ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Социальная политика в современной рыночной экономике:   теория, методология, практика

 

 

Студент

ФБД, 2 курс, 811312                   ____________          Д.В. Наривончик

                                                     (подпись)

                                                                            ____________

                                                     (дата)

Руководитель  _________    ____________

Старший        (оценка)            (подпись)

преподаватель                            ____________           В.Э. Ксензова

(дата)

 

 

ПИНСК 2009

РЕФЕРАТ

 Курсовая работа: 47 с., 6 рис., 10 табл., 20 источников, 9 прил.

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ, ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ, БЮДЖЕТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ВКЛАДЫ ПО БАНКАМ, УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Объектом исследования является социальная политика Республики Беларусь.

Предметом исследования являются  доходы населения Республики Беларуси.

Цель курсовой работы: анализ социальной политики в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и сравнение.

Задачи курсовой работы: ознакомиться с теоретическими аспектами социальной политики Республики Беларусь, рассмотреть и проанализировать основные направления ее реализации, выявить прогнозы дальнейшего развития социальной политики РБ.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

                                                                          _____________________________

    (Подпись студента)

 

 

ABSTRACT

Course work: 47 pages, 6 drawings, 10 tables, 20 sources, 9 addenda.

INCOMES OF POPULATION, SALARY, PENSIONS, MINIMUM CONSUM BUDGET, TRANSFERT PAYMENTS, DEPOSITS IN BANKS, LEVEL AND QUALITY.

The objects of the research is social politics of Belarus.

The aim of the course work is an analysis incomes of population.

The methods of the research: analysis and comparison.

The problems of the course work: to familiarize with theoretical aspects of the social politics of Belarus, consider and analyze principle directions of its realization, to discover forecasts of development of social politics of Belarus.

The author of the work confirms, that written in it calculated and analyzed material reflects the condition of the researched process right and objective, and all the theoretical, methodical and systematic positions and conceptions, borrowed from literary and other sources, are accompanied by links.

 

 

______________________________

(Signature of the student)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..5

1. Социальная политика как одно из направлений государственной экономической политики …………..……………………………………………… 7

1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………………………………………………………………..….7

1.2. Доходы населения и проблемы их распределения……………………11

 2. Основные направления современной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой…..……………………………….………….......15

2.1. Социальная политика Германии………………………………..……...15

2.2. Социальная политика Швеции …………...............................................19

2.3. Социальная политика Великобритании……………………………….21

 3. Особенности и значимость социальной политики в Республике Беларусь, её методы и инструменты………………………………………………………..……24

 3.1. Методы, инструменты, перспективы социальной политики в Республике Беларусь.……………………………………………………...…..…...24

3.2. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг………………………………………...………………....31

Заключение………………………………………………………………..……..….34

Список использованных источников………………………………………….…..37

Приложения……………………………………………………………………........39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день решение социальных проблем в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. В числе современных приоритетов государства социальную политику ставят на одно из первых мест по ряду причин.

   Первая причина состоит в том, что население любой страны мало волнуют проблемы макроэкономики. Население волнуют более бытовые проблемы, связанные с удовлетворением своих потребностей и условиями жизни.

   Вторая причина – расширенное воспроизводство рабочей силы нужного для XXI века качества можно обеспечить лишь при достаточно высоком уровне жизни населения, доступе к качественному образованию и медицинскому обслуживанию. Экономический рост в XXI веке требует высоких инвестиций в человеческий капитал [1, с. 549].

   Третья причина – общий процесс гуманизации общества в последние десятилетия, когда человек стал главным достоянием и ценностью. Решение социальных проблем для любого государства требует значительных финансовых ресурсов. При всех различиях принципов и механизмов финансирования социальной политики суть их остаётся одна: из создаваемого ныне занятыми в народном хозяйстве валового национального продукта (ВВП) изымается существенная его часть (социальная доля) и передаётся другим (пенсионерам, учащимся, безработным, инвалидам, больным и т.п.). Поэтому главная проблема социальной политики – обеспечение её эффективности. Причём, речь идёт не только об эффективности распределения социальной доли ВВП, но и стимулирующем воздействии социальной политики на трудовую активность населения, на стремление каждого укреплять собственную социальную безопасность [1, с. 562].

