КРАВЧЕНКО Владимир Иосифович
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КРАВЧЕНКО Владимир Иосифович

«Графология: характер по почерку»

Учебно-методическое пособие

 

Введение

 

Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги, так как в нем выражается преступность, радость, печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное.

Французский ученый антрополог Д. Тарт

 

 

Графология (графо  — пишу и логос — слово) — наука о почерке человека, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица.

Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807–1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами.

В начале XX века. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.

В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 году Гордон Олпорт и Филипп Верной в Гарвардской психологической клинике.

Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 году Tea Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением».

Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. д. Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие свойства характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог должен быть еще и хорошим психологом.

Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие обличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на главное вовне (на внешние события), внутрь (на самого пишущего) или же носит смешанный характер и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет.

К сожалению, к графологии в нашем обществе принято относиться как к лженауке. Действительно, трудно спорить с утверждением, что в ней нет строгости, доказательств, удовлетворяющих академические инстанции, что она подвержена спекуляции и т. д. Наука графология действительно находится в стадии развития. На основании одних и тех же данных пессимисты говорят о том, что графология в принципе не может быть наукой, а «оптимисты» утверждают, что как научная дисциплина графология находится все еще в стадии становления. Стоит обратить внимание на то, что графологические исследования, как правило, выполняют социальный заказ и теснейшим образом связаны с интересами людей, в том числе и весьма влиятельных. Графологи дают информацию, которая может быть использована при принятии решений, касающихся носителей почерка. Здесь легко ожидать спекуляций, камуфляжа, стремления к монополии на результаты экспертизы.

То обстоятельство, что графология — довольно доступное орудие в борьбе одних людей против других, является ключевым в объяснении многих запутанностей ее истории. Ее брали на вооружение специалисты по компрометации в общественном мнении, широко использовали и используют политические разведки. Двойные стандарты отношения к графологии характерны для тоталитарных режимов — ведь власть имущие, с одной стороны, заинтересованы в информации о своих противниках, а с другой стороны — им трудно скрыть свой почерк, а значит, и информацию о своей личности.

Отмечая практическую значимость графологии как науки, можно привести в качестве примера самые разные области применения знаний по графологии. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Наибольшая значимость графологии, на наш взгляд, проявляется в решении семейно-бытовых проблем, при создании семейных пар, а также в воспитании детей. В самом общем виде графолог может быть назван «консультантом по почерку», но обозначение «эксперт по почерку» обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица.

Рекомендуется, чтобы предъявляемые для исследования автографы были исполнены одновременно как на бумаге без линеек, с достаточным пространством для заполнения, где направление строк не будет связано определенными рамками, так и на линованной бумаге с весьма ограниченным пространством для письма.

Письмо, написанное карандашом, менее выразительно, чем написанное ручкой, поэтому для чистоты графологического анализа лучше использовать перьевые ручки, поскольку такое перо более детально характеризует человека по его почерку.

Первые опыты рекомендуется производить над почерками близких, знакомых и тех людей, основные свойства характера которых вам хорошо известны. Например, можно использовать почерки в виде пожеланий на открытках. Если у различных лиц с одинаковыми, внешне ярко выраженными свойствами характера регулярно встречаются и определенные признаки в почерке, например почерк кругленький — коммуникабельность, сентиментальность, почерк угловатый — жесткость, лидерство, к тому же это ваши хорошие знакомые, то это можно рассматривать как выражение известных характерологических свойств. Но прежде чем предполагаемое графологическое значение того или иного графического отклонения можно будет считать установленным признаком, его не только необходимо тщательно проверить практически, но и стремиться к тому, чтобы для найденного графологического признака найти также соответствующее объяснение и основание.

Также, исходя из положения, что сходство почерков обусловливает до известной степени сходство характера авторов, не будет лишним производить опыты и в данном направлении, выясняя, какие из признаков являются общими для исследуемых почерков. Подобные упражнения будут способствовать усвоению знаний и дадут понятие об основных графологических элементах и законах их характерологического сочетания.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк. Слова превращаются в звуки, строки в мелодии и слышна музыка, подсказывающая содержание характера, темперамента.

В этом случае графолог как бы «сканирует» человека, определяя его характер по почерку.

Каждому темпераменту присущи свои жесты и движения — медленные и легкие, порывистые и живые, сдержанные и сухие, размашистые и широкие, присущи и свои особенности начертания букв и расположение их в словах, фразах, тексте.

У людей изысканных, элегантных по своей натуре, с достоинством, медленными жестами сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями: буквы не замыкаются в себе, они как бы развернуты.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы. Люди маленького роста увеличивают беспричинно «хвостики» букв «в», «д», «р», «у» и т. д.

Если испытуемый пишет мелко, как бы лепит одну букву в другую, к тому же импульсивно — это может говорить как о его нервозности, так и о перенесенном болезненном стрессе (инфаркт, инсульт).

Указанные наиболее общие признаки почерка не дают полной картины графологического анализа, поскольку необходим анализ различных картинок, рисунков, подписей и т. д, о чем более предметно мы поговорим на страницах этой книги.

 

Комментарии к тесту 1

1. Сравнивая два почерка испытуемого (быстрый и медленный), определяем следующие особенности характера: оба почерка одинаковы — человек обладает выдержкой и не поддается на авантюры; почерки разные — двойная натура, неустойчивость психики, авантюризм; почерк угловатый — мужское начало в воспитании, почерк кругленький — женское начало в воспитании; почерк мелкий бисер — болезненность, нервозность, комплекс; использование печатных букв в письме — необдуманный героизм; украшение почерка (медленное написание) — желание прихвастнуть, но возможно нереализованность творческой натуры.

2. Рисунок кошки или зайчика поможет нам определить нынешнее отношение испытуемого к происходящей ситуации, а также выяснить его потенциальные способности и особенности характера: кошка добрая — человек открытый душой, кошка злая или хитрая — это черта характера хозяина; кошка с бантиком на шее, с бантиком на хвостике, с прорисованными ресничками, усиками — это сентиментальность натуры, «заблудившееся» детство в человеке, пора ему взрослеть. Кроме этого, хвост у кошки говорит о её отношении к другим: захват хвостом территории вокруг себя — человек дистанцируется от других, хвост трубой — взрывоопасность характера, оптимизм; хвост опущенный — пессимист.

3. Рисунок слона — это образная картина предполагаемой ситуации в отношении человека к его начальству: многое можно определить в человеке по внешнему виду животного (слона), как и в рисунке кошки. Но есть и дополнения: чем более реально изображен слон , тем более спокойное отношение человека к его начальству и наоборот. В случае если «слон» не похож даже примерно на слона , это говорит о том, что человек игнорирует всякого рода начальство и натура его самолюбивая. В этом случае он либо лидер, а значит, угловатый почерк, либо исполнитель — почерк кругленький, возможно в вперемешку с угловатым. Более подробный анализ подскажет тест «Несуществующее животное» (см. гл. «Подпись и росчерк»).

