Для определения позиций предприятий на рынке необходимо провести анализ внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия, итогом которого будет составление матрицы SWOT – анализа.
Экономические факторы
На деловом рынке г. Хабаровска на конец 2005 года было зарегистрировано около 2000 новых предприятий. В целом по краю, было учтено 27300 хозяйствующих субъекта всех отраслей экономики. По сравнению с началом 2000г. их доля увеличилась на 10 % [1]. ВВП в 2005 году в Хабаровском крае вырос на 7,5% по сравнению с 2004 годом, что свидетельствует о росте потребления товаров и услуг. Доля торгующих организаций в обороте розничной торговли составила 81,3%. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели формируют почти две трети оборота розничной торговли. По данным ежеквартально проводимых обследований деловой активности предприятий розничной торговли отмечается относительная стабильность основных показателей деятельности торговых организаций. Так, во II кв. 2006 года 96% руководителей обследованных предприятий оценили экономическое положение предприятий розничной торговли как «благоприятное» и «удовлетворительное» и лишь 4% - как «неблагоприятное». Оценивая перспективы развития организаций розничной торговли в III квартале 2006 года, 96% опрошенных руководителей придерживаются мнения, что экономическое положение их организаций не ухудшится, что позволит многим из них сохранить объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку продукции и их ассортимент, а также финансовые показатели на уровне предшествующего периода.[2]
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что Хабаровский край показывает устойчивые темпы роста экономики. Растет число новых предприятий, увеличиваются доходы организаций, закономерно повышается покупательская активность, и как следствие больше средств выделяется на рекламу и продвижение своих услуг.
Происходящие в экономике региона процессы напрямую влияют на развитие регионального рынка рекламы. Появляются новые, региональные, глянцевые журналы («Дорогое удовольствие», «Лучшее в Хабаровске», «Свадебный Хабаровск» и др.), сильные местные телеканалы (ДТВ-viasat, 5-й канал ДВТРК, DTV, DTV-День), локальные радиостанции ( Радио ДВТРК, Хабаровск FM), которые стали выпускать более профессиональный продукт, пользующийся популярностью у зрителей, слушателей, читателей, и, соответственно, у рекламодателей. Все большее число крупных национальных рекламодателей вкладывают деньги в региональные рекламные агентства, что позволяет более точечно воздействовать на потребителей на локальном уровне.
Все вышеперечисленные факты приводят к увеличению объема рекламного рынка в нашем регионе. (По данным АКАР в 2005 году увеличился на 21% по сравнению с 2004)[3].
Правовые факторы
К правовым факторам, оказывающим влияние на деятельность рекламного агентства относят всю совокупность законов, составляющих правовую основу для рыночной деятельности. К ним относят: Федерального закона "О рекламе" от 13 декабря 2006г № 38-ФЗ; Федеральный закон « О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1; Российский Рекламный Кодекс; Международный кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты; постановление мэра г. Хабаровска от 20.07.06 «О порядке определения платы и утверждения условий установки и эксплуатации рекламных конструкций»; постановление «Об исчислении налога на рекламу» и др.
Вступивший в силу со 2 июля 2006 года новый закон о рекламе внес запреты на рекламу слабоалкогольных напитков в электронных СМИ, запрет на рекламу зонтичных брендов, запрет на распространение рекламы алкогольной и табачной продукции на крышах, стенах, витринах и проведение рекламных акций с предоставлением образцов данной продукции и другие запреты, безусловно, оказывают ограничительное воздействие на деятельность агентства и приводит к сокращению прибыли и числа фактических и потенциальных клиентов. Но с этической точки зрения, руководство рекламного агентства полностью согласно с данными положениями закона.
