования:
1. Изучение теоретических основ разработки менеджмента инновационной стратегии;
2. Разработка инновационной стратегии ОАО «Хлебогор»
Предметом исследования является инновационная стратегия.
Объектом исследования выступает ОАО «Хлебогор».
Данные цель и задачи исследования обусловили следующую структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и приложения. В первом разделе рассматриваются понятия и сущность инновационного менеджмента, стратегического управления; приводятся основные этапы процесса инновации, а также способы управления инновациями.
Во втором разделе содержится пример разработки инновационной стратегии (на примере ОАО «Хлебогор»).
В работе использовались учебники и учебные пособия по стратегическому управлению, менеджменту, теории и социологии управления, а также устав ОАО «Хлебогор».
Рисунок 1 - Сфера инновационной деятельности
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами. В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды [4].
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент [3].
Управление инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:
· Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
· Организация инновационного процесса для данной инновации.
· Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Различают два типа функций менеджмента инноваций:
· функции субъекта управления;
· функции объекта управления.
К функциям объекта управления относятся:
· рисковое вложение капитала;
· организация инновационного процесса;
· организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций [8].
Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей инноваций.
1. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе
вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих
потребителей возникло желание ею пользоваться?"
2. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
3. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и
небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном
случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
4. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство
на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию,
когда конкуренты вас опередят [5].
Комплексный анализ различных сторон работы фирмы должен включать в себя:
а) оценку желательного для предпринимателя положения на рынке товаров и услуг, предлагаемых фирмой в настоящее время;
б) предпочтительное для предпринимателя положение текущей продукции на новых рынках;
в) оценка выпускаемой продукции, предусматривающая решение о прекращении производства каких-либо товаров или услуг из-за падения на них спроса;
г) возможности выпуска новых товаров и услуг для новых рынков;
д) изменения в системе сбыта и другие преобразования в работе в целях инноваций.
В области нововведений перед предпринимателем стоят, в частности, следующие задачи:
— механизация, автоматизация грязной, опасной работы;
— привлечение в коллектив фирмы сотрудников более высокой квалификации и создание лучших материальных условий для работников.
Для решения этих задач предприниматель должен быть приверженцем новых идей: предоставлять каждому сотруднику достаточно широкое поле деятельности, снабжая его не детализированным планом, сковывающим инициативу, а краткими инструкциями; поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных; организовать в фирме специальный информационный фонд инноваций; обеспечить непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников и в централизованном, и, что более важно, в индивидуальном порядке. Инновации в российских условиях — главное средство сохранения позиций фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность [8].
Необходимы постоянные инновации и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами. Как известно, идентификация или определение стратегии – лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен схемой (Приложение 1) [6].
Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе не означает, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической мотивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы нереален без инновационного менеджмента.
Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется [10].
Рис унок 2 - Процесс выработки инновационной стратегии
В левой части схемы стрелки обозначают обратную связь и возможность уточнения, доработки результатов предыдущего этапа, если это предопределяет качественное выполнение последующего этапа процесса. Процесс состоит из последовательно выполняемых этапов. Для действующих организаций, которые уже сформировали свой бизнес, определили схемы деятельности, но под влиянием резких изменений в окружающей среде возникла необходимость в их пересмотре и разработке новых стратегий, отправным моментом процесса является определение новых целей. Через определение целей организация стремится представить свое будущее, направления развития своего бизнеса. Особое значение приобретает здесь стратегический анализ. Задача стратегического анализа заключается в содержательной и формальной характеристике объекта исследования, выявлении особенностей, закономерностей и тенденций его развития, определении способов управления этим объектом.
Основные требования, предъявляемые к стратегическому анализу: целенаправленность (позволяет выделить границы объекта анализа, адресность и конкретность выводов); объективность (достигаемая с помощью использования соответствующих методов анализа, выбора показателей, характеризующих объект исследования); привлечение исполнителей с соответствующей подготовкой, уровнем знаний, обладающих необходимым опытом; выборы базы (эталона) для сравнения; своевременность (время и продолжительность проведения использования должны способствовать принятию решений в нужный момент); системность (обеспечивает полноту, реальность выводов).
