ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Учебное пособие

 

 

Набережные Челны

2019


Технологическое проектирование автосервисных предприятий. Учебное пособие / Составители: Мухаметдинов Э. М., Габсалихова Л.М., Садыгова Г.Р., Фролов А.М. - Набережные Челны: изд-во НЧИ КФУ, 2019. - 38 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе студентами очной и заочной формы, обучающимися по направлениям автомобильного профиля при выполнении  курсового проекта. В учебном пособии рассмотрены требования к объему, структуре и последовательности выполнения курсовых проектов по технологическому расчету станций технического обслуживания автомобилей. Приведены методические указания и требования по составу, содержанию и оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части курсового проекта.

 

Рецензент: Калимуллин Руслан Флюрович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

 

 

Печатается по решению методической комиссии автомобильного отделения Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

 

©Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

2019 год




СОДЕРЖАНИЕ

 

3

1. ВВЕДЕНИЕ. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТНО - ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.. 4

3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 4

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТО.. 7

4.1. Исходные данные. 7

4.2. Расчет годовых объемов работ. 7

4.3. Распределение годовых объемов работ. 10

4.4. Расчет численности рабочих. 11

4.5. Расчет числа постов. 13

4.6. Расчет числа автомобиле – мест. 16

4.7. Определение площади участка (поста) 17

4.8. Определение площадей помещений. 24

4.9. Расчет площади территории. 27

5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ЗОНЫ ИЛИ УЧАСТКА.. 28

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА СТО.. 30

7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА.. 34

Вопросы к самоконтролю.. 35

Список использованных источников. 35

Приложение 1. 36

Приложение 2. 37


1. ВВЕДЕНИЕ

Курсовое проектирование имеет своей целью закрепление знаний по дисциплине «Производственно – техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса», полученных на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

Курсовое проектирование направлено на развитие у студентов навыков самостоятельной работы и формирование творческого подхода к решению задач технологического проектирования автосервисных предприятий.

Темами курсовых проектов (КП) являются проекты станций технического обслуживания (СТО), различные по типам и количеству обслуживаемых автомобилей, количеству заездов автомобилей, продолжительности работы и числу смен.


СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТНО - ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

На основе исходных данных (годового количества условно обслуживаемых на станции автомобилей, автомобиле – заездов, среднегодовых пробегов и др.) выполняется технологический расчет СТО и определяются показатели, необходимые для разработки планировки помещений.

В соответствии с заданием выполняется технологическая планировка помещений СТО и планировка производственного участка или рабочего поста.

КП состоит из расчетно - пояснительной записки объемом 20...35 страниц и 3 – х чертежей формата А1:

 – генеральный план СТО – 1 лист;

 – планировка помещений СТО – 1 лист;

 – планировка производственного участка (зоны) или рабочего поста с расстановкой оборудования – 1 лист.

При разработке планировочного решения СТО производится проработка нескольких вариантов размещения помещений станции обслуживания, анализ альтернативных решений и обоснование принятого варианта.

Структура расчётно – пояснительной записки:

1. Титульный лист (рис 1)

2. Задание на КП (рис 2)

3. Оглавление

4. Введение

5. Технологический расчет СТО

6. Выводы

7. Список использованных источников

Курсовой проект перед распечатыванием необходимо отправить преподавателю на проверку по электронной почте, либо проверку осуществить на консультации.

Сдача курсового проекта осуществляется в электронном и печатном виде. Все страницы записки должны быть пронумерованы и сброшюрованы.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Пояснительная записка к курсовому проекту выполняется на стандартных листах бумаги формата А4, сброшюрованных скоросшивателем. Текст печатается на одной стороне листа. Поля: левое поле - 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 10 мм нижнее – 25 мм. Все листы помещаются в рамку, кроме титульного листа и листа с заданием. Шрифт Times New Roman размером 12, межстрочный интервал одинарный. Страницы текста и рисунки имеют сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Ссылки на литературу указываются в тексте в квадратных скобках в соответствии с порядковым номером списка использованных источников.

Список использованных источников оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Справки по оформлению списка литературы. (Прмер оформления интернет-источников: Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения 17.10.2019).)

Все расчеты производить в Ecxel. При вставлении таблиц из Ecxel в Word необходимо их отредактировать. Копируем таблицу Ecxel в Word, вставляем таблицу и выделяем ее, на вкладке «главная» заходим в абзац (рис 3.1) и устанавливаем все отступы и интервалы по 0.

 

Рисунок 3.1 –Вкладка «Абзац»

Выделяем всю таблицу, щелкаем правой кнопкой мыши и заходим в свойства таблицы. Отступ слева устанавливаем 0. Ширина в процентах -100%.

