ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
Курсовая работа по юридической психологии
ВЛИЯНИЕ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
У СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ
Челябинск
2010
C ОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ…………………………………………………………………6
1.1. Общее представление о профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры………………………………………………6
1.1.1. Понятие, механизм и сущность профессиональной деформации…………………………………………...………………...…………...6
1.1.2. Структура и виды профессиональной деформации. Классификация профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры………………………………………………….…………….……….13
1.2. Возникновение и особенности проявления профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры……….……..………………..23
1.2.1. Специфика деятельности сотрудников органов прокуратуры…..…23
1.2.2. Причины возникновения профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры………………………..………………………28
1.3. Особенности возникновения и проявления профессиональной деформации в зависимости от стажа профессиональной деятельности у сотрудников органов прокуратуры…………………………..……………………31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ……………………………………………………..…………….37
2.1. Организация исследования………………………………..………………37
2.2. Методы исследования………………………………………..……………39
2.3. Анализ результатов исследования…………………………..……………41
ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………..…………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………53
ВВЕДЕНИЕ
Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.
Служебная деятельность сотрудников органов прокуратуры сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях, что нередко вызывает негативные психологические последствия.
Разработкой проблемы деформации правосознания юристов отечественная наука целенаправленно стала заниматься лишь с начала семидесятых годов. В последнее время интерес к данной проблеме заметно усилился. Глубокое и разностороннее изучение деформации профессионального правосознания следственных работников органов внутренних дел осуществлено в работах следующих российских ученых: С.П.Безносов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.Е. Орёл, А.Л. Свеницкий, Н.Л. Гранат и др.
Отдельные аспекты данного предмета исследования рассматривали в своих трудах профессор Г.А. Зорин, Н.И. Порубов и Г.Г. Шиханцов.
Следует также отметить заинтересованность зарубежных ученых в исследовании обозначенной проблемы, таких как Ю.В. Александров (Украина), В.В. Куличенко (Украина), В.П. Столбовой (Украина), В.Е. Коновалова (Украина) А.Ф. Гранин (Украина), а так же Р.Конечный и М.Боцхал (Чехословакия), Д. Джонсон и Р. Грегори (США).
Таким образом, данная тема весьма актуальна и вызывает определенный интерес. А поскольку профессиональные деформации нарушают целостность личности профессионала, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности, то необходимо тщательно исследовать данную проблему с целью выявления всех возможных профессиональных деформаций сотрудников органов прокуратуры, чтобы разработать эффективные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессиональных деформаций.
Целью нашего исследования было изучение влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Объектом исследования: профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Предмет: влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Гипотезой исследования будет предположение о том, что стаж профессиональной деятельности влияет на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Цель и гипотеза данной работы были реализованы посредством решения следующих задач:
1) провести теоретический анализ представлений о профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры;
2) провести теоретический анализ возникновения и особенностей проявления профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры;
3) провести теоретический анализ особенностей возникновения и проявления профессиональной деформации в зависимости от стажа профессиональной деятельности у сотрудников органов прокуратуры;
4) сформировать пакет методик для изучения влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации;
5) провести исследование влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Исследование проводилось на базе Областной прокуратуры г.Челябинска.
В исследовании принимали участие 30 человек - сотрудники органов прокуратуры, разделенные на три группы по продолжительности срока службы: 1(10 человек) - сотрудники со стажем до 3 лет; 2(10 человек) - от 3 до 7 лет, 3(10 человек) - свыше 7 лет.
В работе использовалось 4 метода: анализ литературы, анкетирование, тестирование, метод математической обработки.
Нами было использовано одна анкета и 2 методики: 1)Методика диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко; 2) Опросник выявления эмоционального выгорания MBI.
Все результаты по методикам были обработаны с помощью компьютерной программы SPSS Statistic 17.0 по критерию U-Манна-Уитни для двух независимых выборок для попарного сравнения.
Организация исследования
Нами было проведено исследование, направленное на изучение влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
В структуре исследования можно выделить следующие этапы:
1) подготовительный (определяем цели исследования, подбираем батарею методик);
2) этап эмпирического исследования (здесь будем подтверждать или опровергать теоретические положения, лежащие в основе выдвинутой гипотезы, проводить анкетирование и тестирование);
3) аналитико-результативный (проведем анализ и оценку результатов исследования, оформим и наглядно представим результаты, сделаем выводы).