Анализ нельзя проводить только на основе опубликованных и официальных данных. Он будет неточным. Необходимо получение "живой" информации, исследований, бесед со специалистами, анкетирования, проведения наблюдений и т. д. Анализ преследует определенную цель, поэтому нельзя исходить из того, что имеется под рукой.
Основные источники необходимой информации следующие:
— опубликованные материалы организации: устав, годовые отчеты о производственной деятельности, годовые финансовые отчеты, статистические, финансовые и другие отчеты, направляемые государственным органам и организациям, экономические обзоры, различные рекламные материалы (проекты, каталоги);
— внутренняя информация (отчеты руководству; данные статистического и бухгалтерского учета; данные о предприятии — его рейтинг, принадлежность к конкретной отрасли, кто является владельцем, территориальное расположение, специализация, положение на рынке, дата основания и характер развития, объемы деятельности и т.д., различные записки, предложения руководству, материалы совещаний);
— наблюдения за деятельностью организации;
— беседы с руководством и специалистами;
— данные о развитии отрасли, тенденциях и прогнозах, опубликованных в периодической печати, отраслевых и специальных изданиях.
Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса разработки инновационной стратегии и занимает центральное место. На этом этапе дается обобщенная оценка действию всех факторов внешней и внутренней среды, определяется позиция предприятия на рынке, выявляются ситуации и стратегические задачи, возможные (альтернативные) способы их решения [6].
Выбор стратегии из ряда возможных производится по определенным критериям, в ранжировке которых решающая роль принадлежит высшим руководителям организации. Реализация стратегии — этап, в ходе которого обнаруживается осуществимость ранее принятых решений, всей стратегии. Бывают в России, и нередко, случаи, когда выбранную стратегию организация оказалась не в силах реализовать. Стратегическое управление на данном этапе смещается в сторону практических мероприятий — распределение работ, ответственности, составление планов, графиков, определение способов выполнения работ и другое. Организация приобретает новый облик: вносятся изменения в организационную структуру, в сложившуюся систему ценностей и т. д.
Контроль и оценка стратегии является завершающим этапом всего процесса, который призван обеспечить качественную обратную связь. Основная забота стратегического контроля состоит в постоянном отслеживании получаемых результатов и сравнении их с поставленными целями, в подготовке заключений по эффективности действующей стратегии. Если контроль свидетельствует о недостижимости целей, это служит сигналом для осуществления определенных корректировок, которые могут касаться как процесса реализации стратегии, так и изменения стратегии и даже самих целей [8].
Следствием разработки и внедрения инновационной стратегии является выработка новой продукции, инноваций. Концепция продукта и разработанный продукт – совершенно разные вещи. Между ними годы и огромные издержки на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и подготовку производства. Однако все ранее изложенное свидетельствует, что инновация, как правило, результат сложного взаимодействия различных сфер деятельности фирмы (рисунок 3).
Рисунок 3 - Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления
После разработки нового работоспособного продукта необходимы инвестиции в собственно производство. Чтобы снизить риск, необходимы соответствующие испытания продукта, в том числе и потенциальными потребителями. В идеале процесс тестирования не должен ограничиваться определением выходных параметров. Для того, чтобы окупились затраты на разработку и производство продукта, он должен сохранять свое преимущество на рынке для повторных покупок в течение определенного времени. Следует проверить ремонтопригодность и удобство сервиса изделия, а также его надежность при длительной работе. Реализм – драгоценная черта бизнеса по разработке продуктов. Считается, что разработчику важны четыре оценки: испытание, первое повторение, привыкание, частота покупок.
Следствием разработки и внедрения инновационной стратегии является выработка новой продукции, инноваций. Рассмотрим основные этапы процесса выработки инноваций:
Этап 1. Систематизация поступающих идей: сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации); сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска; сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта: определение возможностей и практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития; определение патентной чистоты будущего изделия.
Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта, когда идея приобретает вид конкретного проекта; определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж; определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции (Приложение 2).
Это приводит к установлению устойчивых связей между производителем и заказчиком, когда производитель становится не просто поставщиком определенной продукции, а участником маркетинговой деятельности, ориентированной на запросы конечного потребителя [7].