Чертежи выполняются в масштабе на формате А1. Можно использовать КОМПАС, AutoCAD.

Основные команды используемые в КОМПАСе: на панели инструментов редактор – удалить – часть кривой; редактор-удлинить до ближайшего объекта (рис.3.2.).; инструменты- заливка; инструменты - ввод текста, инструменты - ввод таблицы. Для рисования стрелок используем команду: инструменты-обозначения-линия выноска. Для округления двух линий при черчении путей движения используем команду на панели инструментов: геометрия-скругление.

 

Рисунок 3.2 – панель инструментов КАМПАС

Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000

В приложении 1 указано оформление титульного листа.

В приложении 2 указано оформление листа с заданием.

На рисунке 3.2 указан пример заполнения рамки чертежей.

В шифре последними 2 цифрами указывают номер чертежей, поэтому на чертеже участка или поста шифр будет таким: КП 23.03.03.19.2215.03.00.00.01, ждя производственного корпуса КП 23.03.03.19.2215.03.00.00.02, для генерального плана КП 23.03.03.19.2215.03.00.00.03.

 

Рисунок 3.2 – Пример оформления рамки чертежа

 



ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТО

Исходные данные

Исходными данными для технологического расчета являются:

• годовое количество обслуживаемых автомобилей – NСТО,

• количество заездов одного автомобиля в год – d,

• годовое количество продаваемых автомобилей – Nп,

• среднегодовой пробег автомобиля – Lг,

• число рабочих дней в году – Драб г,

• продолжительность смены – Тсм,

• число смен – С.

В качестве примера рассматривается технологический расчет СТО для автомобилей Lada Vesta. Исходные данные, приведенные в табл. 4.1

Таблица 4.1. - Исходные данные

№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение

1

Годовое кол-во обслуживающих а/м (NСТО)

ед.

830

2

Кол-во заездов одного а/м в год (d)

 

2

3

Кол-во продаваемых а/м в год (Nп)

ед.

500

4

Среднегодовой пробег а/м (Lг)

км.

14000

5

Число рабочих дней в году (Д раб г)

дн.

250

6

Продолжительность смены (Тсм)

ч.

8

7

Число смен (С)

ед.

1

Число заездов на УМР

Уборочно – моечные работы (УМР) выполняются перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг.

Число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг

,                                                                                  (1)

где Lз = 1000…1500 км - периодичность заездов на УМР, км пробега

NсамУМР = = 11620 заездов.

Число заездов на УМР перед выполнением ТО и ТР

,                                                                                   (2)

NТО-ТРУМР = 830 * 2 = 1660 заездов.

 

Годовой объем работ УМР

,                                                                     (3)

где tУМР – средняя трудоемкость одного заезда на УМР (из табл.2)

ТУМР = (11620 + 1660)*0,2 = 2656 чел*ч

Всего годовой объем работ

чел*ч

31214

5

Годовой объем вспомогательных работ

чел*ч

3121,4

 

ИТОГО годовой объем работ

чел*ч

34335,4

Всего

100

31214

22567,7

8646,3

 

За 100% берем ТТОР=31214 чел.-ч. И находим распределение объема работ (4% от 31214=1246,8 чел.-ч.). Общий объем работ по диагностированию1248чел.ч делят по месту выполнения на рабочие посты (100 на постах составляет 1248 чел.ч) и на участковые работы (0 % на участках составляет 0 чел.ч).

Расчет численности рабочих

Технологически необходимое число производственных рабочих

                                                                                                (8)

Штатное число производственных рабочих

                                                                                              (9)

где Т – годовой объем работ, чел – ч,

Фт и Фш – соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.

 

Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды:

Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).

 

Для всех других специальностей:

Фт = 2020 ч и Фш = 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).

 

Результаты расчета общей численности производственных рабочих приведены в табл. 4.6

 

Таблица 4.6. - Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО

№ п/п

Виды работ

Объем работ

Фонд рабочего времени

Технологическое число рабочих, чел

Штатное число рабочих, чел

чел*ч

Фт, ч

Фш, ч

расчет

принято

расчет

принято

1

Диагностирование

1248,6

2020

1770

0,62

1

0,71

1

2

Обслуживание и ремонт

8427,8

2020

1770

4,17

4

4,76

5

3

Агрегатные

5306,4

2020

1770

2,63

3

3

3

4

Слесарно-механические

2185,0

2020

1770

1,08

1

1,23

1

5

Электротехнические

1248,6

1780

1560

0,7

1

0,8

1

6

Аккумуляторные

624,3

1780

1560

0,35

0

0,4

0

7

Ремонт проборов и систем питания

1248,6

2020

1770

0,62

1

0,71

1

8

Шиномонтажные

624,3

2020

1770

0,31

0

0,35

0

9

Кузнечно-рессорные

936,4

2020

1770

0,46

0

0,53

1

10

Медницкие

936,4

1780

1560

0,53

1

0,6

1

11

Сварочные

2185,0

1780

1560

1,23

1

1,4

1

12

Жестяницкие

2809,3

2020

1770

1,39

1

1,59

2

13

Окрасочные

2497,1

1780

1560

1,4

1

1,6

2

14

Обойные

936,4

2020

1770

0,46

0

0,53

1

 

