Подпись для графолога является наиболее общим выражением характера человека, потому что в ней испытуемый отражает себя как бы в сжатой форме. Когда нет возможности получить образец письма испытуемого, графологу достаточно грамотно проанализировать подпись человека, чтобы дать векторное определение (общее направление) особенностей его характера. Помимо общей подписи важную роль играет также росчерк, различные украшения в виде завитушек, которые, как правило, многие люди оставляют в своей подписи.
В самом общем виде подпись можно рассматривать в виде «файла», который графолог помещает в свой «компьютер», после чего «сканирует» испытуемого по его подписи «файлу». Существует нее сколько правил (законов) расшифровки подписи, которые усваиваются в процессе практического освоения графологии как науки. Приведем наиболее общие правила с приложением образцов подписи в качестве иллюстрации.
1. Чем больше читаемых букв в подписи, тем больше открыт человек к общению и наоборот.
2. Преобладание округлых букв в подписи подтверждают наличие женского начала в воспитании испытуемого, наличие угловатых букв — мужского начала. Следует помнить, что женское и мужское начала в воспитании подразумевают исключительно мягкое или жесткое воздействие на испытуемого того или иного авторитета.
3. Подпись выполнена со стремлением вверх, говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Как правило, таким людям присущ творческий потенциал.
4. Буквы в конце подписи имеют уменьшение и «заваливаются» по нисходящей — это признак пессимизма в характере человека. У таких людей занижена вера в собственные силы, часто проявляется слабоволие, наблюдается слабая устойчивость к алкоголю. Подпись выполнена прямо, свидетельствует о сбалансированности проявления оптимизма и пессимизма человека. Немаловажную роль при этом играет при этом влияние окружающей среды.
5. Определенную роль играет длина подписи. Если подпись выполнена коротко (две, три буквы), это является признаком более быстрой реакции человека, способности быстро ухватывать суть происходящего, так как не хватает терпения на более глубокий подробный анализ. Такой человек менее способен к монотонной длительной работе, требующей постоянного внимания, и он не очень любит медлительных людей рядом с собой.
Подпись длинная — характеризует человека как обстоятельного, не любящего спешки, торопливости, способного глубже вникать в суть дела, упрямого, усидчивого, но в то же время несколько занудного.
6. Большую роль в графологическом анализе играет начало и конец подписи. Если в начале подписи стоят две, а то и три заглавные буквы, при отсутствии крупных образований во второй половине, то можно предположить, что человек отдает предпочтение умственному труду. Такие подписи имеют чаще всего руководители различного ранга. Умеренная нагрузка (минимум заглавных букв) первой части говорит о склонности человека к деятельности прикладного характера. Чаще всего такой человек является служащим или общественным деятелем. Наоборот, при наличии крупных образований во второй части подписи, более привлекательной для испытуемого становится практическая деятельность.
7. Заглавная буква по амплитуде значительно отличается от остальных в подписи — это говорит о капризности хозяина подписи, о его повышенной требовательности к окружающим. В то время как примерная схожесть высоты и объема букв — говорят о скромности человека, непритязательности. Подпись выполнена крупными буквами — признак независимости человека, широты натуры, расточительности.
8. Наличие мелких букв в подписи вплоть до бисера в почерке, должно насторожить графолога, потому что мелкий почерк говорит о рациональности и экономности человека, однако наличие мелкого почерка (бисера) — это признак эгоизма, скупости, болезненности, особенно если присутствует мелкий почерк с элементами вертикального всплеска — это результат перенесенного стресса, инсульта, инфаркта.
9. Последовательное соединение букв в подписи говорит о логичном характере мыслительной деятельности человека, но при этом он может быть консервативен в своих взглядах. Более гибкое мышление проявляют люди, у которых в подписи присутствуют умеренные разрывы между буквами — это указывает на гармонию желаемого и действительного.
10. Излишнее количество разрывов в подписи, особенно использование печатных букв, — чаще всего говорят о непредсказуемости человека, о необдуманном героизме, о стремлении обратить на себя внимание.
11. Хвастливость человека, его психология «павлина» проявляется в чрезмерном и ненужном украшении своей подписи в виде завитушек, крючков, ленточек. Однако иногда украшения характеризуют художественный вкус человека. В этом случае эти украшения гармоничны в подписи и говорят о творческой натуре хозяина.
12. Компактность подписи с маленьким росчерком в конце говорит о человеке, который занят конкретным видами деятельности, в некоторой степени он педант, «тактик». Напротив, размашистость в подписи — признак комбинаторного, системного мышления — это люди «стратеги».
