КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Тема: «Экспериментальное исследование образного мышления»
Вариант 17
Выполнил:
Студентка группы ППОбз-1501Д
Сафиюлина Татьяна Викторовна
Преподаватель:
Тольятти
2018
Содержание
Введение. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сущности, характеристики и механизмов образного. 6
мышления. 6
1.1 Понятие и суть образного мышления. 6
1.2. Целостный подход к анализу мышления в трудах М. Вертгеймера. 11
1.3. Дискурсивное измерение образного мышления. 18
1.4 Особенности формирования образного мышления дошкольника 4-5 лет. 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование и анализ сформированности уровня образного мышления дошкольников 4-5 лет. 31
2.1 Характеристика МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №11 «Ёлочка». 31
2.2. Констатирующий эксперимент. 33
2.3. Анализ результатов диагностирования, рекомендации. 42
педагогам.. 42
заключение. 46
Список использованных источников. 48
Приложение А.. 51
Приложение Б. 53
Приложение В.. 55
Введение
Совсем недавно образовательная система ориентировала педагогов на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Кант сказал, что истина человеку недоступна. Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?
При изучении со всех сторон разные ученые по-разному трактуют термин «развитие мышления». Иногда этому термину придают весьма широкое значение, применяя его к развитию любой познавательной деятельности ребенка и даже к развитию любой формы поведения, поскольку в нем обнаруживается приспособление к новым обстоятельствам. Такое неправильное расширение термина особо часто встречается у американских авторов, трактующих развитие мышления как «образование новых связей» (Торндайк), «приобретение новых типов поведения» (Харриман).
Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Оно уже постепенно проникает в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Это сознание пробудилось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других, – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение (хотя, конечно, и не без исключений). Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.
Исследованию образного мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Однако дело не ограничивается простым увеличением круга представлений, простым нарастанием количества знаний. Вместе с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Дошкольник иначе относится к стоящей перед ним интеллектуальной задаче, пользуется другими способами для ее решения, иначе обобщает наблюдательные явления, чем, например, школьники. Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса - изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности ребенка.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе образования, сделав последнее гуманизированным.
Цель курсовой работы: выявить уровень развития образного мышления дошкольника среднего возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и психофизиологической литературы;
- анализ понятийно-терминологической системы по данной теме;
- подобрать методики для диагностики образного мышления;
- провести констатирующее диагностическое исследование;
-проанализировать результаты диагностики.
В качестве методов исследования были использованы наблюдение и диагностические методики, ориентированные на средний дошкольный возраст.
Исследование проводилось на базе МАДОУ МО г.Нягань "Д/с №11 "Ёлочка" в средней группе дошкольников №4 «Звездочки» возраста 4 - 5 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка.
Констатирующий эксперимент
Диагностирование является неотъемлемой частью педагогической деятельности, выступая непременным условием эффективности воспитательного процесса. На основании результатов диагностирования педагог выстраивает в правильном направлении коррекционную работу с ребенком, исправляя обнаруженные у него проблемы. С помощью своевременного диагностирования так же возможно выявление скрытых проблем в развитии ребенка, что благотворно влияет на дальнейшее обучение малыша и предотвращения серьезных проблем.
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является дошкольный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
С учетом этого, в рамках данной курсовой работы, был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении уровня развития образного мышления дошкольников средней группы детского сада «Елочка». Исследование проводилось в форме педагогического констатирующего эксперимента.
Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в равных условиях и знакомой обстановке. Каждому ребенку индивидуально объяснялось задание. Дети имели достаточно времени на обдумывание и объяснение своего выбора.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи :
- Провести диагностику уровня развития образного мышления;
- Проанализировать полученные данные и оценить возможность влияния педагога на развитие образного мышления школьников.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, то есть оперирование образами, поэтому и задания на диагностику уровня развития образного мышления должны быть соответствующими.
Для исследования уровня сформированности образного мышления использовались следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (см. Приложение А)
«Нелепицы» — это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
В качестве целей Немов выдвинул следующие:
- определение начальных образных представлений испытуемого;
- мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
- оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.
Были подготовлены две картинки, с помощью которых проводилось исследование (Рисунок 1,2), на которых были изображены нелепые ситуации. Ребенок должен был внимательно рассмотреть картинки за отведенное время, затем рассказать что изображено и являются ли такие ситуации нелепыми. Дети работали по инструкции.