Всего

31214

 

 

 

15

 

20

15

вспомогательные

3121,4

2020

1770

1,55

2

1,76

2

 

Всего

22567,7

10

13

 

 

Результаты расчета численности производственных рабочих на участках приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8. - Результаты расчета численности производственных рабочих на участках

№ п/п

Виды работ

Объем работ

Технологическое число рабочих, чел

Штатное число рабочих, чел

чел*ч

расчет

принято

расчет

принято

1

Диагностирование

0,0

0

0

0

0

2

Обслуживание и ремонт

0,0

0

0

0

0

3

Агрегатные

2653,2

1,31

1

1,5

2

4

Слесарно-механические

2185,0

1,08

1

1,23

1

5

Электротехнические

249,7

0,14

0

0,16

0

6

Аккумуляторные

561,9

0,32

0

0,36

0

7

Ремонт проборов и систем питания

374,6

0,19

0

0,21

0

8

Шиномонтажные

437,0

0,22

0

0,25

0

9

Кузнечно-рессорные

234,1

0,12

0

0,13

0

10

Медницкие

234,1

0,13

0

0,15

0

11

Сварочные

546,2

0,31

0

0,35

0

12

Жестяницкие

702,3

0,35

0

0,4

0

13

Окрасочные

0,0

0

0

0

0

14

Обойные

468,2

0,23

0

0,26

0

 

Всего

8646,3

2

3

Расчет числа постов

Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные. Рабочие посты – это автомобиле – места оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).

Число рабочих постов

                                                                  (10)

где Тп – годовой объем постовых работ, чел*ч,

j = 1,1…1,2 - коэффициент неравномерности поступления автомобилей;

Драб г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены;

С – число смен;

Рп = 0,9…1,1 – число рабочих, одновременно работающих на посту;

hп = 0,85…0,95 – коэффициент использования рабочего времени поста.

Результаты расчета числа постов по видам работ приведены в табл. 4.9.

Число постов диагностирования:

 

Таблица 4.9. - Результаты расчета числа рабочих постов по видам работ

№ п/п

Виды работ

Объем работ на постах

Число рабочих постов, ед.

чел*ч

расчет

принято

1

Диагностирование

1248,6

0,8

1

2

Обслуживание и ремонт

8427,8

5,38

5

3

Агрегатные

2653,2

1,7

2

4

Слесарно-механические

0,0

0

0

5

Электротехнические

998,8

0,64

1

6

Аккумуляторные

62,4

0,04

0

7

Ремонт проборов и систем питания

874,0

0,56

1

8

Шиномонтажные

187,3

0,12

0

9

Кузнечно-рессорные

702,3

0,45

0

10

Медницкие

702,3

0,45

0

11

Сварочные

1638,7

1,05

1

12

Жестяницкие

2106,9

1,35

1

13

Окрасочные

2497,1

1,6

2

14

Обойные

468,2

0,3

0

 

Всего

22567,7

14

 

В результате анализа данных таблицы установлено, что необходима организация отдельных постов по следующим видам работ: диагностирование, техническое обслуживание и ремонт, агрегатные, электротехнические, ремонт проборов и систем питания сварочные, жестяницкие, окрасочные.

В окончательном виде результаты распределения объемов работ, численности производственных рабочих и рабочих постов приведены в табл. 4.10.

 

Таблица 4.10. - Распределение объемов работ по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов

№ п/п

Виды работ

Объем работ на постах

Объем работ на участках

Штатное число рабочих на постах, чел

Штатное число рабочих на участках, чел

Число рабочих постов, ед

чел*ч

расчет

принято

расчет

принято

1

Диагностирование

1248,6

0

1

0

1

2

Обслуживание и ремонт

8427,8

0

5

0

5

3

Агрегатные

2653,2

2653,19

2

2

2

4

Слесарно-механические

0,0

2184,98

0

1

0

5

Электротехнические

998,8

249,712

1

0

1

6

Аккумуляторные

62,4

561,852

0

0

0

7

Ремонт проборов и систем питания

874,0

374,568

0

0

1

8

Шиномонтажные

187,3

436,996

0

0

0

9

Кузнечно-рессорные

702,3

234,105

0

0

0

10

Медницкие

702,3

234,105

0

0

0

11

Сварочные

1638,7

546,245

1

0

1

12

Жестяницкие

2106,9

702,315

1

0

1

13

Окрасочные

2497,1

0

2

0

2

14

Обойные

468,2

468,21

0

0

0

 

