2.1 Характеристика МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №11 «Ёлочка»
Исследовательская работа по выявлению уровня сформированности образного мышления, проводилась на базе МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №11 «Ёлочка» в средней группе №4 «Звездочки» с дошкольниками 4-5 лет.
Полное наименование организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка».
Краткое наименование организации: МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №11 «Елочка».
Дата создания организации: 11.03.1988 год.
Место нахождения образовательной организации: Российская Федерация, Уральский федеральный округ, Ханты-Мансийский - Югра АО, Нягань г., Мира ул., д.2а
Режим и график работы: 12 часовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе с 7.00 до 19.00 суббота, воскресенье, праздничные дни – выходной.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решении программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности педагогов и воспитанников, а так же самостоятельной деятельности детей.
При организации образовательного процесса используются принципы интеграции разных образовательных областей с учетом приоритетного направления по социально личностному развитию детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Образовательное учреждение активно занимается инновациями: созданием, внедрением и использованием новых эффективных технологий, таких как: интегрированный метод обучения дошкольников, проектно-исследовательская деятельность в детском саду, технического творчества и шахматного образования в ДОУ.
Деятельность детского сада направлена на создание благоприятных условий в процессе совместной деятельности с родителями для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Среднюю группу №4 «Звездочки», участвовавшую в исследовании, посещают 24 дошкольника, в том числе 18 мальчиков и 6 девочек.
В группе мальчиков больше чем девочек, в связи с этим используется гендерный подход. Есть дети с речевыми нарушениями. Дети в группе увлечены конструированием и разнообразной художественно-творческой деятельностью. На основе этого, и с учетом мнения родителей в формируемую часть учебного плана группы введена непосредственно- образовательная деятельность «Бумажное моделирование».
При организации воспитательно-образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Основу организации воспитательно-образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Констатирующий эксперимент
Диагностирование является неотъемлемой частью педагогической деятельности, выступая непременным условием эффективности воспитательного процесса. На основании результатов диагностирования педагог выстраивает в правильном направлении коррекционную работу с ребенком, исправляя обнаруженные у него проблемы. С помощью своевременного диагностирования так же возможно выявление скрытых проблем в развитии ребенка, что благотворно влияет на дальнейшее обучение малыша и предотвращения серьезных проблем.
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является дошкольный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
С учетом этого, в рамках данной курсовой работы, был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении уровня развития образного мышления дошкольников средней группы детского сада «Елочка». Исследование проводилось в форме педагогического констатирующего эксперимента.
Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в равных условиях и знакомой обстановке. Каждому ребенку индивидуально объяснялось задание. Дети имели достаточно времени на обдумывание и объяснение своего выбора.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи :
- Провести диагностику уровня развития образного мышления;
- Проанализировать полученные данные и оценить возможность влияния педагога на развитие образного мышления школьников.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, то есть оперирование образами, поэтому и задания на диагностику уровня развития образного мышления должны быть соответствующими.
Для исследования уровня сформированности образного мышления использовались следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (см. Приложение А)
«Нелепицы» — это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
В качестве целей Немов выдвинул следующие:
- определение начальных образных представлений испытуемого;
- мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
- оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.
Были подготовлены две картинки, с помощью которых проводилось исследование (Рисунок 1,2), на которых были изображены нелепые ситуации. Ребенок должен был внимательно рассмотреть картинки за отведенное время, затем рассказать что изображено и являются ли такие ситуации нелепыми. Дети работали по инструкции.
Рисунок 1. «Футбол в пруду» Рисунок 2. «Снеговик на пляже»
При обследовании оценивались следующие показатели:
- включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
- понимание и оценка ситуации в целом;
- планомерность описания картинки;
- характер словесных высказываний.
Результаты оценивались по десяти бальной шкале и соотносились с нормативами :
- Высокий уровень развития.
От 8-ми до 10-ти баллов ставилось ребенку, если он сразу включался в работу, правильно и обобщенно оценивал ситуацию в целом, рассказывал что изображено на картинке, где что перепутано, доказывал сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов, анализируя их в определенном порядке (сверху вниз или слева направо), в работе был сосредоточен и самостоятелен, а высказывания емки и содержательны;
- Средний уровень развития.
От 5-ти до 7-ми баллов ставилось ребенку, если он оценивал ситуацию правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе был недостаточен, нуждался в стимулирующей помощи, фрагменты картинки выделял хаотично, случайно, описывая то, на что упал взгляд, затрудняясь при этом в подборе нужных слов;
- Низкий уровень развития.
От 2-х до 4-х баллов ребенок получал, если его активность приходилось стимулировать, а слова вытягивать, требовалось направляющее участие педагога, чтобы усвоенный с его помощью способ анализа применялся при описании и оценке фрагментов, при этом взгляд ребенка долго блуждал по картинке;
- Очень низкий уровень развития.
1 балл ребенок получал при отсутствии у него правильной оценки ситуации, отсутствии стимуляции, отказ от направляющей помощи, образец анализа, данный педагогом, не усваивался и не применялся при анализе других фрагментов.
