Основные методы и методические приёмы развития технико-тактических действий в футболе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одной из ключевых задач футбольной подготовки является формирование технико-тактического мастерства. Отсюда для повышения уровня эффективности его решения происходит постоянный поиск новых возможностей.

Футбол игра командная, поэтому при подготовке футболистов предъявляют высокие требования, как к мастерству всех игроков, так и к каждому игроку. Юные футболисты должны в короткий промежуток времени выполнять разнообразные движения, быстро принимать решения в любой игровой ситуации при этом контролировать скорость бега, оценивать расстояние до ворот, обладать хорошей реакцией и точно выполнять удары по воротам из различных положений на поле.

Особое внимание в учебно-тренировочном процессе необходимо уделять технико-тактической подготовке нападающих, используя современный подход к её освоению и совершенствованию. Игроки должны быстро принимать решения, решать задачи, возникающие во время игры при ограничении пространства и времени, иногда и под давлением со стороны соперников.

Играя в футбол, каждый игрок команды должен помнить о том, что игра коллективная, и только усилия всех игроков может привести к положительному результату во время соревнований. А если команда состоит из сильных технически подготовленных футболистов, умеющих на высоком уровне показать свое умение и мастерство, то возможность обыграть соперников будет велика.

Цель исследования: совершенствовать технико-тактическую подготовку юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки на примере нападающих игроков.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что совершенствуя технико­тактическую подготовку нападающих в футболе у ребят 13-14 лет в годичном цикле тренировки, улучшится результат выступлений спортсменов на соревнованиях.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов 13-14 лет

Предмет исследования: контроль технико-тактической подготовки нападающих в футболе.

Задачи исследования:

- изучить особенности технико-тактической подготовки футболистов;

- рассмотреть основные методы и методические приёмы развития технико-тактических действий в футболе;

- определить особенности обучения нападающих технико-тактическим действиям;

- провести исследование деятельности базы практики;

- сделать анализ технико – тактической подготовки нападающих в футболе;

- дать оценку технико – тактической подготовки нападающих в футболе;

- проанализировать технико-тактическую подготовку нападающих футболистов в ходе педагогического эксперимента;

- исследовать результаты изменения показателей физической подготовки футболистов в ходе педагогического эксперимента;

- определить технико-тактические показатели соревновательной деятельности футболистов.

Для решения поставленных задач применены следующие теоретические и эмпирические методы:

1. анализ научно-методической литературы;

2. педагогическое наблюдение;

3. педагогическое тестирование;

4. психологическое тестирование;

5. педагогический эксперимент;

6. методы математической статистики.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

 

1.1 Особенности технико-тактической подготовки футболистов

 

Текущее состояние детско-юношеского футбола в России требует пересмотра организации работы с юными футболистами в детских спортшколах, отказа от командного спортивного результата как основного критерия качества работы тренеров детских и юношеских команд. При этом командный результат не является характеристикой качества работы детского тренера, но команда, выходя на футбольное поле на очередную игру должна быть нацелена на достижение общекомандного результата! Высокая значимость спортивного командного результата как основного критерия качества работы детского тренера провоцирует форсирование подготовки, откровенное «натаскивание» детей на командный результат, отказ от подготовки отдельного футболиста. Этим наносится серьёзный вред индивидуальному развитию игрока в детском и юношеском возрасте, провоцирую отсутствие самостоятельности в принятии решении игровой задачи в отдельном игровом эпизоде, что становится особенно заметно на более поздних этапах подготовки и лимитирующим фактором, практически не поддающимся коррекции на этапах совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) [38,41,43].

В возрасте от 7 до 11 лет игроки отличаются любознательностью, энтузиазмом и особой подвижностью. С течением времени они будут развивать свои координационные возможности, и мудрый тренер не будет мешать им экспериментировать, пусть даже в ущерб соревновательному элементу – им как воздух необходимо больше разнообразия по мере освоения новых приемов и навыков.