Рисунок 1. «Футбол в пруду» Рисунок 2. «Снеговик на пляже»
При обследовании оценивались следующие показатели:
- включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
- понимание и оценка ситуации в целом;
- планомерность описания картинки;
- характер словесных высказываний.
Результаты оценивались по десяти бальной шкале и соотносились с нормативами :
- Высокий уровень развития.
От 8-ми до 10-ти баллов ставилось ребенку, если он сразу включался в работу, правильно и обобщенно оценивал ситуацию в целом, рассказывал что изображено на картинке, где что перепутано, доказывал сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов, анализируя их в определенном порядке (сверху вниз или слева направо), в работе был сосредоточен и самостоятелен, а высказывания емки и содержательны;
- Средний уровень развития.
От 5-ти до 7-ми баллов ставилось ребенку, если он оценивал ситуацию правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе был недостаточен, нуждался в стимулирующей помощи, фрагменты картинки выделял хаотично, случайно, описывая то, на что упал взгляд, затрудняясь при этом в подборе нужных слов;
- Низкий уровень развития.
От 2-х до 4-х баллов ребенок получал, если его активность приходилось стимулировать, а слова вытягивать, требовалось направляющее участие педагога, чтобы усвоенный с его помощью способ анализа применялся при описании и оценке фрагментов, при этом взгляд ребенка долго блуждал по картинке;
- Очень низкий уровень развития.
1 балл ребенок получал при отсутствии у него правильной оценки ситуации, отсутствии стимуляции, отказ от направляющей помощи, образец анализа, данный педагогом, не усваивался и не применялся при анализе других фрагментов.
2. «Время года (см. Приложение Б)
Данный вид диагностики позволил оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников.
Ребенку был показан рисунок (см. Рисунок 3) с просьбой, внимательно посмотреть на этот рисунок и сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Рисунок 3. Времена года
Полученные результаты оценивались по 10-балльной системе и делали выводы об уровне развития у ребенка наглядно-образного мышления через сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года.
Баллы | Показатели | Уровень развития |
8-10 баллов | за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам | Высокий |
6-7 баллов | ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 5-7 признака, подтверждающих его мнение. | Средний |
4-5 баллов | ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-4 признака в подтверждение своего мнения. | Низкий |
0-3 балла | ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. | Очень низкий |
Результаты изучения уровня сформированности элементарных образных представлений ребенка о явлениях природы и временах года оформлялись в таблицу (см.Таблица 2).
Таблица 1. Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста (методика №1)
№ | Имя ребенка | Уровни сформированности образных представлений об окружающем мире | ||||||
В Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень | |||||
1. | Мария К. | + | ||||||
2. | Ольга П. | + | ||||||
3. | Максим С. | + | ||||||
4. | Никита Г. | + | ||||||
5. | Рома Н. | + | ||||||
6. | Паша М. | + | ||||||
7. | Лена Д. | + | ||||||
8. | Ульяна Ф. | + | ||||||
9. | Кирилл Г. | + | ||||||
10. | Карина Ф. | + | ||||||
11. | Каролина Х. | + | ||||||
12. | Лёня А. | + | ||||||
13. | Григорий Л. | + | ||||||
14. | Коля Р. | + | ||||||
15. | Слава Ж. | + | ||||||
16. | Денис Ш. | + | ||||||
17. | Максим О. | + | ||||||
18. | Паша С. | + | ||||||
19. | Дамир В. | + | ||||||
20. | Филипп Б. | + | ||||||
21. | Сережа Ч. | + | ||||||
22. | Максим В. | + | ||||||
23. | Арслан П. | + | ||||||
24. | Женя Т. | + | ||||||
Таблица 2. Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста (методика №2)
№ | Имя ребенка | Уровни сформированности образных представлений об окружающем мире | ||||
В Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень | |||
1. | Мария К. | + | ||||
2. | Ольга П. | + | ||||
3. | Максим С. | + | ||||
4. | Никита Г. | + | ||||
5. | Рома Н. | + | ||||
6. | Паша М. | + | ||||
7. | Лена Д. | + | ||||
8. | Ульяна Ф. | + | ||||
9. | Кирилл Г. | + | ||||
10. | Карина Ф. | + | ||||
11. | Каролина Х. | + | ||||
12. | Лёня А. | + | ||||
13. | Григорий Л. | + | ||||
14. | Коля Р. | + | ||||
15. | Слава Ж. | + | ||||
16. | Денис Ш. | + | ||||
17. | Максим О. | + | ||||
18. | Паша С. | + | ||||
19. | Дамир В. | + | ||||
20. | Филипп Б. | + | ||||
21. | Сережа Ч. | + | ||||
22. | Максим В. | + | ||||
23. | Арслан П. | + | ||||
24. | Женя Т. | + | ||||
После изучения развития отдельных свойств образного мышления у детей среднего дошкольного возраста мы смогли составить сводную таблицу, позволившую нам сделать вывод о развитии данного вида мышления дошкольников в целом и проследить динамику его развития (см. Таблица 3).
