При интерпретации рассматривается «основательность» этой части по отношению к фигуре в целом.
Массивная, большая опора — реалистичность, обдуманность, рациональность принятия решения, опора на реальные факты и значимую информацию; незначительная, неспособная удержать «вес» фигуры — поверхностность, легкомыслие, неосновательность суждений, импульсивность в принятии решений.
Украшения или подобие одежды, охватывающие лапы , имеют символическое значение, близкое к тому, которое описано выше для носа.
Характер соединения ног (лап или чего-то, выполняющего их роль) с корпусом близок по значению с шеей — чем тщательнее изображено это соединение, тем выше сознательный контроль над своими решениями и поведением.
Чем более разнообразны формы и расположения лап или ног у животного, тем менее стандартным и банальным мышлением обладает автор рисунка, тем более он независим в суждениях и при принятии решений, тем больше вероятность, что он обладает творческим потенциалом.
Украшающие детали — цветы, султаны из перьев, банты и т. п. указывают на стремление человека обращать на себя внимание окружающих, демонстративность, у женщин — кокетство.
Хвост: если он повернут на листе вправо, то выражает отношение человека к своим действиям и решениям, если влево — отношение к своим словам и мыслям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста: вверх — уверенное, положительное, бодрое, вниз — недовольство собой, сомнения, сожаление о сказанном или сделанном и т. п. Особо пышные хвосты выполняют и роль украшения (см. выше).
Необычность животного, количество сочетающихся в нем элементов отражают оригинальность подхода и творческий потенциал автора.
Человек с довольно банальным подходом без существенного творческого потенциала сочетает в фигуре элементы 2–3 готовых существ, например: кошка с крыльями, собака с ластами, свинья с шеей жирафа и т. п.
Творческий подход выражается в создании совершенно нового существа из разнообразных элементов, а не цельных заготовок.
Название
Человек, обладающий рациональным и конкретным мышлением, дает, как правило, животному название, состоящее из рационального соединения смысловых частей, например: хищный локрыс, пальценос, тигромышь, свинокроль и т. п.
Человек, который хочет главным образом продемонстрировать свой разум и эрудицию, называет животное искусственными нарочитыми книжно-научными словами, иногда с латинскими суффиксами или окончаниями, типа робуанус, турзиопс, гидраболоид и т. п.
Если человек относится к окружающему миру довольно легкомысленно, в принятии решений опирается больше на эмоции и эстетические чувства, чем на размышления, то он использует для названия сочетания звуков, лишенные прямого смысла, например: драклик, чубрик, скрилли, лелик, соря, люфтиг, жуж и т. п.
При иронически-юмористическом отношении к окружающим и названия выбираются соответствующие: умихвостичек, риночурка, пузырент и т. п.
Люди с инфантильными чертами характера дают названия из повторяющихся элементов: вах-вах, тру-тру, лю-лю, крям-крям и т. п.
Люди, склонные к фантазиям, особенно если они ищут в них защиту и «отдушину» от реальности, придумывают животному очень длинное название: аберосинотиклирон, гулобарниклета-миешиния и т. п.
Возможно и сочетание нескольких вариантов, некоторые мы встретим при рассмотрении конкретных примеров — рисунков неизвестных животных, нарисованных людьми, тестирование которых по опроснику Кеттелла было описано выше.
На рис. 1 показано животное, нарисованное студенткой П. Животное средних размеров (относительно листа), лист расположен горизонтально, и животное на нем немного сдвинуто вправо, обведено легким плавным контуром без разрывов. Оно изображено в профиль, смотрит влево, имеет хвост, заштрихованный прямыми штрихами, повернутый влево и слегка вверх. Шипов и панциря у него нет, только намечены крылья, сложенные на спине. На голове есть удлиненный глаз с зачерненным зрачком и небольшой приоткрытый рот.
Имеются также две птичьи лапы, хорошо соединенные с корпусом и выделенные нажимом и утолщенным контуром. В соответствии с приведенными выше правилами анализа рисунка можно заключить, что девушка обладает адекватной самооценкой (рисунок в середине листа), к своим действиям относится умеренно-положительно (хвост «смотрит» вправо и слегка приподнят). Она склонна более к размышлению, мечтам и самоанализу, чем к реальным действиям, в мыслях чаще обращается к прошлому, чем к будущему (животное смотрит влево). Ее мышление довольно банально, она не проявила заметного творческого потенциала (животное — слегка измененная и схематическая птица).