13. О физической силе человека говорят жирные линии почерка, это же подтверждает его физическую деятельность, например, спортсмен-штангист, гиревик и т. д. Возможно это профессия, связанная с физическим трудом. Часто такие люди относятся к экстравертам, живущим по принципу: сначала людям потом себе. Наоборот, утонченная натура проявляется в тонкости письма, с элементами пропадания отдельных букв — это люди интроверты, как правило, эгоисты.
14. Довольно часто люди свою подпись завершают росчерком в виде: подчеркивания внизу по всей длине подписи, росчерка как крыши подписи, замысловатого серпантина в конце подписи, перечеркивания всей подписи одним или несколькими штрихами, удлинением уходящим вверх или горизонтально. Такие изыски в подписи для графолога являются акцентами в характере человека, например:
— подчеркивание всей подписи по длине — это «бонапартизм», желание показать свою решительность бороться до конца и при этом опираться на свой фундамент и свой жизненный опыт. Принцип жизни таких людей — «Вы еще обо мне узнаете!»;
— росчерк в виде крыши над подписью — это тщеславие, гордость, стремление доказать прежде всего самому себе возможность достижения высоких результатов, это желание человека вырваться из заданной социальной среды, быть полезным максимальному числу людей. Это харизматические лидеры: президенты, полководцы;
— замысловатый серпантин, уходящий вниз в конце подписи, говорит о возможном пессимизме человека, о его ситуативной аккуратности. Такие люди не всегда доводят начатое до конца, они легко переключаются на другие дела;
— подчеркивание подписи одним или несколькими штрихами — это признак упрямства, резкости, комплекса, как результат несоответствия должности и интеллекта;
— перечеркивание штрихами подписи говорит о самокритичности человека, сомневающейся натуре, самоедстве;
— любое удлинение подписи линией уходящей вверх или горизонтально, говорит о нежелании человека допускать кого-либо в свои дела.
Чем длиннее такой «хвостик», тем нетерпимее его обладатель к различного рода приказам и замечаниям в свой адрес. Причем удлинение по горизонтали в отрыве от подписи может подчеркивать в характере человека его обособленность суждения. Такое же удлинение, переходящее в вертикальный штрих, — это способность человека проявить жесткость к другим, резкость суждений;
— наличие вертикального образования в начале подписи говорит о скудности фантазии человека. Если вертикальные образования определяют ту или иную букву, например, «в», «р», «д» и т. д., это проявление комплекса, связанного с физическими данными человека (маленький рост, физический недостаток). Человек как бы условно себя вытягивает в длину.
15. Наличие в начале подписи заглавной буквы с точкой, продолжение подписи с новой заглавной буквы с элементами читаемых букв и вертикальным штрихом в конце говорит о конкретности намерений человека, о его осторожности и осмотрительности, о рациональности мышления.
16. Подпись читаемая, выполненная ровно, как по линейке, без всяких изысков, говорит о высоком самоконтроле человека, о его рассудительности и сдержанности, о системности воспитания. Наоборот, неровная подпись, пляшущие буквы, — это признак нарушения моторики в организме человека, иногда это проявляется в несдержанности хозяина подписи, в некоторой замкнутости человека на своих внутренних проблемах. Как правило, такие люди имеют женское начало в воспитании, не отличаются большими организаторскими способностями, но проявляют себя хорошими исполнителями, отличаются научностью и коммуникабельностью.
17. Наличие в подписи различных петель характеризует человека властолюбивого, но не лидера в харизматическом смысле слова. Такие люди не всегда обладают достаточным интеллектом и способностями для того, чтобы быть харизматиком, но они заявляют о себе ярко выраженными петлями в подписи. Так, например, если подпись начинается с большой петли и переходит в нечитаемые буквы — это признак чистого властолюбия и, как правило, завершается подпись вертикальным всплеском с точкой или штрихом по горизонтали. Если подпись помещается в петле и при этом состоит из двух, трех букв, — это говорит о скрытности и независимости характера человека. Он как-бы отгораживается от всех, демонстрируя свою отчужденность.
18. Наличие большого захвата в подписи, т. е. большой петли в начале, и резкого штриха, переходящего в серпантин в конце подписи, говорят о несоответствии для человека должности и его профессиональных знаний. Ярким подтверждением тому служат примеры советского периода, когда должность определяли партийные органы независимо от образования человека. Также петли являются показателем упрямства, своенравия, осторожности, «зацикливания» на каких-либо идеях, проблемах. Исполнительность такого человека уставная и даже услужливая, но всегда понятна простым людям.