Игроки должны учиться совершенствовать эти навыки и одновременно получать положительный эмоциональный заряд, развивать через эти систематически повторяемые упражнения хорошие задатки. Роль же тренера состоит в том, чтобы обеспечить юным игрокам поддержку, направление и поощрение максимального развития их потенциальных возможностей [20, с. 9].

Одной из актуальных проблем в теории и методике спортивных игр является проблема совершенствования тактико-технической подготовки спортсменов. Тактико-техническое мастерство спортсмена с позиции системно-структурного подхода рассматривается как специфичная система сложно-координационных движений, направленных на успешное решение соревновательных задач для достижения высокого конечного результата.

Тактико-техническое мастерство в мини-футболе является решающим фактором эффективной соревновательной деятельности спортсмена. В мини- футболе наиболее эффективной считается такая техника выполнения приемов, которая более надежна и результативна, а также отвечает требованиям соревновательной деятельности. В тактико-техническом мастерстве

футболиста    фокусируются результаты    физической    и психологической подготовки, в том числе и уровень тренированности.

Исследования процесса формирования технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини- футболе предполагает, что данный процесс будет эффективным, если использовать моделирование процесса технико-тактической подготовки на основе учета исходного уровня сформированности технико-тактических действий и данных об их эффективности в соревновательной деятельности по мини-футболу [2, с. 14].

Рассматривая особенности формирования технико-тактического мастерства, Петухов выделяет примерные благоприятные периоды для развития различных качеств в подготовке футболиста. Мы считаем, что данные рекомендации можно использовать для моделирования тактико- технической подготовки юных футболистов 13-14 лет в мини-футболе [33, с. 130]

Таким образом, модель тактико-технической подготовки футболистов 13-14 лет основывается на особенностях данного возраста. Учитываются сенситивные периоды развития различных составляющих подготовки юных спортсменов.

Модель включает в себя (схема 1): предпосылки к моделированию процесса тактико-технической подготовки; методику тактико-технической подготовки; методику развития скоростно-силовых качеств; оценку сформированного уровня тактико-технических действий юных футболистов.

Разработка данной модели отражает принятый принцип моделирования с выделением этапов – поисковый; познавательный; теоретического анализа результатов идеального и реального исследования моделей; разработки путей практической реализации задач управления, возникающих при использовании конкретной модели в тренировочной и соревновательной деятельности.

Предпосылки к моделированию процесса тактико-технической подготовки включают в себя накопление количественных и качественных параметров соревновательной деятельности футболистов, выступающих в качестве объективных оснований к конструированию предполагаемой модели, и содержит блоки тактико-технических действий, которые отражают фактический и модельный уровень тактико-технических действий футболистов. Данные блоки являются первым уровнем модели.

Второй уровень модели предполагает методику, основанную на технологии поэтапного формирования специфических тактико-технических действий. Технология предусматривает следующие этапы формирования тактико-технических действий:

1 этап: формирование знаний о специфических тактико-технических действиях в мини-футболе на основе наблюдения за их выполнением с одновременным комментарием, который обращает внимание на элементы специфических тактико-технических действий и особенности условий их успешного выполнения. На данном этапе формировался образ, модель изучаемого специфического тактико-технического действия, осуществлялся процесс насмотренности специфических тактико-технических действий лидеров мирового мини-футбола;

2 этап: создание устойчивого, оптимального варианта выполнения специфических тактико-технических действий с учетом наличия собственного двигательного опыта футболиста. В начале этого этапа формировалась рациональная временная, пространственная и динамическая структура специфических тактико-технических действий футболистов, целесообразный ритм их выполнения.

В дальнейшем осуществлялась стабилизация специфических тактико- технических действий футболистов и дальнейшее совершенствование их от дельных частей.

