СХЕМЫ НА РЫНКАХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ <1>
--------------------------------
<1> При подготовке данной главы использовались материалы обзора "Схемы гарантирования страховых выплат в зарубежных странах", подготовленного С.В. Яковлевой.
§ 1. Понятие гарантийных (компенсационных) схем
Требования к раскрытию информации, другие рассмотренные выше меры по ликвидации диспропорций, пруденциальный надзор, требования к рекламе финансовых услуг - все это обеспечивает защиту розничных клиентов финансовых организаций, когда финансовая организация благополучно работает и исполняет свои обязательства. Однако нередки случаи, когда в силу разных причин, начиная от неблагоприятной внешней конъюнктуры и заканчивая ошибками менеджмента, финансовая организация не в состоянии более выполнять свои обязательства перед клиентами. Несостоятельность финансовой организации влечет негативные последствия для всех ее клиентов, так как одним из последствий такой несостоятельности является невозможность клиентов получить доверенные финансовой организации денежные средства или финансовые инструменты.
Крупные предпринимательские структуры, являющиеся клиентами финансовых организаций, хуже или лучше, но управляют рисками, связанными со своей деятельностью, и риск утраты активов вследствие несостоятельности финансовой организации является одним из таких рисков. Крупный клиент финансовой организации имеет возможность диверсифицировать риски, и утрата активов вследствие несостоятельности одной финансовой организации, при грамотном управлении рисками, не приводит к утрате компанией способности нормально функционировать. Кроме того, крупные компании имеют больше возможностей вернуть вложенные средства или хотя бы их часть в результате процедуры несостоятельности или путем предъявления исков к виновным в несостоятельности компании управляющим.
Следует еще отметить, что для крупного клиента финансовой организации, как правило, утрата переданных этой организации средств не означает невозможности продолжения деятельности так же и потому, что такие компании имеют возможности для привлечения средств и активно их используют.
Совершенно иным образом обстоит ситуация с розничными клиентами финансовых организаций. Как правило, розничные клиенты не имеют представления о диверсификации риска, а если и имеют, то у них нет возможности диверсифицировать свои риски, например в силу незначительности имеющихся в их распоряжении средств. Утрата активов, вверенных финансовой организации, ставшей несостоятельной, для розничного клиента финансовой организации может означать утрату средств к существованию в текущий момент времени или в будущем. Кроме того, розничные клиенты финансовых организаций преимущественно не имеют возможности участвовать в дорогостоящих судебных процессах против компании и ее управляющих в надежде возвратить вложенные активы. Таким образом, для розничных клиентов финансовых организаций несостоятельность организации чревата гораздо более тяжелыми последствиями, нежели для крупных предпринимательских структур - клиентов финансовых организаций.
Для смягчения последствий несостоятельности финансовых организаций для розничных клиентов (далее в этой главе для краткости всех розничных клиентов будем называть потребителями) был разработан специальный механизм защиты - гарантийные (компенсационные) схемы (далее - гарантийные схемы или ГС).
В отсутствие гарантийных схем потребители могут занимать слишком осторожную позицию, что ведет к экономически неэффективному распределению сбережений, поскольку потребители и не пытаются найти и изучить наиболее интересные для них финансовые услуги. Поэтому гарантийные схемы, предоставляя защиту, способствуют также и уменьшению информационной диспропорции <1>.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU: a Discussion Paper // http:// www.fsa.gov.uk/ pubs/ other/ eu_framework.pdf.
Гарантийные схемы обеспечивают потребителей финансовых услуг мерами защиты на случай несостоятельности финансовых организаций. Таким образом, они помогают сохранять уверенность потребителей в стабильности финансовых рынков и способствуют поддержанию спроса на услуги финансовых организаций. В настоящее время признано <1>, что создание гарантийных схем представляет собой важный компонент финансовой политики. Воздействуя на уверенность потребителей, гарантийные схемы помогают снизить вероятность наступления финансовых кризисов, снижают риск того, что проблемы одной финансовой организации приведут к потере доверия к финансовой системе в целом. Помимо этого создание ГС помогает избежать социальной напряженности, которая, как правило, возникает в случаях, когда большое количество розничных клиентов финансовых организаций теряют вложенные в финансовые организации средства <2>.
--------------------------------
<1> Ibid.
<2> В качестве примера можно привести банковский кризис в США 1933 г. (см.: http:// www.fdic.gov/ bank/ historical/ brief/ brhist.pdf) и кризис 1998 г. в России - панические настроения населения сыграли не последнюю роль в банкротстве многих банков.
Таким образом, гарантийные схемы выполняют две важные функции. С одной стороны, они обеспечивают защиту частных интересов розничных клиентов финансовых организаций, способствуя тем самым сохранению их доверия к рынкам финансовых услуг. С другой стороны, эти схемы обеспечивают выполнение важной публичной функции - предупреждение финансовых кризисов (либо смягчение их последствий). Так, в Принципах страхования вкладов МАСД (Международной ассоциации страховщиков депозитов) признается, что тщательно сконструированная система страхования депозитов может способствовать укреплению доверия к финансовой системе и, таким образом, ограничивать болезни проблемных банков <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов // http:// www.asv.org.ru/ insurance/ experience/ show/ ?id=129799.
Необходимо отметить, что гарантийные схемы не должны формироваться в целях предотвращения финансовых кризисов или управления финансовыми кризисами: их важнейшая и основная функция состоит в том, чтобы смягчить негативные последствия несостоятельности финансовой организации для потребителей посредством предоставления компенсации. Если гарантийная схема надлежащим образом выполняет свою первую функцию, то выполнение второй происходит автоматически.
Однако создание ГС имеет и свои отрицательные стороны. Например, следует учитывать, что создание ГС создает проблему морального риска для потребителей, что является одним из отрицательных последствий предоставления защиты. Моральный риск - стимулирующий фактор для потребителей к вовлечению в сделки с высокими рисками, ведь они верят, что любой риск в случае плохого развития событий будет покрыт гарантийной схемой. Поэтому очень важно найти баланс между предоставлением защиты потребителям и поддержанием эффективных и конкурентных рынков. Гарантийные схемы должны быть устроены таким образом, чтобы проблема морального риска была минимальна, предоставляя при этом потребителям защиту в объеме, достаточном для поддержания доверия к финансовым институтам <1>.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
Представляется, что анализ гарантийных схем должен быть построен исходя из того, насколько эффективно гарантийная схема выполняет свою главную функцию, но с учетом необходимости сохранения неискаженного функционирования рыночных механизмов и проблемы морального риска. Для понимания, что такое гарантийная схема, кого она защищает и в каких случаях, мы рассмотрим эти схемы по следующему плану:
- создание ГС;
- организационная структура ГС;
- государственный контроль деятельности ГС;
- функции, которые выполняют ГС;
- лица, получающие компенсацию от ГС;
- разновидности финансовых услуг, подпадающие под действие ГС;
- случаи получения компенсации от ГС и ее размер;
- финансирование ГС.
§ 2. Создание гарантийных схем
В настоящее время ГС создаются во всех трех секторах финансовых рынков - в страховом, инвестиционном и банковском для обеспечения компенсации потребителям в случае, когда признано, что финансовая организация не способна или, очевидно, будет неспособна выполнить свои финансовые обязательства. Гарантийные схемы, как правило, создаются правительствами, причем часто в качестве компаний частного права, как, например, Financial Services Compensation Scheme (FSCS) в Великобритании, но иногда и в качестве юридических лиц публичного права, как Агентство по страхованию вкладов в России.
Гарантийные схемы по большей части финансируются частным сектором путем сборов с финансовых организаций в рамках схемы. Охват схем варьируется в зависимости от государств, но, как правило, покрываются все три сектора - банковские, страховые и инвестиционные услуги <1>.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
Первая ГС - Федеральная корпорация страхования вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) - появилась в 1934 г. в США для банковского сектора. FDIC была создана Президентом и Конгрессом США после того, как примерно 9 тыс. банков прекратили свою деятельность в связи с крушением рынка акций в 1929 г. <1>. Убытки вкладчиков с 1929 г. до момента принятия Закона о банковской деятельности в 1933 г. составили приблизительно 1,3 млрд. долл. Главной задачей Федеральной корпорации страхования вкладов было восстановление доверия общества путем создания обоснованной, стабильной и надежной банковской системы, подкрепленной системой страхования вкладов в банках. По мнению самой FDIC, принятые меры были успешны: только девять банков обанкротилось в 1934 г. (ГС начала действовать с 1 января 1934 г.) по сравнению с 9 тыс. за предыдущие четыре года. Успешность функционирования FDIC подтверждается данными сайта FDIC, в соответствии с которыми с момента ее создания "ни один вкладчик не потерял ни цента застрахованных средств в результате несостоятельности члена ГС" <2>.