19. Встречаются подписи, украшенные непонятными знаками.
Чем больше такой загруженности в подписи, тем больше способности у человека «делать из мухи слона». Человек в этом случае сам себе создает проблемы. Такие подписи встречаются у психастеников. Наоборот, чем проще подпись, тем с меньшими проблемами живет человек. Его философский принцип жизни — решать проблемы по мере их поступления.
20. Точка в подписи является положительным признаком в характере человека и свидетельствует о его дисциплинированности, склонности к завершению намеченного. Если точка стоит в конце подписи, то это говорит о стремлении человека обязательно завершить начатое дело, это один из показателей его исполнительности. Наличие точки в начале подписи свидетельствует о стремлении человека получить исчерпывающую информацию, прежде чем он приступит к осуществлению задуманного.
21. В самом общем виде ясность и разборчивость подписи говорят об открытости человека о стремлении его быть понятым окружающими. Это подписи учителей, преподавателей. В то время как неразборчивость подписи — это всегда скрытность, эгоизм, относительная собственная аккуратность и наличие чистоплюйства.
22. Довольно редко, но встречаются подписи с использование иностранных букв, притом, что человек не владеет профессионально иностранным языком. В этом случае хозяин подписи может быть просто поклонником всего зарубежного и таким образом выделяет себя из всей массы людей; ему может быть свойственна независимость во взглядах; наконец, он просто увлечен иностранным языком, и это его невольно возвеличивает над другими.
В этом случае исключением из правил являются подписи и почерк сотрудников посольств и дипломатического корпуса, когда человеку в течение одного дня приходится быть носителем различных языковых культур и поэтому в письме используются буквы иностранных государств.
23. Поскольку графология довольно тесно связана с психологией человека, графологу важно при анализе почерка и подписи учитывать скорость написания письма. Если человек чаще всего ставит свою подпись быстро, не задумываясь, то это характеризует в нем следующее:
— возможно это профессиональная привычка, например, кассира, преподавателя во время зачета или экзамена;
— чаще всего это является показателем более повышенной степени восприимчивости у возбудимо-холерического темперамента. В таком случае следует обратить внимание испытуемого на состояние его нервной и сердечно-сосудистой системы.
24. Наклон почерка, как и наклон подписи, имеют большое значение в графологии. Чаще всего встречается правонаклонная подпись, что говорит о сбалансированности черт характера человека, о его способности к пониманию и компромиссу. При этом, конечно, следует учитывать и другие факторы: форму письма, форму букв и т. д.
25. Если подпись опрокинута влево, — это говорит о несоответствии естественных личных склонностей и влечений человека с условиями воспитания в его жизни, а также указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда — скрытость и неискренность. Наклон в подписи разнотипен, например пляшущие буквы, наличие угловатых и круглых букв, — это признак несдержанности испытуемого, разбросанность в целеустремлениях. С такими людьми следует быть осторожными в делах и взаимоотношениях.
26. Иногда встречаются люди, которые владеют разными видами подписей. Это говорит об избирательном отношении к окружающим.
В одном случае их подпись аккуратная и читаемая, что говорит об их отношении к собеседнику, желании показать себя с лучшей стороны, в другом — неразборчивая, небрежная, что подтверждает способность человека относиться к людям также небрежно, как выглядит его подпись.
Исключением в этом случае может быть желание человека поскорей оформить документы, например выставить зачет в длинной ведомости студентов.
27. Подпись, как и почерк человека, меняются, соответствуя его настроению и возрастным особенностям. Если человек деградирует, то деградирует и его подпись, например временная деградация подписи пьяного человека. Изменение подписи логично предположить по мере интеллектуального совершенствования человека, например изменение подписи в студенческие годы.
28. Наряду с подчеркиванием и перечеркиванием собственной подписи, иногда можно наблюдать возврат к началу подписи. В случае если испытуемый, написав какую-то часть подписи, возвращается назад какой-либо линией, или, возвратившись, что-то еще дописывает, то это говорит о том, что владелец подобной подписи, проделав определенную работу, склонен возвратиться к ее началу, анализировать сделанное. У такого человека часто появляется желание привнести что-то новое, видоизменить выполненную работу. Такое состояние постоянной неудовлетворенности может перерасти в болезненное состояние недовольства собой, потому что человек часто не уверен в себе, например не может вспомнить, выключил ли он утюг, выходя из дома, закрыл ли кран газовой колонки и т. д.