2. «Время года (см. Приложение Б)
Данный вид диагностики позволил оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников.
Ребенку был показан рисунок (см. Рисунок 3) с просьбой, внимательно посмотреть на этот рисунок и сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Рисунок 3. Времена года
Полученные результаты оценивались по 10-балльной системе и делали выводы об уровне развития у ребенка наглядно-образного мышления через сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года.
Баллы | Показатели | Уровень развития |
8-10 баллов | за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам | Высокий |
6-7 баллов | ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 5-7 признака, подтверждающих его мнение. | Средний |
4-5 баллов | ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-4 признака в подтверждение своего мнения. | Низкий |
0-3 балла | ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. | Очень низкий |
Результаты изучения уровня сформированности элементарных образных представлений ребенка о явлениях природы и временах года оформлялись в таблицу (см.Таблица 2).
Таблица 1. Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста (методика №1)
№ | Имя ребенка | Уровни сформированности образных представлений об окружающем мире | ||||||
В Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень | |||||
1. | Мария К. | + | ||||||
2. | Ольга П. | + | ||||||
3. | Максим С. | + | ||||||
4. | Никита Г. | + | ||||||
5. | Рома Н. | + | ||||||
6. | Паша М. | + | ||||||
7. | Лена Д. | + | ||||||
8. | Ульяна Ф. | + | ||||||
9. | Кирилл Г. | + | ||||||
10. | Карина Ф. | + | ||||||
11. | Каролина Х. | + | ||||||
12. | Лёня А. | + | ||||||
13. | Григорий Л. | + | ||||||
14. | Коля Р. | + | ||||||
15. | Слава Ж. | + | ||||||
16. | Денис Ш. | + | ||||||
17. | Максим О. | + | ||||||
18. | Паша С. | + | ||||||
19. | Дамир В. | + | ||||||
20. | Филипп Б. | + | ||||||
21. | Сережа Ч. | + | ||||||
22. | Максим В. | + | ||||||
23. | Арслан П. | + | ||||||
24. | Женя Т. | + | ||||||
Таблица 2. Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста (методика №2)
№ | Имя ребенка | Уровни сформированности образных представлений об окружающем мире | ||||
В Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень | |||
1. | Мария К. | + | ||||
2. | Ольга П. | + | ||||
3. | Максим С. | + | ||||
4. | Никита Г. | + | ||||
5. | Рома Н. | + | ||||
6. | Паша М. | + | ||||
7. | Лена Д. | + | ||||
8. | Ульяна Ф. | + | ||||
9. | Кирилл Г. | + | ||||
10. | Карина Ф. | + | ||||
11. | Каролина Х. | + | ||||
12. | Лёня А. | + | ||||
13. | Григорий Л. | + | ||||
14. | Коля Р. | + | ||||
15. | Слава Ж. | + | ||||
16. | Денис Ш. | + | ||||
17. | Максим О. | + | ||||
18. | Паша С. | + | ||||
19. | Дамир В. | + | ||||
20. | Филипп Б. | + | ||||
21. | Сережа Ч. | + | ||||
22. | Максим В. | + | ||||
23. | Арслан П. | + | ||||
24. | Женя Т. | + | ||||
После изучения развития отдельных свойств образного мышления у детей среднего дошкольного возраста мы смогли составить сводную таблицу, позволившую нам сделать вывод о развитии данного вида мышления дошкольников в целом и проследить динамику его развития (см. Таблица 3).
Таблица 3. Сводная таблица результатов изучения развития образного мышления в среднем дошкольном возрасте
№ | Имя ребенка | Изучение сформированности образных представлений об окружающем мире | Изучение сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года | Уровень развития образного мышления |
1. | Мария К. | Высокий | Средний | Высокий |
2. | Ольга П. | Средний | Средний | Средний |
3. | Максим С. | Высокий | Средний | Высокий |
4. | Никита Г. | Высокий | Высокий | Высокий |
5. | Рома Н. | Низкий | Низкий | Низкий |
6. | Паша М. | Средний | Низкий | Средний |
7. | Лена Д. | Средний | Высокий | Высокий |
8. | Ульяна Ф. | Высокий | Высокий | Высокий |
9. | Кирилл Г. | Низкий | Средний | Средний |
10. | Карина Ф. | Очень низкий | Низкий | Низкий |
11. | Каролина Х. | Низкий | Средний | Средний |
12. | Лёня А. | Средний | Очень низкий | Низкий |
13. | Григорий Л. | Средний | Высокий | Высокий |
14. | Коля Р. | Средний | Средний | Средний |
15. | Слава Ж. | Средний | Средний | Средний |
16. | Денис Ш. | Высокий | Средний | Средний |
17. | Максим О. | Средний | Низкий | Низкий |
18. | Паша С. | Высокий | Средний | Высокий |
19. | Дамир В. | Низкий | Высокий | Средний |
20. | Филипп Б. | Низкий | Низкий | Низкий |
21. | Сережа Ч. | Низкий | Высокий | Средний |
22. | Максим В. | Средний | Высокий | Высокий |
23. | Арслан П. | Высокий | Средний | Высокий |
24. | Женя Т. | Высокий | Средний | Высокий |
Так же на основании полученных результатов была составлена сводная диаграмма (см. Рисунок 4)
Рисунок 4. Диаграмма сводных результатов
2.3. Анализ результатов диагностирования, рекомендации
Педагогам
По итогам проведения диагностирования были получены сырые баллы по двум методиками и проведена обработка данных.