--------------------------------
<1> A Brief History of Deposit Insurance in the United States // http:// www.fdic.gov/ bank/ historical/ brief/ brhist.pdf.
<2> http:// www.fdic.gov/ about/ learn/ symbol/ index.html
В настоящее время четко формализованные на законодательном уровне системы страхования вкладов действуют более чем в 70 странах, в том числе в Европе <1> их число равно 32, в Америке - 14, в Африке - 10, в Азии - 9 и проч. Постепенно формируются системы страхования вкладов в странах СНГ <2>, с 2004 г. подобная система действует и в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Имеются в виду страны - члены ЕС и страны, являющиеся частью единого экономического пространства.
<2> См.: http:// window.edu.ru/ window_catalog/ files/ r38162/ tstu2005-214.pdf.
Первая ГС в сфере защиты инвесторов на рынке ценных бумаг также появилась в США. Созданная в 1970 г. Корпорация по защите инвесторов, вкладывающих деньги в ценные бумаги (The Securities Investor Protection Corporation, SIPC), является основным механизмом защиты инвесторов в случае, когда брокерская фирма признается несостоятельной, и у нее имеются обязательства вернуть клиентам деньги и ценные бумаги. Хотя не каждый инвестор защищен SIPC, по оценкам самой SIPC, не менее 99% лиц, имеющих право на получение компенсации, получили компенсацию в случаях несостоятельности брокерских фирм <1>.
--------------------------------
<1> См.: http://www.sipc.org/who/sipctrackrecord.cfm.
В Европе пионером создания ГС для розничных инвесторов является Великобритания, где соответствующая схема была создана в 1988 г. В настоящий момент создание ГС инвесторов урегулировано на уровне Европейского союза, и наличие одной или более ГС для защиты инвесторов является обязательным требованием для стран - членов ЕС. Все страны ЕС выполнили требования союзного законодательства и создали ГС, соответствующие требованиям ЕС, так же, как и страны, не входящие в ЕС, но являющиеся частью единого экономического пространства (например, Исландия, Норвегия, Швейцария). ГС для инвесторов активно создаются в последние годы и за пределами Европы, например в Японии, Гонконге, Тайване.
Что касается гарантийных схем для клиентов страховых организаций, то одна из первых ГС для страхователей была создана в 1975 г. в Великобритании. Данная схема существует до сих пор и является составной частью созданной в Великобритании единой ГС для всех потребителей финансовых услуг (Financial Services Compensation Scheme, FSCS). В США уже к 1982 г. в 50 штатах, округе Колумбия и Пуэрто-Рико были созданы различные страховые гарантийные ассоциации (Insurance Guaranty Association) <1> по видам страхования иным, чем страхование жизни, обеспечивающие страхователям (выгодоприобретателям) выплату страхового возмещения в случае банкротства страховой организации. Единой схемы их функционирования на федеральном уровне не существует <2>. В ЕС начиная с 2001 г. ведется обсуждение Директивы о гарантийных схемах в страховании <3>. Однако пока эти обсуждения не привели к принятию гармонизированного законодательства ЕС. Не во всех странах - членах ЕС существуют ГС в секторе страхования, а если и существуют, то, как правило, покрывают только отдельные виды страхования, чаще всего обязательные. Например, такая схема действует в рамках системы обязательного страхования ответственности автовладельцев (так называемая система зеленой карты).
--------------------------------
<1> Такие ассоциации создаются в каждом штате в соответствии с законодательством этого штата, поэтому могут иметь различные названия. Термин "страховая гарантийная ассоциация" используется в Модельном законе о страховых гарантийных ассоциациях по страхованию имущества и ответственности Национальной конференции страховых гарантийных ассоциаций (National Conference of Insurance Guaranty Funds, NCIGF). Текст Модельного закона см.: http:// www.ncigf.org/ media/ files/ NCIGF%20Model%209-10-08.pdf (на 6 октября 2008 г.).
<2> Страховой надзор в США осуществляется на уровне отдельных штатов; кроме того, лицензирование страховых организаций также производится на уровне штатов. По этим причинам создание национальной ГС в сфере страхования нецелесообразно.
<3> См.: http:// ec.europa.eu/ internal_market/ insurance/ guarantee_en.htm.
Аналогичная тенденция прослеживается и в странах за пределами Европейского союза. ГС по обязательным видам страхования созданы в Казахстане, Молдове, Беларуси, Японии и других странах мира.
В России гарантийная схема в секторе страхования действует с 2003 г. в рамках обязательного страхования ответственности автовладельцев (ОСАГО).
§ 3. Организационная структура гарантийных схем
Организационная структура конкретной ГС зависит прежде всего от правовой системы государства, создающего схему, от институциональной среды. Посвященные данному вопросу исследования <1> не выявляют зависимости между той или иной формой организации ГС и ее эффективностью.
--------------------------------
<1> См., например: Description and Assessment of the National Investor Compensation Schemes Established in Accordance with Directive 97/9/EC. Report prepared for European Commission (Internal Market DG) // http:// ec.europa.eu/ dgs/ internal_market/ docs/ evaluation/ national- investor- rep2005.pdf.
Как отмечается относительно страхования вкладов (ГС в банковском секторе обычно называют страхованием вкладов или депозитов) в Принципах МАСД, надлежащее управление ведомствами и организациями, образующими систему обеспечения финансовой стабильности, укрепляет архитектуру финансовой системы и напрямую влияет на стабильность финансовой системы <1>. Операционно независимые и подотчетные ведомства и организации, образующие систему обеспечения финансовой стабильности, с четкими и ясными функциями и полномочиями (мандатами), которые изолированы от неоправданного политического влияния и влияния со стороны отрасли, обеспечивают большую объективность, доверие и легитимность по сравнению с организациями, менее независимыми <2>.
--------------------------------
<1> Четыре главных элемента, обеспечивающих надлежащее управление, - это независимость, подотчетность, прозрачность и раскрытие информации, а также непредвзятость (объективность).
<2> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
Практика создания ГС в разных странах показывает, что можно выделить две модели ГС исходя из структуры собственности и управления ГС:
- модель публичной (государственной) собственности и управления;
- модель частной собственности и управления.
1. Модель публичной собственности и управления
В ГС, созданных по модели публичной собственности и управления, структуры управления тем не менее варьируются в зависимости от страны.
Некоторые ГС управляются надзорным органом на рынке финансовых услуг, например в Латвии (ГС в страховом секторе), в Румынии (ГС в страховом секторе), Нидерландах (ГС в инвестиционном секторе), Португалии (ГС в инвестиционном секторе). Другие ГС с публичной собственностью и управлением управляются специально уполномоченным органом, например в Бельгии (ГС в страховом секторе), Ирландии (ГС в страховом секторе), Италии (ГС в страховом секторе), на Мальте (ГС в страховом секторе), в Швеции (ГС в инвестиционном секторе). А в России банковская ГС управляется Агентством по страхованию вкладов (АСВ) - специально созданной для этих целей государственной корпорацией.
Но и в тех случаях, когда ГС являются публичными, в их деятельность иногда вовлекаются и финансовые организации, выполнение обязательств которых эта схема гарантирует <1>. Например, в Италии (в страховом секторе) и на Мальте (в страховом секторе) гарантийные схемы находятся под общим контролем комитета, который в том числе включает представителей страховщиков.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
2. Модель частной собственности и управления
Гарантийные схемы, созданные и функционирующие по частной модели, создаются, как правило, в одной из следующих форм:
- фонд денежных средств, аккумулируемый и управляемый объединением (ассоциацией) финансовых организаций, выплаты которых он гарантирует;
- фонд денежных средств, аккумулируемый и управляемый специально созданным для этого юридическим лицом, не являющимся объединением финансовых организаций, выплаты которых он гарантирует.
Ассоциации, являющиеся объединением финансовых организаций, функционируют, например, в Австрии и Германии, где им полностью принадлежит фонд гарантийных выплат. Также финская банковская ГС является трастом, управляемым Ассоциацией финских банков. В России фонд компенсационных выплат по ОСАГО принадлежит объединению страховщиков ОСАГО, носящему название "Российский союз автостраховщиков" (РСА).