По новому закону запрещается рекламировать продукцию, реклама которой подпадает под какие-либо ограничения, под видом других товаров, товарные знаки которых схожи до степени смешения. Проведение рекламных акций по данным видам продукции будет допускаться только в организациях, осуществляющих их розничную продажу. К тому же известным фактом является то, что практически 80% решений о покупке принимается непосредственно в точке продаж, что в значительной степени повышает привлекательность магазинов, как канала рекламы.[4]
Социальные
Настоящее время – это время, когда всем правит информация. Острая конкуренция на товарных рынках способствует тому, что каждый производитель ведет борьбу за клиента (покупателя), используя различные средства рекламы. Поэтому простые люди (конечные потребители) чрезвычайно перегружены различного рода рекламной информацией. Давно отмечается, что потребители научились отстраняться от медиа-рекламы , и привлекать их внимание с каждым разом все труднее. В связи с этим перед рекламодателем и производителем рекламного продукта остро встает вопрос, как сделать так, чтобы реклама была максимально эффективной. Именно вследствие этого факта все больше рекламодателей обращаются в специализированные рекламные агентства, чтобы организовать рекламную кампанию, используя «эффект синергетики». В настоящее время РА не работает с физическими лицами.
Политические
В последние 5 лет политическая ситуация в нашей стране и регионе считается стабильной, что позволяет РА развиваться, успешно осуществлять свою коммерческую деятельность и адаптироваться к сформированным условиям внешней среды. Правительство РФ и Правительство Хабаровского края, в частности, помогают развитию предпринимательской деятельности, реализуя краевую программу «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004-2006 годы». Результатом двустороннего диалога правительства и представителей бизнеса стало заключение соглашений, договоров о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых, общественных объединений и ассоциаций предпринимателей с органами власти края и органами местного самоуправления.
Научно-техническая среда
В настоящее время в области наружной рекламы используются современные прогрессивные технологии, которые в частности, позволяют рассматриваемому агентству предлагать на рынке эксклюзивные услуги, к примеру, такие как световые короба.
Яркий световой короб - один из нетрадиционных для нашего города видов наружной рекламы. Логотип, название фирмы или компании, красочное изображение продукции - отличный способ обратить на себя внимание у потенциальных потребителей. Игра света, тени, форм и дизайнерского решения привлекают внимание к рекламной информации.
Рынок рекламных услуг
Рынок в целом можно оценить числом рекламных агентств (в настоящее время в г. Хабаровске успешно функционирует около 150 организаций). Размер рынка, на котором функционирует РА «Рапид», в денежном выражении оценить трудно, так как на настоящий момент отсутствуют однозначные данные. В настоящий момент, наблюдается активный рост регионального рынка рекламы. Доля занимаемого компанией рынка растет медленнее самого рынка, что может привести к его потере в будущем. Согласно опросам[5], все рекламные агентства г. Хабаровска делятся на три группы:
1) Специализированные рекламные агентства, занимающиеся производством наружной, полиграфической и сувенирной продукции.
2) Рекламные агентства полного цикла, предоставляющие полный комплекс рекламных услуг.
3) Рекламные агентства при СМИ, занимающиеся размещением материалов в СМИ.
Иллюстрацию структуры рынка рекламных услуг г. Хабаровска можно представить в виде круговой диаграммы (рисунке 2.1).
Рисунок 2.1 Структура рынка рекламных агентств г. Хабаровска
Рассмотрим факторы микросреды предприятия, важнейшим из которых являются его конкуренты.
Сведения об основных конкурентах представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Сведения об основных конкурентах
Наименование фирмы | Адрес | Основные сферы деятельности |
Гранд Студия | ул. Доватора, 5 | Производство теле- , аудио-рекламы, рекламы в печатных изданиях, изготовление брошюр, буклетов, наружная реклама. |
Рекламный центр «Хабаровский» | ул.Промышленная, 19 оф. 300 | Производство теле- , аудио-рекламы, рекламы в печатных изданиях, печатная реклама, реклама на транспорте |
Сигма – М | ул.Волочаевская, 2 | Производство теле- , аудио-рекламы, рекламы в печатных изданиях, изготовление брошюр |
Основные конкуренты отбирались, прежде всего, по такому критерию как относительная однородность оказываемых услуг. Перечисленные в табл. 2.2 показатели являются, на наш взгляд, наиболее важными показателями конкурентоспособности, по которым можно оценить основных конкурентов рекламного агентства «Рапид».