Таблица 3. Сводная таблица результатов изучения развития образного мышления в среднем дошкольном возрасте
№ | Имя ребенка | Изучение сформированности образных представлений об окружающем мире | Изучение сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года | Уровень развития образного мышления |
1. | Мария К. | Высокий | Средний | Высокий |
2. | Ольга П. | Средний | Средний | Средний |
3. | Максим С. | Высокий | Средний | Высокий |
4. | Никита Г. | Высокий | Высокий | Высокий |
5. | Рома Н. | Низкий | Низкий | Низкий |
6. | Паша М. | Средний | Низкий | Средний |
7. | Лена Д. | Средний | Высокий | Высокий |
8. | Ульяна Ф. | Высокий | Высокий | Высокий |
9. | Кирилл Г. | Низкий | Средний | Средний |
10. | Карина Ф. | Очень низкий | Низкий | Низкий |
11. | Каролина Х. | Низкий | Средний | Средний |
12. | Лёня А. | Средний | Очень низкий | Низкий |
13. | Григорий Л. | Средний | Высокий | Высокий |
14. | Коля Р. | Средний | Средний | Средний |
15. | Слава Ж. | Средний | Средний | Средний |
16. | Денис Ш. | Высокий | Средний | Средний |
17. | Максим О. | Средний | Низкий | Низкий |
18. | Паша С. | Высокий | Средний | Высокий |
19. | Дамир В. | Низкий | Высокий | Средний |
20. | Филипп Б. | Низкий | Низкий | Низкий |
21. | Сережа Ч. | Низкий | Высокий | Средний |
22. | Максим В. | Средний | Высокий | Высокий |
23. | Арслан П. | Высокий | Средний | Высокий |
24. | Женя Т. | Высокий | Средний | Высокий |
Так же на основании полученных результатов была составлена сводная диаграмма (см. Рисунок 4)
Рисунок 4. Диаграмма сводных результатов
2.3. Анализ результатов диагностирования, рекомендации
Педагогам
По итогам проведения диагностирования были получены сырые баллы по двум методиками и проведена обработка данных.
Логика построения общих выводов базировалась на обобщении и систематизации выводов, сделанных на основании анализа результатов.
Из таблицы 1 видно, что 10 детей из 24 - 42% - правильно назвали все нелепицы, но не успели за отведенное время сказать как должно быть в реальности. Эти дети имеют средний уровень сформированности образных представлений. Высокий уровень сформированности образных представлений имеют 9 детей, что составляет от общего количества обследуемых детей этого возраста 38%. Эти дети за отведенное время правильно отметили все нелепицы, но 2 из них не успели объяснить. Четверо детей - 16% от общего количества обследуемых детей среднего возраста имеют низкий и очень низкий 1 ребенок (4%) уровень сформированности образных представлений. Эти дети слабо справились с заданием, показали низкие результаты в первой части исследования - при определении нелепиц - и не справились со второй частью задания, где им необходимо было объяснить как должно быть на самом деле.
На следующем этапе диагностирование проводилось с помощью методики «Времена года». Из таблицы 2 видно, что 29% -7 детей показали высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указали при этом 5-7 признаков, подтверждающих их мнение.46% детей среднего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Во время проведения исследования эти дети правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3-4 признака, подтверждающих правильность их выбора. Низкий уровень сформированности изучаемого качества имеют 5 дошколят – 21% от общего числа детей данного возраста и очень низкий 1 ребенок (4%).