В случае создания ГС не в форме объединения юридическое лицо, управляющее гарантийным (компенсационным) фондом, является всегда некоммерческой организацией и часто имеет в своем названии слово "фонд". При этом использование слова "фонд" в названии такого юридического лица не предполагает, что оно зарегистрировано в организационно-правовой форме фонда. Например, в Казахстане и Германии ГС в секторе страхования созданы в форме акционерных обществ, а в Великобритании - в виде компании с ограниченной гарантией. При этом акционерами Фонда гарантирования страховых выплат в Казахстане и гарантами компании с ограниченной гарантией в Великобритании являются страховщики - участники ГС, в Германии единственным акционером гарантийной схемы Medicator является Ассоциация негосударственных страховщиков по страхованию здоровья. ГС (в секторе инвестиций) в Австрии и Испании созданы как компании с ограниченной ответственностью с фирмами-участницами, выступающими в качестве учредителей компании, выбирающих совет директоров для управления схемой.
§ 4. Государственный контроль деятельности гарантийных схем
Государство может контролировать функционирование ГС непосредственно (при публичной модели собственности и управления) или косвенно (при частной модели), но государственный контроль всегда присутствует.
Несмотря на свою независимость, ГС, созданные по частной модели, как правило, находятся в тесной связи с надзорным органом на рынке финансовых услуг и (или) иными органами государственной власти. Такая связь, как правило, выражается в том, что ГС регулируется, подотчетна или поднадзорна соответствующему органу. Например, в Польше ГС (в страховом секторе) должна представлять надзорному органу годовые отчеты. В Великобритании и США надзорный орган участвует в формировании органов управления ГС (в США - FDIC и SIPC, в Великобритании - FSCS).
Кроме того, важную роль в функционировании ГС играет качество государственного надзора на соответствующем рынке. Как отмечается в Принципах страхования депозитов МАСД, стабильность пруденциального регулирования и надзора будет иметь прямое воздействие на эффективность системы страхования депозитов - банковской ГС. Такое регулирование позволит только жизнеспособным банкам продолжать операции и быть участниками этой системы страхования. Банки должны иметь достаточную капитализацию и надежные процедуры управления риском.
Среди других особенностей - эффективный режим лицензирования новых банков, регулярные и тщательные проверки, оценка рисков в отдельных банках и система раннего обнаружения и своевременного вмешательства, а также урегулирование проблем, возникающих у финансовых организаций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
То же самое относится и к ГС в секторах инвестиций и страхования <1>.
--------------------------------
<1> На это указывается, в частности, в: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
§ 5. Функции, которые выполняют гарантийные схемы
Помимо своей основной функции - компенсации убытков потребителей финансовых услуг, возникших в связи с несостоятельностью финансовых организаций, ГС выполняют и иные функции, как правило, связанные с поддержанием устойчивости финансовой системы, с недопущением случаев несостоятельности финансовых организаций.
Наибольшее разнообразие функций выполняют банковские ГС - схемы страхования банковских вкладов (депозитов). В банковском секторе общепризнано, что страховщик вкладов должен являться частью структуры в рамках сети финансовой безопасности, которая обеспечивает раннее обнаружение и своевременное вмешательство, а также выполняет санацию проблемных банков и во многих случаях управляет процедурой банкротства банков <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
Например, FDIC в США осуществляет надзор приблизительно за 5160 банками и сберегательными банками, что составляет более половины учреждений банковской системы. Банки могут лицензироваться штатами или федеральным правительством. Причем банки, лицензируемые штатами, также имеют возможность присоединиться к Федеральной резервной системе. FDIC является основным федеральным регулятором банков, которые лицензируются штатами и не присоединяются к Федеральной резервной системе. Кроме того, FDIC служит дублирующим регулятором для оставшихся застрахованных банков и сберегательных ассоциаций. В России АСВ санирует проблемные банки, входящие в систему страхования вкладов, а в случае неудачи осуществляет функции арбитражного управляющего в процедуре банкротства такого банка.
Что касается ГС в секторе инвестиций, то, например, некоторые страны - члены ЕС расширили роль ГС за пределы выплаты компенсаций инвесторам, пострадавшим вследствие несостоятельности инвестиционного посредника. Например, в Германии ГС в инвестиционном секторе обладают полномочиями собирать информацию, требовать проведения аудита финансовых организаций, а также им частично переданы надзорные полномочия. Однако в большинстве стран ГС такими надзорными полномочиями все же не обладают.
Во Франции ГС (в секторе инвестиций) обладает некоторыми полномочиями в начале процедуры ликвидации финансовой организации. Так, по предложению Commission Bancaire (орган банковского надзора) банковская ГС (страховщик вкладов) может предоставить фирме, находящейся под угрозой несостоятельности, некоторую финансовую поддержку, оказать помощь при продаже такой компании другой организации или принять иные меры для предотвращения несостоятельности и запуска компенсационной процедуры. Закон предусматривает определенные права вмешательства для ГС (в секторе инвестиций) Австрии и Испании, а также Бельгии и Дании, хотя они имеют ограниченное значение, так как никогда не применялись на практике, но формально такие полномочия у ГС имеются. В других странах - членах ЕС законодательство не предусматривает дополнительных полномочий ГС.
В сфере страхования в функции ГС может включаться обеспечение продолжения действия договоров страхования (путем содействия передачи договоров другому страховщику, создания временного управляющего страховым портфелем несостоятельного страховщика или ГС сама может принять на время страховой портфель).
Функция по продолжению действия договоров страхования более характерна для ГС по страхованию жизни, поскольку договоры страхования жизни, в отличие от договоров страхования иного, чем страхование жизни, часто носят долгосрочный характер. В Японии и Германии, однако, данная функция свойственна и ГС по страхованию иному, чем страхование жизни. В Великобритании единая ГС (FSCS) выполняет данную функцию в отношении всех долгосрочных договоров страхования.
§ 6. Лица, получающие компенсацию от гарантийных схем
Общепризнано, что основной группой лиц, которые должны быть защищены при помощи гарантийных схем, являются граждане, действующие не в предпринимательских либо профессиональных целях, т.е. потребители, не имеющие возможности достаточно правильно оценить риск возможного неисполнения финансовой организацией своих обязательств по возврату переданных ей денежных средств. В силу этого обстоятельства именно они в наибольшей степени нуждаются в защите от финансового риска.
За пределами этой группы возникает, скорее, политический вопрос о том, должны ли быть защищены предприниматели, и если да, то в какой степени <1>. Повсеместно исходят из того, что защита должна быть сфокусирована на тех клиентах финансовых организаций, которые не в состоянии произвести адекватную оценку риска банкротства финансового посредника, которому они передали свои средства (т.е. на розничных клиентах) <2>.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
<2> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
Официальная позиция ЕС состоит в том, что ГС должны защищать преимущественно розничных клиентов, т.е. физических лиц и малый бизнес. Другие инвесторы могут находиться в лучшем положении по сравнению с розничными инвесторами в вопросах оценки рисков, связанных с конкретной финансовой организацией, могут иметь больше возможностей для снижения риска либо путем диверсификации своих активов, либо путем приобретения страховки, предусматривающей покрытие на случай несостоятельности финансовой организации. Ограничение ГС розничными клиентами существенно снижает стоимость ГС и (или) увеличивает фонды, предназначенные для выплаты компенсации этим потребителям <1>.
--------------------------------
<1> На это указывается, в частности, в: Description and Assessment of the National Investor-Compensation Schemes...
В разных странах данный вопрос урегулирован по-разному. Например, в Великобритании FSCS защищает граждан и малый бизнес, но не большие компании. Применительно ко вкладам и инвестициям большая компания - это компания, которая не соответствует двум и более критериям: 1) оборот не более 5,6 млн. фунтов; 2) балансовый итог не более 2,8 млн. фунтов; 3) не более 50 занятых. В Швеции ГС (в секторе инвестиций) распространяется как на граждан, так и на юридические лица; основополагающим фактором является ограничение размера компенсации <1>.
--------------------------------
<1> Данные из: Description and Assessment of the National Investor-Compensation Schemes...
Следует отметить, что, как правило, предельные размеры компенсации для многих розничных клиентов позволяют покрыть все или почти все понесенные убытки, тогда как крупные клиенты могут покрыть только незначительную долю своих потерь, кроме случаев, когда предельные размеры компенсации очень высоки.
Кроме нерозничных клиентов, из покрытия компенсацией большинство ГС исключают также лиц, которые связаны с несостоятельной финансовой организацией, или тех, кто отвечает за такую несостоятельность или получил от этого выгоду.