4. Изображение геометрической фигуры позволяет выявить темперамент (привычку) в поведении человека: треугольник, или их наличие в звезде, ромбе, параллелепипеде, трапеции, — говорит о нее удовлетворенной потенциальной потребности темперамента (возможно, это сексуальная неудовлетворенность или высокая потребность «верховодить»); круг или овал говорят о способности хозяина доводить начатое дело до конца; конус и тубус дают возможность предполагать упрямство испытуемого в достижении цели.

5. Изображение дороги позволит нам представить перспективу, жизненную цель (кредо) жизни испытуемого: дорога в никуда (за горизонт, в облака, ввысь) означает большое желаемое и маленькое действительное; дорога прямая, как стрела, параллельные линии — прямолинейность характера (любит «крыть правду — матушку»), дорога извилистая — коммуникабельность, возможно, ступенчатость (последовательность) в достижении цели.

6. Любимый или наиболее желанный цвет испытуемого характеризует его как тип личности (более подробно об этом см. в гл. «Типология личности»).

7. Подпись испытуемого — это конгломерат (сгусток) его натуры на данный момент, как результат прошлой жизни. Чем больше «живых» читаемых букв в подписи, тем натура более открытая и наоборот. Роспись испытуемого в заданном пространстве (квадрате) говорит о реакции его на заданную ситуацию: вмещается в квадрат — доверчивость, оставляет «двери выхода» — осторожность, осмотрительность (более подробно о подписи см. гл. «Подпись и росчерк»).

8. Рисунок испытуемого, когда ему нечего делать, расскажет о его скрытых чертах характера (более подробно об этом см. в гл. «Заметки на полях»).

9. Рисунок птички расскажет нам не только о намерениях испытуемого в достижении жизненных целей, но и о чертах его характера: птичка маленькая — сентиментальная натура испытуемого; орлы, ястребы, вороны — натура грозная, бойцовская; летящая птица (чайка, ласточка, стриж и т. д.) — полет фантазии; павлин, петух — хвастовство; цапля, журавль, страус — гордость, высокомерие, взгляд свысока; водоплавающая птица (утка на воде) — приземленность характера; лебедь на воде — гордость, способность показать себя.

10. Рисунок дома расскажет о некоторых чертах характера, которые испытуемый скрывает (более подробно см. гл. «Тайны характера человека по рисунку дома»).

11. Явление природы в рисунке испытуемого — это настроение его на данный момент. Следует попросить испытуемого прокомментировать рисунок — явление природы.

12. Переход через дорогу при наличии светофора — это задача многовариантная. Как в большинстве своем человек переходит дорогу, так он и поступает в жизни (более подробно см. тест «Перейди дорогу»).

Примечание. Очень важно понять начинающему графологу основные правила графологического анализа.

1. Графолог не врач и поэтому не имеет права ставить диагноз испытуемому.

2. Графолог по ходу анализа почерка дает определенное векторное направление, когда говорит о достоинствах и недостатках человека по его почерку.

3. Говорить необходимо не только о хороших чертах, но и о недостатках, но при этом соблюдать правила профессиональной этики — НЕ НАВРЕДИ!

4. В течение беседы с испытуемым необходимо комментировать и пояснять ему особенности своего видения почерка.

5. Весь процесс графологического анализа — это движение от познанного к непознанному, от простого к сложному как единая цепочка.

6. Утверждать можно только то, в чем сам графолог уверен.

 

 

Тест 2. «Перейди дорогу»

Представим себе перекресток, оборудованный светофором, и спросим себя, как мы чаще всего переходим в этом случае через дорогу.

Вспомним при этом детскую считалку: «Красный — стой! Желтый — жди! А зелёный — проходи!»

Итак, как поступит испытуемый? Можно выбрать только один вариант ответа:

а) всегда перехожу только по зеленому сигналу светофора;

б) чаще всего ожидаю желтый сигнал и перебегаю через дорогу;

в) часто рискую и перебегаю на красный сигнал;

г) иногда, нарушая правила, рискую при переходе через дорогу.

Итог: а) — человек выдержанный, б) — человек расчетливый; в) — человек, поддающийся соблазну, жаждущий адреналина; г) — человек настроения.

 

Тест 3. Знаете ли вы себя?

В своей жизни люди ориентируются по тем указателям и направлениям, которые заранее заданы или предопределены самими поступками человека. Например: пешеходный переход оборудован светофором в виде ламп в квадрате, и люди ориентируются не на квадрат, а на свет в квадрате. Если бы вдруг на перекрестке ввели другие обозначения, разрешающие движение или запрещающие его, например крик птицы или голос диктора: стоять — идти и т. д., то это вызвало бы непонимание пешеходов и возможно тяжелые последствия для людей.

Кроме пешеходного перехода мы по-разному воспринимаем изображение геометрических фигур на плакатах, указатели на стендах и др.

Психологи выработали некоторые общие знаки: движение, спокойствие, уверенность и неуверенность, которые представлены шее стнадцатью символами. Задача тестируемого человека изобразить эти знаки и определить свое отношение к ним на данный момент.

 

ДВИЖЕНИЕ

 

СПОКОЙСТВИЕ

 

УВЕРЕННОСТЬ

 

 

НЕУВЕРЕННОСТЬ

 

Задача тестируемого — выбрать по одному символу из каждого квадрата и сосчитать сумму баллов.

Подсчитаем результат:

8–13. Ваше поведение зависит от окружающих людей. Вы легко падаете духом и легко воодушевляетесь. Вы с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому вы не хозяин своих решений. Вы слишком порой эмоциональны и руководствуетесь своим настроением.

14–20. Чаще всего Вы плывете по течению, но стремитесь найти свой стиль. Вы критичны к себе, и окружающие не могут на вас повлиять, не имея на то достаточных аргументов. В случае если Вы убеждены в нее правоте своей, то вы в состоянии отказаться от ранее изложенного вами.

21–27. Вы считаете себя непогрешимым человеком. И все же Вы подвержены внешнему влиянию. Вы стараетесь держаться середины, и Ваша интуиция вас, как правило, не подводит.

28–34. Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов и принципов. Чем больше кто-то на вас пытается повлиять, тем больше вы сопротивляетесь. Но, в сущности, ваше упорство — не столько уверенность в себе, сколько страх попасть в какую-нибудь неприятную ситуацию.

35–40. Если уж вам в голову что-то придет, то вас не переубедить. Вы безоглядно идете к цели, которую поставили перед собой. Но тот, кто вас знает, сможет умело вами управлять. Поэтому постарайтесь меньше упрямиться и больше анализировать ситуацию.