Таблица 2.2
Оценка основных конкурентов рекламного агентства «Рапид»
№ п/п | Показатели конкурентоспособности
| «Рапид»
| Конкуренты | ||
1 | 2 | 3 | |||
1 | Качество | 5 | 4 | 4 | 4 |
2 | Стиль | 5 | 4 | 3 | 3 |
3 | Сроки исполнения заказа | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Ассортимент услуг | 4 | 3 | 3 | 3 |
5 | Цена (1-высокая, 5-низкая) | 4 | 4 | 3 | 3 |
6 | Процент скидки с цены | 5 | 5 | 5 | 5 |
7 | Льготная скидка | 5 | 5 | 5 | 5 |
8 | Местоположение | 5 | 3 | 3 | 5 |
9 | Реклама | 3 | 4 | 4 | 3 |
10 | Персонал | 5 | 5 | 5 | 5 |
11 | Дополнительные услуги | 2 | 4 | 4 | 3 |
Общий итог: | 48 | 46 | 44 | 44 |
* Пояснение к таблице 2.2 :
Конкуренты ООО «Рапид»: 1 -«Гранд Студия»;
2 - «Рекламный центр «Хабаровский»;
3 - «Сигма - М».
Показатели: 5 - отлично;
4 - хорошо;
3 - удовлетворительно;
2 - плохо;
1 - нет.
Балловая оценка по основным конкурентным позициям была сделана на основе анализа ранее проводившегося маркетингового исследования.
Таким образом, анализируя таблицу 2.2 можно отметить, что рекламное агентство «Рапид» по многим показателям опережает своих основных конкурентов, прежде всего это касается ассортимента и уникальности услуг.
Если представленные конкуренты на рынке наружной рекламы работают в основном по таким направлениям, как щитовые конструкции размером 3 м на 6 м., то РА «Рапид» предлагает уникальную на рынке нашего города уникальную продукцию: яркие световые короба, панно на зданиях. Но рекламное агентство проигрывает своим конкурентам по таким показателям, как «дополнительные услуги» и «реклама».
Ценовые рамки всех фирм примерно одинаковы, жесткая конкурентная борьба на рынке предполагает широкий набор скидок и бонусов.
Также при оценке конкурентных преимуществ, следует учитывать время деятельности фирмы на рынке и репутацию.
РА «Рапид» функционирует на рынке уже 15 лет, рекламный центр «Хабаровский» и «Сигма –М» 6 лет.
Немаловажным аспектом SWOT - анализа является анализ поставщиков и потребителей.
Поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятия материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг. Объектами поставки являются: сырье, материалы, оборудование, запасные части к нему, комплектующие.
Комплектующие материалы для производства наружной и печатной рекламы поступают в основном из Китая и Южной Кореи.
ООО «Рапид» работает с юридическими лицами и компаниями города Хабаровска и Хабаровского края. Потенциальными клиентами являются все юридические лица в сфере торговли, производства, услуг.
В настоящее время «Рапид» выполняет заказы для Городской и Краевой администрации, Нефтеперерабатывающего завода, Железных дорог Якутии, Представительства Якутии в г. Хабаровске.
Что касается партнеров по бизнесу, РА «Рапид» поддерживает тесное сотрудничество с рекламными компаниями Дальнего Востока и России, например, агентство «Имиджмедия», которое обеспечивает распечатку баннеров, «Народная компания», располагающая большим ассортиментом материалов, необходимых для изготовления рекламной продукции, с различными поставщиками материалов, например, ООО «Континент», различные московские фирмы, со строительными компаниями.