   Социальная политика должна охватывать весь комплекс потребностей и интересов человека. Её объект – взаимодействие личности и общества, все аспекты народного благосостояния, качество и уровень жизни, присуще всем слоям общества. Главная цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста [1, с. 563].

   В условиях перехода нашей республики к рыночной экономике, в стремлении к созданию цивилизованного государства, социальная политика является закономерной необходимостью. Именно анализ проблем реализации и путей повышения эффективности социальной политики делает эту проблему актуальной.

   Данная работа базируется на теоретических и статистических материалах, законодательных и нормативных актах Республики Беларусь.

   Целью настоящей работы является анализ социальной политики в Республике Беларусь.

   Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:

Ø анализ социальной политики;

Ø анализ механизмов финансирования социальной политики;

Ø определение проблем и перспектив развития социальной политики.

Предметом работы выступает социальная политика в Республике Беларусь: её проблемы и направления реализации.

 

 

Рисунок 1 –  Кривая Лоренца

Примечания – Источник: [15, c. 252]

 

Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент Джини (индекс). Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель переменяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами). Социальная политика реализуется не только на макроуровне – уровне государства, но и на микроуровне, т.е. уровне фирм, корпораций. Можно также говорить о международном уровне, на котором реализуются межгосударственные социальные программы помощи отсталым странам или странам, временно оказавшимся в трудном положении.

Существуют социальный и рыночный подходы к целям политики доходов. Социальный подход исходит из того, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». Государство должно оказывать помощь малоимущим, лицам, потерявшим работу и т.д.

Рыночный подход основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности [7, с. 415].

Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй — на экономическую рациональность (поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность и это приводит к потерям для всего населения). Первый больше характерен для стран Западной Европы, второй - для США. Трудно отдать предпочтение какому-либо из названных подходов. Целесообразно их сочетать, гарантируя социальное спокойствие и устойчивый экономический рост.

Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что величина доходов и их распределение по группам населения определяют уровень и качество жизни населения.

 

 

Социальная политика Швеции

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире. Можно охарактеризовать эту часть шведской модели как социализацию основных потребностей, таких, как образование и здравоохранение. Таким образом, достаточность средств в государственном бюджете дает возможность направлять колоссальные суммы на поддержку населения: на пособия по безработице, пособия для детей (в Швеции они считаются одними из самых высоких на территории Европы), на здравоохранение и образование (поскольку несложная медицинская помощь, дошкольное образование и обучение в средней школе являются бесплатными). [2, c. 134].

Поскольку одним из основных принципов социальной политики Швеции является снижение безработицы и содействие занятости, правительство поддерживает частный бизнес, который создает дополнительные рабочие места. В этом случае предусматриваются определенные денежные субсидии для предпринимателей, а также льготы по налогообложению.

В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной еще в 1960 году, был создан Всеобщий пенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своих работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли до 12,25%.  К 2003 году эта доля снизилась до 9,7%. [2, c. 135].

Поскольку взносы и доходы по процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон. Поэтому всеобщий пенсионный фонд оказывает решающее воздействие на рынок капиталов и держит около 1/3 общей суммы шведских облигаций. 52% средств фонда размещено в жилищное строительство, 29% - в ценные бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации. [2, c. 135].

Однако с 1981 года после продолжительного роста чистых доходов (после вычета налогов) реальные чистые доходы домашних хозяйств начали постепенно сокращаться. Реальные доходы трудящихся начали отставать по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). Если в 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП, то к 1989 г. эта доля упала примерно до 50%, к 2003 году упала еще примерно на 11% . Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. [2, c. 135].

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры. [5, c. 48].