Например, в ЕС Директива о компенсационных схемах для инвесторов <1> (ст. 4(2) и приложение 1) устанавливает следующий примерный список инвесторов, которые могут быть исключены из покрытия ГС:
--------------------------------
<1> Directive 97/9/EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on Investor-Compensation Schemes // Official Journal. 1997. 26 March. No. L 084. P. 0022 - 0031.
- профессиональные и институциональные инвесторы, включая: 1) инвестиционные фирмы, как они определены в Директиве N 2004/39/EC <1>; 2) кредитные организации, в соответствии с их определением в Директиве N 2006/48/EC <2>; 3) финансовые институты, в соответствии со ст. 1(6) Директивы N 2006/48/EC <3>; 4) страховые организации; 5) организации коллективного инвестирования; 6) пенсионные фонды;
--------------------------------
<1> Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on Markets in Financial Instruments Amending Council Directives 85/61 1/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and Repealing Council Directive 93/22/EEC // Official Journal. 2004. 30 Apr. No. L 145. P. 0001 - 0044. http:// eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri= CELEX:32004L0039:EN:HTML.
<2> Directive 2006/48/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 Relating to the Taking up and Pursuit of the Business of Credit Institutions // Official Journal. 2006. 30 June. No. L 177. P. 1 - 200. http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri= CELEX:32006L0048:EN:NOT.
<3> Ibid.
- наднациональные организации, правительства и центральные органы власти;
- органы власти провинций, регионов, муниципалитетов;
- директоры, менеджеры и персонально ответственные члены инвестиционной фирмы, лица, обладающие 5% и более капитала инвестиционной фирмы, лица, ответственные за аудит инвестиционной фирмы, и инвесторы со сходным статусом в других фирмах той же группы;
- близкие родственники и третьи лица, действующие в интересах инвесторов, перечисленных в предыдущем пункте;
- другие фирмы той же группы;
- инвесторы, несущие ответственность за определенные обстоятельства, которые повлекли финансовые трудности инвестиционной фирмы или поспособствовали ухудшению ее финансовой ситуации, и инвесторы, получившие определенные преимущества от обстоятельств, названных выше;
- компании такого размера, что им не позволяется вести упрощенный бухгалтерский учет в соответствии со ст. 11 Директивы N 78/660/EEC от 25 июля 1978 г. <1>.
--------------------------------
<1> Fourth Council Directive 78/660/EEC of 25 July 1978 Based on Article 54 (3) (g) of the Treaty on the Annual Accounts of Certain Types of Companies // Official Journal. 1978. 14 Aug. No. L 222. P. 11 - 31. http:// eur-lex.europa.eu/ smartapi/ cgi/ sga_doc? smartapi! celexplus! prod! DocNumber&lg= en&type_doc= Directive&an_doc= 78&nu_doc=660.
Упрощенный бухгалтерский учет могут вести компании, отвечающие двум и более из следующих критериев: 1) общий баланс более 1 млн. евро; 2) оборот более 2 млн. евро; 3) количество занятых в течение финансового года более 50.
Большинство стран - членов ЕС приняли приведенный список в полном объеме, но есть и исключения. Страной с наиболее широким кругом лиц, уполномоченных на получение компенсаций, является Швеция - ее ГС (в секторе инвестиций) компенсирует убытки всем клиентам, кроме тех, которые сами являются инвестиционными фирмами и участвуют в этой ГС. В Дании, Финляндии, Греции, Италии, Португалии, Испании и во Франции действие ГС (в секторе инвестиций) распространяется на крупных корпоративных инвесторов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Description and Assessment of the National Investor Compensation Schemes...
В США большинство клиентов инвестиционных компаний имеют право на получение помощи от SIPC, когда деньги или ценные бумаги пропадают с их счетов. Исключение составляют:
- управляющие партнеры, директоры, иные управляющие несостоятельной фирмы;
- владельцы 5% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг несостоятельной фирмы (за исключением некоторых видов неконвертируемых привилегированных акций);
- партнеры-вкладчики, владеющие 5% или более общих активов или прибылей фирмы;
- лицо, имеющее возможность осуществлять контролирующее воздействие на менеджмент фирмы или политику фирмы;
- брокер, дилер или банк, действующий для себя, а не для своих клиентов <1>.
--------------------------------
<1> См.: http://www.sipc.org/how/brochure.cfm.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Директивы ЕС о системе страхования вкладов <1> государства-члены уполномочены исключать определенные классы вкладчиков или вкладов из-под действия ГС. Перечень таких классов вкладчиков и вкладов приведен в приложении 1 к Директиве, в соответствии с которым государства-члены уполномочены исключить из-под действия системы страхования вкладов (ГС в банковском секторе):
--------------------------------
<1> Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 on Deposit-guarantee Schemes // Official Journal. 1994. 31 May. No. L 135. P. 0005 - 0014.
- вклады финансовых организаций;
- вклады правительств и центральных органов власти;
- вклады местных и региональных органов власти;
- вклады организаций коллективного инвестирования;
- вклады пенсионных фондов;
- вклады, принадлежащие: директорам, управляющим, ответственным сотрудникам банковской организации; лицам, которым принадлежит не менее 5% уставного капитала финансовой организации; лицам, ответственным за проведение аудита банковской организации; а также вкладчикам со сходным статусом в других компаниях той же группы;
- вклады, принадлежащие близким родственникам лиц, перечисленных в предыдущем пункте, или третьим лицам, действующим от имени лиц, перечисленных в предыдущем пункте;
- вклады, принадлежащие другим компаниям той же группы;
- вклады на предъявителя (Non-nominative deposits);
- вклады, принадлежащие лицу, которое в индивидуальном порядке получило от той же кредитной организации такие ставки и льготные условия, которые способствовали ухудшению финансовой ситуации кредитной организации;
- долговые ценные бумаги, выпущенные кредитной организацией, и обязательства, возникающие из векселей, выданных кредитной организацией;
- вклады в иных валютах, помимо валют государств-членов и евро;
- вклады компаний такого размера, что им не позволяется вести упрощенный бухгалтерский учет в соответствии со ст. 11 Директивы N 78/660/EEC от 25 июля 1978 г.
Аналогичный подход используется и для ГС в секторе страхования. Например, в Молдове на получение компенсации от ГС не могут претендовать:
- владельцы существенных долей в уставном капитале несостоятельного страховщика;
- должностные лица несостоятельного страховщика;
- юридические лица, в которых несостоятельный страховщик или его должностные лица владеют 25% и более уставного капитала;
- лица, которые состоят в родстве I или II степени с лицами, указанными в предыдущих пунктах;
- третьими физическими или юридическими лицами, которые действуют от имени лиц, указанных в предыдущих пунктах.
В Дании ГС (в секторе страхования) не предоставляет защиту членам совета директоров или управляющим страховой организации, признанной несостоятельной. Во Франции из покрытия ГС (в секторе страхования) исключаются физические и юридические лица, которые занимали управленческие должности в несостоятельном страховщике или в компании, относящейся к группе лиц, в которой участвовал несостоятельный страховщик, при условии, что эта компания владела более чем 5% долей страховщика. Исключаются также бухгалтеры и аудиторы страховщика или компании, относящейся к той же группе лиц. Исключаются также другие страховые организации, кредитные организации, схемы коллективного инвестирования и пенсионные схемы. Исключение, однако, не распространяется на потребителей или сотрудников, от имени которых заключался договор страхования.
В российской системе страхования вкладов АСВ выплачивает компенсацию любым гражданам, имеющим счет (вклад) в российском банке. Исключение составляют счета (вклады):
- граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, если эти счета (вклады) открыты для осуществления предпринимательской деятельности, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления профессиональной деятельности;
- вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
- переданные банкам в доверительное управление;
- размещенные в филиалах российских банков, находящихся за пределами России.
§ 7. Разновидности финансовых услуг, подпадающие
под действие гарантийных схем
Из разных видов ГС наиболее полное покрытие предоставляется ГС в банковском секторе, т.е. системами страхования вкладов. Как правило, система страхования вкладов организована таким образом, что каждый вкладчик имеет право на компенсацию в установленных пределах в случаях несостоятельности банка. Так, в соответствии с принципом 9 Принципов страхования вкладов "уровень страхового возмещения... должен охватывать большинство вкладчиков для реализации задач публичной политики системы страхования вкладов" <1>. Такой подход к организации системы страхования вкладов объясняется тем, что клиенты банков не расположены к риску, они выбирают банковские депозиты как наименее рискованный, т.е. наиболее безопасный вид финансовых услуг <2>. Большинство вкладчиков выбирают вклады именно в силу того, что не могут позволить потерять свои сбережения <3>.