Цель исследования: изучить влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Гипотеза: стаж профессиональной деятельности влияет на возникновение профессиональной деформации.
Объект: сотрудники органов прокуратуры.
Предмет: влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
В эмпирической части исследования нам необходимо решить следующие задачи:
1) провести исследование с помощью подобранных методик;
2) провести статистическую обработку данных с помощью компьютерной программы SPSS Statistic 17.0;
3) проанализировать и описать полученные результаты, сделать выводы.
Исследование проводилось на базе Областной прокуратуры г.Челябинска.
Выборку составили 30 человек – сотрудники органов прокуратуры, разделенные на три группы по продолжительности срока службы: 1(10 человек) - сотрудники со стажем до 3 лет; 2(10 человек) - от 3 до 7 лет, 3(10 человек) - свыше 7 лет.
Методы исследования
Нами были использованы одна анкета и 2 методики, направленные на изучение эмоционального выгорания, а так как эмоциональное выгорание является разновидностью профессиональной деформации, мы смело можем использовать данные методики для изучения профессиональной деформации.
1) Методика диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко [26].
Личностный опросник, предназначенный для диагностики синдрома эмоционального выгорания, возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить 3 фазы развития стресса: 1) «напряжение» (включает в себя такие симптомы, как: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия);
2) «резистенция» (симптомы: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей);
3) «истощение» (эмоциональный дефицит, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения).
Обработка данных осуществляется в соответствии с ключом, затем подсчитывается сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», также подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания». Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
• 0 и менее - не сложившийся симптом;
• 10-15 баллов - складывающийся симптом;
• 16-20 - сложившийся симптом;
• 20 и более - является доминирующим в фазе эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение». В каждой из них возможна оценка в пределах от 0 до 120 баллов.
• 36 и менее - фаза не сформировалась;
• 37-60 - фаза в стадии формирования;
• 61 и более - сформировавшаяся фаза.
2) Опросник выявления эмоционального выгорания MBI [26].
Авторами данной методики являются американские психологи К.Маслач и С.Джексон. Вариант, используемый в данном исследовании, адаптирован Н.Е.Водопьяновой.
Опросник предназначен для измерения степени эмоционального выгорания в профессиях типа «человек-человек».
Испытуемому предлагается ответить на 22 вопроса. Для этого на бланке ответов он отмечает по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте его мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «очень часто», «каждый день».
Результаты подсчитываются по сумме баллов, которые распределяются по 3 шкалам:
1)шкала «эмоциональное истощение» (9 утверждений);
2)шкала «деперсонализация» (5 утверждений);
3)шкала «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Чем больше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами было проведено исследование влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
В результате теоретического анализа проблемы влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры выяснилось, что профессиональная деформация - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении.
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, – это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов.
Профессиональная деформация представляется как расширение господства «Я профессионального» в область обыденной жизни. Прийдя домой, человек продолжает вести себя как специалист.
В профессиональной деформации можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности.
2. Собственно профессиональная деформация.
Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой «благоприятный» фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия.
Классификация основных видов профессиональной деформации личности юридической профессии (в данном случае сотрудников органов прокуратуры) в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, или пробельность правосознания, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм и нравственно-правовой конформизм.
Итак, исходя из всего вышесказанного, профессиональная деформация - это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности.
Работа сотрудников органов прокуратуры относится к числу сложных и ответственных видов деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, что оставляет свой отпечаток на личности. Сотрудники прокуратуры наделены властными полномочиями, что требует от сотрудников высокого уровня персональной ответственности за свои действия. Деятельность сотрудников органов прокуратуры является крайне конфликтной и отличается экстремальностью, высокими эмоциональными и психологическими нагрузками. Необходимость решения задач требует от работника таких качеств, как: развитое воображение, эвристичность мышления, что характеризует творческий характер труда, а также постоянных волевых усилий и активной умственной деятельности. В деятельности сотрудников прокуратуры можно выделить пять комплексов профессионально значимых психологических особенностей: высокий уровень социализации личности (в том числе и правовой социализации), познавательные способности, эмоционально-волевую устойчивость, коммуникативную компетентность, организаторские способности работника прокуратуры.