Таким образом, уже к 2000 году шведская модель оказалась под угрозой. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели, но используемые методы повышения налогового бремени для трудящихся создают огромные трудности, поскольку поддержка социальных расходов на достаточно высоком уровне требует дополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочего населения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства, видимо, потребует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать изменившимся условиям рынка. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель придется изменить по принципу других развивающихся стран, а именно ввести оплату за базовое обучение, за медицинскую помощь всех видов, снизить всеразличные пособия, и отпустить экономику (а значит и социальную политику) по принципу прочих развитых стран мира.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав социальную политику в Республике Беларусь в данной работе, можно сделать следующие выводы:

1. Социальная политика государства - механизм долговременного действия, регулирующий оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги в социальной сфере и реализуемый через финансовые социальные обязательства государства и работодателя.

2. Отсутствие социальной политики в стране ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.

3. Последующие годы после распада Советского были самыми сложными для Республики Беларусь. Но благодаря эффективной политике государства, произошло повышение качества и уровня жизни населения нашей страны, устойчивого экономического роста.

4. Социальная политика в Беларуси в 1996—2005 гг. была в первую очередь направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения: повышение денежных доходов населении и заработной платы, пенсионного обеспечения; обеспечение рациональной занятости; снижение уровня малообеспеченности и др.

5. В настоящее время главная цель социальной политики при переходе РБ к рыночной экономике – создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресной социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

6. Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях:

· разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учётом потребностей структурной перестройки экономики;

· формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса

· обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки;

· внедрение гибких нестандартных форм занятости;

· переход к реальному страхованию по безработице;

· совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.[9, с. 135]

7. Социальная политика в Германии представляет собой систему «всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат и пособий всех нуждающихся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются, в Швеции построена по принципу всеобщего равенства и справедливости, в Великобритании зависит от политического состояния страны в целом и от круга правящей партии, социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики.

8. Целевыми ориентирами политики доходов населения в предстоящем пятилетии, обеспечивающими достижение главной цели, являются:

· рост реальных денежных доходов населения на 149-156%;

· повышение уровня реальной заработной платы работников на 152—158%;

· предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);

· совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);

· обеспечение в 2006-2010 гг. сокращения уровня малоообеспеченности в 2 раза;

· дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.1 - Динамика доходов населения за 1990-2004 гг.

 

Показатель 1990г. 1995г. 2000г. 2004г.
Денежные доходы населения, млрд р.   24   63077   5577**   29573
Реальные денежные доходы населения: 1990г. – 100% 1995г. – 100% Предыдущий год – 100%   100 - 112,4   51,3 100 66,4   99,2 193,2 114,1   150,8 293,6 109,7
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, р.     269     755129     58916**     350164
Индекс реальной начисленной среднемесячной заработной платы работников: 1990г. – 100% 1995г. – 100% –Предыдущий год - 100%     100 - 114   56 100 95     95 170 112   162 293 117
Вклады населения в банках (на конец года), млрд р. 17 5087 411 3886

 

** С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз).

 

Примечание – Источник: [11, с.657, таблица 6.8]

 

Таблица 2.2 - Структура денежных доходов населения, % к итогу.

Показатель 1990г. 1995г. 2000г. 2004г.
Денежные доходы населения – всего В том числе: Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности       100,0   73,1 16,2 2,4   100,0   63,8 22,9 3,5   100,0   55,9 19,3 2,0   100,0   55,7 20,9 1,6

 

Примечание – Источник: [11,с.658, таблица 6.9]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2.3 -  Основные показатели уровня жизни населения Республики Беларусь

 