--------------------------------
<1> Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
<2> См.: http:// www.sipc.org/ how/ brochure.cfm; http:// www.oecd.org/ dataoecd/ 24/ 62/ 18961363.pdf.
<3> См.: http://www.sipc.org/how/brochure.cfm.
В США система страхования вкладов покрывает все счета в банках, включая чековые и сберегательные счета, а также депозитные сертификаты. Система страхования вкладов не покрывает иные финансовые услуги, которые также могут предлагаться банками: приобретение акций, облигаций, долей в паевых фондах, полисы страхования жизни и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: http:// www.fdic.gov/ deposit/ deposits/ dis/ index.html.
Исходя из того, что, как было описано выше, ГС представляют собой, прежде всего, механизм защиты розничных клиентов финансовых организаций, покрытие ГС обычно распространяется на так называемые розничные финансовые услуги. Окончательное решение о том, какие услуги включаются в сферу покрытия ГС, а какие нет, принимается законодателями, исходя из особенностей финансовой системы страны и распространенности тех или иных услуг. Приведем конкретные примеры.
В соответствии с Директивой ЕС о ГС (в секторе инвестиций) <1> действие ГС распространяется на инвестиционные услуги в том смысле, как они определены Директивой N 2004/39/EC о рынках финансовых инструментов <2>. В соответствии с указанной Директивой (приложение 1) к инвестиционным услугам и инвестиционной деятельности относятся:
--------------------------------
<1> Directive 97/9/EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on Investor-Compensation Schemes. P. 0022 - 0031.
<2> Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on Markets of Financial Instruments Amending Council Directives 85/61 1/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC.
- исполнение приказов по поручению клиента;
- прием и передача приказов в отношении одного или нескольких финансовых инструментов;
- управление портфелем ценных бумаг;
- совершение сделок на свой счет;
- инвестиционное консультирование;
- организация подписки на финансовые инструменты (андеррайтинг) и (или) размещения финансовых инструментов на условиях предоставления твердого обязательства;
- размещение финансовых инструментов без твердых обязательств;
- организация деятельности многосторонней торговой системы.
С ГС в секторе страхования дела обстоят следующим образом. Структура и объем покрытия ГС в страховании различаются в зависимости от страны. Основные различия состоят в следующем. В одних странах под покрытие ГС подпадают все виды страхования жизни и все или большинство видов страхования иного, чем страхование жизни (Япония, Канада, США, Молдова, Мальта (краткосрочное страхование жизни не включено), Румыния, Великобритания). В других - все виды страхования жизни, и лишь некоторые виды (чаще виды обязательного страхования) страхования иного, чем страхование жизни (Беларусь, Франция, Германия, Латвия, Польша). В третьих - все или отдельные виды страхования иного, чем страхование жизни (Казахстан, Болгария, Бельгия, Дания, Финляндия, Ирландия, Италия, Россия). При этом наблюдается тенденция к увеличению видов страхования, по которым предоставляются гарантии и компенсации.
Наиболее полное покрытие в страховом секторе предоставляет ГС Великобритании. Она покрывает как страхование жизни, так и страхование иное, чем страхование жизни, и в целом предусматривает более широкий объем покрытия по сравнению с другими странами, в которых также созданы ГС по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни.
§ 8. Случаи получения компенсации
от гарантийных схем и ее размер
Как неоднократно указывалось выше, общее назначение ГС на финансовых рынках в том, чтобы обеспечивать потребителям компенсацию в случае несостоятельности финансовой организации <1>. Неизбежно возникает вопрос: в какой момент эта компенсация должна выплачиваться и в каком размере?
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
Как правило, момент, когда у клиента финансовой организации возникает право на получение компенсации от ГС, совпадает с констатацией уполномоченным административным органом или судом неспособности финансовой организации выполнять свои обязательства перед клиентами. Так, в соответствии со ст. 1(3)(i) Директивы о страховании вкладов компенсация выплачивается, когда вклад, который в соответствии с нормами законодательства и договором должен быть выплачен вкладчику, недоступен и соответствующий уполномоченный орган признал, что банк оказался неспособен в определенный момент, по причинам, непосредственно связанным с его финансовым положением, выплатить депозиты, и при сложившихся обстоятельствах у него отсутствует перспектива сделать это <1>, или суд по причинам, непосредственно связанным с финансовыми обстоятельствами банка, вынес решение, в соответствии с которым приостанавливаются права кредиторов предъявлять требования к банку, если такое решение вынесено до упомянутого выше признания несостоятельности банка уполномоченным органом.
--------------------------------
<1> Уполномоченный орган обязан принять решение в течение 21 дня с того момента, когда стало известно о том, что кредитное учреждение не возвращает вклады.
В США для лучшей защиты вкладчиков система организована следующим образом. FDIC реагирует немедленно, как только банк или сберегательное учреждение перестает выполнять свои обязательства перед клиентами. Как правило, деятельность банковских учреждений прекращается по решению лицензирующего органа - соответствующего органа штата контролером денежного обращения (the Office of the Comptroller of the Currency) или органом надзора за сберегательными учреждениями (the Office of Thrift Supervision) <1>.
--------------------------------
<1> См.: http:// www.fdic.gov/ about/ learn/ symbol/ index.html.
Относительно ГС в инвестиционном секторе необходимо иметь в виду, что ни одна из ныне существующих ГС не покрывает неисполнение обязательства инвестиционной фирмы обеспечить определенную доходность вложения или выплатить определенный доход. Данная черта ГС в сфере инвестирования также объясняется тем, что инвестиционные продукты подразумевают больший риск по сравнению, например, с банковскими продуктами.
Инвесторы на фондовом рынке ведут себя принципиально иным образом, нежели вкладчики банков, так как на фондовом рынке прибыль неизбежно связана с риском. Большинство убытков на фондовом рынке являются нормальной частью роста и падения в ориентированном на риск мире инвестирования. Именно поэтому ГС в сфере инвестирования, как правило, не выплачивают инвесторам компенсации в случаях, когда упала стоимость принадлежащих им ценных бумаг, в иных подобных случаях. Вместо этого ГС в сфере инвестирования компенсируют недостающие ценные бумаги или иные активы. Такие ГС не защищают субъектов, купивших ценные бумаги, которые ничего не стоят, а помогают тем, чьи деньги, ценные бумаги или иные инструменты были украдены финансовой организацией или находятся под угрозой в силу ее несостоятельности по разным причинам <1>.
--------------------------------
<1> См.: http://www.sipc.org/how/brochure.cfm.
Например, в ЕС в соответствии с Директивой о компенсационных схемах для инвесторов (ст. 2, § 2) <1> покрытие предоставляется по требованиям, возникающим в результате неспособности инвестиционной фирмы совершить следующие действия в соответствии с применимыми нормами права и условиями договора:
--------------------------------
<1> Directive 97/9/EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on Investor-Compensation Schemes. P. 0022 - 0031.
- вернуть деньги, которые она должна инвестору или которые принадлежат инвестору и которыми она владеет от их имени в связи с инвестиционным бизнесом;
- возвратить инвесторам принадлежащие им ценные бумаги, которыми фирма владеет и управляет от их имени в связи с ведением инвестиционного бизнеса.
В зависимости от того, какое из указанных ниже событий произошло раньше, ГС выплачивает компенсацию инвесторам (ст. 2(2) Директивы о компенсационных схемах для инвесторов), когда:
- соответствующий уполномоченный орган признал, что инвестиционная фирма неспособна в определенный момент по причинам, непосредственно связанным с ее финансовым положением, выполнить обязательства перед инвесторами, и при сложившихся обстоятельствах у нее отсутствует перспектива сделать это;
- или орган судебной власти по причинам, непосредственно связанным с финансовыми обстоятельствами инвестиционной фирмы, вынес решение, в соответствии с которым приостанавливаются права кредиторов предъявлять требования к инвестиционной фирме, если такое решение вынесено до упомянутого выше признания несостоятельности организации уполномоченным органом <1>.
--------------------------------
<1> Directive 97/9/EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on Investor-Compensation Schemes.
В США SIPC выявляет случаи несостоятельности брокерских фирм, когда фирмы оказываются должны клиентам деньги или ценные бумаги, но эти принадлежащие клиентам активы отсутствуют на их счетах. Выявив указанные случаи, SIPC обращается в федеральный суд за назначением управляющего для ликвидации фирмы и защиты клиентов. Когда становится несостоятельной небольшая фирма, SIPC ликвидирует ее самостоятельно <1>.