 

 

Тест 4. «Несуществующее животное»

Данный тест относится к обширной категории проективных тестов. Эта школа тестирования имеет корни в основном в психоанализе (Фрейд и др.) Такие тесты, как правило, достаточно сложны в интерпретации. Их теоретическая основа — предположение, что в каком-либо тестовом действии человека (рисунке, рассказе и т. п.) как бы отражается вся его личность.

Тест «Несуществующее животное» — один из несложных для проведения и интерпретации проективных тестов. Он развился из идеи М. Дукаревич и очень широко используется, хотя и не имеет полного строгого обоснования. Для проведения этого теста человеку дают чистый белый лист писчей бумаги (формата А4 или близкого к нему) и простой не жесткий карандаш. Бумага не должна иметь разлиновки, водяных знаков и т. п. Затем ему предлагают нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее название.

Следует подчеркнуть, что качество рисунка не влияет на результат теста, поэтому не умеющим рисовать не следует пугаться, а профессиональным художникам не рекомендуется увлекаться техникой рисования, но лучше следовать собственному порыву (стандартный «техничный» рисунок отражает скорее художественную школу, чем какие-либо свойства личности).

Выполнение рисунка на меньшем или большем листе, а также ручкой затрудняет интерпретацию, часть информации может быть утеряна. Время выполнения специально не ограничивается, но человека просят рисовать сразу, не задумываясь. Обычно рисунок выполняется за несколько минут. Если человек рисует очень долго, исправляет нарисованное, нужно обратить внимание, какая часть фигуры вызвала затруднения и, если прошло больше 15 минут, а человек явно «застрял» на какой-то части рисунка или на доведении его до совершенства, рисование следует прекратить. Желательно заметить порядок рисования. Нормально, если рисунок выполняется сверху вниз и слева направо или от головы к хвосту и лапам. Если порядок иной, можно предположить, что часть, нарисованная первой, привлекает особое внимание человека, а часть, нарисованная последней, символизирует сферу внутреннего конфликта, беспокойства. Символическое значение частей фигуры создаваемого животного будет описано ниже, поскольку тест является проективным, психологическая интерпретация нарисованного исходит из того, что каждый рисунок — своеобразный автопортрет. Понимание символического значения частей фигуры и особенностей рисования восходит к психоанализу, но за многие годы использования теста подвергалось многократной экспериментальной проверке.

Здесь мы сначала приведем правила интерпретации рисунка. По нашему мнению, читать их подряд скучно, а применить на практике без помощи опытного человека — довольно трудно, поэтому мы приводим несколько примеров рисунков, описаний их основных частей и интерпретации. Надеемся, что сопоставление этих примеров с правилами поможет вам научиться интерпретировать тестовые рисунки, полученные вами.

Следует учитывать, что данный тест создан специально для выявления потенциальных проблем личности (и дальнейшего сопоставления их с реальностью, чтобы понять, на какие (!) именно из разложенных внутри граблей человек уже наступил, а на какие скоро наступит, если не предупредить). Поэтому описываемые многочисленные проблемы следует воспринимать именно как предупреждения, если только при чтении интерпретации теста человек сразу же не узнает их, как старых знакомых. К сожалению, при чтении слишком «профессиональных» интерпретаций подобных тестов может сложиться мнение об абсолютно любом человеке как о клубке проблем.

Постарайтесь избежать этой ошибки.

Везде, где речь идет о сторонах листа (расположение изображения и его частей и т. п.), имеются в виду стороны листа с точки зрения рисовавшего.

В начале описания интерпретации будут много упоминаться «значения детали», а конкретные значения каждой детали там не указаны. Но не пугайтесь, немного позже они описаны.

Если в рисунке что-то непонятно (скажем, зубы изображены или усы, чешуйки или шипы, а то и голова или хвост), следует без сарказма (!!!) спросить об этом у того, кто рисовал.

 

Качество контура

Очень прямой — прямолинейность, стандартность и консерватизм в мышлении и поведении.

Кривой, изогнутый — отвращение к ограничениям.

Обрывистые и несоединенные линии — тревожность, предчувствие катастрофы.

Жирный, подчеркнутый контур, удвоение линий: в целом, особенно если дело доходит до продавливания не самой тонкой бумаги — нерешительность, колебания, высокая тревожность, страх проигрыша; только по бокам — стремление к личностному равновесию (которого может не хватать), готовность к самозащите; в отдельных деталях — фиксация на данной детали и связанном с ней конфликте.

Контур неясно очерченный — общий недостаток «жизненной энергии», возможно — телесное заболевание или нежелание выставлять на всеобщее обозрение область жизни, символизируемую данной деталью.

Разрыв контура — в сфере жизни, символизируемой данной деталью, имеется внутренний конфликт.

Неровный нажим — эмоциональная нестабильность.

Линия основы (земли) — незащищенность, поиск опоры. Чем толще эта линия, тем сильнее чувство тревоги и беспокойства, вызванных вполне реальными причинами.

 

Штриховка

Заштрихованные детали символизируют сферы тревоги, агрессии, конфликта (возможно, с окружающим миром или другими людьми).

Чем длиннее штрихи (при их наличии), тем менее возбудим и импульсивен человек, тем лучше он контролирует свое поведение.

Штрихи в штриховке: округлые — зависимость, мягкость характера, прямые — упорство; горизонтальные — преобладание воображения, слабость характера; вертикальные  — упрямство, решительность, активность; неясные, изменчивые — недостаток упорства.

 

Тема

Животные делятся на угрожаемых (мелких, слабых), угрожающих (хищных, злых) и нейтральных. Если непонятно, насколько опасно данное животное (например, ядовито ли нечто змееподобное), следует спросить об этом человека. Степень агрессивности животного отражает отношение к своей персоне, своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, Моськой) и т. п. Животное — «представитель» самого рисующего, по принципу, сходному с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках родной для рисовавшего культуры.

Уподобление нарисованного животного человеку: хождение на задних лапах, одевание в человеческую одежду, похожесть морды на лицо и лап на руки ли ноги человека — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости соответственно степени «очеловечивания» животного.

Степень агрессивности выражена количеством и расположением остроугольных твердых деталей, особенно весомы прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, острые шипы и т. п. Их преимущественное направление указывает на направленность агрессии: вверх — на «высших»: родителей, преподавателей, начальство, вниз — на младших членов семьи, подчиненных, направо или налево — соответственно в собственное прошлое и ожидаемое будущее (агрессию в будущее следует понимать как боязнь его).

Панцири, щиты, чешуя отражают готовность к защите. Если они накрывают фигуру сверху — это защита против вышестоящих людей, имеющих возможность что-то запретить, в чем-то ограничить, к чему-то принудить и т. п. Те же детали внизу фигуры указывают на защиту от насмешек, непризнания, переживания из-за отсутствия авторитета у «младших», боязнь осуждения. Когда элементы защиты располагаются справа, это значит, что человек ощущает необходимость психологической самозащиты в процессе реальной деятельности. Если же они сдвинуты влево — это больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Особое выделение половых признаков — вымени, сосков и т. п. показывают отношение к полу. Чем больше таких деталей, чем ярче они выделены, тем сильнее человек фиксирован на сексуальных проблемах, особенно сильно — если изображены непосредственно половые органы.