3 этап: стабилизация тактико-технических действий и дальнейшее их совершенствование с установкой на надежность и результативность действий. На этом этапе проходило формирование тактико-технических действий с учетом индивидуальных особенностей футболистов, совершенствование способности футболистов к максимальной реализации скоростно-силового потенциала при выполнении специфичных тактико- технических действий.

      Методика тактико-технической подготовки    содержит комплексы

тренировочных упражнений по формированию специфических тактико- технических действий футболистов, сконструированные с учетом особенностей соревновательной деятельности в мини-футболе; текущий и этапный контроль с использованием тестов и комплексного упражнения по определению специальной физической и тактико-технических подготовленности; коррекцию в учебно-тренировочном процессе.

Третий уровень содержит оценку сформированного уровня и эффективности тактико-технических действий юных футболистов, которая определялась с помощью специального контрольного упражнения.

Структурное содержание модели представляет собой тесную взаимосвязь и взаимодействие основных блоков модели. Реализация модели позволяет сформировать специфические тактико-технические действия юных футболистов.

На этапе начальной подготовки применяют средства, способствующие гармоническому развитию всех групп мышц, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимн, палками и др.); упражнения в упорах; метание легких предметов на дальность, а также специальные упражнения: удары по мячу на дальность и силу (у тренировочной стенки, батута); вбрасывание мяча и др. Для развития первой группы мышц хороши упражнения скоростно-силового характера, при выполнении которых сила «стремиться» к максимуму преимущественно за счет нарастания скорости сокращения мышц. В качестве средств здесь используют бег на короткие дистанции, различные прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями и специальные упражнения с мячом. Вторая группа мышц развивается при помощи общеразвивающих упражнений с отягощением и без них. Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития скоростно-силовых способностей должен быть индивидуализирован и определяться возрастными и морфологическими особенностями каждого занимающегося.

При развитии физических качеств юных футболистов следует учитывать периоды, когда организм наиболее восприимчив к тренировочным воздействиям.

В возрасте 13-14 лет интенсивно развиваются такие физические качества, как ловкость и гибкость. Скоростно- силовые качества начинают показывать прирост в возрасте 14 лет.

В настоящее время отечественные школы мини-футбола находятся не на лучшем этапе своего развития. В тенденции развития нашего футбола наблюдается снижение уровня спортивных достижений. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности подготовки качественного спортивного резерва. Для этого требуется постоянно осуществлять поиск новых путей и методов тактико-технической подготовки.

Мини-футбол получил свое развитие в России после 1972 года и к настоящему моменту является достаточно популярной игрой. Сейчас в России создано более 20 региональных ассоциаций, развивающих этот вид спорта.

Подготовка спортсменов в мини-футболе включает разнообразные виды подготовки. Это теоретическая, общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая подготовка. Техника тесно связана с тактикой, зависит от последней и влияет на ее развитие. Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

Технико-тактические действия – это выполнение отдельных элементов техники в тактических комбинациях, а тактико-технические действия – это программа группового взаимодействия – комбинации, созданные группой или командой игроков с использованием каких-либо технических элементов

В возрасте 13-14 лет тактико-техническая подготовка имеет особенности, обусловленные физическими и психологическими характеристиками данного возраста.

Воспитание «тактической грамотности» юного футболиста может начинаться с 9-14-летнего возраста. Цель такой подготовки – дать футболисту те знания и умения, привить такие навыки и качества, которые способствовали бы успешной его деятельности в постоянно меняющихся условиях игры. Тактическое мастерство футболистов заключается в умении находить в течение игры наиболее эффективные способы решения постоянно и неожиданно возникающих игровых ситуаций. На начальном этапе обучения, когда футболисты только осваивают азы тактики, первостепенная задача тренера – научить их ориентироваться и взаимодействовать в парах и тройках.

Изучая научно-методическую литературу по проблеме исследования, Губа В.П. отмечает: «чем выше техника владения мячом и разнообразнее технические действия, тем шире возможности футболистов в осуществлении различного рода тактических планов и комбинаций, используемых в игре для достижения поставленной цели» [10]. Для молодого футболиста подход к овладению техникой должен содержать следующие этапы:

1. Знакомство с дриблингом, начало скоростной работы.