--------------------------------
<1> См.: http://www.sipc.org/ how/brochure.cfm.
Существует ряд веских причин для выплаты клиентам компенсации убытков, возникших вследствие того, что инвестиционная фирма незаконно присвоила деньги или ценные бумаги или иным образом действовала незаконно. Директива предусматривает покрытие таких убытков, и все страны - члены ЕС предоставляют соответствующее покрытие. Другой вопрос: покрывают ли какие-либо из ГС убытки иные, нежели требует Директива о компенсационных схемах для инвесторов? Например, покрывают ли ГС убытки инвестора, если ценные бумаги могут быть возвращены инвестору, но их стоимость ниже, чем могла бы быть, если бы инвестиционная фирма:
- следовала указаниям, которые давал инвестор;
- надлежащим образом управляла портфелем ценных бумаг;
- обеспечила качественные консультации?
Директива не требует от ГС обеспечивать покрытие этих рисков, она, скорее, фокусируется на компенсации физических потерь активов инвесторов. Соответственно, за исключением Великобритании, требования о компенсации, возникшие в связи с некачественным управлением инвестициями или некачественной инвестиционной консультацией в связи с инвестиционными сделками, как правило, не подпадают под компенсацию. FSCS в Великобритании является единственной ГС, которая покрывает убытки розничных клиентов, вызванные плохим управлением инвестициями и некачественной инвестиционной консультацией. Таким образом, когда все другие ГС компенсируют только убытки, вызванные хищением, растратой или иным присвоением активов клиента, как предусмотрено Директивой, ГС Великобритании распространяется на иные мошеннические или халатные действия несостоятельной фирмы. Разница в покрываемых рисках объясняет значительно больший объем дел, рассмотренных в Великобритании.
Следует отметить, что с введением в действие Директивы N 2004/39/EC <1> все страны ЕС обязаны распространить действие ГС для инвесторов на инвестиционное консультирование. В связи с тем что Директива N 2004/39/EC была введена относительно недавно, пока отсутствуют данные относительно эффективности ГС в отношении инвесторов, которым были причинены убытки в результате предоставления некачественной инвестиционной консультации.
--------------------------------
<1> Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on Markets in Financial Instruments Amending Council Directives 85/61 1/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC. Государства - члены ЕС обязаны были принять имплементирующие Директиву меры до 30 апреля 2006 г. (24 месяца со дня официального опубликования Директивы - ст. 70 Директивы).
§ 9. Финансирование гарантийных схем
Гарантийные схемы должны соответствовать двум критериям:
1) привлекать достаточные ресурсы для обеспечения соответствующего уровня компенсации убытков потребителей;
2) не нарушать честную конкуренцию на рынке.
Когда потребители приобрели финансовую услугу, которая подпадает под действие гарантийной схемы, и имеют право на компенсацию, необходимо, чтобы ГС была в состоянии выплатить компенсацию. Без уверенности в выплате потребительская защита отчасти теряет смысл. Таким образом, крайне важно, чтобы ГС привлекали достаточно средств для компенсации потерь потребителям.
Все модели финансирования ГС направлены на достижение одной цели - обеспечения адекватной компенсации убытков потребителей, содействуя при этом эффективным и конкурентным финансовым рынкам. Государства достигают этого баланса по-разному, основное и самое явное отличие состоит в размере фонда, находящегося в распоряжении гарантийных схем. На решение о размере фонда оказывают влияние многие факторы, такие, как надзорная политика, восприятие финансовой стабильности, существующие и ожидаемые выплаты, доступность резервных фондов и многие другие факторы, включая общественное отношение.
Можно выделить две основные модели, по которым аккумулируются взносы организаций - участников ГС:
- модель предварительного финансирования (ex-ante), когда взносы собираются и аккумулируются заранее на случай возникновения необходимости произвести компенсационные выплаты или предоставить иные гарантии в будущем;
- модель последующего финансирования (ex-post), когда взносы взимаются для покрытия расходов post factum, уже после наступления несостоятельности, банкротства или принудительной ликвидации финансовой организации.
Основным преимуществом модели предварительного финансирования является то, что средства доступны для выполнения функций ГС в любой момент времени. Она также позволяет рассредоточить размер уплачиваемых взносов во времени. Однако при использовании такой модели возникает проблема с тем, чтобы собранные заранее средства совпадали с объемом возникших впоследствии обязательств ГС. Ни одна из моделей ГС не может обеспечить 100-процентную уверенность в выплате из накопленных фондов. Это означает, что все гарантийные схемы должны обладать возможностями получения достаточного дополнительного финансирования на случай непредвиденных расходов <1>. Поэтому все существующие ГС явно или неявно используют возможности ex-post финансирования.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
Далее кратко рассмотрим возможные источники финансирования ГС.
1. Взносы компаний, участвующих в гарантийной схеме
Все государства организуют финансирование ГС преимущественно или исключительно за счет взносов компаний, участвующих в ГС. В соответствии с Принципами страхования вкладов МАСД (принцип 11) главная ответственность за гарантийные выплаты лежит на банках, так как они и их клиенты получают прямую выгоду от наличия эффективной системы страхования депозитов и именно поэтому на них лежит основное бремя финансирования ГС в банковской сфере. Эта логика, очевидно, применима и для других секторов финансового рынка.
Как отмечалось, взносы либо собираются заранее для создания резерва в ожидании будущих выплат (финансирование ex-ante), либо складываются при необходимости покрыть возникшие вследствие несостоятельности издержки (финансирование ex-post), либо применяется смешанная система.
Финансирование ex-ante является более популярной моделью, по сравнению с ex-post. Финансирование ex-ante требует накопления и поддержания фонда для удовлетворения требований клиентов обанкротившихся финансовых организаций и связанных с ними расходов до наступления обязанности выплатить компенсацию. Средства фонда формируются за счет взносов участников ГС в условиях экономической стабильности, когда потери могут быть незначительными. Фонд служит своеобразной страховкой для будущих потребностей, когда экономическое положение может ухудшиться, а потери будут расти. Такой способ финансирования может способствовать снижению зависимости ГС от публичных средств в период финансовых проблем или кризиса. Для стран, использующих финансирование ex-ante, целевой коэффициент резервирования <1> должен быть достаточным для снижения вероятности несостоятельности фонда <2>. Иными словами, целевой коэффициент резервирования должен быть установлен таким образом, чтобы в резервы фонда попало достаточно денежных средств для осуществления возможных компенсационных выплат. Тогда в каждый момент времени в распоряжении ГС будет фонд, позволяющий удовлетворить возможные требования о выплате компенсации. В некоторых странах целевой коэффициент резервирования фонда ГС устанавливается в законе (например, для схемы страхования вкладов в Индии).
--------------------------------
<1> Коэффициент резервирования - отношение сформированных резервов фонда к общему объему вкладов. Например, для систем страхования вкладов, построенных по принципу аккумулирования средств для выплат в специальном фонде, эта величина составляет 1,44% (см.: Мельников А.Г. Российская система страхования вкладов: пути развития на среднесрочную перспективу // Деньги и кредит. 2007. N 3).
<2> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
В Европейском союзе большинство ГС в инвестиционной сфере финансируются ex-ante или включают существенный элемент финансирования ex-ante. Финансовые организации, участвующие в схеме, делают ежегодные отчисления, чтобы позволить ГС сформировать устойчивые фонды или резервы для финансирования будущих издержек по компенсации. В некоторых странах (Дания, Греция, Португалия) помимо ежегодных денежных отчислений финансовые организации, участвующие в ГС, предоставляют обеспечение в форме залога принадлежащего им имущества. В случае недостаточности денежных средств у фонда выплата компенсации осуществляется за счет средств, вырученных в ходе обращения взыскания на заложенное имущество.
При этом все ex-ante схемы обладают полномочиями требовать дополнительные взносы в случае недостаточности сформированных резервов для покрытия компенсационных расходов.
В системах с финансированием ex-post средства для удовлетворения требований клиентов обанкротившейся финансовой организации отчисляются участниками ГС после наступления банкротства. Системы ex-post могут быть менее обременительными для членов ГС в период немногочисленных банкротств или их отсутствия, так как премии не собираются, а управление фондом требует меньших затрат. Но для эффективной работы систем с финансированием ex-post требуется буквально незамедлительный доступ к финансированию (собственные ресурсы незначительны), что становится крайне сложным в период кризиса, когда банкротства носят лавинообразный характер и ликвидные ресурсы на рынке отсутствуют.