29. Особый интерес для графолога представляет подпись, которая выполнена волнистыми линиями с преобладанием круглых букв, наличием вертикальных штрихов и с удлинением в виде «оптимистического хвостика». Такая подпись характеризует человека гибкого, дипломатичного, способного идти на компромисс, легко адаптироваться к различным условиям жизни. Чаще — это сангвиники либо холерики и реже — меланхолики и флегматики.
30. Проявление своенравия, самоуверенности и даже деспотизма легко определить при наличии удлиненного начала подписи. В этом случае подпись трудно прочесть, потому что она изобилует штрихами и волнистыми линиями с обязательным признаком нее желания допускать в свои дела посторонних (cм. штрих-удлинение как продолжение подписи). Как правило, это характеризует жестких руководителей управленческого звена.
31. Исследование амплитуды подписи позволяет определить ряд качеств человека. Например, если амплитуда явно уменьшается от начала подписи к её концу (условно назовем такую форму подписи — «закрытый клювик птички»), то это означает, что работоспособность, энергия, интерес и другие качества человека также снижаются от начала к концу деятельности. Такие люди быстро утомляются, могут быть раздражительными, но при этом они всегда «сами себе на уме» и умеют хранить тайны. Наоборот, когда подпись от начала к концу имеет явное расширение («открытый клювик птички»), это говорит об обратном в человеке, а именно о его способности постепенно развивать свою активность, но при этом хранителем тайны такого человека назвать трудно. Если амплитуда подписи ровная, то это характеризует человека как стабильного в своей деятельности, в отношениях с другими людьми, выдержанного и рассудительного.
32. Изысканная, геометрическая выдержанность подписи, наличие полной читаемости, заглавной буквы имени с точкой в начале и росчерком в конце, равномерностью интервалов между буквами, равномерностью нажима и амплитуды подписи — характеризуют особую степень волевого развития человека, психическую выдержанность, работоспособность, постоянство в отношении с другими людьми, надежность партнерства. Противоположные признаки подписи свидетельствуют об обратном.
33. Использование комбинаторики в подписи, т. е. соединение двух рядом расположенных букв в начале подписи, например когда вторая часть заглавной буквы «Л» служит началом заглавной буквы «К», характеризуют человека «комбинатора». У такого человека рациональный, практический ум, как правило, сангвиник по темпераменту, он может одновременно делать несколько дел, логично сочетая одну форму деятельности с другой.
34. Использование цифровых добавлений в подписи характеризуют испытуемого далеко не с лучшей стороны. Такие люди часто проявляют излишнюю мнительность, недоверчивость и осторожность. Может иметь место склонность к нервно-психическим заболеваниям.
Представленные наиболее общие образцы расшифровки подписей конечно же, не исчерпывают всей полноты и возможности творческого потенциала человека в усовершенствовании своей подписи. Однако следует обратить внимание любителей графологии на тот факт, что подпись является самым общим отражением характера человека — личности как разумного существа. Для более объективного и конструктивного графологического анализа подписи необходимо знание других разделов графологии, которые представлены в данной книге.
Тест 3. Знаете ли вы себя?
В своей жизни люди ориентируются по тем указателям и направлениям, которые заранее заданы или предопределены самими поступками человека. Например: пешеходный переход оборудован светофором в виде ламп в квадрате, и люди ориентируются не на квадрат, а на свет в квадрате. Если бы вдруг на перекрестке ввели другие обозначения, разрешающие движение или запрещающие его, например крик птицы или голос диктора: стоять — идти и т. д., то это вызвало бы непонимание пешеходов и возможно тяжелые последствия для людей.
Кроме пешеходного перехода мы по-разному воспринимаем изображение геометрических фигур на плакатах, указатели на стендах и др.
Психологи выработали некоторые общие знаки: движение, спокойствие, уверенность и неуверенность, которые представлены шее стнадцатью символами. Задача тестируемого человека изобразить эти знаки и определить свое отношение к ним на данный момент.
ДВИЖЕНИЕ
СПОКОЙСТВИЕ
УВЕРЕННОСТЬ
НЕУВЕРЕННОСТЬ
Задача тестируемого — выбрать по одному символу из каждого квадрата и сосчитать сумму баллов.
Подсчитаем результат:
8–13. Ваше поведение зависит от окружающих людей. Вы легко падаете духом и легко воодушевляетесь. Вы с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому вы не хозяин своих решений. Вы слишком порой эмоциональны и руководствуетесь своим настроением.
14–20. Чаще всего Вы плывете по течению, но стремитесь найти свой стиль. Вы критичны к себе, и окружающие не могут на вас повлиять, не имея на то достаточных аргументов. В случае если Вы убеждены в нее правоте своей, то вы в состоянии отказаться от ранее изложенного вами.