Большинство детей теряются, глазами ищут помощи у взрослого, некоторые ждут наводящего вопроса либо наводящую подсказку.
Образное мышление диагностируют в основном в тесной связи с осведомленностью ребенка о предметном и социальном мире, что обусловливает существенное влияние на результаты исследования. Результаты показали, что не все дети знакомы в достаточной степени с предметным и социальным миром.
Во время диагностирования было выявлено трое детей, у которых достаточно хорошо сформировано образное мышление, но при этом отсутствует внимание и усидчивость. Эти дети показали высокий уровень развития по одной методике и довольно низкий уровень по другой методике. Их внимание зависело от того, что им было любопытно, а что не интересно, но при этом дети очень хорошо развиты. Необходима дополнительная работа с данными детьми по выявлению факторов, влияющих на их любознательность и усидчивость, то есть обследование всех психических процессов, для определения дальнейшего маршрута обучения.
Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых недостаточно высок.
Так, например, о недостаточно высоком уровне развития наглядно-образного мышления у обследуемых детей говорят результаты анализа данных по методике «Нелепицы», которые ниже возрастных нормативов.
Таким образом, сводные результаты констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников группы №4 «Звездочки» преобладает средний уровень сформированности образного мышления, но данное можно связать с тем, что у дошкольников возраста 4-5 лет образное мышление практически находится на начальном этапе развития.
При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте.
Учитывая, что образное мышление играет важную роль, педагогу необходимо обратить пристальное внимание на этот факт. По моему мнению, следует выстраивать деятельность дошколят на занятиях таким образом, чтобы стимулировать развитие образного мышления малышей.
На основе полученных результатов были составлены рекомендации для воспитателей и родителей, представляющие собой комплекс игр и упражнений направленных на развитие наглядно-образного мышления.
Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления направлена на развитие следующих способностей.
- осуществлять мысленное преобразование образа. Оперирование образами предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и многие другие;
- ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.
Развитие предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления обязательно включает и тренировку этого умения.
Действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий, как, например, планирование своих действий в уме.
Эта способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять.
Предлагаемые игры направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы в комплекс занятий (см. Приложение В).
.
заключение
На мой взгляд, методика занятий с дошкольниками среднего возраста должна быть направлена на развитие мультисенсорных интеграций, а потому на занятиях должны использоваться игровые моменты с максимальным включением сенсорики ребенка в процесс познавательной деятельности, что приведет к активизации развития образного компонента мыслительной деятельности.
Так же, можно считать, что обучение, предусматривающее одновременно и активизацию образного компонента мыслительной деятельности, и развитие сенсорики, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие образного мышления, но и будет способствовать развитию творческого мышления, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать интеллектуальные эмоции.
В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.
Многие авторы рассматривают возникновение образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия его формирования у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.
Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения образного мышления детей дошкольного возраста позволили выделить следующие особенности развития образного мышления в дошкольном возрасте:
- образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть многими возможностями связанными с этим видом мышления, (мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия в уме);
- возникновение образного мышления - узловой момент в умственном развитии ребенка;
- способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности;
- начальные этапы развития образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия;
- задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие;
- успешность перехода от внешнего к внутреннему плану действий у детей дошкольного возраста определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации.
Таким образом, проведя теоретическое и практическое исследование проблемы цель, определенная в работе выполнена.
Приложение да А
Приложение да Б
Приложение да В
Цель да занятий да - да развитие да наглядно-образного да мышления.
Занятие да №1 да . да Формировать да умение да испытывать да один да и да тот да же да предмет да в да качестве да заместителя да других да предметов да и да наоборот.
«Головоломка да с да палочками» да (мысленное да преобразование да образа)
Придумай да сам да (учить да видеть да в да различных да предметах да возможные да заместители да других да предметов, да годных да для да той да или да иной да игры.
Занятия да №2
Головоломка да с да палочками
Придумай да сам.
«Разные да дома» да (учить да сравнивать да рисунок да и да чертеж да предмета).
Занятие да №3
Как да пройти да к да зайке? да (учить да ориентироваться да в да пространстве да по да схеме).
Разные да дома.
Замри да (учить да понимать да схематическое да изображение да позы да человека).
Занятие да №4
Замри.
Как да пройти да к да зайке?