Логика построения общих выводов базировалась на обобщении и систематизации выводов, сделанных на основании анализа результатов.
Из таблицы 1 видно, что 10 детей из 24 - 42% - правильно назвали все нелепицы, но не успели за отведенное время сказать как должно быть в реальности. Эти дети имеют средний уровень сформированности образных представлений. Высокий уровень сформированности образных представлений имеют 9 детей, что составляет от общего количества обследуемых детей этого возраста 38%. Эти дети за отведенное время правильно отметили все нелепицы, но 2 из них не успели объяснить. Четверо детей - 16% от общего количества обследуемых детей среднего возраста имеют низкий и очень низкий 1 ребенок (4%) уровень сформированности образных представлений. Эти дети слабо справились с заданием, показали низкие результаты в первой части исследования - при определении нелепиц - и не справились со второй частью задания, где им необходимо было объяснить как должно быть на самом деле.
На следующем этапе диагностирование проводилось с помощью методики «Времена года». Из таблицы 2 видно, что 29% -7 детей показали высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указали при этом 5-7 признаков, подтверждающих их мнение.46% детей среднего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Во время проведения исследования эти дети правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3-4 признака, подтверждающих правильность их выбора. Низкий уровень сформированности изучаемого качества имеют 5 дошколят – 21% от общего числа детей данного возраста и очень низкий 1 ребенок (4%).
Большинство детей теряются, глазами ищут помощи у взрослого, некоторые ждут наводящего вопроса либо наводящую подсказку.
Образное мышление диагностируют в основном в тесной связи с осведомленностью ребенка о предметном и социальном мире, что обусловливает существенное влияние на результаты исследования. Результаты показали, что не все дети знакомы в достаточной степени с предметным и социальным миром.
Во время диагностирования было выявлено трое детей, у которых достаточно хорошо сформировано образное мышление, но при этом отсутствует внимание и усидчивость. Эти дети показали высокий уровень развития по одной методике и довольно низкий уровень по другой методике. Их внимание зависело от того, что им было любопытно, а что не интересно, но при этом дети очень хорошо развиты. Необходима дополнительная работа с данными детьми по выявлению факторов, влияющих на их любознательность и усидчивость, то есть обследование всех психических процессов, для определения дальнейшего маршрута обучения.
Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых недостаточно высок.
Так, например, о недостаточно высоком уровне развития наглядно-образного мышления у обследуемых детей говорят результаты анализа данных по методике «Нелепицы», которые ниже возрастных нормативов.
Таким образом, сводные результаты констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников группы №4 «Звездочки» преобладает средний уровень сформированности образного мышления, но данное можно связать с тем, что у дошкольников возраста 4-5 лет образное мышление практически находится на начальном этапе развития.
При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте.
Учитывая, что образное мышление играет важную роль, педагогу необходимо обратить пристальное внимание на этот факт. По моему мнению, следует выстраивать деятельность дошколят на занятиях таким образом, чтобы стимулировать развитие образного мышления малышей.
На основе полученных результатов были составлены рекомендации для воспитателей и родителей, представляющие собой комплекс игр и упражнений направленных на развитие наглядно-образного мышления.
Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления направлена на развитие следующих способностей.
- осуществлять мысленное преобразование образа. Оперирование образами предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и многие другие;
- ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.
Развитие предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления обязательно включает и тренировку этого умения.
Действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий, как, например, планирование своих действий в уме.
Эта способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять.
Предлагаемые игры направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы в комплекс занятий (см. Приложение В).
.
заключение
На мой взгляд, методика занятий с дошкольниками среднего возраста должна быть направлена на развитие мультисенсорных интеграций, а потому на занятиях должны использоваться игровые моменты с максимальным включением сенсорики ребенка в процесс познавательной деятельности, что приведет к активизации развития образного компонента мыслительной деятельности.
Так же, можно считать, что обучение, предусматривающее одновременно и активизацию образного компонента мыслительной деятельности, и развитие сенсорики, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие образного мышления, но и будет способствовать развитию творческого мышления, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать интеллектуальные эмоции.
В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.
Многие авторы рассматривают возникновение образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия его формирования у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.
Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения образного мышления детей дошкольного возраста позволили выделить следующие особенности развития образного мышления в дошкольном возрасте:
- образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть многими возможностями связанными с этим видом мышления, (мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия в уме);
- возникновение образного мышления - узловой момент в умственном развитии ребенка;
- способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности;
- начальные этапы развития образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия;
- задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие;
- успешность перехода от внешнего к внутреннему плану действий у детей дошкольного возраста определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации.
Таким образом, проведя теоретическое и практическое исследование проблемы цель, определенная в работе выполнена.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 535.