21–27. Вы считаете себя непогрешимым человеком. И все же Вы подвержены внешнему влиянию. Вы стараетесь держаться середины, и Ваша интуиция вас, как правило, не подводит.
28–34. Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов и принципов. Чем больше кто-то на вас пытается повлиять, тем больше вы сопротивляетесь. Но, в сущности, ваше упорство — не столько уверенность в себе, сколько страх попасть в какую-нибудь неприятную ситуацию.
35–40. Если уж вам в голову что-то придет, то вас не переубедить. Вы безоглядно идете к цели, которую поставили перед собой. Но тот, кто вас знает, сможет умело вами управлять. Поэтому постарайтесь меньше упрямиться и больше анализировать ситуацию.
Тест 4. «Несуществующее животное»
Данный тест относится к обширной категории проективных тестов. Эта школа тестирования имеет корни в основном в психоанализе (Фрейд и др.) Такие тесты, как правило, достаточно сложны в интерпретации. Их теоретическая основа — предположение, что в каком-либо тестовом действии человека (рисунке, рассказе и т. п.) как бы отражается вся его личность.
Тест «Несуществующее животное» — один из несложных для проведения и интерпретации проективных тестов. Он развился из идеи М. Дукаревич и очень широко используется, хотя и не имеет полного строгого обоснования. Для проведения этого теста человеку дают чистый белый лист писчей бумаги (формата А4 или близкого к нему) и простой не жесткий карандаш. Бумага не должна иметь разлиновки, водяных знаков и т. п. Затем ему предлагают нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее название.
Следует подчеркнуть, что качество рисунка не влияет на результат теста, поэтому не умеющим рисовать не следует пугаться, а профессиональным художникам не рекомендуется увлекаться техникой рисования, но лучше следовать собственному порыву (стандартный «техничный» рисунок отражает скорее художественную школу, чем какие-либо свойства личности).
Выполнение рисунка на меньшем или большем листе, а также ручкой затрудняет интерпретацию, часть информации может быть утеряна. Время выполнения специально не ограничивается, но человека просят рисовать сразу, не задумываясь. Обычно рисунок выполняется за несколько минут. Если человек рисует очень долго, исправляет нарисованное, нужно обратить внимание, какая часть фигуры вызвала затруднения и, если прошло больше 15 минут, а человек явно «застрял» на какой-то части рисунка или на доведении его до совершенства, рисование следует прекратить. Желательно заметить порядок рисования. Нормально, если рисунок выполняется сверху вниз и слева направо или от головы к хвосту и лапам. Если порядок иной, можно предположить, что часть, нарисованная первой, привлекает особое внимание человека, а часть, нарисованная последней, символизирует сферу внутреннего конфликта, беспокойства. Символическое значение частей фигуры создаваемого животного будет описано ниже, поскольку тест является проективным, психологическая интерпретация нарисованного исходит из того, что каждый рисунок — своеобразный автопортрет. Понимание символического значения частей фигуры и особенностей рисования восходит к психоанализу, но за многие годы использования теста подвергалось многократной экспериментальной проверке.
Здесь мы сначала приведем правила интерпретации рисунка. По нашему мнению, читать их подряд скучно, а применить на практике без помощи опытного человека — довольно трудно, поэтому мы приводим несколько примеров рисунков, описаний их основных частей и интерпретации. Надеемся, что сопоставление этих примеров с правилами поможет вам научиться интерпретировать тестовые рисунки, полученные вами.
Следует учитывать, что данный тест создан специально для выявления потенциальных проблем личности (и дальнейшего сопоставления их с реальностью, чтобы понять, на какие (!) именно из разложенных внутри граблей человек уже наступил, а на какие скоро наступит, если не предупредить). Поэтому описываемые многочисленные проблемы следует воспринимать именно как предупреждения, если только при чтении интерпретации теста человек сразу же не узнает их, как старых знакомых. К сожалению, при чтении слишком «профессиональных» интерпретаций подобных тестов может сложиться мнение об абсолютно любом человеке как о клубке проблем.
Постарайтесь избежать этой ошибки.
Везде, где речь идет о сторонах листа (расположение изображения и его частей и т. п.), имеются в виду стороны листа с точки зрения рисовавшего.
В начале описания интерпретации будут много упоминаться «значения детали», а конкретные значения каждой детали там не указаны. Но не пугайтесь, немного позже они описаны.
Если в рисунке что-то непонятно (скажем, зубы изображены или усы, чешуйки или шипы, а то и голова или хвост), следует без сарказма (!!!) спросить об этом у того, кто рисовал.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.