Технико-тактические показатели соревновательной деятельности футболистов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Результатом соревновательной деятельности в футболе является счет матча, который не всегда объективно отражает соотношение сил соперничающих команд, а, следовательно, и уровень подготовленности игроков. На сегодняшний день для оценки соревновательной деятельности используется анализ количественных и качественных показателей индивидуально-командных технико-тактических действий (ТТД). Методика регистрации и анализа ТТД, предложенная Ю.А. Морозовым, получила широкое распространение в научно- методических работах по футболу. При проведении педагогического эксперимента мы регистрировали технико-тактические действия игроков в соревновательный период.

Сравнительный анализ результатов исследования (табл. 5) показал, что игровая деятельность юных футболистов проходит в оптимальных условиях, что очень важно в игровой деятельности, так и в затрудненных. Характерно, что почти 40-45% всех технико-тактических действий (ТТД) выполняются в затрудненных условиях и брак при этом достигает 50-55%.

За период исследования, мы видим, что изменились не только количественные, но и качественные показатели игровой деятельности во всех группах, и что они значительно отличаются между собой.

Таблица 5 Показатели технико-тактических действий юных футболистов в различных условиях выполнения игровых приемов

 

Группы

Условия выполнения игровых приемов

Оптимальные

На высокой скорости

В борьбе с соперником

ΣТТД Брак ΣТТД Брак ΣТТД Брак

 

КГ

181,5±1,7 24,0± 0,7 74,5± 2,0 24,1 ±0,9 60,1±1,1 20,0+1,0
<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

 

ЭГ

183,5± 2,0 20,0± 0,8 75,4+ 1,9 22,7± 1,0 72,3±2,1 13,3+0,9
<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Технология подготовки юных футболистов, основанная на увеличении доли неспецифических средств (50%), и изменении помесячного распределения объема специфических и неспецифических нагрузок с увеличением доли неспецифических нагрузок в июле месяце обеспечивает более высокий суммарный эффект по уровням развития физических способностей, функциональной и технико-тактической подготовленности.

После применения в течение года разработанной системы упражнений было зарегистрировано 10 игр с участием футболистов контрольной и экспериментальных групп. Достоверное преимущество экспериментальной группы обнаружилось при выполнении передач мяча, обводки и отбора мяча, качестве ударов по воротам, общего количества технико-тактических действий. Общее число групповых взаимодействий, выполненных экспериментальной группой, больше на 18 раз, выполнение их на 7% оказались надежнее.

Критерием эффективности технико-тактических действий является количественно-качественные характеристики атакующих комбинаций, при сравнении которых экспериментальная группа выглядит предпочтительнее контрольной. Их выполнение на 17% надежнее и больше чем у контрольных групп. Различия в выполнении общей суммы технико-тактических действий в количественно-качественном отношении оказались на высоком уровне. Это подтверждает и возросшие соревновательные показатели.

Разработанная система упражнений оказывает комплексное воздействие на технико-тактическую подготовку футболистов. Экспериментальная группа на всем этапе педагогического эксперимента превосходила контрольную группу по технической и тактической подготовленности по большинству показателей (табл.6).

Таблица 6 Показатели технико-тактических действий юных футболистов контрольных и экспериментальных групп

Показатели

ЭГ КГ Р

 

Комбинации в парах

Кол-во раз 71,4±4,0 59,0±2,92 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   61   57  

Комбинации в тройках

Кол-во раз 32,5±2,15 23,2±1,84 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   27,8   26,4  

Комбинации в четверках

Кол-во раз 2,2±1,07 4,3±0,84 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   7,8   4,9  

Комбинации в пятерках

Кол-во раз 3,8±0,69 1,2±0,38 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   3,3   1,4  

Комбинации подготовительные

Кол-во раз 74,3±4,46 51,3±3,23 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   63,5   58,4  

Комбинации атакующие

Кол-во раз 42,6±2,08 36,5±1,07 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   36,4   41,5  

Анализ забитых мячей во время соревнований показывает, что выбранная манера ведения игры с преимущественным использованием многоходовых комбинаций имеет тенденцию к повышению своего влияния на результат игр по мере роста спортивного мастерства игроков. Экспериментальная группа забила

36 мячей в   соревнованиях,  контрольная  – 17 мячей.  При  использовании различных тактических схем ведения игры выяснилось, что в возрасте 13-14 лет футболисты экспериментальной группы успешно усвоили командные действия с 5 полузащитниками (3-5-2) и с 4 полузащитниками и одном нападающем (3-4-2-1).

Процесс подготовки нападающих  футболистов при планировании условно разделяется на различные виды. Это разделы теоретической, общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике и тактике нападения в футболе и совершенствования в ней. Тактико- техническая подготовка нападающих в футболе – это педагогический процесс, направленный на овладение техникой игры в изменяющихся условиях. В основе управления тренировочным процессом лежит правильное изменение соотношения различных групп упражнений и объемов нагрузки в них на разных этапах многолетней подготовки, в разных циклах. Правильным оно может быть только в том случае, если критерии распределения упражнений на группы будут обоснованы.

В возрасте 13-14 лет продолжается работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, расширение круга технических приемов футбола, обучение основам тактики игры. В конце этапа проводится экспертная оценка игровых умений и навыков. По результатам экспертизы делается первичный прогноз о наличии способностей у каждого ребенка к мини-футболу.

Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей (бег 10 м - 8,3%, бег 50 м - 4,4%), выносливости (бег 3000 м - 10,8%) и уровня развития скоростно-силовых качеств (11,9%) значительному росту уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико- тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов. Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей, выносливости и уровня развития скоростно-силовых качеств. Увеличению уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико-тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов.

Оптимальная структура тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки юных футболистов определяет преимущество специфических и неспецифических тренировочных средств, увеличение доли нагрузок в зоне большой относительной мощности (65%), специфику помесячного изменения специализированности и направленности тренировочных нагрузок.

Надежность выполнения технико-тактических действий оказалась достоверно выше у экспериментальной группы на 12,8%. Количество выполненных приемов достоверно больше, соответственно на 49,8 технико- тактических и 29,2 групповых тактических действий.

Экспериментально обоснованная методика тренировки, состоящая на предложенные игровые упражнения, способствует быстрому и качественному росту технико-тактического мастерства юных футболистов, а также позволяет избирательно воздействовать на определенные составляющие индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение тактической подготовки юных футболистов начинается с первых занятий и продолжается в течение всего времени занятий, используя наглядные пособия. Это могут быть и макеты футбольного поля с передвижными фишками, рисунки, иллюстрирующие различные тактические комбинации игроков, или специальные доски, на которых тренер наносит необходимый чертёж при объяснении, часто в практике используются видеосъемка, которая дает возможность многократного просмотра материала при разборе тактических действий игроков и команды в целом. С юными футболистами необходимо проводить теоретические занятия по тактике игры в футбол и в первую очередь их необходимо познакомить с правилами игры в футбол. Рассматривая атакующие действия необходимо делать акценты на три стадии данного двигательного действия: это начало атаки, развитие атаки и завершение атаки, при этом стараться раскрыть методы атаки, а они могут быть различными, исходя из возможностей команды, при этом важно учитывать и силы соперников.

Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей (бег 10 м - 8,3%, бег 50 м - 4,4%), выносливости (бег 3000 м - 10,8%) и уровня развития скоростно-силовых качеств (11,9%) значительному росту уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико- тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов. Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей, выносливости и уровня развития скоростно-силовых качеств. Увеличению уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико-тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов.

Оптимальная структура тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки юных футболистов определяет преимущество специфических и неспецифических тренировочных средств, увеличение доли нагрузок в зоне большой относительной мощности (65%), специфику помесячного изменения специализированности и направленности тренировочных нагрузок.

При планировании тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки рекомендуется увеличить общий ее объем до 20 часов в неделю за счет доли неспецифических упражнений. При планировании годичного цикла подготовки в середине соревновательного периода рекомендуется увеличение объема тренировочной работы неспецифического характера аэробной направленности.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Совершенствование техники по психологическому содержанию заключается в развитии способности управления своими движениями при активном участии сознания, недостаточная связь сознания и мышечно- суставного чувства может быть помехой в достижении результата, поэтому необходимо юных футболистов обеспечить полной информацией о ходе и результатах двигательных действий. При формировании двигательного навыка у детей создается двигательном представление о техническом приёме и его элементах. При изучении любого технического приёма в учебно- тренировочном процессе используют рассказ, показ и практическое опробование разучиваемого двигательного действия. Во время рассказа необходимо точно описать приём, сообщить значение и место данного приёма в игре, объяснить основы техники выполнения, при этом рассказ должен быть кратким, чётким, образным.

2. После проведенной игры необходимо провести разбор, анализ игры всей команды, дать оценку выполнения намеченного плана, отметить, что удалось и что не удалось в игре, если необходимо установить причины неудач. Важно дать оценку игры звеньев, линий и отдельных игроков, и их действий, дать советы по устранению ошибок, отметить игроков, которые отлились в игре, применили нестандартные игровые ситуации или решения, неожиданные для соперников. При этом важно дать возможность высказаться самим игрокам при решении того или иного вопроса, это даст возможность активизировать занятие, расширит круг теоретических знаний юных футболистов и даст возможность сделать правильные выводы, в случае неудачных действий отдельных игроков.

3. Особое внимание в учебно-тренировочном процессе необходимо уделять технико-тактической подготовке юных футболистов, используя современный подход к её освоению и совершенствованию. Игроки должны быстро принимать решения, решать задачи, возникающие во время игры при ограничении пространства и времени, иногда и под давлением со стороны соперников.

Играя в футбол, каждый игрок команды должен помнить о том, что игра коллективная, и только усилия всех игроков может привести к положительному результату во время соревнований. А если команда состоит из сильных технически подготовленных футболистов, умеющих на высоком уровне показать свое умение и мастерство, то возможность обыграть соперников будет велика.

Технику игры в футбол можно улучшить только при соответствующей общей и специальной технической подготовке, чтобы все движения были целенаправленны и рациональны. Предугадать и рассчитать движения в пространственно-временном отношении в футболе во время игры заранее невозможно, поэтому многие тренеры едины во мнении, что основа игровых действий футболистов – это техника игры.

Тренеру во время матча важно направлять игру, добиваться сыгранности всех игроков команды, объяснять задачи во всех фазах игры и разбирать различные сложные ситуации. Очень часто на тренировках юные футболисты выполняют специальные задания тренера, видоизменяя правила или проигрывая различные ситуации, приближенные к соревновательным.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 315.