Девушка совершенно не агрессивна (не угрожающее животное, у которого отсутствуют любые признаки агрессии или защиты: шипы, когти и т. д.), но относится к людям с некоторой подозрительностью, иногда даже испытывает безотчетный страх перед людьми или грядущими событиями (приоткрытый подчеркнутый нажимом рот без губ, языка и зубов, большой глаз с прорисованной радужкой). Одновременно она не хочет мириться с ограничениями, которые накладывают на ее жизнь другие люди, стремится жить в соответствии с собственными представлениями (положение в профиль, изогнутый плавный контур фигуры, тело прикрыто сверху крыльями). Она неохотно раскрывает перед другими свой внутренний мир, скорее склонна скрывать свое «Я» (положение в профиль, округлые формы животного).
Она женственна и умеренно кокетлива (плавные контуры, большой глаз, приоткрытый рот, красивый округлый хвост), но не заинтересована в мнениях окружающих о себе (на рисунке нет ушей) и не фиксирована на сексуальных проблемах (пол животного неизвестен).
Она не хочет проявлять излишней возбудимости и эмоциональности, стремится к хорошему самоконтролю над своими желаниями и поведением (хорошее соединение головы с телом и ног с туловищем) и, хотя достигла в этом некоторых успехов, недовольна уровнем самоорганизации (соединение головы и тела выделено двойным контуром). Суждения ее не отличаются основательностью, она склонна к импульсивности при принятии решений, и это ее беспокоит (тонкие ноги, на которых животное не может устоять, выделены жирным контуром).
В дальнейших примерах мы не всегда будем указывать, какие свойства рисунка для каких выводов послужили основанием. Постарайтесь понять это сами, используя описание интерпретации этого теста, приведенное выше.
На рис. 2 животное, нарисованное студенткой К. Животное имеет некоторые человекоподобные черты: стоит на двух ногах, имеет две руки. Животное средних размеров, расположено в центре листа, нарисовано тонким, гибким, плавным контуром без дефектов и утолщений. Тело и ноги у него очень тонкие, длинные, слабые, руки изогнутые, без следов пальцев. Голова на толстой шее, массивная для такого тела, на ней большие уши и хобот, подчеркнутые рот, брови и челка, большие глаза со зрачками, смещенными в разные стороны. Названо оно «Слоник».
Из рассмотрения рисунка и названия следует, что девушка обладает довольно оригинальным мышлением и некоторым творческим потенциалом. При этом мышление ее рационально, ту же рациональность ценит она в других людях и стремится подчинить сознанию все свои желания и влечения, исключить всякую неосознанность. Агрессивность ей не свойственна.
У нее сохранились некоторые детские, инфантильные черты характера. Она эгоцентрична и в целом относится к жизни довольно легко, без тревожности. Ее суждения могут быть довольно поверхностными, неосновательными и прямолинейными. Она интересуется мнением окружающих о себе, но ценит его не слишком высоко, относится к нему скорее с некоторым презрением. Она нетерпима к ограничениям, особенно в общении, склонна протестовать против общепринятых жестких норм морали и навязываемой половой роли.
Она не лишена чувственности, но не концентрирована на сексуальных проблемах, скорее «отодвигает» их от себя.
Несмотря на всю свою рациональность и самоконтроль, иногда она испытывает безотчетные страхи, которые старается «отбросить» от себя (на рисунке ярко выделенные зрачки «не помещаются» в глазах). Ей свойственны также чувство незащищенности, потребность в заботливом контроле со стороны более сильного и умного старшего.
На рис. 3 мы видим подобие кентавра, нарисованное студенткой Т. Животное, которое названо «Спиногрыз», расположено несколько левее и выше центра листа. Контур тела дополнительно обведен с боков. Большая голова соединена с телом длинной тонкой шеей. На голове есть небольшие глаза с ресницами и слабо прорисованными бровями, круглый нос, улыбающийся рот с зубами, маленькие уши. Из макушки торчит отросток с третьим глазом. Фигура стоит на четырех (показаны три) крепких ногах, похожих на человеческие, и имеет жирно нарисованный хвост, похожий на лошадиный и опущенный вниз направо.
