Анализ результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1)Анкетный опрос.

Результаты, полученные с помощью анкетного опроса, позволили описать некоторые социально-демографические характеристики испытуемых – возраст, стаж работы, а также степень удовлетворенности сотрудников прокуратуры выбранной профессией.

Принявшие участие в исследовании работники прокуратуры имеют разный профессиональный стаж, который мы разделили на три группы. Стаж профессиональной деятельности от 0 до 3 лет, стаж от 3 до 7 лет, свыше 7 лет и в каждую группу мы отобрали по 10 человек. Также одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, который по нашему мнению находится в тесной взаимосвязи со способностью противостоять синдрому «эмоционального выгорания». Средний возраст опрошенных составил 27,8 лет.

При ответе на вопрос анкеты относительно удовлетворенности условиями труда, получены следующие результаты:

- полностью условиями труда удовлетворены 60,1% опрошенных,

- скорее удовлетворены, чем не удовлетворены – 22,8%,

- затруднились ответить 17,1% опрошенных.

2) Методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В.

    Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены ниже в таблице 2.1.

     Из данной таблицы видно, что у лиц, проработавших в органах прокуратуры свыше 7 лет в большей степени проявляются симптомы эмоционального выгорания, чуть меньше в группе от 3 до 7 лет.

     В меньшей степени это относится к лицам, имеющим стаж до  3 лет.

 

Таблица 2.1

Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко

Симптомы эмоционального

выгорания

Средние значения показателей по группам

Группа 3 (0-3 года) Группа 1 (3-7лет) Группа 2 (Свыше 7 лет)  

Напряжение

Переживание психотравмирующих обстоятельств 8,76 15,8 25
Неудовлетворённость собой 3,53 12,3 17,8
«Загнанность в клетку» 2,76 9,5 27,38
Тревога и депрессия 6,41 13,6 24,5

Резистенция

Неадекватное эмоциональное реагирование 10,47 18,46 18,5
Эмоционально-нравственная дезориентация 9 17,8 24,31
Расширение сферы экономии эмоций 9,71 15,5 19,38
Редукция профессиональных обязанностей 8,12 13,8 20,31

Истощение

 

 

иеие

Истощение

Эмоциональный дефицит 10,94 19,4 22,15
Эмоциональная отстранённость 9,94 19,4 19,46
Личностная отстранённость (деперсонализация) 7,71 15,3 22,85
Психосоматические и психовегетативные нарушения 7,35 10,5 15

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома эмоционального выгорания:

1. В 3 группе сотрудников прокуратуры со стажем свыше 7 лет:

- в фазе напряжения наиболее выражен симптом «загнанность в клетку» (27,47), он проявляется в чувстве безысходности, со­стоянии интеллектуально-эмоционального затора, тупика, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень да­вят и устранить их невозможно;

- в фазе резистенция доминирующим симптомом является «эмоционально-нравственная дезориентация» (24,67), он проявляется в том, что сотрудник не проявляет должного эмоциональ­ного отношения к другим людям, он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъек­ту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъ­екта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину;

- в фазе истощение ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит» (22) и «личностная отстранённость» (22,53), заявляет о себе в ощущении, что эмо­ционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятель­ности.

2. Во 2 группе сотрудников прокуратуры со стажем от 3 до 7 лет:

- в фазе напряжения наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (15,8), он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов про­фессиональной деятельности.

- в фазе резистенция доминирующими симптомами является «эмоционально-нравственная дезориентация» (17,8) и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (18,5), это проявляется в том, что сотрудник не проявляет должного эмоциональ­ного отношения к другим людям, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу - не хочу» - неадекватным или избирательным образом.

- в фазе истощение ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит» (19,4) и «эмоциональная отстранённость» (19,4), заявляет о себе в ощущении, что эмо­ционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности, работник почти полностью исклю­чает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.

 

 

При сопоставлении особенностей социально-демографических характеристик (возраст, стаж работы) в разных стадиях «выгорания», нами были выявлены следующие закономерности:

- сформированный синдром эмоционального выгорания свойственен в большей степени группе в возрасте от 23 до 27 лет, выгорание отсутствует в возрастной группе от 30 до 40 лет. Этот факт можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. Склонность молодых сотрудников к выгоранию можно также объяснить через категорию эмоционального шока, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью профессии, часто несоответст­вующей их ожиданиям. Таким образом, можно сделать вывод, что у молодых специалистов больше риск возникновения эмоционального выгорания.

- в зависимости от стажа работы все испытуемые были разделены на 3 группы: группа 1 – сотрудники со стажем от 0 до 3 лет (10человек);

группа 2 – сотрудники со стажем от 3 до 7 лет (10 человек);

группа 3 – сотрудники со стажем свыше 6 лет (10 человек).