Показатель 2002 2003 2004 2005
Валовой внутренний продукт в % к предыдущему периоду 105,0 107,0 111,1 109,0
На душу населения, тыс. руб. 2634 3703 5088 6514
Индекс потребительских цен, (декабрь к декабрю предыдущего года), в % 134,8 125,4 114,4 108,0
Денежные доходы на душу населения, тыс. руб. 1722 2309 3009 3868
Реальные доходы населения:  в % к 1990г. 132,3 137,5 151,0 175,3
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. 189,2 250,7 347,5 469,4
Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в % к предыдущему году 108 103 117 121
Минимальная заработная плата (в среднем за год), тыс. руб. 16,8 44,0 92,7 128,9
Средний размер назначенной месячной пенсии, тыс. руб. 89,6 113,9 172,6 211,0
Реальный размер назначенной месячной пенсии, в % к предыдущему периоду 102,3 101,4 132,4 113,2
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб. 129,3 168,3 201,5 229,3
Доля населения, с доходами ниже величины минимального потребительского бюджета % 71,1 67,6 57,5 42,6
Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц, тыс. руб.) 79,0 105,3 125,7 145,7
Доля населения, с доходами ниже величины прожиточного минимума, % 30,5 27,1 17,8 12,7
Среднемесячной начисленной заработной платы 2,4 2,4 2,8 3,2
Среднего размера назначенной месячной пенсии 1,20 1,14 1,33 1,45

Примечание – Источник: [20, с. 511, таблица 1]

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2.4 -  Структура и использование денежных доходов населения

 (в % к итогу)

 

Показатель 2002 2003 2004 2005
Денежные доходы населения, в т.ч.: 100 100 100 100
Оплата труда 54,3 54,4 56,3 58,0
социальные трансферты из них: 21,2 20,5 21,8 21,6
пенсии, пособия 19,3 18,7 19,9 19,9
стипендии 0,4 0,4 0,3 0,3
прочие 1,5 1,4 1,6 1,4
доходы от собственности 2,1 1,8 1,6 1,6
Другие доходы 22,4 23,3 20,3 18,8
Всего использовано денежных доходов на расходы и сбережения, в т.ч. на: 99,6 99,4 99,3 99,1
Покупку товаров и услуг 83,1 83,4 83,1 82,1
Обязательные платежи и добровольные взносы 9,4 12,3 12,7 12,9
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах; сальдо покупки-продажи валюты 7,4 4,2 4,1 4,1
Превышение дохода над расходами, превышение расходов над доходами (-) 0,4 0,6 0,7 0,9

Примечание – Источник: [20, с. 513, таблица 2]

Таблица 2.5 – Располагаемые ресурсы населения

Располагаемые ресурсы 2001 2002 2003 2004
Всего В том числе по квинтильным (20-ти процентным) группам населения: 100 100 100 100
Первая 9,1 9,3 9,8 9,9
Вторая 13,5 13,7 14,1 14,1
Третья 17,3 17,4 17,8 17,7
четвертая 22,5 22,3 22,5 22,3
Коэффициент концентрации ресурсов (индекс Джини) 0,278 0,272 0,254 0,254
Соотношение ресурсов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, раз 6,1 5,9 5,2 5,2

 

Примечание – Источник: [15, с. 8, таблица 3]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 2.6 – Темпы роста доходов населения

 

 

 

Январь-декабрь 2006 г.

Декабрь 2006 г.

сумма, млрд. рублей

темпы роста дохода к январю-декабрю 2005 г., процентов

сумма, млрд. рублей

темпы роста дохода к

ноябрю 2006 г., процентов

декабрю 2005 г., процентов

номиналь­ный реаль­ный номиналь­ный реаль­ный номиналь­ный реаль­ный
47 432,9 125,5 117,3 5 127,4 119,9 318,9 122,9 115,3

 

Примечание – Источник: [14, с. 14, таблица 2.9]

Таблица 2.7 – Структура доходов населения

  I полугодие 2007 г. I полугодие 2006 г.
Всего денежных доходов 100 100
в том числе:    
оплата труда 58,2 61,1
трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие текущие трансферты) 20,7 22,0
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) 1,9 1,8
прочие доходы (поступления от продажи продукции с/х, официально неучтенные доходы от индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) 19,2 15,1

Примечание – Источник: [19, с. 75, таблица 6]

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица 2.8 – Темпы роста заработной платы и пенсий

Сумма

Темп роста, процентов

К соответствующему

периоду 2006г.

 

 

К соответствующему периоду 2007г.

Тыс. руб.