Центральная часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь):  

повернута вправо — активный, деятельный человек, стремящийся полнее реализовать себя, почти все, что планирует, обдумывает, выполняет или реально пытается выполнить;

повернута влево — человек склонен к размышлению, мечтательности, самоанализу. Лишь небольшую часть своих замыслов он пытается реально осуществить. Возможно, человек нерешительный, боязливый;

положение анфас — эгоцентризм, мысли сосредоточены на собственной персоне;

очень крупная голова — человек рациональное начало и эрудицию (возможно, и умение фантазировать) ценит в себе и окружающих;

очень маленькая голова по сравнению с телом — желание отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворить свои влечения («Делать не то, что надо, а то, что хочется»);

На голове обычно расположены детали, соответствующие органам чувств:

уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе;

рот: приоткрытый в сочетании с языком без сильной прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость); с прорисовкой губ — чувственность или то и другое вместе; широко открытый, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверчивость; с зубами — словесная агрессивность, в большинстве случаев — защитная в ответ на критику, порицания; отсутствует — нежелание общения с людьми, замкнутость;

глаза:   большие с резко прорисованной радужкой — символ присущих данному человеку переживаний страха (впрочем, любители анимации, особенно японской, рисуют большие глаза вне зависимости от свойств личности); большие, но без особо прорисованных деталей — богатая фантазия; выпученные, подведенные , подчеркнутые возможны грубость, черствость или же большая демонстративность, у женщин кокетство (опять же кроме любителей анимации);

маленькие глаза : погруженность в себя; точки, не обведены — сосредоточенность на отношениях с другими людьми или уход в фантазию; без зрачков — эгоцентричность, понижение интереса к внешнему миру и активности в нем; закрыты или скрыты другими деталями (волосами и т. п. — большая оригинальность взглядов на мир или стремление избегать прямых контактов с людьми вплоть до враждебности;

брови : густые — подавленность; резкие и короткие — презрительность к окружающим либо оригинальность и изощренность ума;

ресницы : длинные, особенно в рисунках женщин — кокетливость, демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, заинтересованность в том, чтобы окружающие восхищались ее внешностью, манерой одеваться, поведением;

нос: крупный, длинный или сильно подчеркнутый — символ мужского начала. В рисунках, созданных подростками или мужчинами, он указывает на чувство неудовлетворенности своей мужской ролью или неудовлетворенное стремление к этой роли. В рисунках женщин такой нос указывает на повышенное внимание к противоположному полу.

Дополнительные детали на голове:

рога — защита или агрессия (см. выше);

перья — стремление к самоукрашению и самооправданию, также близко по символическому значению к ресницам;

аккуратная, гармоничная грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, подчеркивание своей сексуальной роли;

взлохмаченные волосы (или шерсть) на голове — протест против общепринятых норм поведения и, возможно, морали.

Шея символизирует связь между сферой сознания, контроля (головой) и сферой влечений (телом). Чем прочнее, основательное соединены голова и тело, тем лучше человек управляет своими желаниями и поведением.

Следует обратить особое внимание на дефекты в изображении шеи (или того, что выполняет ее роль), «случайные» отрывы карандаша от бумаги или особые подчеркивания. Они отображают конфликт между сознательным контролем, с одной стороны, и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями — с другой.

Туловище — местонахождение базовых потребностей и влечений:

если оно отсутствует или непропорционально маленькое — человек отрицательно относится к неосознаваемым и неконтролируемым влечениям или испытывает ощущение своей малоценности;

— слишком крупное туловище по сравнению с другими частями фигуры — человек остро осознает, что у него есть неудовлетворенные потребности;

длинное и узкое — отражает большую оригинальность мышления рисовавшего;

угловатое или квадратное — преобладание в характере грубоватых и резких, прямолинейных черт;

круглое туловище, особенно если круг мало заполнен , символизирует и выражает стремление человека к скрытности, замкнутости, закрытость от других людей его внутреннего мира, нежелание сообщат что-либо о себе окружающим.

Если в тело животного вмонтированы механические части: пропеллеры, винты, лампочки, рукоятки, антенны, колеса или гусеницы, постамент и т. п., то это свидетельствует о сильной оригинальности, нетривиальности мышления человека. Однако оценку степени этой оригинальности следует снизить, если человек очень увлечен техникой и «вмонтировал» в животное элементы своей любимой машины (например: автомобилист — руль, компьютерщик — экран и т. п.). Тогда, возможно, он воспринимает окружающий мир не столько оригинально, сколько узко профессионально. Как говорил Козьма Прутков, «узкий специалист подобен флюсу, полнота его однобока».

Название

Человек, обладающий рациональным и конкретным мышлением, дает, как правило, животному название, состоящее из рационального соединения смысловых частей, например: хищный локрыс, пальценос, тигромышь, свинокроль и т. п.

Человек, который хочет главным образом продемонстрировать свой разум и эрудицию, называет животное искусственными нарочитыми книжно-научными словами, иногда с латинскими суффиксами или окончаниями, типа робуанус, турзиопс, гидраболоид и т. п.

Если человек относится к окружающему миру довольно легкомысленно, в принятии решений опирается больше на эмоции и эстетические чувства, чем на размышления, то он использует для названия сочетания звуков, лишенные прямого смысла, например: драклик, чубрик, скрилли, лелик, соря, люфтиг, жуж и т. п.

При иронически-юмористическом отношении к окружающим и названия выбираются соответствующие: умихвостичек, риночурка, пузырент и т. п.

Люди с инфантильными чертами характера дают названия из повторяющихся элементов: вах-вах, тру-тру, лю-лю, крям-крям и т. п.

Люди, склонные к фантазиям, особенно если они ищут в них защиту и «отдушину» от реальности, придумывают животному очень длинное название: аберосинотиклирон, гулобарниклета-миешиния и т. п.

Возможно и сочетание нескольких вариантов, некоторые мы встретим при рассмотрении конкретных примеров — рисунков неизвестных животных, нарисованных людьми, тестирование которых по опроснику Кеттелла было описано выше.

На рис. 1 показано животное, нарисованное студенткой П. Животное средних размеров (относительно листа), лист расположен горизонтально, и животное на нем немного сдвинуто вправо, обведено легким плавным контуром без разрывов. Оно изображено в профиль, смотрит влево, имеет хвост, заштрихованный прямыми штрихами, повернутый влево и слегка вверх. Шипов и панциря у него нет, только намечены крылья, сложенные на спине. На голове есть удлиненный глаз с зачерненным зрачком и небольшой приоткрытый рот.