Рисунок свидетельствует, что девушка не лишена творческого потенциала. Она имеет умеренно высокую самооценку, стремится к самоутверждению, претендует на признание окружающих. Необходимость постоянно поддерживать этот высокий статус вызывает некоторую напряженность, тревожность, страх проигрыша.
Она ведет себя не агрессивно, но на критику или при попытке навязать ей излишние требования может ответить резко, даже агрессивно. (О таких говорят: «Палец в рот не клади».) Ей знакомо чувство незащищенности, но она стремится опираться не на внешнее покровительство, а на личное внутреннее равновесие и готовность к самозащите.
Она сохранила некоторые детские черты характера, прежде всего импульсивность. Она стремится привлечь к себе внимание окружающих, хорошо выглядеть, но ее мысли сосредоточены преимущественно на собственной персоне. Мнение других о себе ее интересует, но оно для нее не очень значимо.
В себе и других она ценит умение и рационально мыслить, и фантазировать. Она чувствует, что у нее есть немало неудовлетворенных потребностей, но не все они рационально обоснованы. Нее достаточная способность сознательно руководить своими желаниями и стремлениями составляет для нее внутреннюю личностную проблему. Она критически относится ко многим своим решениям и действиям, часто недовольна собой.
Рис. 4 и 5 похожи друг на друга, они выполнены в едином стиле, но имеют и немало различий. Значит, в чем-то похожи и в чем-то различны характеры их авторов.
Рис. 4 принадлежит студенту А., рис. 5 — женщине И. Судя по рисункам, обоих этих людей отличает эгоцентризм, их мысли сосредоточены в основном на собственной персоне. Они довольно замкнуты и не хотят допускать других людей в свой внутренний мир.
В себе и других людях ценят богатство мыслей и фантазий, эрудицию. В мышлении и поведении они довольно прямолинейны, сложные изощренные приемы им не свойственны. Они оба обладают творческим потенциалом, особенно А.
В поведении и принятии решения им присуща основательность, обдуманность, стремление опираться на реальные факты и проверенную информацию. Они не агрессивны, но стремятся сохранить свою независимость, не приемлют ограничений. Им знакомы тайные неясные страхи, чувство незащищенности.
Оба человека принимают и высоко ценят свою половую роль, принятую в обществе, соответственно мужскую и женскую. На рис. 4 хорошо видны мужские черты «лица», а на рис. 5 — женские. Однако оба этой своей ролью недовольны и хотели бы ее усилить. Кроме того, у них есть проблемы, связанные с тем, что им не удается в должной степени держать под рациональным контролем сознания свои решения и поведение. Об этом свидетельствуют разрывы контура в местах соединения ног с корпусом. На рис. 5 они сильнее, значит, и проблема у автора более выражена.
Животное на рис. 4 названо «Solnishkus Botinkus», что, вероятно, отражает стремление автора продемонстрировать свою эрудицию и ироничный ум.
Этот молодой человек отличается независимостью суждений и решений. Его мышление, хотя несколько прямолинейно, но нестандартно.
Многочисленные повторяющиеся ноги и полное отсутствие хотя бы подобия рук показывает, что человек при общении не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с другими людьми, не может ограничивать себя, перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями партнера. Хотя мнения других людей о нем самом его интересуют мало, он может словесно ответить на критику очень резко, даже агрессивно. Все это порождает большие проблемы в общении с другими людьми.
Название животного на рис. 5 совсем в другом стиле — «Лапуля», что указывает на эмоциональность автора. Исходя из расположения рисунка в левом верхнем углу листа, можно сказать, что эта женщина имеет высокую самооценку, она не довольна своим положением в обществе, старается самоутвердиться, постоянно напряжена. В ее мыслях и эмоциях значительное место занимает прошлое. Она женственна, чувственна, кокетлива, заинтересована в том, чтобы окружающие восхищались ею, ее внешностью, одеждой, поведением. Но при этом к конкретным мнениям окружающих она не склонна прислушиваться. Ей важнее соответствовать тем нормам, которые она сама признает.