Что же касается клиентов агентства, то ими являются как различные мелкие коммерческие предприятия, так и крупные заказчики. Например, были разработаны имидж и фирменный стиль страховой компании «Дальросмед», авиакомпании «Дальавиа», Региобанка, рекламные кампании артели старателей «Амур», АО «Хабаровск – Интур», проведены маркетинговые исследования для компаний «Рио» и «Восток России», оформление выставочных модулей Правительства Хабаровского края, ОАО «Хабаровскэнерго», изготовлены объекты наружной рекламы: панно Академии экономики и права, объемные логотипы на фасадах Внешторгбанка, торгового центра «Контур», торгового дома «Кио – Галей», Мичиноку банка и т.д.
Потребителей (клиентов) ООО «Рапид» можно сегментировать по следующим критериям:
1. Стоимостному объему заказа:
- до 5 000 тысяч рублей;
- 5 000 – 1 500 тысяч рублей;
- 15 – 30 000 тысяч рублей;
- более 30 000 тысяч рублей.
2. Количеству используемых рекламных носителей:
- 1 носитель;
- несколько носителей;
- весь спектр рекламных носителей, предлагаемых РА.
3. По характеру связи с агентством:
- единовременный контракт;
- устойчивые хозяйственные связи.
Распределение потребителей от их общего числа по различным критериям представлено в таблице 2.3
Таблица 2.3– Распределение потребителей ООО «Рапид» по различным критериям сегментации
Критерий сегментации | Доля потребителей | Итого |
1.Стоимость сделки, тыс. руб. |
100 % | |
До 5 000 тыс. руб. | 3 % | |
5 000 - 15 000 тыс. руб. | 16 % | |
15 – 30 000 тыс. руб. | 66,5 % | |
Более 30 000 тыс. руб. | 14,5 % | |
2. Количество используемых рекламных носителей |
100 % | |
1 носитель | 18 % | |
несколько носителей | 78 % | |
весь спектр рекламных носителей, предлагаемых РА | 4 % | |
3. Характер связи с агентством |
100 % | |
единовременные контакты | 34 % | |
устойчивые хоз. связи | 66 % |
Таким образом, характеризуя клиентуру ООО «Рапид» на основе анализа таблицы 2.3, можно сделать вывод:
- предприятие имеет достаточно устойчивые хозяйственные связи со своими основными потребителями (68 % клиентов используют практику долгосрочного сотрудничества с РА);
- большинство из этих постоянных клиентов (66,5%) заключают договора на изготовление рекламной продукции на нескольких носителях, при этом средний размер заказа в стоимостном выражении этих потребителей составляет от 15 000 до 30 000 тыс. руб.
Оценив микро – и макроокружение составим матрицу SWOT анализа (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Матрица SWOT анализа для ООО «Рапид»
Возможности Рост деловой активности, улучшение социально –экономической обстановки в регионе | Угрозы Изменения в законодательстве, которое может внести серьезные коррективы в деятельность рекламного агентства Появление новых конкурентов | |
Сильные стороны Широкий ассортимент Уникальная продукция Высококвалифицированный персонал Стабильная клиентская база Опыт работы | I Процветание фирмы, возможность получения максимальной прибыли | II Внутренние факторы позволяют успешно развиваться, но внешняя средства препятствует этому |
Слабые стороны Зависимость от определенных рынков и постоянных клиентов. Неудачи в их деятельности могут обернуться неудачами в деятельности рекламного агентства | III Внешняя среда имеет благоприятное воздействие, но «слабые» места в деятельности предприятия не позволяют реализовать внутренние возможности | IV Возможен кризис, необходимо менять стратегию и тактику деятельности предприятия |
В настоящее время предприятие находится в поле I, т.е. все факторы внешней и внутренней среды предприятия способствуют его успешному развитию. Однако, и в данной ситуации необходима концентрация маркетинговых усилий с целью сохранения достигнутых позиций на рынке.
Для этого необходимо стремиться к устранению факторов, отрицательно сказывающихся на конкурентной позиции предприятия, в частности, анализ показал, что ООО «Рапид» проигрывает своим конкурентам по такому показателю как «дополнительные услуги». Все это необходимо учесть при стратегическом планировании маркетинга на предприятии.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.