Один из важнейших факторов стимулирования нововведений - привлечение потребителей к разработке новой продукции. Наибольшее распространение это явление получило в фирмах авиационной, станкостроительной, автомобильной отраслей промышленности, а также в приборостроении практически во всех странах. Здесь потребители - заказчики новой продукции - оказывали существенное влияние на научно-исследовательские и производственные программы фирм - поставщиков оборудования.
Конечная цель инновационного процесса - коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами [10].
Рисунок 4 - Связь основных понятий стратегического управления
Под потенциалом организации обычно понимается совокупность ее возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг). Возможности организации предопределены ее ресурсами (факторами производства), находящимися в ее распоряжении. К ним относятся:
— технические ресурсы (производственное оборудование, сырье, материалы);
— технологические ресурсы (способы изготовления продукции);
— кадровые ресурсы (численность и квалификация кадров и др.); информационные ресурсы (сведения о самой системе и ее внешней среде);
— объемы перерабатываемой информации (достоверность, своевременность и т. д.);
— финансовые ресурсы (величина и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия и др.);
— организационные ресурсы (применяемые способы принятия решений, система планирования, контроля и т. д.);
— временные ресурсы (время является невосполнимым ресурсом). Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообразию внутреннего строения организаций и их состояния. Улучшая внутреннюю структуру, т. е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности разных видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности [6].
Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды, порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
По форме стратегия — это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде графиков, таблиц, описаний и т. д. По содержанию стратегия — это модель действий, инструмент для достижения целей организации. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В общем виде стратегии могут быть классифицированы следующим образом:
— корпоративные стратегии (т. е. стратегии, являющиеся общими для организации);
— стратегии по направлениям деятельности организации (стратегии бизнеса);
—функциональные стратегии, примерами которых могут быть стратегия маркетинга, стратегия исследований, стратегия управления персоналом и др. [9].
Потенциал организации зависит, следовательно, от внутренней среды, но сейчас в значительно большей степени он связан с величиной потребительского спроса, действиями конкурентов, отношениями с поставщиками сырья, экономической политикой правительства. На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются: общественное назначение и цели организации; состояние рынка; конкурентные преимущества; организационная культура; характер продукции; компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний [5].
Конкурентоспособность организации — это ее способность вести успешную конкурентную борьбу, противостоять соперникам на рынке. Что делает организацию конкурентоспособной? Во-первых, ресурсы (потенциал) и, во-вторых, умение продуктивно их использовать (стратегия). Продуктивность предполагает наибольшую отдачу на единицу ресурсов.
Сегодня уже можно назвать ряд российских предприятий, активно использующих современные методы управления, характерные для фирм стран с развитой рыночной экономикой, что позволило им не только выжить в сложных условиях, но и добиться заметных успехов [6]. Познакомимся с одним из таких предприятий - ОАО «Хлебогор».
Выводы
Инновационная деятельность представляет собой деятельность, которая направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. Распространение нововведений, как и их создание, является составной
частью инновационного процесса.
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных
технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и
именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется.
Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-
исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых
является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством
достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях
применяются различные формы организации управления нововведениями.
Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, относящееся к таким сторонам ее деятельности, как сфера, средства и форма. Выполнение стратегии связано с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач: 1) установление приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией; 2) установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; 3) приведение в соответствие с выбранной стратегией стиля лидерства и управления. Основными областями проведения стратегических изменений являются организационная структура и организационная культура.
Внедрение инновационной стратегии предполагает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Инновационный климат – это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.
Выбор стратегии связан с состоянием ключевых факторов, к которым относятся сильные стороны отрасли и фирмы, цели фирмы, интересы высшего руководства, финансовые ресурсы фирмы, квалификация работников, обязательства фирмы, степень зависимости от внешней среды, фактор времени. Выбор стратегии зависит от ситуации, в которой находится организация. Однако существуют определенные подходы в выборе стратегии и определенные рамки, в которые вписываются стратегии.
Оценка выбранной стратегии проводится по следующим направлениям:
1. приводит ли стратегия к достижению целей фирмы;
2. соответствует ли выбранная стратегия состоянию и требованиям окружения;
3. соответствует ли выбранная стратегия потенциалу и возможностям фирмы;
4. оправдан ли риск, заложенный в стратегии.