Всего

22567,7

8646,278

13

3

14

15

вспомогательные

3121,4

2

 

Число постов УМР

Если расчетное число постов обслуживания и ремонта составило до 8, то предусматривается один пост УМР, если от 8 до 20 постов - 2 поста УМР.

 

Число постов приемки-выдачи

                                                               (12)

где ТПВ – годовой объем постовых работ, чел*ч,

j = 1,1…1,2 - коэффициент неравномерности поступления автомобилей;

Драб г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены;

С – число смен;

Рп = 0,9…1,1 – число рабочих, одновременно работающих на посту;

hп = 0,85…0,95 – коэффициент использования рабочего времени поста.

ХПВ =  = 0 постов.

 

Вспомогательные посты

Это автомобиле – места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке, пост сушки автомобилей после мойки и т. п).

Хвсп = Х * Двсп,

где Двсп = 0,25…0,5 - число вспомогательных постов на один рабочий пост (0,25).

 

Результаты расчета общего числа рабочих постов приведены в табл. 4.11.

 

Таблица 4.11. - Распределение рабочих постов по видам воздействий

 

№ п/п

Виды постов

Ед. изм.

Значение

1

Число постов УМР

ед.

1

2

Число постов приемки-выдачи

ед.

0

3

Число постов диагностирования

ед.

1

4

Число постов обслуживания и ремонта

ед.

5

5

Число постов ремонта узлов и агрегатов

ед.

4

6

Число постов кузовных работ

ед.

2

7

Всего постов окрасочных работ

ед.

2

 

Всего постов

ед.

15

8

Численность вспомогательных постов

ед.

4

 

ИТОГИ постов

ед.

19

 

В таблице 4.11 с 3 по 7 пункт 14 постов (совпадает с табл 4.10) – произвели объединение схожих видов работ. Объединили агрегатные и слесарно-механические посты и электротехнические и ремонт приборов и систем питания (число постов ремонта узлов и агрегатов); сварочные и жестяницкие (Число постов кузовных работ).

Всего автомобиле мест

Ед.

44

В помещении

Ед.

7

На открытой стоянке

Ед.

37

 

4.7. Определение площади участка (поста)

Тема курсового проекта «Проект автосервисного предприятия с детальной разработкой поста ремонта двигателей».

Согласно заданию, необходимо разработать пост ремонта двигателей (агрегатный, моторный) входит в пост ремонта узлов и агрегатов.

Подбор оборудования осуществляется на сайтах, занимающихся продажей оборудования, таких как ГАРО, Техносоюз, Сорокин инструменти т.д.

Назначение поста. Моторный пост предназначен для притирки и шлифовки клапанов, замены поршневых пальцев, поршней, поршневых колец, замены вкладышей шатунных и коренных подшипников на вкладыши эксплуатационных размеров, замены прокладки головки блока, устранение трещин и пробоев (в сварочном или агрегатном отделении) моторного участка.

Моторный пост располагается в отдельном помещении. На посту проводятся следующие виды работ: разборочно-сборочные, моечные, диагностические, регулировочные и контрольные операции по двигателю, снятым с автомобиля для ТР.

Технологический процесс ремонта включает: мойку двигателя; подразборку в соответствии с объёмом ремонта; мойку снятых деталей и дефектовку; сортировку деталей и их комплектование после ремонта; сборку и испытания агрегата. Разборочно-сборочные работы на моторном участке, как правило, проводят на специализированных стендах обеспечивающих возможность подхода к ремонтируемому двигателю с разных сторон, а также поворот и наклон двигателя для удобства работы. Чаще всего круг работ ограничивается разборкой двигателя, заменой поврежденных деталей и сборкой.

 

Всего по постам

15

592

8

Вспомогательных посты

4

147

 

ИТОГИ по постам

19

739

 

Согласно табл. 11 объединили агрегатные, слесарно-механические посты и электротехнические, ремонт приборов и систем питания (число постов ремонта узлов и агрегатов) общее число постов составило 4. Из них агрегатных постов два. Общая площадь 2 постов =100 м2. На чертеже начертим вырезку 1 поста площадью 50 м2, согласно рассчитанной площади в п.3.7. Если в задании указан участок из табл 15 и после расчета его площади по площади занятой оборудованием площадь участка больше, чем площадь рассчитанная по количеству человек, тогда площадь в табл 15 указываем согласно расчету по площади занятой оборудованием.