Для удобства и наглядности результатов нами была составлена таблица 1 и построена диаграмма, изображенная на рисунке 1, в которых отображены степени выраженности синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности.

 

Таблица 2.2

Степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности у сотрудников органов прокуратуры (в %)

Стаж профессиональной деятельности Отсутствие синдрома Формирующийся синдром Сформированный синдром
От 0 до 3 лет 58,8 36,7 6,7
От 3 до 7 лет 34,5 50 13,3
Свыше 7 лет 6,7 13,3 80

 

Рис.2.1. Степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности у сотрудников органов прокуратуры

    Эмоциональное выгорание в фазе формирования свойственно в большей степени специалистам со стажем профессиональной деятельности от 3 до 7 лет, сформированный синдром эмоционального выгорания чаще выявляется у специалистов со стажем свыше 6 лет. Отсутствие синдрома эмоционального выгорания чаще выявляется у специалистов со стажем от 0 до 3 лет.

 

 

2)Анализ методики выявления эмоционального выгорания MBI.

Рис. 2.2. Процентное соотношение в группах по методике выявления эмоционального выгорания MBI

 

При анализе результатов, полученных по данным опросника «Профессиональное выгорание», в зависимости от стажа профессиональной деятельности были выявлены следующие тенденции:

1) по шкале «эмоциональное истощение» отмечено постепенное повышение показателя при увеличении стажа работы (при сопоставлении группы 1 и 2), которое сменяется его стабилизацией при выработке стажа свыше 7 лет (сравнение групп 2 и 3);

2)  анализ шкалы «деперсонализация» выявил следующую тенденцию: повышение показателя при увеличении стажа (попарное сопоставление групп 1 и 2, групп 2 и 3);

3) по шкале «редукция персональных достижений» отмечено повышение показателя на начальном этапе профессионального развития (группа 1) и значительное повышение у специалистов со стажем свыше 7 лет (группа 2), при этом период, охватывающий стаж 3 - 7 лет, характеризуется средним уровнем (группа 2).

4) Сравнивая полученные результаты отчетливо видно, что в группе 3 явно преобладает сформированное эмоциональное выгорание, в группе 2 эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, в 1 группе в большинстве случаев эмоциональное выгорание не сформировано.

Данные по каждому диагностируемому показателю данной методики были нами обработаны с применением метода математической статистики – U-критерия Манна-Уитни. Были выявлены статистически значимые различие по шкале «деперсонализация»: испытуемые группы 2 превосходят испытуемых группы 1 (p=0,05), испытуемые группы 2 превосходят испытуемых группы 3 (p=0,05) по показателю деперсонализации. Т.е. при увеличении стажа профессиональной деятельности у сотрудников все чаще наблюдается дегуманизация отношений с другими людь­ми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости, нетерпимости, конфликтности).

      Таким образом, исходя из результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что сотрудники со стажем свыше 7 лет наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, а эмоциональное выгорание является разновидностью профессиональной деформации, поэтому можно сказать, что сотрудники со стажем более 7 лет более подвержены профессиональной деформации.

     Сотрудники со стажем от 3 до 7 лет так же подвержены профессиональной деформации, но в меньшей степени. В основном профессиональная деформация у них находится в стадии формирования.

     Сотрудники со стажем от 0 до 3 лет менее всего подвержены профессиональной деформации.

     Исходя из всего выше сказанного, можно подвести итог: чем больше стаж профессиональной деятельности, тем больше вероятность возникновения профессиональной деформации, поэтому здесь прослеживается односторонняя связь влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Нами было проведено исследование влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.

     В результате теоретического анализа проблемы влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры выяснилось, что профессиональная деформация - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач.

     Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении.

      Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, – это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

     Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов.

       Профессиональная деформация представляется как расширение господства «Я профессионального» в область обыденной жизни. Прийдя домой, человек продолжает вести себя как специалист.

В профессиональной деформации можно предположить два компонента:

1. Изначальные склонности.

2. Собственно профессиональная деформация.

Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой «благоприятный» фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия.

Классификация основных видов профессиональной деформации личности юридической профессии (в данном случае сотрудников органов прокуратуры) в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, или пробельность правосознания, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм и нравственно-правовой конформизм.

Итак, исходя из всего вышесказанного, профессиональная деформация - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности.