2. Изучение основных финтов, постоянная работа с мячом в движении.

3. Закрепление навыков дриблинга.

С юношеского возраста во время тренировок закладываются все данные, необходимые для профессиональной карьеры игрока. До 13 лет в учебно­тренировочном процессе упор делается на развитие быстроты, скоростного потенциала игроков, и особое внимание уделяется развитию мышечного комплекса занимающихся.

По психологическому содержанию   совершенствование техники заключается в развитии способности управления своими движениями при активном участии сознания, недостаточная связь сознания и мышечно­суставного чувства может быть помехой в достижении результата, поэтому необходимо юных футболистов обеспечить полной информацией о ходе и результатах двигательных действий. При формировании двигательного навыка у детей создается двигательном представление о техническом приёме и его элементах.

 При изучении любого технического приёма в учебно - ­тренировочном процессе используют рассказ, показ и практическое опробование разучиваемого двигательного действия. Во время рассказа необходимо точно описать приём, сообщить значение и место данного приёма в игре, объяснить основы техники выполнения, при этом рассказ должен быть кратким, чётким, образным.

При показе желательно воспроизвести пространственно-временные и силовые характеристики движения, сопровождая пояснением, с целью усиления и углубления восприятия.

При попытке воспроизведения изучаемого действия используется метод практического упражнения, в постоянных и упрощенных условиях, в основном в футболе используют метод целостного упражнения, через ведущую ногу и в удобную для игрока сторону. Разучивание двигательного действия по частям в футболе часто приводит к искажению его биомеханической структуры.

Новые сложно-координационные упражнения часто приводят к быстрому утомлению нервных центров юных футболистов, поэтому достаточно ограничится небольшим количеством повторений упражнений в рамках одной серии или одного учебно-тренировочного занятия.

Многие тренеры придерживаются правила проводить две тренировки в день, например, утро: беговая и силовая тренировка, вечер: технико­тактическая работа. Иногда проводят тренировки без мяча, делая акцент набеговые тренировки.

Согласно учению Золотарёва А.П.: «в любом игровом виде спорта содержание тренировочного процесса должно быть направлено на максимальное сочетание действий группы спортсменов, которые создают, так называемые, острые моменты, с действиями одного из них, который должен реализовывать этот острый момент. Реализация острого момента в футболе заключается в ударе по воротам соперника, который часто оказывается неточным. В этих случаях командные действия игроков оказываются неэффективными, поэтому большое внимание в современном футболе должно уделяться совершенствованию коллективных технико-тактических действий, и, особенно, завершающей их фазы: здесь в тренировочных занятиях необходимо многократное повторение отстающих действий» [14].

Современный футбол учитывает высокий рост противоборства, умение красиво вести игру - эффективно атаковать, умело обороняться, игрокам в таких условиях тяжело добиться успеха, технические приёмы часто выполняются автоматически, но это возможно только при многолетней тренировке и соответствующего соревновательного опыта игроков.

Согласно выводам, Варюшина В.В.: «это связано с различием их функций в команде и специфическими задачами, которые приходится решать в игре тому или иному игроку:                    от футболиста требуется умение выполнять

разнообразные и разноплановые движения и приспосабливаться к различным условиям (например, контролировать скорость бега, расстояние до ворот), мгновенная реакция, способность быстро принимать решения» [5].

Технику игры в футбол можно улучшить только при соответствующей общей и специальной технической подготовке, чтобы все движения были целенаправленны и рациональны. Предугадать и рассчитать движения в пространственно-временном отношении в футболе во время игры заранее невозможно, поэтому многие тренеры едины во мнении, что основа игровых действий футболистов - это техника игры. Так, например, Варюшин В.В. пишет: «в спортивных играх техника должна быть одновременно стабильной и гибкой, разнообразной и неотъемлемой от тактики; чтобы техника помогла решать ту или иную задачу, футболисту надо постоянно расширять арсенал технических приемов» [5].