 

Площади автомобиле – мест

                                                                                  (16)

где fa = 8 м2– площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам 1,764*4,41 =8 м2),

X – число автомобиле-мест,

Кп = 5…8 – коэффициент плотности расстановки постов (6).

 

Результаты расчета автомобиле-мест приведены в табл. 4.21.

 

Таблица 4.21 - Площади автомобиле-мест

№ п/п

Виды автомобиле-мест

Число ед.

Площадь м2

1

Автомобиле-места ожидания:

8

354

 

в помещении

3

144

 

на открытой стоянке

5

210

2

Автомобиле-места готовых к выдаче а/м

3

143

 

в помещении

2

96

 

на открытой стоянке

1

47

3

Автомобиле-места на стоянке магазина

30

1462

4

Автомобиле-места для .демонстрационных а/м

3

144

 

Всего автомобиле мест

44

2103

 

В помещении

8

384

 

На открытой стоянке

36

1719

 

Всего по участкам

3

112

Площадь складских помещений

Sскл = Дскл * Sпр,                                                                                   (19)

где Дскл = 0,07…0,1 – доля от площади производственных помещений (посты плюс участки)

Sтп = 0,08 * (739 + 112) = 47 м2.

 

Площадь бытовых помещений

Sбыт = Убыт * Pпр,                                                                                  (21)

где Убыт = 2…4 м2 – площадь на одного работающего,

Pпр – численность производственных рабочих на постах и участках, чел.

Sбыт = 4 * (13 + 3 + 2) = 72 м2.

 

265

 

Разделим бытовые помещения по площадям: гардероб (18 м2) , туалет (18 м2), душевая кабина (18 м2), комната отдыха (18 м2).

Технические помещения: вентиляционная камера, компрессорная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная.

Расчет площади территории

Площадь производственного корпуса СТО:

                                                                             (24)

где Fз пс, Fз aб, Fхр – площадь соответственно производственно – складских помещений, административно-бытовых и площадок для хранения автомобилей, м2,

Кз = 20…40% – плотность застройки территории;

Fуч =  = 3750 м2.

Площадь территории:

Fтер= =10730 м2.

 

Результаты расчета площади территории приведены в табл. 4.25.

Таблица 4.25. - Площадь территории

№ п/п

Виды площадей

Площадь,м2

1

Площадь постов

739

2

Площадь участков

112

3

Площадь автомобиле-мест:

2103

 

в помещении

384

 

на открытой стоянке

1719

4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ЗОНЫ ИЛИ УЧАСТКА

При проектировании производственного помещения, наряду с соблюдением технологии выполнения работ, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и прочего, необходимо стремиться к созданию такой планировки, при которой технологическое оборудование и оснастка будут размещены так, чтобы сократить до минимума непроизводительные потери времени на выполнение операций, переходы от оборудования к оборудованию, улучшить условия работы, повысить качество и производительность труда.

Основные рабочие места в производственном помещении размещаются на наиболее освещенных и удобных для работы участках. Вблизи рабочих мест устанавливается наиболее часто используемое оборудование. Чем реже используется оборудование, тем дальше от рабочего места оно располагается. Оснастка и инструмент на рабочем месте размещаются в соответствии с последовательностью выполнения технологических операций.

Нормативы расстояний между различным оборудованием, а также между оборудованием и элементами здания, которые используются при технологическом проектировании, приведены в таблице 5.1

 

Таблица 5.1 - Нормативы расстояний между оборудованием

 

Условные обозначения, используемые при выполнении компоновочного плана и планировки производственных зон указаны на рисунке 5.1.

 

Рисунок 5.1 - Условные обозначения

 

Пост ремонта двигателей (50 м2) входит в пост обслуживания и ремонта (200 м2). Сделаем вырезку поста ремонта двигателей. Планировка поста ремонта двигателей указана на рисунке 5.2

Рисунок 5.2 – Планировка поста ремонта двигателей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА СТО

Последовательность разработки планировки СТО. В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, конструктивная схема здания, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам. Прежде, чем приступить к разработке планировочного решения станции технического обслуживания, рекомендуется предварительно составить экспликацию производственных, складских, технических, административных, бытовых и других помещений с указанием площадей, принятых по результатам технологического расчета, и категории производства по взрывопожарной и пожарной опасности.

Далее, зная общую площадь помещений (здания), выбирается сетка колонн, строительная схема и габаритные размеры здания. Размеры пролетов принимают кратными 6м (12, 18, 24, 30, 36м), при необходимости – кратными 3 м (9, 15, 21, 27, 33 м).

