ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация исследования

Нами было проведено исследование, направленное на изучение влияния стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.

В структуре исследования можно выделить следующие этапы:

1) подготовительный (определяем цели исследования, подбираем батарею методик);

2) этап эмпирического исследования (здесь будем подтверждать или опровергать теоретические положения, лежащие в основе выдвинутой гипотезы, проводить анкетирование и тестирование);

3) аналитико-результативный (проведем анализ и оценку результатов исследования, оформим и наглядно представим результаты, сделаем выводы).

Цель исследования: изучить влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.

Гипотеза: стаж профессиональной деятельности влияет на возникновение профессиональной деформации.

Объект: сотрудники органов прокуратуры.

Предмет: влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов прокуратуры.

В эмпирической части исследования нам необходимо решить следующие задачи:

1) провести исследование с помощью подобранных методик;

2) провести статистическую обработку данных с помощью компьютерной программы SPSS Statistic 17.0;

3) проанализировать и описать полученные результаты, сделать выводы.

Исследование проводилось на базе Областной прокуратуры г.Челябинска.

Выборку составили 30 человек – сотрудники органов прокуратуры, разделенные на три группы по продолжительности срока службы: 1(10 человек) - сотрудники со стажем до 3 лет; 2(10 человек) - от 3 до 7 лет, 3(10 человек) - свыше 7 лет.

 

 

Методы исследования

Нами были использованы одна анкета и 2 методики, направленные на изучение эмоционального выгорания, а так как эмоциональное выгорание является разновидностью профессиональной деформации, мы смело можем использовать данные методики для изучения профессиональной деформации.

 1) Методика диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко [26].

Личностный опросник, предназначенный для диагностики синдрома эмоционального выгорания, возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить 3 фазы развития стресса:       1) «напряжение» (включает в себя такие симптомы, как: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия);

2) «резистенция» (симптомы: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей);

3) «истощение» (эмоциональный дефицит, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения).

Обработка данных осуществляется в соответствии с ключом, затем подсчитывается сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», также подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания». Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

     Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

• 0 и менее - не сложившийся симптом;

• 10-15 баллов - складывающийся симптом;

• 16-20 - сложившийся симптом;

• 20 и более - является доминирующим в фазе эмоционального выгорания.

     Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение». В каждой из них возможна оценка в пределах от 0 до 120 баллов.

• 36 и менее - фаза не сформировалась;

• 37-60 - фаза в стадии формирования;

• 61 и более - сформировавшаяся фаза.

2) Опросник выявления эмоционального выгорания MBI [26].

Авторами данной методики являются американские психологи К.Маслач и С.Джексон. Вариант, используемый в данном исследовании, адаптирован Н.Е.Водопьяновой.

Опросник предназначен для измерения степени эмоционального выгорания в профессиях типа «человек-человек».

Испытуемому предлагается ответить на 22 вопроса. Для этого на бланке ответов он отмечает по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте его мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «очень часто», «каждый день».

Результаты подсчитываются по сумме баллов, которые распределяются по 3 шкалам:

1)шкала «эмоциональное истощение» (9 утверждений);

2)шкала «деперсонализация» (5 утверждений);

3)шкала «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Чем больше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.