3. да Игра да в да перестановки да (развивать да способности да планировать да свои да действия да в да уме).
Занятие да №5
1. да Помоги да белочке да найти да бельчонка да (учить да детей да пользоваться да схе да мой).
Дорисуй, да что да забыл да нарисовать да художник.
Игра да в да перестановки
Занятие да №6
Помоги да ежихе да найти да своего да ежонка да (учить да пользоваться да схемой)
Стройка да (учить да выполнять да действия да заданные да схемой, да и да конструировать да по да схематическому да образцу).
Что да перепутал да художник? да (развивать да элементарные да образные да представления да об да окружающем да мире).
Занятие да №7
Стройка.
Что да забыл да нарисовать да художник?
3. да Найди да все да тропинки да (развивать да комбинаторные да способности да и да внутреннего да плана да действий).
Занятие да №8
1. да Головоломка да с да палочками
2. да Где да сидит да попугай? да (развитие да способности да ориентироваться да в да простой да план-схеме да пространства).
Найди да дорогу да к да домик
Занятие да №9
Где да сидит да попугай?
Найди да животных? да (предложить да зрительно да найти да по да изображенным да частям да животных) да способность да к да комбинированию.
«Собери да по да схеме» да (развивать да умение да ориентироваться да в да схематическом да изображении да предмета да и да способность да к да конструированию).
Занятие да №10
«Собери да по да схеме».
Определи да недостающую да часть да (развитие да наглядно-образного да мышления, да способность да к да комбинированию) да (определить да недостающую да часть да круга да и да треугольника).
3. да Найди да все да тропинки да (развивать да комбинаторные да способности да и да внутреннего да плана да действий).
Занятие да №11
Шахматная да доска да (для да развития да внутреннего да плана да действий да и да комбинаторных да способностей).
Найди да все да тропинки.
«Где да спрятался да жучок?» да (учить да свободно да пользоваться да планом).
Занятие да №12
1. да «Созвездия» да - да (умение да соотносить да схематическое да изображение да предмета да с да художественным да чтением да схемы да объекта).
«Шахматная да доска»
«Где да мишка?»
Занятие да №13
«Созвездия».
«Игра да в да перестановки».
«Геометрические да фигуры» да (умение да действовать да по да образцу да и да анализировать да пространство).
Занятие да №14
«Прогноз да погоды» да (чтение да и да создание да схемы да объекта).
«Шахматная да доска».
«Найди да дорогу да к да домику» да (учить да пользоваться да схемой).
Занятие да №15
«Прогноз да погоды».
«Геометрические да фигуры».
«Где да сидит да попугай?».
Занятие да №16
1. да «Начерти да плен-карту» да (учить да создавать да план-карту да знакомого да ему да пространства).
«Замри».
«Перевертыши» да (учить да создавать да образы да на да основе да схематического да изображения).
Занятие да №17
«Перевертыши».
«Найди да игрушку» да (учить да ориентироваться да по да плану да в да групповой да комнате)
«Прогноз да погоды».
Занятие да №18
«Начерти да план-карту».
«Головоломка да с да палочками».
«созвездия».
Занятие да №19
«Кукла да Маша да купила да пианино» да (учить да пользоваться да планом да в да конкретной да ситуации).
«Собери да по да схеме» да (развивать да умение да ориентироваться да в да схематичном да изображении да предмета да и да способность да к да конструированию)
«Геометрические да фигуры».
Занятие да №20
«Замри».
«Зашифруй да сказку» да (развитие да умения да создавать да простейшую да графическую да план-схему да логически да связанного да текста).
«Игра да в да перестановки» да (развивать да способности да планировать да свои да действия да в да уме).
Занятие№21
«Помоги да ежихе да найти да своего да ежонка».
«Нарисуй да схему» да (развивать да умение да создавать да схематические да изображения да конструкции).
Найди да все да тропинки. да (развитие да комбинаторских да способностей да и да внутреннего да плана да действий).
Занятие да №22
Головоломка да с да палочками.
Зашифруй да сказку
«Где да сидит да попугай»
Занятие да №23
«Нарисуй да схему».
«Кукла да Маша да купила да пианино»
«Определи да недостающую да часть».
Занятие да №24
«Начерти да план-карту».
«Разные да дома».
«Прогноз да погоды».
Занятие да №25
«Как да пройти да к да зайке».