На станциях обслуживания основным помещением является зона постовых работ ТО и ТР, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственно-складскими помещениями.

Обычно выделяются самостоятельные участки мойки, постовых работ ТО и ТР, ремонта кузовов, окраски, а также противокоррозионной обработки кузовов.

Практикой эксплуатации СТО выработаны определенные планировочные решения, исходя из специфики данных предприятий. Это, в первую очередь, относится к помещениям, связанным с обслуживанием клиентов. Так, помещение приема заказов (клиентская), помещение продажи запчастей, касса и посты приема и выдачи автомобилей располагаются обычно смежно. К этой же группе помещений относятся бар и кафе. Такое расположение удобно для клиентов и обслуживающего персонала. К постам приемки и выдачи обычно примыкают посты диагностирования. Клиентскую и посты диагностики также желательно располагать рядом. Перечисленный блок помещений является головной частью станции, куда клиент имеет свободный доступ. В этой части обычно располагаются основные рабочие въезды и выезды.

На чертеже производственного корпуса число рабочих должно совпадать с данными расчета.

Толщину стен берем 500 мм.

Внутри здания 250 мм

80*93,75=7500м2 масштаб 1:200

 

Таблица 6.1. - Экспликация помещений СТО

Экспликация помещений

Число, ед

Площадь, м2

Кол-во рабочих, чел

Посты УМР

1

32

 

Посты приемки-выдачи

0

0

 

Число постов диагностирования

1

40

1

Число постов обслуживания и ремонта

5

200

5

Посты ремонта узлов и агрегатов

4

160

3

Посты кузовных работ

2

80

0

Всего постов окрасочных работ

2

80

0

Всего по постам

15

592

Вспомогательных посты

4

147

 
  • Вспомогательный пост кузовной

1

36

 
  • Вспомогательный пост мойки

1

36

 
  • Вспомогательный пост зоны ТО и ТР

1

36

 
  • Вспомогательный пост окрасочных работ

1

39

 

ИТОГО по постам

19

739

Технические помещения

 

60

 
  • вентиляционная камера

 

10

 
  • насосная

 

10

 
  • тепловой пункт

 

10

 
  • водомерный узел,

 

10

 
  • электрощитовая

 

10

 
  • компрессорная

 

10

 

Складские помещения

 

68

 

Административные помещения

 

19

 

Бытовые помещения

 

72

 
  • гардероб

 

27

 
  • туалет

 

9

 
  • душевая кабина

 

18

 
  • комната отдыха

 

18

 

Помещения для клиентов

 

35

 

Помещения для продажи запчастей

 

11

 

265

агрегатные

30

2

слесарно-механические

22

1

электротехнические

6

0

аккумуляторное

6

0

ремонт приборов системы питания

6

0

шиномонтажные

6

0

кузнечно-рессорные

6

0

медницкие

6

0

сварочно-жестяницкие

6

0

арматурные

6

0

окрасочные

6

0

обойные

6

0

Всего по участкам

112

Автомобиле места ожидания

3

144

 

Автомобиле места готовых к выдаче

2

96

 

Автомобиле-места для демонстрации

3

144

 

Итого по автомобиле-местам

 

384

 

 

 

Рисунок 5.2. Производственный корпус

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории.

Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование. В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными дорогами, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования.

Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.

Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением, к общей площади предприятия.

Коэффициент озеленения определяется отношением площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.

На генеральном плане необходимо указывать розу ветров. На рисунке 7.1 указан пример генерального плана, по площадям, не совпадающим с расчетами.

 

 

Рисунок 7.1 Генеральный план

 



Вопросы к самоконтролю

 

1. Основные исходные данные используются для технологического расчета?

2. Единица измерения трудоемкости и что она значит?

3. Назовите основные классы автомобилей?

4. Как рассчитывается число заездов на УМР перед ТО и ТР и как самостоятельный вид услуг?

5. Как рассчитывается годовой объем работ по УМР?

6. Как рассчитывается годовой объем работ по приемке и выдаче?

7. Как рассчитывается годовой объем работ по предпродажной подготовке?

8. Как рассчитывается годовой объем работ по ТО и ТР?

9. От чего зависит распределение общего годового объема работ по ТО и ТР?

10. Какие работы выполняются 100% на постах?

11. Чем отличается пост от участка?

12. Формула расчета числа постов?

13. Что такое годовой фонд времени рабочего?

14. Отличите технологически необходимого числа рабочих от штатного.

15. Как рассчитываются площади участков по числу рабочих?

16. Как рассчитать площадь участка по площади занятой оборудованием.