 

Имеются также две птичьи лапы, хорошо соединенные с корпусом и выделенные нажимом и утолщенным контуром. В соответствии с приведенными выше правилами анализа рисунка можно заключить, что девушка обладает адекватной самооценкой (рисунок в середине листа), к своим действиям относится умеренно-положительно (хвост «смотрит» вправо и слегка приподнят). Она склонна более к размышлению, мечтам и самоанализу, чем к реальным действиям, в мыслях чаще обращается к прошлому, чем к будущему (животное смотрит влево). Ее мышление довольно банально, она не проявила заметного творческого потенциала (животное — слегка измененная и схематическая птица).

Девушка совершенно не агрессивна (не угрожающее животное, у которого отсутствуют любые признаки агрессии или защиты: шипы, когти и т. д.), но относится к людям с некоторой подозрительностью, иногда даже испытывает безотчетный страх перед людьми или грядущими событиями (приоткрытый подчеркнутый нажимом рот без губ, языка и зубов, большой глаз с прорисованной радужкой). Одновременно она не хочет мириться с ограничениями, которые накладывают на ее жизнь другие люди, стремится жить в соответствии с собственными представлениями (положение в профиль, изогнутый плавный контур фигуры, тело прикрыто сверху крыльями). Она неохотно раскрывает перед другими свой внутренний мир, скорее склонна скрывать свое «Я» (положение в профиль, округлые формы животного).

Она женственна и умеренно кокетлива (плавные контуры, большой глаз, приоткрытый рот, красивый округлый хвост), но не заинтересована в мнениях окружающих о себе (на рисунке нет ушей) и не фиксирована на сексуальных проблемах (пол животного неизвестен).

Она не хочет проявлять излишней возбудимости и эмоциональности, стремится к хорошему самоконтролю над своими желаниями и поведением (хорошее соединение головы с телом и ног с туловищем) и, хотя достигла в этом некоторых успехов, недовольна уровнем самоорганизации (соединение головы и тела выделено двойным контуром). Суждения ее не отличаются основательностью, она склонна к импульсивности при принятии решений, и это ее беспокоит (тонкие ноги, на которых животное не может устоять, выделены жирным контуром).

В дальнейших примерах мы не всегда будем указывать, какие свойства рисунка для каких выводов послужили основанием. Постарайтесь понять это сами, используя описание интерпретации этого теста, приведенное выше.

На рис. 2 животное, нарисованное студенткой К. Животное имеет некоторые человекоподобные черты: стоит на двух ногах, имеет две руки. Животное средних размеров, расположено в центре листа, нарисовано тонким, гибким, плавным контуром без дефектов и утолщений. Тело и ноги у него очень тонкие, длинные, слабые, руки изогнутые, без следов пальцев. Голова на толстой шее, массивная для такого тела, на ней большие уши и хобот, подчеркнутые рот, брови и челка, большие глаза со зрачками, смещенными в разные стороны. Названо оно «Слоник».

 

Из рассмотрения рисунка и названия следует, что девушка обладает довольно оригинальным мышлением и некоторым творческим потенциалом. При этом мышление ее рационально, ту же рациональность ценит она в других людях и стремится подчинить сознанию все свои желания и влечения, исключить всякую неосознанность. Агрессивность ей не свойственна.

У нее сохранились некоторые детские, инфантильные черты характера. Она эгоцентрична и в целом относится к жизни довольно легко, без тревожности. Ее суждения могут быть довольно поверхностными, неосновательными и прямолинейными. Она интересуется мнением окружающих о себе, но ценит его не слишком высоко, относится к нему скорее с некоторым презрением. Она нетерпима к ограничениям, особенно в общении, склонна протестовать против общепринятых жестких норм морали и навязываемой половой роли.

Она не лишена чувственности, но не концентрирована на сексуальных проблемах, скорее «отодвигает» их от себя.

Несмотря на всю свою рациональность и самоконтроль, иногда она испытывает безотчетные страхи, которые старается «отбросить» от себя (на рисунке ярко выделенные зрачки «не помещаются» в глазах). Ей свойственны также чувство незащищенности, потребность в заботливом контроле со стороны более сильного и умного старшего.

На рис. 3 мы видим подобие кентавра, нарисованное студенткой Т. Животное, которое названо «Спиногрыз», расположено несколько левее и выше центра листа. Контур тела дополнительно обведен с боков. Большая голова соединена с телом длинной тонкой шеей. На голове есть небольшие глаза с ресницами и слабо прорисованными бровями, круглый нос, улыбающийся рот с зубами, маленькие уши. Из макушки торчит отросток с третьим глазом. Фигура стоит на четырех (показаны три) крепких ногах, похожих на человеческие, и имеет жирно нарисованный хвост, похожий на лошадиный и опущенный вниз направо.

Рисунок свидетельствует, что девушка не лишена творческого потенциала. Она имеет умеренно высокую самооценку, стремится к самоутверждению, претендует на признание окружающих. Необходимость постоянно поддерживать этот высокий статус вызывает некоторую напряженность, тревожность, страх проигрыша.

Она ведет себя не агрессивно, но на критику или при попытке навязать ей излишние требования может ответить резко, даже агрессивно. (О таких говорят: «Палец в рот не клади».) Ей знакомо чувство незащищенности, но она стремится опираться не на внешнее покровительство, а на личное внутреннее равновесие и готовность к самозащите.

Она сохранила некоторые детские черты характера, прежде всего импульсивность. Она стремится привлечь к себе внимание окружающих, хорошо выглядеть, но ее мысли сосредоточены преимущественно на собственной персоне. Мнение других о себе ее интересует, но оно для нее не очень значимо.

В себе и других она ценит умение и рационально мыслить, и фантазировать. Она чувствует, что у нее есть немало неудовлетворенных потребностей, но не все они рационально обоснованы. Нее достаточная способность сознательно руководить своими желаниями и стремлениями составляет для нее внутреннюю личностную проблему. Она критически относится ко многим своим решениям и действиям, часто недовольна собой.

 

Рис. 4 и 5 похожи друг на друга, они выполнены в едином стиле, но имеют и немало различий. Значит, в чем-то похожи и в чем-то различны характеры их авторов.

Рис. 4 принадлежит студенту А., рис. 5 — женщине И. Судя по рисункам, обоих этих людей отличает эгоцентризм, их мысли сосредоточены в основном на собственной персоне. Они довольно замкнуты и не хотят допускать других людей в свой внутренний мир.

В себе и других людях ценят богатство мыслей и фантазий, эрудицию. В мышлении и поведении они довольно прямолинейны, сложные изощренные приемы им не свойственны. Они оба обладают творческим потенциалом, особенно А.

В поведении и принятии решения им присуща основательность, обдуманность, стремление опираться на реальные факты и проверенную информацию. Они не агрессивны, но стремятся сохранить свою независимость, не приемлют ограничений. Им знакомы тайные неясные страхи, чувство незащищенности.