«Зашифруй да сказку»
«Замри».
Занятие да №26
1. да Помоги да белочке да найти да бельчонка да (учить да детей да пользоваться да схе да мой).
Дорисуй, да что да забыл да нарисовать да художник.
Игра да в да перестановки.
Занятие да №27
Помоги да ежихе да найти да своего да ежонка да (учить да пользоваться да схемой)
Стройка да (учить да выполнять да действия да заданные да схемой, да и да конструировать да по да схематическому да образцу).
Что да перепутал да художник? да (развивать да элементарные да образные да представления да об да окружающем да мире).
Занятие да №28
Стройка.
Что да забыл да нарисовать да художник?
Найди да все да тропинки да (развивать да комбинаторные да способности да и да внутреннего да плана да действий).
Занятие да №29
1. да Головоломка да с да палочками
2. да Где да сидит да попутай? да (развитие да способности да ориентироваться да в да простой да план-схеме да пространства).
3. да Найди да дорогу да к да домику.
Занятие да №30
Где да сидит да попугай?
Найди да животных? да (предложить да зрительно да найти да по да изображенным да частям да животных) да способность да к да комбинированию.
«Собери да по да схеме» да (развивать да умение да ориентироваться да в да схематическом да изображении да предмета да и да способность да к да конструированию).
Занятие да №31
«Собери да по да схеме».
Определи да недостающую да часть да (развитие да наглядно-образного да мышления, да способности да к да комбинированию; да определение да недостающей да части да круга да и да треугольника).
3. да Найди да все да тропинки да (развивать да комбинаторные да способности да и да внутреннего да плана да действий).
Занятие да №32
Шахматная да доска да (для да развития да внутреннего да плана да действий да и да комбинаторных да способностей).
Найди да все да тропинки.
«Где да спрятался да жучок?» да (учить да свободно да пользоваться да планом).
Занятие да №33
1. да «Созвездия» да - да (умение да соотносить да схематическое да изображение да предмета да с да художественным да чтением да схемы да объекта).
«Шахматная да доска»
«Где да мишка?»
Занятие да №34
«Созвездия».
«Игра да в да перестановки».
«Геометрические да фигуры» да (умение да действовать да по да образцу да и да анализировать да пространство).
Занятие да №35
«Прогноз да погоды» да (чтение да и да создание да схемы да объекта).
«Шахматная да доска».
«Найди да дорогу да к да домику» да (учить да пользоваться да схемой).
Занятие да №36
«Прогноз да погоды».
«Геометрические да фигуры».
«Где да сидит да попугай?».
Занятие да №37
1 да «Начерти да плен-карту» да (учить да создавать да план-карту да знакомого да ему да пространства).
«Замри».
«Перевертыши» да (учить да создавать да образы да на да основе да схематического
изображения).
Занятие да №38
«Перевертыши».
«Найди да игрушку» да (учить да ориентироваться да по да плану да в да групповой да ком да нате)
«Прогноз да погоды».
Занятие да №39
«Начерти да план-карту».
«Головоломка да с да палочками».
«созвездия».
Занятие да №40
1. да «Кукла да Маша да купила да пианино» да (учить да пользоваться да планом да в да конкретной да ситуации).
2. да «Собери да по да схеме» да (развивать да умение да ориентироваться да в да схематичном да изображении да предмета да и да способность да к да конструированию)
3. да «Геометрические да фигуры».
Дети, да у да которых да по да всем да четырем да методикам да преобладает да низкий да уровень да развития да наглядно-образного да мышления, да были да определены да в да к да развивающую да группу.
На да втором да этапе да формирования да наглядно-образного да мышления да у да детей да 5-6 да лет да для да проведения да к/развивающей да работы да была да составлена да программа, да которая да включает да в да себя да три да направления:
1 да 2 да 3
родители-ребенок да воспитатель-ребенок да психолог-ребенок
Работа да по да первому да направлению да заключалась да в да следующем:
1) да Выступление да на да родительском да собрании да Тема да «Развитие да мышление да дошкольника да 5-6 да лет»
Проведение да консультации да для да родителей да детей да к/развивающей да группы да по да результатам да диагностики.
Оформление да родительского да уголка. да Подготовка да статьи да на да тему да «Особенности да наглядно-образного да мышления да детей да 5-6 да лет».