Студентку С., которая нарисовала животное, показанное на рис. 6, отличает большая оригинальность, даже изощренность мышления, высокий творческий потенциал и множество проблем в разных сферах, которые она старается скрыть за внешней иронией и раскованностью поведения, демонстративным «стебом». Животное названо «Самсон нее парнозубый перепончатоухий в одном полосатом носке». В этом названии видно желание выделиться, продемонстрировать свой иронический взгляд на мир, эрудицию, начитанность и фантазию. (Интересно, что первые три слова названия позаимствованы из произведения А. и Б. Стругацких «Попытка к бегству». Добавление к названию от Стругацких сочетания «в одном полосатом носке» отражает некоторые проблемы девушки — об этом рассказано ниже).
Само животное крупное, с огромной головой и мягким округлым тельцем, между которым — гибкая тонкая шея, особо выделенная двойным контуром и штрихами. На голове много деталей: огромные уши, хохолок, один большой, хорошо вырисованный глаз, окруженный бровями и ресницами, большой заштрихованный нос, усы, большой открытый рот с зубами и чем-то вроде змеиного жала. К шее на тонких ножках прикреплены четыре небольших крыла. К туловищу с боков и сзади прочно присоединены пять лап, нарисованных довольно небрежно. Тело слегка опушено. Внизу изображен то ли выделительный, то ли половой орган. Рядом с ним — еще одна лапа, одетая в носок, прозрачный, но очень сильно выделенный контуром и штриховкой. Изогнутый хвост тонкий в начале, утолщается к концу и увенчан пышными завитками. Он направлен сначала направо и вниз, затем налево.
Эта сложная фигура отражает богатый и довольно противоречивый внутренний мир автора. Девушка эгоцентрична, склонна к размышлениям и самоанализу. В поведении и принятии решений она возбудима и импульсивна, очень решительна и активна, но все-таки замыслов у нее еще больше (фигура изображена анфас, но ориентирована на левую часть листа). В себе и других она ценит интеллект, рациональное начало. В своих действиях она хотела бы быть основательной, опираться на реальные факты и надежную информацию, но это далеко не всегда ей удается (лап много, они большие и хорошо соединены с телом, но не всегда достают до «земли», есть много разрывов в контурах).
Она очень заинтересована во всесторонней информации, особенно касающейся ее персонально, но довольно недоверчива (уши огромные, но плохо соединены с головой, рот тоже большой и открытый, но губы только обозначены и даже не дорисованы). Она всегда готова к самозащите и на критические замечания, особенно насмешливые, может ответить резко и даже грубо (посмотрите на эти зубы, когти и жала, направленные вниз!).
Ее внимание в значительной степени сосредоточено на своей половой роли и на взаимоотношениях с противоположным полом. В этой сфере она также активна, решительна и упорна, отвергает нормы и ограничения традиционной морали, хочет жить только согласно с тем, что сама считает правильным. Однако у нее далеко не все получается, есть непростые внутренние конфликты, о чем свидетельствуют заштрихованный нос, половой орган и прозрачный, но очень сильно выделенный контуром носок на лапе вблизи него — символы мужского начала, выделенные толстыми контурами и прямыми резкими штрихами. Интересно, что этот носок (а не какая-либо другая особенность фигуры) добавлен в названии животного к варианту Стругацких.
Другая конфликтная область — взаимоотношения между «головой», то есть сознанием, рациональным мышлением, и «телом», то есть реальной материальной жизнью, включая собственное здоровье, работоспособность, внешность, потребности и т. п. То, что относится к «телесной» сфере, является источником неудовольствия, тайного страха оказаться человеком малозначительным, неспособным выполнить все свои планы. В частности, единственный глаз с веками, бровями и ресницами является отражением и тревоги из-за ухудшающегося зрения (девушка постоянно носит очки) и желания скрыть эту тревогу. Девушка старается подчинить «телесную» сферу сознанию, компенсировать то, что она считает недостатками, активностью и упорством поведения.
Внутренние конфликты скрываются, причем не только от окружающих, но в значительной степени и от себя самой, за демонстративностью поведения, легкостью общения, иронией и «стебом». Недаром на животном много украшающих деталей, но крылья малы, слабы и почти не соединяются с телом — они не для полета, а для демонстрации возможности полета.[1]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.