 

Оба человека принимают и высоко ценят свою половую роль, принятую в обществе, соответственно мужскую и женскую. На рис. 4 хорошо видны мужские черты «лица», а на рис. 5 — женские. Однако оба этой своей ролью недовольны и хотели бы ее усилить. Кроме того, у них есть проблемы, связанные с тем, что им не удается в должной степени держать под рациональным контролем сознания свои решения и поведение. Об этом свидетельствуют разрывы контура в местах соединения ног с корпусом. На рис. 5 они сильнее, значит, и проблема у автора более выражена.

Животное на рис. 4 названо «Solnishkus Botinkus», что, вероятно, отражает стремление автора продемонстрировать свою эрудицию и ироничный ум.

Этот молодой человек отличается независимостью суждений и решений. Его мышление, хотя несколько прямолинейно, но нестандартно.

Многочисленные повторяющиеся ноги и полное отсутствие хотя бы подобия рук показывает, что человек при общении не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с другими людьми, не может ограничивать себя, перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями партнера. Хотя мнения других людей о нем самом его интересуют мало, он может словесно ответить на критику очень резко, даже агрессивно. Все это порождает большие проблемы в общении с другими людьми.

Название животного на рис. 5 совсем в другом стиле — «Лапуля», что указывает на эмоциональность автора. Исходя из расположения рисунка в левом верхнем углу листа, можно сказать, что эта женщина имеет высокую самооценку, она не довольна своим положением в обществе, старается самоутвердиться, постоянно напряжена. В ее мыслях и эмоциях значительное место занимает прошлое. Она женственна, чувственна, кокетлива, заинтересована в том, чтобы окружающие восхищались ею, ее внешностью, одеждой, поведением. Но при этом к конкретным мнениям окружающих она не склонна прислушиваться. Ей важнее соответствовать тем нормам, которые она сама признает.

Студентку С., которая нарисовала животное, показанное на рис. 6, отличает большая оригинальность, даже изощренность мышления, высокий творческий потенциал и множество проблем в разных сферах, которые она старается скрыть за внешней иронией и раскованностью поведения, демонстративным «стебом». Животное названо «Самсон нее парнозубый перепончатоухий в одном полосатом носке». В этом названии видно желание выделиться, продемонстрировать свой иронический взгляд на мир, эрудицию, начитанность и фантазию. (Интересно, что первые три слова названия позаимствованы из произведения А. и Б. Стругацких «Попытка к бегству». Добавление к названию от Стругацких сочетания «в одном полосатом носке» отражает некоторые проблемы девушки — об этом рассказано ниже).

Само животное крупное, с огромной головой и мягким округлым тельцем, между которым — гибкая тонкая шея, особо выделенная двойным контуром и штрихами. На голове много деталей: огромные уши, хохолок, один большой, хорошо вырисованный глаз, окруженный бровями и ресницами, большой заштрихованный нос, усы, большой открытый рот с зубами и чем-то вроде змеиного жала. К шее на тонких ножках прикреплены четыре небольших крыла. К туловищу с боков и сзади прочно присоединены пять лап, нарисованных довольно небрежно. Тело слегка опушено. Внизу изображен то ли выделительный, то ли половой орган. Рядом с ним — еще одна лапа, одетая в носок, прозрачный, но очень сильно выделенный контуром и штриховкой. Изогнутый хвост тонкий в начале, утолщается к концу и увенчан пышными завитками. Он направлен сначала направо и вниз, затем налево.

 

Эта сложная фигура отражает богатый и довольно противоречивый внутренний мир автора. Девушка эгоцентрична, склонна к размышлениям и самоанализу. В поведении и принятии решений она возбудима и импульсивна, очень решительна и активна, но все-таки замыслов у нее еще больше (фигура изображена анфас, но ориентирована на левую часть листа). В себе и других она ценит интеллект, рациональное начало. В своих действиях она хотела бы быть основательной, опираться на реальные факты и надежную информацию, но это далеко не всегда ей удается (лап много, они большие и хорошо соединены с телом, но не всегда достают до «земли», есть много разрывов в контурах).

Она очень заинтересована во всесторонней информации, особенно касающейся ее персонально, но довольно недоверчива (уши огромные, но плохо соединены с головой, рот тоже большой и открытый, но губы только обозначены и даже не дорисованы). Она всегда готова к самозащите и на критические замечания, особенно насмешливые, может ответить резко и даже грубо (посмотрите на эти зубы, когти и жала, направленные вниз!).

Ее внимание в значительной степени сосредоточено на своей половой роли и на взаимоотношениях с противоположным полом. В этой сфере она также активна, решительна и упорна, отвергает нормы и ограничения традиционной морали, хочет жить только согласно с тем, что сама считает правильным. Однако у нее далеко не все получается, есть непростые внутренние конфликты, о чем свидетельствуют заштрихованный нос, половой орган и прозрачный, но очень сильно выделенный контуром носок на лапе вблизи него — символы мужского начала, выделенные толстыми контурами и прямыми резкими штрихами. Интересно, что этот носок (а не какая-либо другая особенность фигуры) добавлен в названии животного к варианту Стругацких.

Другая конфликтная область — взаимоотношения между «головой», то есть сознанием, рациональным мышлением, и «телом», то есть реальной материальной жизнью, включая собственное здоровье, работоспособность, внешность, потребности и т. п. То, что относится к «телесной» сфере, является источником неудовольствия, тайного страха оказаться человеком малозначительным, неспособным выполнить все свои планы. В частности, единственный глаз с веками, бровями и ресницами является отражением и тревоги из-за ухудшающегося зрения (девушка постоянно носит очки) и желания скрыть эту тревогу. Девушка старается подчинить «телесную» сферу сознанию, компенсировать то, что она считает недостатками, активностью и упорством поведения.

Внутренние конфликты скрываются, причем не только от окружающих, но в значительной степени и от себя самой, за демонстративностью поведения, легкостью общения, иронией и «стебом». Недаром на животном много украшающих деталей, но крылья малы, слабы и почти не соединяются с телом — они не для полета, а для демонстрации возможности полета.[1]

 

Эгофильный тип

С раннего детства у индивида этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, когда из-за робости и осторожности даже ходьба осваивается позже. Для индивида этого типа характерны: тенденция к симбиотической связи с матерью (ребенок не отпускает мать от себя ни на миг), невротические реакции на отрыв от матери (при направлении в дошкольные учреждения, санатории, больницу), склонность к страхам (страх темноты, одиночества, боязнь высоты, огня, воды и т. д.), нетерпимость к боли (отказы от лечения зубов, лечебных процедур, от посещения врача и пр.), тревожность в отношении всего нового и неизвестного (в том числе в отношении незнакомых лиц), склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности. Далее формируется личностный радикал с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью к ипохондрическим переживаниям, к отрицанию любого риска, а при неблагоприятных обстоятельствах со склонностью к фобиям или истерическим реакциям. И это люди, для которых «безопасность и здоровье превыше всего!», а их кредо — «жизнь одна и другой не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени.