Работа сотрудников органов прокуратуры относится к числу сложных и ответственных видов деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, что оставляет свой отпечаток на личности. Сотрудники прокуратуры наделены властными полномочиями, что требует от сотрудников высокого уровня персональной ответственности за свои действия. Деятельность сотрудников органов прокуратуры является крайне конфликтной и отличается экстремальностью, высокими эмоциональными и психологическими нагрузками. Необходимость решения задач требует от работника таких качеств, как: развитое воображение, эвристичность мышления, что характеризует творческий характер труда, а также постоянных волевых усилий и активной умственной деятельности. В деятельности сотрудников прокуратуры можно выделить пять комплексов профессионально значимых психологических особенностей: высокий уровень социализации личности (в том числе и правовой социализации), познавательные способности, эмоционально-волевую устойчивость, коммуникативную компетентность, организаторские способности работника прокуратуры.

     В целом деятельность сотрудников прокуратуры представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона, где существует высокая вероятность возникновения эмоционального выгорания.

      В психологической литературе выделяют три группы факторов [4], ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников органов прокуратуры, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

    Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Большинство исследователей Академии управления МВД России, рассматривающих проблему профессиональной деформации, считают ее проявления негативными (нежелательными, отрицательными). По их мнению, профессиональная деформация затрудняет успешное осуществление служебной деятельности, осложняет взаимодействие человека с другими людьми и делает его поведение неадекватным обстановке.

Период профессиональной адаптации является одним из наиболее восприимчивых к возникновению признаков профессиональной деформации, что подтверждается данными проведенных исследований.

    В первые два года службы человек проявляет повышенную готовность к активному включению в деятельность. Это объясняется тем, что с какими бы установками он ни приходил на службу, срабатывает эффект психологической мобилизации – стремление продемонстрировать свои лучшие качества.

Примерно на третьем - пятом годах службы происходит переосмысление предыдущих и формирование новых норм и отношений личности к служебной деятельности.

Однако пересмотр ценностей и способов поведения личности применительно к данной профессии может вызвать разочарование в ней, отрицательное отношение и потерю заинтересованности к служебным обязанностям. Эти последствия представляют предпосылки развития профессиональной деформации.

С увеличением стажа профессиональной деятельности, у сотрудников может возникнуть профессиональная деформация, которая выражается как во внешних проявлениях, так и во внутренних изменениях.

Таким образом, мы видим, что стаж профессиональной деятельности влияет на личность, вызывая в ней определенные изменения, что способствует возникновению профессиональной деформации.

исходя из результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что сотрудники со стажем свыше 7 лет наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, а эмоциональное выгорание является разновидностью профессиональной деформации, поэтому можно сказать, что сотрудники со стажем более 7 лет более подвержены профессиональной деформации.

     Сотрудники со стажем от 3 до 7 лет так же подвержены профессиональной деформации, но в меньшей степени. В основном профессиональная деформация у них находится в стадии формирования.

     Сотрудники со стажем от 0 до 3 лет менее всего подвержены профессиональной деформации.

     Исходя из всего выше сказанного, можно подвести итог: чем больше стаж профессиональной деятельности, тем больше вероятность возникновения профессиональной деформации, поэтому здесь прослеживается односторонняя связь влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации.

     Таким образом, в ходе исследования мы решили следующие задачи:

6) провели теоретический анализ представлений о профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры;

7) провели теоретический анализ возникновения и особенностей проявления профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры;

8) провели теоретический анализ особенностей возникновения и проявления профессиональной деформации в зависимости от стажа профессиональной деятельности у сотрудников органов прокуратуры;

9) сформировали пакет методик для изучения влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации;

10) провели исследование влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.

Тем самым мы достигли поставленной цели, т.е. изучили влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры, чем подтвердили поставленную гипотезу о том, что стаж профессиональной деятельности влияет на возникновение профессиональной деформации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.

 2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Наука, 1998. – 244с.

3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107 – 115.

 4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 334 с.

 5. Айзенк Г.Ю. Структура личности / О. Исакова (пер.с англ.). – М.: КСП+, 1999. – 463 с.

 6. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.

7. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.

 8. Анциферова Л.И. Условия деформации личности // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32 – 38.

9. Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. – М.: Медицина, 1996. – 432 с.

 10. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.

 11. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 271 с.

12. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука, 1996. – 154 с.

14. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.

 15. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443 – 463.

16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

 17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

18. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 400 с.

19. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. – М.: Медицина, 1989. – 208 с.

20. Лещинский Л.А., Димов А.С. О некоторых клинико-организационных особенностях работы терапевта // Клин. мед. – 1984. – № 7. – С. 138 – 140.

21. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / А.А. Бодалев (ред.). – М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.

 22. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. – М.: Наука, 1976. – 235 с.

23. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.

24. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16 – 21.

25. Пилипенко В.В. Три оружия есть у врача // На работе и дома. – К., 1984. – С. 88 – 97.

 26. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.

 27. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С. 45 – 53.

 28. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85 – 95.

 29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

 30. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2003. – 332 с.

 31. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84 – 89.

32. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8 – 13.

 33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

34. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57 – 63.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.