17. Расчет площади постов и автомобиле – мест.

18. Основные показатели генерального плана.

19. Что такое роза ветров и для чего она нужна?

20. Назначение участка, поста (согласно теме).

21. Виды работ, выполняемые на участке и используемое оборудование.

 

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

АВТОМОБИЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Кафедра «Сервис транспортных систем»

 

Курсовой проект по дисциплине:

«Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса»

на тему: «Проект автосервисного предприятия с детальной разработкой поста ремонта двигателей»

 

Выполнил: студент гр.1142215

Иванов В.Г

Проверил: к.т.н., доцент каф. СТС Габсалихова Л.М.

Старший преподаватель каф СТС

Садыгова Г.Р.

 

 

Набережные Челны

2019

 

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «Сервис транспортных систем»

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса»

на тему: «Проект автосервисного предприятия с детальной разработкой поста ремонта двигателей»

КП 23.03.03.19.2215.05.00.00.00 ПЗ

Группа: 1142215

Студент: Иванов Виталий Геннадьевич

Исходные данные:

1. Тип транспортного средства Легковой среднего класса
2. Годовое количество условно обслуживаемых автомобилей на СТО, ед. 1500
3. Количество автомобиле-заездов одного автомобиля в год, ед. 2,5
4. Годовое количество продаваемых автомобилей, ед. 4
5. Среднегодовой пробег автомобиля, км 20000
6. Число рабочих дней в году, дн. 301
7. Число смен 1
8. Продолжительность смены, час 8
9. Пост, зона, участок для проектирования Пост ремонта двигателей

Примечание:

Объём графической части:    3 листа формата А1

 

  Должность Фамилия И.О. Дата Подпись
Задание выдал: доцент Габсалихова Л.М.    
Задание принял: студент гр. 1142215 Иванов Виталий Геннадьевич    

 

 

Набережные Челны

2019

 

 

_________________________________________________________________

 

Подписано в печать ____________г.

Формат 60х84/16  Бумага офсетная Печать ризографическая

Уч.-изд.л. 1,5       Усл.-печ.л. 1,75 Тираж 50 экз.

Заказ _____

Издательско-полиграфический центр

Набережночелнинского института

Казанского (Приволжского) федерального университета

———————————————————————————

423810, г. Набережные Челны, Новый город, проспект Мира, 68/19

тел./факс (8552) 39-65-99 e-mail: ic-nchi-kpfu@mail.ru

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Учебное пособие

 

 

Набережные Челны

2019


Технологическое проектирование автосервисных предприятий. Учебное пособие / Составители: Мухаметдинов Э. М., Габсалихова Л.М., Садыгова Г.Р., Фролов А.М. - Набережные Челны: изд-во НЧИ КФУ, 2019. - 38 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе студентами очной и заочной формы, обучающимися по направлениям автомобильного профиля при выполнении  курсового проекта. В учебном пособии рассмотрены требования к объему, структуре и последовательности выполнения курсовых проектов по технологическому расчету станций технического обслуживания автомобилей. Приведены методические указания и требования по составу, содержанию и оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части курсового проекта.

 

Рецензент: Калимуллин Руслан Флюрович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

 

 

Печатается по решению методической комиссии автомобильного отделения Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

 

©Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

2019 год




СОДЕРЖАНИЕ

 

3

1. ВВЕДЕНИЕ. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТНО - ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.. 4

3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 4

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТО.. 7

4.1. Исходные данные. 7

4.2. Расчет годовых объемов работ. 7

4.3. Распределение годовых объемов работ. 10

4.4. Расчет численности рабочих. 11

4.5. Расчет числа постов. 13

4.6. Расчет числа автомобиле – мест. 16

4.7. Определение площади участка (поста) 17

4.8. Определение площадей помещений. 24

4.9. Расчет площади территории. 27

5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ЗОНЫ ИЛИ УЧАСТКА.. 28

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА СТО.. 30

7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА.. 34

Вопросы к самоконтролю.. 35

Список использованных источников. 35

Приложение 1. 36

Приложение 2. 37


1. ВВЕДЕНИЕ

Курсовое проектирование имеет своей целью закрепление знаний по дисциплине «Производственно – техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса», полученных на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

Курсовое проектирование направлено на развитие у студентов навыков самостоятельной работы и формирование творческого подхода к решению задач технологического проектирования автосервисных предприятий.

Темами курсовых проектов (КП) являются проекты станций технического обслуживания (СТО), различные по типам и количеству обслуживаемых автомобилей, количеству заездов автомобилей, продолжительности работы и числу смен.


СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТНО - ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

На основе исходных данных (годового количества условно обслуживаемых на станции автомобилей, автомобиле – заездов, среднегодовых пробегов и др.) выполняется технологический расчет СТО и определяются показатели, необходимые для разработки планировки помещений.

В соответствии с заданием выполняется технологическая планировка помещений СТО и планировка производственного участка или рабочего поста.

КП состоит из расчетно - пояснительной записки объемом 20...35 страниц и 3 – х чертежей формата А1:

 – генеральный план СТО – 1 лист;

 – планировка помещений СТО – 1 лист;

 – планировка производственного участка (зоны) или рабочего поста с расстановкой оборудования – 1 лист.

При разработке планировочного решения СТО производится проработка нескольких вариантов размещения помещений станции обслуживания, анализ альтернативных решений и обоснование принятого варианта.

Структура расчётно – пояснительной записки:

1. Титульный лист (рис 1)

2. Задание на КП (рис 2)

3. Оглавление

4. Введение

5. Технологический расчет СТО

6. Выводы

7. Список использованных источников

Курсовой проект перед распечатыванием необходимо отправить преподавателю на проверку по электронной почте, либо проверку осуществить на консультации.

Сдача курсового проекта осуществляется в электронном и печатном виде. Все страницы записки должны быть пронумерованы и сброшюрованы.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Пояснительная записка к курсовому проекту выполняется на стандартных листах бумаги формата А4, сброшюрованных скоросшивателем. Текст печатается на одной стороне листа. Поля: левое поле - 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 10 мм нижнее – 25 мм. Все листы помещаются в рамку, кроме титульного листа и листа с заданием. Шрифт Times New Roman размером 12, межстрочный интервал одинарный. Страницы текста и рисунки имеют сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Ссылки на литературу указываются в тексте в квадратных скобках в соответствии с порядковым номером списка использованных источников.

Список использованных источников оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Справки по оформлению списка литературы. (Прмер оформления интернет-источников: Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения 17.10.2019).)

Все расчеты производить в Ecxel. При вставлении таблиц из Ecxel в Word необходимо их отредактировать. Копируем таблицу Ecxel в Word, вставляем таблицу и выделяем ее, на вкладке «главная» заходим в абзац (рис 3.1) и устанавливаем все отступы и интервалы по 0.

 

Рисунок 3.1 –Вкладка «Абзац»

Выделяем всю таблицу, щелкаем правой кнопкой мыши и заходим в свойства таблицы. Отступ слева устанавливаем 0. Ширина в процентах -100%.

Чертежи выполняются в масштабе на формате А1. Можно использовать КОМПАС, AutoCAD.

Основные команды используемые в КОМПАСе: на панели инструментов редактор – удалить – часть кривой; редактор-удлинить до ближайшего объекта (рис.3.2.).; инструменты- заливка; инструменты - ввод текста, инструменты - ввод таблицы. Для рисования стрелок используем команду: инструменты-обозначения-линия выноска. Для округления двух линий при черчении путей движения используем команду на панели инструментов: геометрия-скругление.

 

Рисунок 3.2 – панель инструментов КАМПАС

Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000

В приложении 1 указано оформление титульного листа.

В приложении 2 указано оформление листа с заданием.

На рисунке 3.2 указан пример заполнения рамки чертежей.

В шифре последними 2 цифрами указывают номер чертежей, поэтому на чертеже участка или поста шифр будет таким: КП 23.03.03.19.2215.03.00.00.01, ждя производственного корпуса КП 23.03.03.19.2215.03.00.00.02, для генерального плана КП 23.03.03.19.2215.03.00.00.03.

 

Рисунок 3.2 – Пример оформления рамки чертежа

 



ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТО

Исходные данные

Исходными данными для технологического расчета являются:

• годовое количество обслуживаемых автомобилей – NСТО,

• количество заездов одного автомобиля в год – d,

• годовое количество продаваемых автомобилей – Nп,

• среднегодовой пробег автомобиля – Lг,

• число рабочих дней в году – Драб г,

• продолжительность смены – Тсм,

• число смен – С.

В качестве примера рассматривается технологический расчет СТО для автомобилей Lada Vesta. Исходные данные, приведенные в табл. 4.1

Таблица 4.1. - Исходные данные

№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение

1

Годовое кол-во обслуживающих а/м (NСТО)

ед.

830

2

Кол-во заездов одного а/м в год (d)

 

2

3

Кол-во продаваемых а/м в год (Nп)

ед.

500

4

Среднегодовой пробег а/м (Lг)

км.

14000

5

Число рабочих дней в году (Д раб г)

дн.

250

6

Продолжительность смены (Тсм)

ч.

8

7

Число смен (С)

ед.

1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 393.