Предпочитаемый цвет — серый .

 

 

Генофильный тип

Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «мы» (под «мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам детей, семьи. Данная ориентация фундаментальна. Она же — ядро фундаментальных установок. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно улавливает разлад в семье, и в этом случае у него возникает невротическая депрессия с анурезом. Дети генофильного типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, отзывчивы.

В результате при неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье и возникновением страхов вплоть до фобий. И это люди, для которых «интересы семьи превыше всего!», а их кредо «мой дом — моя крепость!». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, а с этим — хранители генофонда рода, племени, хранители жизни.

Предпочитаемый цвет — коричневый .

 

 

Альтруистичный тип

Для индивида этого типа характерны доброта, эмпатийность, отмечаемые уже в раннем возрасте. Человек альтруистичного типа заботлив к близким, особенно пожилым, понимает их состояние, способен отдать другим последнее, даже необходимое ему самому.

Характерна его реакция на требования родителей дать отпор агрессивному сверстнику, ответить ударом на удар: «Я не могу его ударить, ведь ему будет больно!». И он переживает наказание других тяжелее, чем когда наказывают его самого. Он не переносит вида крови, насилия до такой степени, что при виде крови у другого, насилия над другим у него возникает выраженная вегетососудистая реакция с рвотой, бледностью кожных покровов, обильным потоотделением и другими вегетососудистыми проявлениями вплоть до шока. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, нуждающихся, больным и инвалидам, это люди «альтруистического» типа. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо — «доброта спасет мир, доброта превыше всего!». И они, эволюционно, хранители доброты, мира, хранители жизни. Предпочитаемый цвет — синий .

 

 

Исследовательский тип

У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Ребенок, огорчающий родителей тем, что, будучи оставленным без присмотра, разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду — от чердака и подвала до дальнего леса, это ребенок «исследовательского» типа. Он часами может строить плотину на ручье или наблюдать жизнь рыбок в аквариуме. Все нормально развивающиеся трехлетние дети задают вопрос «почему?», но ребенок-исследователь задает этот вопрос чаще и не довольствуется поверхностным ответом. Научившись читать, он предпочитает книги о путешествиях, фантастику, а начав изучать физику и химию, ставит эксперименты, повергающие родителей в ужас. Вначале его интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-либо одно страстное увлечение. И вот он уже в кружке юннатов, авиамоделистов или астрономов. Ребенок этого типа предрасположен к занятиям в одиночестве или среди сверстников, разделяющих его интересы. Если у такого подростка мопед, он не столько ездит на нем, сколько усовершенствует его. Он в восторге, если его берут в геологическую экспедицию или на археологические раскопки, в путешествие по малоизведанной речке. У детей этого типа рано обнаруживается склонность к творчеству, что проявляется в играх и в рисунках.

Учатся они неравномерно: блестяще успевают по интересующим их предметам и полностью пренебрегают всеми остальными. Далее такие дети все более проявляют исследовательские тенденции, стремясь в специализированные кружки и клубы, в институте они — члены студенческого научного общества, секции туристов. В конце концов из таких детей, чем бы они ни увлекались, вырастают увлеченные, творческие люди. Великие путешественники, изобретатели, корифеи науки — лица этого типа. Их кредо — «творчество и прогресс — превыше всего!». Эволюционная целесообразность наличия этого типа очевидна. Предпочитаемый цвет — красный .

 

 

Доминантный тип

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умения организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения. При воспитании, учитывающем данное предопределение и призвание, формируется мужественность, логичность мышления, критичность, ответственность, способность к прогнозированию, способность выделить главное, основное, уловить новизну и эффективность идеи. Для такого человека характерны доминирование левополушарного стиля восприятия и реагирования, эмоциональная сдержанность, деловитость и прагматизм (практический ум), приоритет статусных потребностей (карьеризм). Формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная и настойчивая в достижении цели. Для лиц «доминантного» типа характерны эгоцентризм, но с признанием общественных интересов и ценностей как целесообразной необходимости, безусловное принятие правил «игры»; готовность к тщательно просчитанному риску, но без авантюризма; признание необходимости реформ, но путем эволюции, а не революции; умение разбираться в людях. В общении и в деловых контактах характерна ориентация на лидеров, деловых людей и пренебрежение к слабым и к «лирикам» при готовности, однако, покровительствовать им. Для них характерна склонность учитывать интересы «всего коллектива, всего народа» при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Предпочитаемые цвета — зеленый и красный.  

 

 

Либертофильный тип

Уже в колыбели дитя этого типа резко протестует, когда его пеленают, долго удерживают в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для детей этого типа характерна склонность к отрицанию авторитетов, в первую очередь учителей, если речь идет о школе. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция, выражаемая словами «мой дом — это весь мир!» Равно как и склонность рано покидать отчий дом.

В поведении доминируют упрямство, негативизм, невосприимчивость к внушению. Характерны предрасположенность к риску, авантюризм, оптимистичность. Лучший период в жизни такого человека — революционная ситуация, и он первый на баррикадах. Характерна склонность к перемене мест, работы, образа жизни, нетерпимость обыденности, рутины и бюрократизма. Подавлены инстинкты самосохранения и продолжения рода, что проявляется и в склонности к уходу из семьи. Кредо таких людей — «свобода превыше всего!». И они хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного» типа. Они хранители свободы, а с этим — жизни. Предпочитаемые цвета — желтый и красный .

 

 

Дигнитофильный тип

Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его и только с лаской. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция рыцаря с девизом на щите: «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого индивида на последнем месте. Привязанность к семье выражается в своеобразной форме, а именно в сохранении фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов!». В личностной характеристике приоритетна проблема личной, а с этим и семейной, национальной гордости. И во имя чести и достоинства эти люди без колебаний идут на Голгофу. Эволюционная целесообразность наличия этого типа заключается в том, что его носители — хранители чести и достоинства «Я», индивидуальности, личности, а с этим — жизни, достойной человека. Предпочитаемые цвета — зеленый  и серый .[3] 

 

Библиографический список

 

1.Моргенштерн, И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 1994. 350 с.

2. Зуев-Инсаров, Д. М. Почерк и личность / Д. М. Зуев-Инсаров. М.: Из-дво «СТ», 1993. 111 с.

3. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: АО «Сфера», 1994. 160 с.

4. Флоренский, Э. Д. Он + Она. Психологические тесты. Сер. «Дамский 058 клуб» / Э. Д. Флоренский. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.

5. Дороти, C. Тайны почерка: Пер. с англ. / С. Дороти. М..: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.

6. Маяцкий, В. Графология / В. Маяцкий. М.: Изд-во «Университетская тип.,» Страстной бульвар, 1907. 60 с.