Долларов США

номинальный

Реальный

номинальный Реальный

Заработная плата

июнь

710,2

330,7 117,6 109,7

103,4

103,0 январь-июнь

660,0

307,5 118,3 110,1

 

  июль

732,0

340,9 119,6 111,6

103,1

102,6 январь-июль

670,4

312,3 118,6 110,4

 

 

Пенсии

Июнь

278,7

129,8 112,8 105,2

100,0

99,6 Январь-июнь

278,3

129,7 118,3 110,1

 

  Июль

278,7

129,8 112,8 105,2

100,0

99,5 Январь-июль

278,3

129,7 117,4 109,4

 

                   

Примечание – Источник: [14, с. 16, таблица 5]

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Рисунок 2.1 – Среднемесячная заработная плата по отраслям экономики

 

1 промышленность 8 социальное обеспечение
2 сельское хозяйство 9 образование
3 транспорт 10 культура и искусство
4 связь 11 наука и научное обслуживание
5 строительство 12 банки
6 торговля и общепит 13 страхование
7 здравоохранение  

 

 

Примечание – Источник: [19, с. 65, таблица 2.9]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица 2.9 - Динамика среднемесячной заработной платы

В 2007 г.

 

Показатель январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
Начисленная заработная плата (НЗП), в $ по рын. наличн.курсу 288.1 287.3 308.1 309.3 331.9 331.9 342.1 344.4 333.4
Минимальный потребительский бюджет (МПБ), в $ по рын. и наличн.курсу 126.0 127.2 128.8 128.5 129.2 132.1 132.7 133.1 135.1
Реальная заработная плата (НЗП : МПБ), в МПБ 2.287 2.259 2.392 2.407 2.487 2.512 2.578 2.588 2.468
Индекс реальной заработной платы к предыдущему месяцу 0.908 0.988 1.059 1.006 1.033 1.010 1.026 1.004 0.954
Прирост реальной заработной платы нарастающим итогом к декабрю 2006 г., % -9.2 -10.3 -5.0 -4.4 -1.2 -0.2 +2.4 +2.8 -1.9
Индекс цен к предыдущему месяцу (по МПБ), % +1.5 +1.0 +1.3 -0.2 +0.5 +2.2 +0.5 +0.3 +1.5

 

 

Примечание – Источник: [19, с. 67, таблица 2.10]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ З

 

Рисунок 2.2 – Структура денежных доходов населения

           Примечание – Источник: [11, с. 654, рис.2]

 

 

Рисунок 2.3 – Соотношение среднемесячного и минимального размеров пенсии по возрасту с бюджетом прожиточного минимума пенсионера

 

    Примечание – Источник: [11, с. 660, рис.3]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Рисунок 2.4 – Структура денежных доходов населения в 2000 году

( в % итогу)

    Примечание – Источник: [15, с. 513, рис.4]

Рисунок 2.5 - Структура денежных доходов населения в 2006 году

( в % итогу)

          Примечание – Источник: [15, с. 513, рис.5]

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Социальная политика в современной рыночной экономике:   теория, методология, практика

 

 

Студент

ФБД, 2 курс, 811312                   ____________          Д.В. Наривончик

                                                     (подпись)

                                                                            ____________

                                                     (дата)

Руководитель  _________    ____________

Старший        (оценка)            (подпись)

преподаватель                            ____________           В.Э. Ксензова

(дата)

 

 

ПИНСК 2009

РЕФЕРАТ

 Курсовая работа: 47 с., 6 рис., 10 табл., 20 источников, 9 прил.

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ, ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ, БЮДЖЕТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ВКЛАДЫ ПО БАНКАМ, УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Объектом исследования является социальная политика Республики Беларусь.

Предметом исследования являются  доходы населения Республики Беларуси.

Цель курсовой работы: анализ социальной политики в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и сравнение.

Задачи курсовой работы: ознакомиться с теоретическими аспектами социальной политики Республики Беларусь, рассмотреть и проанализировать основные направления ее реализации, выявить прогнозы дальнейшего развития социальной политики РБ.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

                                                                          _____________________________

    (Подпись студента)

 

 

ABSTRACT

Course work: 47 pages, 6 drawings, 10 tables, 20 sources, 9 addenda.

