Источник: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под. общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003, с.701-762
МЕТОДИКА 13.1. «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ».
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие—агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование—подчинение, дружелюбие—враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование—подчинение) и горизонтальная (дружелюбие—враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. Инструкция: «Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте)».
Бланк опросника
I. 1. Другие думают о нем благосклонно.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
II. 5. Обладает чувством собственного достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.III.
9. Способен быть суровым.
10.Строгий, но справедливый.
11.Может быть искренним.
12.Критичен к другим.
IV. 13. Любит поплакаться.
14.Часто печален.
15.Способен проявить недоверие.
16.Часто разочаровывается.
V. 17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Уступчивый.
VI. 21. Благородный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
VII. 25. Способен к сотрудничеству.
26.Стремится ужиться с другими.
27.Дружелюбный, доброжелательный.
28.Внимательный и ласковый
VIII. 29. Деликатный.
30. Одобряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
I. 33. Способен вызвать восхищение.
34.Пользуется уважением у других.
35.Обладает талантом руководителя.
36.Любит ответственность.
II. 37. Уверен в себе.
38.Самоуверен и напорист.
39.Деловит и практичен.
40.Любит соревноваться.
III. 41. Строгий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
IV. 45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
V. 49. Легко смущается.
50.Не уверен в себе.
51.Уступчивый.
52.Скромный.
VI. 53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
VII. 57. Всегда любезен в обхождении.
58.Дорожит мнением окружающих.
59.Общительный и уживчивый.
60.Добросердечный.
VIII. 61. Добрый, вселяющий уверенность.
62.Нежный и мягкосердечный.
63.Любит заботиться о других.
64.Бескорыстный, щедрый.
I. 65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значимости.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
II. 69. Хвастливый.
70.Надменный и самодовольный.
71.Думает только о себе.
72.Хитрый и расчетливый.
III. 73. Нетерпим к ошибкам других.
74.Своекорыстный.
75.Откровенный.
76.Часто недружелюбен.
IV. 77. Озлобленный.
78.Жалобщик.
79.Ревнивый.
80.Долго помнит обиды.
V. 81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
VI. 85. Зависимый, несамостоятельный.
86.Любит подчиняться.
87.Предоставляет другим принимать решения.
88.Легко попадает впросак.
VII. 89. Легко попадает под влияние друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбору.
92. Всем симпатизирует.
VIII. 93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится покровительствовать.
I. 97. Стремится к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
П. 101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам).
102.Тщеславный.
103.Эгоистичный.
104.Холодный, черствый.
III. 105. Язвительный, насмешливый.
106.Злобный, жестокий.
107.Часто гневливый.
108.Бесчувственный, равнодушный.
IV. 109. Злопамятный.
ПО. Проникнут духом противоречия.
111.Упрямый.
112.Недоверчивый и подозрительный.
V. 113. Робкий.
114.Стыдливый.
115.Отличается чрезмерной услужливостью.
116.Мягкотелый.
VI. 117. Почти никогда и никому не возражает.
118.Ненавязчивый.
119.Любит, чтобы его опекали.
120.Чрезмерно доверчив.
VII. 121. Стремится снискать расположение каждого.
122.Со всеми соглашается.
123.Всегда дружелюбен.
124.Всех любит.
VIII. 125. Слишком снисходителен к окружающим.
126.Старается утешить каждого.
127.Заботится о других в ущерб себе.
128.Портит людей чрезмерной добротой.
При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, то есть поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное Я», «реальное Я», «мои партнеры» и т. д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0—4 балла — низкая адаптивное поведение
5-8 баллов - умеренная
9-12 баллов - высокая экстремальное до
13—16 баллов — экстремальная патологии поведение
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI + IV).
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - VI - IV + VI).
Результат, отклоняющийся от 1,0 в сторону «+» или «—», выявляет преобладающие «тенденции».
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированное™ восприятия, степени благополучное™ положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Типы отношения к окружающим
Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.