Методики диагностики конфликтов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным использовать несколько методик одновременно, что дает более полную картину конфликтной ситуации, ее особенностей, причин и протекания. К этому же выводу приходят и другие авторы, работающие по данной проблеме. Так Замедлина Е. А. приводит следующий список тестов и опросников, позволяющих «выявить аспекты конфликтности личности:

1) личностный Опросник Г. Айзенка – позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – стабильность»;

2) шкала реактивной и личностной тревожности – разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Как свойство личности оно выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие;

3) методика «Q-сортировка» - предложена Х. Заленом и Штоком, позволяет измерить проявления у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы;

4) Опросник К. Томаса – предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Оптимальным поведением считается такое, когда принимаются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентацию на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности, возраста человека, типа деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению.[4]»

Исходя из выше сказанного мы посчитали уместным подобрать свой круг опросников и тестов, изучающих различные специфики конфликтных ситуаций. Данные методики мы разделили на два класса: методики оценивающие отношения человека с социумом и методики, оценивающие личностные характеристики участника конфликтной ситуации.

К первой категории мы отнесли методику: «Отношение к взрослым и сверстникам»:[5]

Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски.

Методика предназначена для детей 4 – 7 лет. В ходе исследования проводится три эксперимента:

1) рисование на тему «Мой воспитатель»;

2) рисование на тему «Моя семья»;

3) рисование на тему «Ребенок – детское общество». Состоит из трех ситуаций:

- изображение себя;

- изображение своего друга;

- изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

 

 Оценка результатов.

«Мой воспитатель».

1) проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей;

2) восприятие детьми разных сторон воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение;

3) мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю.

«Моя семья».

1) реальные и воображаемые члены семьи;

2) содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействие ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха, развлечений;

3) половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках - девочек или мальчиков);

4) процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи;

5) возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах;

6) словесные комментарии к рисунку.

 

«Ребенок – детское общество».

1) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета;

2) старательность рисования;

3) отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с попой зарядкой – хочу быть сильным»);

4) выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линий, аксессуаров, деталей.

На основании анализа рисунков делаются выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.

 

Во вторую категорию вошли:

1) Опросник Ч. Д. Спилбергера[6] (см. приложение 1), определяющий уровень личностной и ситуативной тревожности человека.

2) Уровень агрессивности ребенка[7] (см. приложение 2). Позволяет диагностировать агрессивность, как личностное качество, у детей младшего дошкольного возраста путем анкетирования его родителей с помощью вопросов о поведении ребенка.

3) Опросник Баса – Дарки на определение уровня агрессивности[8] (см. приложение 3). Диагностирует склонность к агрессивному поведению у взрослых людей.

4)Тест на соотношение эмоциональной устойчивости и неустойчивости[9] (см. приложение 4), предложенный Г. Айзенком  определяет тип личности по данному качеству.

5) Тест на соотношение психотизма и суперэго[10] (см. приложение 5) Позволяет выявить склонность к данным качествам личности испытуемого

6) Методика Филипса. «Диагностика уровня школьной тревожности»[11] (см. приложение 6). Выявляет наличие школьной тревожности у подростков, а также факторы (личностные и социальные), которые ее вызывают.

Как было выше сказано, эти методики следует использовать в совокупности и исходя из целей исследования, а также его предмета и объекта.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 198.