Из стран - членов ЕС Австрия, Люксембург, Италия, Швеция, Великобритания финансируют ГС в инвестиционном секторе ex-post. Хотя некоторые из этих схем имеют элементы предварительного финансирования для покрытия административных и схожих издержек. В Нидерландах схема для кредитных учреждений финансируется ex-post, но для небанковских инвестиционных фирм - ex-ante. Единая бельгийская схема собирает взносы ex-ante только с кредитных учреждений и брокерских домов, но распределяет издержки ex-post в отношении управляющих активами и иными фирмами.
2. Заимствования
Гарантийные схемы могут покрыть недостаток финансирования при помощи заимствований, им такие полномочия предоставляются законом. Хотя в некоторых случаях данные полномочия могут быть ограничены определенными формами заимствований. Например, французская ГС (в секторе инвестиций) может заимствовать только у компаний, участвующих в схеме. В Швеции любые заимствования возможны только из казны или у Шведского центрального правительства. Испанское законодательство предусматривает заимствования у государства, но не регулирует вопрос о возможности коммерческого заимствования.
Однако, несмотря на то что полномочия заимствовать предусмотрены законом, только в некоторых странах имеются реальные возможности для осуществления таких заимствований. Только ГС Великобритании и Финляндии имеют договоры с коммерческими банками о предоставлении кредита в случае необходимости. В Нидерландах Центральный банк дает ГС (в инвестиционном секторе) беспроцентные ссуды, которые потом возвращаются компаниями, участвующими в ГС.
3. Государственное финансирование
У многих ГС есть возможности для получения финансирования от государства в случае кризиса. Государственное финансирование ГС возможно в следующих формах, а именно государство может:
- напрямую делать взносы в схему;
- выдавать беспроцентные или льготные займы;
- любым иным способом гарантировать долгосрочную финансовую состоятельность ГС.
Такого рода помощь обеспечивает большую уверенность в отношении компаний, участвующих в схеме, и важно, чтобы заемные средства предлагались таким образом, чтобы у организаций, участвующих в гарантийной схеме, не возникало конкурентных преимуществ.
Государственные вливания в ГС не распространены в Евросоюзе, за исключением небольшого ежегодного взноса, предусмотренного парламентом для шведской ГС (в секторе инвестиций). ГС не получают выгод от прямых взносов государства. Что касается иных форм государственного финансирования, то некоторые страны предусмотрели возможность ГС заимствовать непосредственно у государства или с государственной гарантией из других источников. Так обстоят дела в Австрии (для банковской схемы), а также для ГС (в секторе инвестиций) в Дании, Нидерландах, Испании, Швеции. За исключением Нидерландов, заимствования возможны только в исключительных обстоятельствах.
В России АСВ (ГС в банковском секторе) вправе получить от Правительства РФ бюджетный кредит, в случае если дефицит средств гарантийного фонда составляет не более 1 млрд. руб., или запросить у Правительства РФ выделения денег из федерального бюджета, если дефицит составляет более 1 млрд. руб. (ст. 41 Закона о страховании вкладов). Для этого в федеральном бюджете предусмотрена соответствующая строка. А вот для РСА (ГС в страховании ответственности автовладельцев) такие возможности законом не предусмотрены.
В США FDIC имеет право на получение кредитов от Федерального казначейства (в соответствии с Federal Deposit Insurance Corporation Improvement Act of 1991 (P.L. 102 - 242, 105 STAT. 2236)). Законом установлен предел возможных заимствований. В 1991 г. он составлял 30 млрд. долл. в год, а в мае 2009 г. был увеличен до 100 млрд. долл. в год. Кредит предоставляется на основании соглашения между FDIC и Казначейством. Решение о предоставлении кредита принимается Главой Федерального казначейства на основании запроса Совета директоров FDIC, обосновывающего размер необходимых средств. Соглашение должно предусматривать график возврата кредита и показывать, что доход FDIC будет достаточным для погашения долга в соответствии с графиком возврата и уплаты предусмотренных процентов <1>.
--------------------------------
<1> См.: 12 USC 1824. http:// www.law.cornell.edu/ uscode/ 12/ usc_ sec_ 12_ 00001824----000-.html.
Допустимы также ситуации, когда государство, ради сохранения доверия потребителей к финансовой системе, может выполнить некоторые обязательства ликвидируемой финансовой организации или уплатить по требованиям потребителей, которые потеряли свои инвестиции или права в результате несостоятельности организации. Например, Центральный банк РФ компенсирует потерю вкладов тем частным вкладчикам, которые разместили свой вклад в банке, не входящем в систему страхования вкладов. Для этого принят специальный Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
4. Иные источники финансирования
Гарантийные схемы могут также приобрести страховку на случай необходимости выплаты компенсации. Например, финская и греческая ГС (в секторе инвестиций) заключили договоры страхования с частными страховыми компаниями. Однако страховые премии были слишком высоки, и от страхования пришлось отказаться из-за высокой стоимости.
В качестве дополнительного источника финансирования ГС (в секторе инвестиций) Франции и Португалии получают штрафы, которые налагаются на нарушителей законодательства о финансовых услугах. Обе российские ГС: АСВ (ГС в банковском секторе) и РСА (ГС в страховании ответственности автовладельцев) - получают деньги от взыскания в порядке суброгации (РСА) или регресса (АСВ) средств с тех финансовых организаций, обязательства которых они исполнили. РСА также получает членские взносы от входящих в эту схему страховщиков, так как РСА является объединением, основанным на членстве.
5. Перекрестное субсидирование
Проблема перекрестного субсидирования возникает практически в любой ГС в тех странах, где ГС созданы. Перекрестное субсидирование в настоящее время считается <1> нежелательным явлением, с которым необходимо бороться, будь то перекрестное субсидирование в рамках одной ГС или перекрестное субсидирование между компенсационными фондами в разных секторах. В рамках одной схемы перекрестное субсидирование имеет место, когда банки, у которых риски несостоятельности значительны, и банки, у которых такие риски незначительны, платят равные взносы в ГС. В странах, где существует несколько ГС или единая ГС, управляющая компенсационными фондами в разных сферах финансового рынка, существуют возможности для перекрестного субсидирования между ГС, что также считается нежелательным <2>.
--------------------------------
<1> См., например: http:// comptrollerofthecurrency.gov/ ftp/ release/ 2001-67c.pdf; Funding of the Financial Services Compensation Scheme. Report prepared for The Financial Services Authority. March 2006. http:// www.fsa.gov.uk/ pubs/ discussi-on/ oxera_report.pdf.
<2> Funding of the Financial Services Compensation Scheme. Report prepared for The Financial Services Authority. March 2006.
Для борьбы с перекрестным субсидированием в рамках ГС одного сектора финансового рынка предлагается использовать систему сборов в компенсационный фонд, основанную на риске, когда компании с большим риском несостоятельности будут платить в фонд больше, нежели более финансово устойчивые компании <1>.
--------------------------------
<1> Ibid.
В отношении перекрестного субсидирования между различными секторами также устанавливаются ограничения. Например, в Великобритании в соответствии с Financial Services and Markets Act <1> от FSCS требуется, чтобы сборы с входящих в схему компаний отражали, насколько это возможно, размер предъявляемых требований или требований, которые явно могут быть предъявлены в отношении определенного класса лиц. Правила ГС требуют создания раздельных фондов для разных видов деятельности, а также, чтобы FSCS распределяла сборы в эти фонды пропорционально компенсационным издержкам, возникающим в связи с этими видами деятельности.
--------------------------------
<1> См.: http:// www.opsi.gov.uk/ acts/ acts2000/ ukpga_ 20000008_ en_ 1 (официальный источник опубликования).
§ 10. Моральный риск, вызванный
существованием гарантийных схем
Одним из отрицательных последствий предоставления защиты потребителям через гарантийные схемы является моральный риск - стимулирующий фактор для потребителей к вовлечению в сделки с высокими рисками, так как они верят, что любой риск в случае плохого развития событий будет покрыт гарантийной схемой. Так же и финансовые организации, входящие в гарантийную схему, меньше заботятся о своих рисках, поскольку знают, что в крайнем случае за них выплатит схема. Так, известно, что моральный риск является стимулом для принятия на себя банками, входящими в систему страхования вкладов, избыточного риска. Также вкладчики и другие кредиторы считают, что банку, входящему в гарантийную схему, не позволят обанкротиться ни при каких обстоятельствах <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
Очевидно, очень важно найти баланс между предоставлением защиты потребителям и поддержанием эффективных и конкурентных рынков. Гарантийные схемы должны быть устроены таким образом, чтобы проблема морального риска была минимальной, предоставляя при этом потребителям защиту, достаточную для поддержания доверия к финансовым институтам <1>.