Стратегические изменения обязательно сталкиваются с организационными изменениями. Задача руководства — постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты.
Изучив теоретические аспекты формирования системы менеджмента и инновационной стратегии предприятия, перейдем к практическому рассмотрению вопроса на примере ОАО «Хлебогор».
Заключение
Инновационная деятельность представляет собой деятельность, которая направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и
форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью,
занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Выбор стратегии и ее выполнение являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, относящееся к таким сторонам ее деятельности, как сфера, средства и форма. В современных условиях предприятие не может существовать, производя постоянно одну и ту же продукцию или услуги. Необходимы какие-либо нововведения, инновации. Для наилучшего функционирования должна разрабатываться инновационная стратегия предприятия.
Основным признаком, определяющим особенности организации
инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего
субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-
исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых
является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством
достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях
применяются различные формы организации управления нововведениями.
Проведенные исследования предприятия показали, что более всего
на рассматриваемом предприятии развита инновационная деятельность, связанная с
техническим переоснащением производства. Улучшение структуры основных
производственных фондов за счет ввода в эксплуатацию новых видов техники
открывает потенциальные возможности для экономического роста. В ходе анализа
было выявлено, что основные средства организации, состоят значительной частью
из производственных средств (около 60%), величина которых за период 2006-
2007г. увеличилась на 8,2%, в отличие от непроизводственных, величина которых
снизилась на 5,5%, что, в конечном счете, способствовало росту основных средств в
целом на 1,9%. А проведенная диагностика работников организации показала
наличие хорошего уровня способностей к инновационной деятельности, что позволяет руководителю использовать эти характеристик для более эффективной организации инновационной деятельности на предприятии.
Для более эффективного использования основных средств предприятие
может принять следующие мероприятия: ввод в действие не установленного
оборудования, замена и модернизация его; сокращение целодневных и
внутрисменных простоев. Устранение данного недостатка может быть достигнуто
путем введения прогрессивных организационных и технологических мероприятий;
повышение коэффициента сменности, которое может быть достигнуто
применением оптимального графика работы предприятия.
Важным направлением организации инновационных преобразований
выступает развитие инновационного потенциала специалистов предприятия,
которое должно базироваться на общем самосовершенствовании по следующим
основным направлениям: развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора; совершенствование профессиональных и организаторских качеств; формирование
общей, технической, правовой и профессиональной культуры, эстетических и
физических качеств; постоянное обновление знаний, совершенствование
практических навыков и умений; формирование навыков самостоятельной работы
над собой, способности к постоянному самосовершенствованию.
Если в ОАО «Хлебогор» будут постоянно разрабатываться и реализовываться инновационные проекты, оно станет высокоэффективным, конкурентоспособным предприятием, способным внести значительный вклад в решение актуальных задач по ускоренному развитию экономики страны.
Список литературы
1. Устав ОАО «Хлебогор» от 14 июня 2005 г.
2. Годовой отчет ОАО "Хлебогор" по итогам работы за 2007 год.
3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / И. Т. Балабанов.- СПб.: Питер, 2000. – 156-167 с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 178-296 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – с.220-246.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.136-145, с. 388-400.
7. Иванов, И.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по специальности "Менеджмент" / И. А. Иванов ; И.А. Иванов. - Ростов н/Д : БАРО-ПРЕСС, 2001. – 134-156 с.
8. Кравченко А.И., Тырина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – с. 905-936.
9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: "Экономика". 2000г, - с. 167-189.
10. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.281-292.
11. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – с.146-175, 188-201.
12. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по экон. и техн. специальностям и направлениям / Р. А. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М. : ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. – с.467-493
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Этапы планирования инноваций на предприятии
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Факторы роста фондоотдачи
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы исследования инновационной активности в стратегической перспективе предприятия
1.1 Основные направления и цели инновационного менеджмента…………………5
1.2 Управление инновациями. Инновационная деятельность предприятия………11
1.3 Стратегия инновационной деятельности на предприятии……………………..19
Выводы………………………………………………………………………………...25
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.