Оформление да книжной да выставке да для да родителей. да Предлагались да вниманию да родителей да книги да о да развитии да мышления да дошкольников.
оформление да родительского да уголка. да Статья да на да тему да «Развиваем да наглядно-образное да мышление да детей». да Здесь да же да предлагались да игры да для да детей да и да рекомендации да к да их да проведению.
Проведение да индивидуальных да бесед да и да консультаций да с да родителями да по да волнующим да их да вопросам.
Планируя да работу да в да сфере да «воспитатель-ребенок» да мы да наметили да и да провели да следующие да мероприятия:
Консультация да с да воспитателями да по да результатам да диагностики.
Выступление да на да пед. да совете да с да сообщением да на да тему: да «Мышление да как да познавательный да процесс»
Проведение да консультации да с да воспитателями да «Тренировка да наглядно-образного да мышления».
Консультация да для да воспитателей да на да тему да «Наглядно-образное да мышление да детей да старшего да дошкольного да возраста».
Консультация да для да воспитателей да на да тему да «Развитие да различных да видов да детской да деятельности да - да важная да основа, да определяющая да успешность да формирования да и да развития да наглядно-образного да мышления».
Консультация да на да тему да «Этапы да развития да мышления да дошкольников.
Обсуждение да с да воспитателями да возникающих да проблем, да вопросов да при да проведении да игр да с да детьми.
В да сфере да «психолог-ребенок» да мы да разработали да систему да занятий да для да к/развивающей да группы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Тема: «Экспериментальное исследование образного мышления»
Вариант 17
Выполнил:
Студентка группы ППОбз-1501Д
Сафиюлина Татьяна Викторовна
Преподаватель:
Тольятти
2018
Содержание
Введение. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сущности, характеристики и механизмов образного. 6
мышления. 6
1.1 Понятие и суть образного мышления. 6
1.2. Целостный подход к анализу мышления в трудах М. Вертгеймера. 11
1.3. Дискурсивное измерение образного мышления. 18
1.4 Особенности формирования образного мышления дошкольника 4-5 лет. 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование и анализ сформированности уровня образного мышления дошкольников 4-5 лет. 31
2.1 Характеристика МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №11 «Ёлочка». 31
2.2. Констатирующий эксперимент. 33
2.3. Анализ результатов диагностирования, рекомендации. 42
педагогам.. 42
заключение. 46
Список использованных источников. 48
Приложение А.. 51
Приложение Б. 53
Приложение В.. 55
Введение
Совсем недавно образовательная система ориентировала педагогов на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Кант сказал, что истина человеку недоступна. Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?
При изучении со всех сторон разные ученые по-разному трактуют термин «развитие мышления». Иногда этому термину придают весьма широкое значение, применяя его к развитию любой познавательной деятельности ребенка и даже к развитию любой формы поведения, поскольку в нем обнаруживается приспособление к новым обстоятельствам. Такое неправильное расширение термина особо часто встречается у американских авторов, трактующих развитие мышления как «образование новых связей» (Торндайк), «приобретение новых типов поведения» (Харриман).
Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Оно уже постепенно проникает в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Это сознание пробудилось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других, – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение (хотя, конечно, и не без исключений). Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.
Исследованию образного мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Однако дело не ограничивается простым увеличением круга представлений, простым нарастанием количества знаний. Вместе с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Дошкольник иначе относится к стоящей перед ним интеллектуальной задаче, пользуется другими способами для ее решения, иначе обобщает наблюдательные явления, чем, например, школьники. Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса - изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности ребенка.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе образования, сделав последнее гуманизированным.
Цель курсовой работы: выявить уровень развития образного мышления дошкольника среднего возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и психофизиологической литературы;
- анализ понятийно-терминологической системы по данной теме;
- подобрать методики для диагностики образного мышления;
- провести констатирующее диагностическое исследование;
-проанализировать результаты диагностики.
В качестве методов исследования были использованы наблюдение и диагностические методики, ориентированные на средний дошкольный возраст.
Исследование проводилось на базе МАДОУ МО г.Нягань "Д/с №11 "Ёлочка" в средней группе дошкольников №4 «Звездочки» возраста 4 - 5 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сущности, характеристики и механизмов образного
мышления
Дата: 2019-12-10, просмотров: 344.