--------------------------------
<1> См.: A Framework for the Guarantee Schemes in the EU...
В настоящее время ГС создаются с учетом проблемы морального риска. Существует два основных способа борьбы с моральным риском:
- установление максимального размера компенсации;
- так называемое сострахование (co-insurance).
Необходимость установления максимального размера компенсации объясняется тем, что ничем не ограниченное обязательство ГС полностью компенсировать любые убытки потребителям создает моральный риск и ослабляет стимулы для обдуманного выбора. Власти должны заботиться об установлении баланса между эффективной потребительской защитой и обязанностью не подрывать осторожное отношение потребителей к рискам и наградам <1>.
--------------------------------
<1> Ibid. 3.25.
Установление максимальных пределов компенсации ограничивает потенциально доступную защиту вложений потребителя и увеличивает стимулы для сознательного выбора. Следует отметить, что для некоторых страховых продуктов ограничение компенсации может быть нежелательно <1>. Законодатели могут счесть необходимым установить очень высокое покрытие, например, в сфере профессионального страхования или страхования жизни в силу особой социальной значимости данных институтов и тех неблагоприятных последствий, которые могут наступить для пользователей этих услуг и для социальной системы государства при отсутствии высокого покрытия.
--------------------------------
<1> Ibid.
В соответствии с Принципами страхования вкладов МАСД (принцип 9) уровень страхового возмещения должен отвечать следующим требованиям: быть ограниченным, достоверным и способным быть незамедлительно установленным. Он должен охватывать большинство вкладчиков для реализации задач публичной политики системы страхования и быть совместимым с характеристиками других систем страхования депозитов. В пояснениях к данному принципу указывается, что уровень возмещения вклада должен быть ограничен, он может устанавливаться с помощью проверки соответствующих данных, таких, как статистическая информация, описывающая распределение величины депозитов, размещенных в банке. Это является для разработчиков ГС объективным параметром оценки достаточности уровня страхового возмещения. Одинаковый размер страхового возмещения должен применяться ко всем банкам, участвующим в ГС. Лимиты возмещения могут корректироваться по мере необходимости в силу таких факторов, как инфляция, рост реальных доходов, развитие новых финансовых инструментов, способы влияния указанных факторов на состав и размер депозитов <1>. Данный принцип соотносится с принципом 2 - "Снижение уровня морального риска", в соответствии с которым снижение уровня морального риска обеспечивается наличием в структуре ГС необходимых технических характеристик и элементов сети финансовой безопасности <2>.
--------------------------------
<1> См.: Ключевые принципы эффективных систем страхования депозитов.
<2> Там же.
В настоящее время в США размер покрытия по страхованию вкладов составляет 250 тыс. долл. Однако с 1 января 2014 г. покрытие в большинстве случаев будет составлять 100 тыс. долл., и только для определенных видов пенсионных счетов останется в пределах 250 тыс. долл. <1>. В ЕС установлен минимальный предел компенсации в 50 тыс. евро, однако ряд стран обязались увеличить в ближайшее время размер компенсации до 100 тыс. евро <2>.
--------------------------------
<1> См.: http:// www.fdic.gov/ about/ learn/ symbol/ index.html.
<2> Improvement of Depositors' Protection. Citizens' Summary // http:// ec.europa.eu/ internal_market/ bank/ docs/ guarantee/ citsum_en.pdf.
Директива ЕС о компенсационных схемах для инвесторов (ст. 4, § I) <1> устанавливает требование, в соответствии с которым максимальный размер компенсации должен быть не менее 20 тыс. евро на каждого инвестора. Девять государств приняли минимальный размер компенсации в 20 тыс. евро. Другие страны (Греция, Португалия, Швеция) компенсируют убытки в размере от 25 тыс. до 30 тыс. евро. Наибольшее отклонение от минимума, установленного Директивой, наблюдается во Франции и в Великобритании:
--------------------------------
<1> Directive 97/9/EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on Investor-Compensation Schemes.
- во Франции инвесторы получают компенсацию до 70 тыс. евро за утраченные инвестиционные инструменты. Еще 70 тыс. евро можно получить за утрату инвестированных денежных средств, переданных несостоятельной инвестиционной фирме;
- ГС (в секторе инвестиций) Великобритании выплачивает компенсации до 48 тыс. фунтов стерлингов (около 55 тыс. евро на сентябрь 2009 г.). Такой предел был установлен в 1988 г., когда ГС была создана.
В тех странах, которые учредили отдельные схемы для компенсации убытков, понесенных в связи с инвестиционной деятельностью, осуществляемой банковскими организациями и небанковскими инвестиционными фирмами, компенсация осуществляется следующим образом. Для небанковских инвестиционных фирм применяется единый лимит компенсации для возмещения утраченных денежных средств и ценных бумаг (который во многих странах равен 20 тыс. евро). Иными словами, если инвестиционная фирма от имени клиента владеет 10 тыс. евро денежных средств и инвестиционными инструментами на 20 тыс. евро, в случае несостоятельности клиент получит компенсацию в пределах установленного общего лимита - 20 тыс. евро.
Компенсационные схемы для банков, занимающихся инвестиционной деятельностью, рассматривают денежные средства, переданные клиентом банку в целях инвестирования, как депозиты, к которым применим лимит возмещения по депозитам. Таким образом дела обстоят в Австрии, Германии, Испании, Нидерландах. Максимальный размер возмещения, которое может получить инвестор в этих странах в связи с инвестиционной деятельностью, равняется 40 тыс. евро при условии, что у клиента есть требования как в инвестиционных инструментах, так и в денежных средствах в размере по крайней мере 20 тыс. евро <1>.
--------------------------------
<1> Description and Assessment of the National Investor Compensation Schemes...
Второй механизм, носящий условное название "сострахование", основан на том, что даже и в том случае, когда предельной суммы возмещения достаточно для возмещения всех убытков клиента, он делит убытки с гарантийной схемой, т.е. устанавливается определенный процент убытков, возмещаемых схемой. Соответственно, остальное остается на риске потребителя, и этот риск обеспечивает ему стимулы для более обстоятельного анализа совершаемых им сделок.
Например, действующая Директива ЕС о страховании вкладов (ГС в банковском секторе) позволяет возлагать на потребителя до 10% его требований к ГС (для требований, превышающих 20 тыс. евро, данный процент может быть увеличен) <1>.
--------------------------------
<1> Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 on Deposit-guarantee Schemes.
Из 15 стран - членов ЕС на 2002 г. 11 предусматривали 100-процентное покрытие возникших убытков. В Австрии 100% применяется только к физическим лицам, другие клиенты могут получить 90% от требований. Финляндия, Германия, Ирландия обеспечивают 90% для всех имеющих право на получение компенсации клиентов.
Таким образом, в банковском секторе механизм "сострахования" применяется. Однако в последнее время наблюдается тенденция к отказу от его использования и 100-процентному покрытию убытков вкладчиков банков. Данную тенденцию объясняют так: "То обстоятельство, что определенная часть сбережений может быть не покрыта, создает неопределенность" <1>. В ЕС, по всей видимости, механизм "сострахования" в ГС банковского сектора (страхования вкладов) в ближайшее время будет отменен. На это указывают многие комментаторы <2>, данная инициатива активно обсуждается органами власти ЕС <3>.
--------------------------------
<1> Improvement of Depositors' Protection. Citizens' Summary.
<2> См., например: EU Revision of Deposit Guarantee Schemes Directive: 2008-9 // http:// blenderlaw.umlaw.net/ wp-content/ uploads/ 2007/ 07/ depguar2008001.pdf.
<3> См.: Improvement of Depositors' Protection. Citizens' Summary.
В России первоначально использовался механизм "сострахования" в банковском секторе. Так, АСВ (российская банковская ГС) возмещало вкладчикам 100% суммы, не превышающей 100 тыс. руб., и 90% суммы, превышающей 100 тыс. руб., но не превышающей 400 тыс. руб. В настоящее время этот механизм из ГС исключен. Схема обеспечивает 100-процентное покрытие убытков в заданных пределах - 700 тыс. руб.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 262.