INCOMES OF POPULATION, SALARY, PENSIONS, MINIMUM CONSUM BUDGET, TRANSFERT PAYMENTS, DEPOSITS IN BANKS, LEVEL AND QUALITY.

The objects of the research is social politics of Belarus.

The aim of the course work is an analysis incomes of population.

The methods of the research: analysis and comparison.

The problems of the course work: to familiarize with theoretical aspects of the social politics of Belarus, consider and analyze principle directions of its realization, to discover forecasts of development of social politics of Belarus.

The author of the work confirms, that written in it calculated and analyzed material reflects the condition of the researched process right and objective, and all the theoretical, methodical and systematic positions and conceptions, borrowed from literary and other sources, are accompanied by links.

 

 

______________________________

(Signature of the student)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..5

1. Социальная политика как одно из направлений государственной экономической политики …………..……………………………………………… 7

1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………………………………………………………………..….7

1.2. Доходы населения и проблемы их распределения……………………11

 2. Основные направления современной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой…..……………………………….………….......15

2.1. Социальная политика Германии………………………………..……...15

2.2. Социальная политика Швеции …………...............................................19

2.3. Социальная политика Великобритании……………………………….21

 3. Особенности и значимость социальной политики в Республике Беларусь, её методы и инструменты………………………………………………………..……24

 3.1. Методы, инструменты, перспективы социальной политики в Республике Беларусь.……………………………………………………...…..…...24

3.2. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг………………………………………...………………....31

Заключение………………………………………………………………..……..….34

Список использованных источников………………………………………….…..37

Приложения……………………………………………………………………........39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день решение социальных проблем в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. В числе современных приоритетов государства социальную политику ставят на одно из первых мест по ряду причин.

   Первая причина состоит в том, что население любой страны мало волнуют проблемы макроэкономики. Население волнуют более бытовые проблемы, связанные с удовлетворением своих потребностей и условиями жизни.

   Вторая причина – расширенное воспроизводство рабочей силы нужного для XXI века качества можно обеспечить лишь при достаточно высоком уровне жизни населения, доступе к качественному образованию и медицинскому обслуживанию. Экономический рост в XXI веке требует высоких инвестиций в человеческий капитал [1, с. 549].

   Третья причина – общий процесс гуманизации общества в последние десятилетия, когда человек стал главным достоянием и ценностью. Решение социальных проблем для любого государства требует значительных финансовых ресурсов. При всех различиях принципов и механизмов финансирования социальной политики суть их остаётся одна: из создаваемого ныне занятыми в народном хозяйстве валового национального продукта (ВВП) изымается существенная его часть (социальная доля) и передаётся другим (пенсионерам, учащимся, безработным, инвалидам, больным и т.п.). Поэтому главная проблема социальной политики – обеспечение её эффективности. Причём, речь идёт не только об эффективности распределения социальной доли ВВП, но и стимулирующем воздействии социальной политики на трудовую активность населения, на стремление каждого укреплять собственную социальную безопасность [1, с. 562].

   Социальная политика должна охватывать весь комплекс потребностей и интересов человека. Её объект – взаимодействие личности и общества, все аспекты народного благосостояния, качество и уровень жизни, присуще всем слоям общества. Главная цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста [1, с. 563].

   В условиях перехода нашей республики к рыночной экономике, в стремлении к созданию цивилизованного государства, социальная политика является закономерной необходимостью. Именно анализ проблем реализации и путей повышения эффективности социальной политики делает эту проблему актуальной.

   Данная работа базируется на теоретических и статистических материалах, законодательных и нормативных актах Республики Беларусь.

   Целью настоящей работы является анализ социальной политики в Республике Беларусь.

   Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:

Ø анализ социальной политики;

Ø анализ механизмов финансирования социальной политики;

Ø определение проблем и перспектив развития социальной политики.

Предметом работы выступает социальная политика в Республике Беларусь: её проблемы и направления реализации.

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 212.