В целом деятельность сотрудников прокуратуры представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона, где существует высокая вероятность возникновения эмоционального выгорания.
В психологической литературе выделяют три группы факторов [4], ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников органов прокуратуры, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Большинство исследователей Академии управления МВД России, рассматривающих проблему профессиональной деформации, считают ее проявления негативными (нежелательными, отрицательными). По их мнению, профессиональная деформация затрудняет успешное осуществление служебной деятельности, осложняет взаимодействие человека с другими людьми и делает его поведение неадекватным обстановке.
Период профессиональной адаптации является одним из наиболее восприимчивых к возникновению признаков профессиональной деформации, что подтверждается данными проведенных исследований.
В первые два года службы человек проявляет повышенную готовность к активному включению в деятельность. Это объясняется тем, что с какими бы установками он ни приходил на службу, срабатывает эффект психологической мобилизации – стремление продемонстрировать свои лучшие качества.
Примерно на третьем - пятом годах службы происходит переосмысление предыдущих и формирование новых норм и отношений личности к служебной деятельности.
Однако пересмотр ценностей и способов поведения личности применительно к данной профессии может вызвать разочарование в ней, отрицательное отношение и потерю заинтересованности к служебным обязанностям. Эти последствия представляют предпосылки развития профессиональной деформации.
С увеличением стажа профессиональной деятельности, у сотрудников может возникнуть профессиональная деформация, которая выражается как во внешних проявлениях, так и во внутренних изменениях.
Таким образом, мы видим, что стаж профессиональной деятельности влияет на личность, вызывая в ней определенные изменения, что способствует возникновению профессиональной деформации.
исходя из результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что сотрудники со стажем свыше 7 лет наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, а эмоциональное выгорание является разновидностью профессиональной деформации, поэтому можно сказать, что сотрудники со стажем более 7 лет более подвержены профессиональной деформации.
Сотрудники со стажем от 3 до 7 лет так же подвержены профессиональной деформации, но в меньшей степени. В основном профессиональная деформация у них находится в стадии формирования.
Сотрудники со стажем от 0 до 3 лет менее всего подвержены профессиональной деформации.
Исходя из всего выше сказанного, можно подвести итог: чем больше стаж профессиональной деятельности, тем больше вероятность возникновения профессиональной деформации, поэтому здесь прослеживается односторонняя связь влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации.
Таким образом, в ходе исследования мы решили следующие задачи:
6) провели теоретический анализ представлений о профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры;
7) провели теоретический анализ возникновения и особенностей проявления профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры;
8) провели теоретический анализ особенностей возникновения и проявления профессиональной деформации в зависимости от стажа профессиональной деятельности у сотрудников органов прокуратуры;
9) сформировали пакет методик для изучения влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации;
10) провели исследование влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.
Тем самым мы достигли поставленной цели, т.е. изучили влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры, чем подтвердили поставленную гипотезу о том, что стаж профессиональной деятельности влияет на возникновение профессиональной деформации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Наука, 1998. – 244с.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107 – 115.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 334 с.
5. Айзенк Г.Ю. Структура личности / О. Исакова (пер.с англ.). – М.: КСП+, 1999. – 463 с.
6. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
7. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
8. Анциферова Л.И. Условия деформации личности // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32 – 38.
9. Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. – М.: Медицина, 1996. – 432 с.
10. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
11. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 271 с.
12. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
14. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.
15. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443 – 463.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
18. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 400 с.
19. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. – М.: Медицина, 1989. – 208 с.
20. Лещинский Л.А., Димов А.С. О некоторых клинико-организационных особенностях работы терапевта // Клин. мед. – 1984. – № 7. – С. 138 – 140.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / А.А. Бодалев (ред.). – М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
22. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. – М.: Наука, 1976. – 235 с.
23. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
24. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16 – 21.
25. Пилипенко В.В. Три оружия есть у врача // На работе и дома. – К., 1984. – С. 88 – 97.
26. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
27. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С. 45 – 53.
28. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85 – 95.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
30. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2003. – 332 с.
31. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84 – 89.
32. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8 – 13.
33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
34. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57 – 63.
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
Курсовая работа по юридической психологии
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.