7. Рамендик, Д. М. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование — серьезно, но доступно / Д. М. Рамендик, М. Г. Рамендик; Ин-т психотерапии. М., 2001. 192 с.

8. Щеголев, И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004.128 с.

9. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. Л., 1925.

10. Мейер, Г. Научные основы графологии / Г. Мейер. Лейпциг, 1926.

11. Preyer, W. Handschrift und Charater / W. Preyer. Berlin, 1894.

12. Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других/ А. И. Бобров. М.: ЗАО «ЦентрПолиграф, 2006. 191 с. (Популярная психология).

* * *

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Тест адаптирован. См.: Рамендик Д. М., Рамендик М. Г.   Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование — серьезно, но доступно/Ин-т психотерапии. М., 2001. 192 с.

 

[2] См.: Наш дом (Санкт-Петербург). 1991. № 35.

 

[3] Таким образом, зная любимый цвет человека, а также типологию личности, можно вполне определенно и профессионально провести психофизиологический анализ почерка.

 

[4] См.: Дороти С.   Тайны почерка: Пер. с англ. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.

 

[5] Лазурский А. Ф.   Классификация личностей, Л.,1925.

 

[6] См. подробнее: Дороти С.   Указ. соч.

 

[7] Харизма  — в Древней Греции понимается как «Божий дар» или способность человека притягивать к себе внимание других.

 

[8] Маяцкий В.   Графология. М.: Изд-во «Университетская тип.», Страстной бульвар,1907. С. 9.

 

[9] Почерк, прогрессивно ухудшаясь во время болезни, приближается к нормальному обычному письму по мере выздоровления. (Иллюстрирующие это положение автографы приводят в своих работах Крепье-Жамэн, Г. Шнейдемиль

 

[10] См. Зуев-Инсаров Д. М.   Почерк и личность. М.: Из-дво «СТ», 1993. С. 64–68.

 


КРАВЧЕНКО Владимир Иосифович

«Графология: характер по почерку»

Учебно-методическое пособие

 

Введение

 

Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги, так как в нем выражается преступность, радость, печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное.

Французский ученый антрополог Д. Тарт

 

 

Графология (графо  — пишу и логос — слово) — наука о почерке человека, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица.

Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807–1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами.

В начале XX века. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.

В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 году Гордон Олпорт и Филипп Верной в Гарвардской психологической клинике.

Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 году Tea Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением».

Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. д. Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие свойства характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог должен быть еще и хорошим психологом.

Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие обличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на главное вовне (на внешние события), внутрь (на самого пишущего) или же носит смешанный характер и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет.

К сожалению, к графологии в нашем обществе принято относиться как к лженауке. Действительно, трудно спорить с утверждением, что в ней нет строгости, доказательств, удовлетворяющих академические инстанции, что она подвержена спекуляции и т. д. Наука графология действительно находится в стадии развития. На основании одних и тех же данных пессимисты говорят о том, что графология в принципе не может быть наукой, а «оптимисты» утверждают, что как научная дисциплина графология находится все еще в стадии становления. Стоит обратить внимание на то, что графологические исследования, как правило, выполняют социальный заказ и теснейшим образом связаны с интересами людей, в том числе и весьма влиятельных. Графологи дают информацию, которая может быть использована при принятии решений, касающихся носителей почерка. Здесь легко ожидать спекуляций, камуфляжа, стремления к монополии на результаты экспертизы.

То обстоятельство, что графология — довольно доступное орудие в борьбе одних людей против других, является ключевым в объяснении многих запутанностей ее истории. Ее брали на вооружение специалисты по компрометации в общественном мнении, широко использовали и используют политические разведки. Двойные стандарты отношения к графологии характерны для тоталитарных режимов — ведь власть имущие, с одной стороны, заинтересованы в информации о своих противниках, а с другой стороны — им трудно скрыть свой почерк, а значит, и информацию о своей личности.

Отмечая практическую значимость графологии как науки, можно привести в качестве примера самые разные области применения знаний по графологии. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Наибольшая значимость графологии, на наш взгляд, проявляется в решении семейно-бытовых проблем, при создании семейных пар, а также в воспитании детей. В самом общем виде графолог может быть назван «консультантом по почерку», но обозначение «эксперт по почерку» обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица.

Рекомендуется, чтобы предъявляемые для исследования автографы были исполнены одновременно как на бумаге без линеек, с достаточным пространством для заполнения, где направление строк не будет связано определенными рамками, так и на линованной бумаге с весьма ограниченным пространством для письма.

Письмо, написанное карандашом, менее выразительно, чем написанное ручкой, поэтому для чистоты графологического анализа лучше использовать перьевые ручки, поскольку такое перо более детально характеризует человека по его почерку.

Первые опыты рекомендуется производить над почерками близких, знакомых и тех людей, основные свойства характера которых вам хорошо известны. Например, можно использовать почерки в виде пожеланий на открытках. Если у различных лиц с одинаковыми, внешне ярко выраженными свойствами характера регулярно встречаются и определенные признаки в почерке, например почерк кругленький — коммуникабельность, сентиментальность, почерк угловатый — жесткость, лидерство, к тому же это ваши хорошие знакомые, то это можно рассматривать как выражение известных характерологических свойств. Но прежде чем предполагаемое графологическое значение того или иного графического отклонения можно будет считать установленным признаком, его не только необходимо тщательно проверить практически, но и стремиться к тому, чтобы для найденного графологического признака найти также соответствующее объяснение и основание.

Также, исходя из положения, что сходство почерков обусловливает до известной степени сходство характера авторов, не будет лишним производить опыты и в данном направлении, выясняя, какие из признаков являются общими для исследуемых почерков. Подобные упражнения будут способствовать усвоению знаний и дадут понятие об основных графологических элементах и законах их характерологического сочетания.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк. Слова превращаются в звуки, строки в мелодии и слышна музыка, подсказывающая содержание характера, темперамента.

В этом случае графолог как бы «сканирует» человека, определяя его характер по почерку.

Каждому темпераменту присущи свои жесты и движения — медленные и легкие, порывистые и живые, сдержанные и сухие, размашистые и широкие, присущи и свои особенности начертания букв и расположение их в словах, фразах, тексте.

У людей изысканных, элегантных по своей натуре, с достоинством, медленными жестами сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями: буквы не замыкаются в себе, они как бы развернуты.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы. Люди маленького роста увеличивают беспричинно «хвостики» букв «в», «д», «р», «у» и т. д.

Если испытуемый пишет мелко, как бы лепит одну букву в другую, к тому же импульсивно — это может говорить как о его нервозности, так и о перенесенном болезненном стрессе (инфаркт, инсульт).

Указанные наиболее общие признаки почерка не дают полной картины графологического анализа, поскольку необходим анализ различных картинок, рисунков, подписей и т. д, о чем более предметно мы поговорим на страницах этой книги.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.