Стремительное развитие футбола, предъявляет высокие требования к технико-тактической подготовке футболистов, в учебно-тренировочном процессе юных футболистов необходимо подбирать такие средства подготовки, при которых игроки должны решать реальные задачи, которые могут возникнуть во время соревнований в ограниченном промежутке времени и иногда и пространстве.

По мнению Елагина А.В.: «для того, чтобы приступить к изучению техники футбола, в первую очередь, необходима соответствующая зрелость. Зрелость означает определенный уровень роста тела и связанную с этим работу органов кровообращения, дыхания и центральной нервной системы; при этом, внимание акцентируется в первую очередь не на росте и весе тела, а на тех качественных изменениях, которые характеризуют деятельность внутренних органов молодых футболистов» [11]. Тем самым автор отмечает, что игроки должны быть подготовлены не только физически, а также и психологически. Здесь мы можем утверждать, что технику футбола можно усвоить при хорошей физической и психологической подготовке, и она будет результативна лишь тогда, когда у игрока отлично функционирует нервная система при выборе эффективных ответных действий во время игры на неожиданные раздражители.

Известно, что человек во многих видах деятельности способен сохранять приобретенные ранее навыки, даже, если случаются перерывы в несколько лет. Однако, в футболе, как пишет Кузнецов А.А.: «игрок, не контактирующий с мячом всего несколько месяцев, испытывает определенные трудности (в зависимости от уровня его мастерства), особенно в технике, не достает до мяча, неправильно выбирает позицию, не чувствует мяч. Дело в том, что из-за отсутствия практики ослабевают когда-то выработанные связи между конечностями и нервными центрами, которые посылают импульсы-приказы; нарушается координация движений, и на большой скорости игрок может легко ошибаться» [15].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что нельзя на длительный период прекращать учебно-тренировочный процесс совершенствования техники игры, так как технико-тактическая подготовка задача не одного года или периода, а постоянная круглогодичная, с целью овладения арсеналом всех технических приёмов и тактических действий, доведя их до навыка высшего порядка.

 

Рис.1. Рывок после передачи мяча

 

Упражнение 4. Игрок А1 начинает упражнение с ведения мяча и передача в противоположную колонку, затем он передает мяч игроку Б1, а сам перемещается в конец колонны Б. Игрок Б1, подхватив мяч, ведет его, а затем передает в противоположную колонну игроку А2 и т.д. (рис 2).

 


Рис. 2. Ведение мяча и передача в противоположную колонку

К взаимодействию двух игроков относятся комбинации: скрещивание, в стенку, в одно касание, ведение мяча с остановкой под подошву, передача мяча с перемещением по игровому полю, передача мяча со сменой мест. К взаимодействиям в тройках относятся такие комбинации, как пропускание мяча, в одно касание, взаимозаменяемость и другие передачи мяча в тройках с продвижением вперед.

 

Упражнение 5. Комбинация скрещивание выполняется в колоннах. Игрок А1 ведет мяч левой ногой и скрытно оставляет его движущемуся на встречу из противоположной колонны игроку Б1, и сам выполняет быстрый рывок в конец колонны Б. Игрок Б1 принимает мяч, ведет его левой ногой, а затем оставляет игроку А2, а сам выполняет рывок в конец колонны А и т.д. В ходе выполнения упражнения ведение мяча выполняется левой и правой ногой попеременно (рис.3).

 


Рис. 3. Скрещивание

Упражнение 7. Передача мяча с перемещением. Игрок А выполняет передачу в движении (на ходу) игроку Б, а сам перемещается вперед. Игрок Б выполняет то же самое. И так по всей длине площадки (рис 4).

Упражнение 8. Передача мяча со сменой мест. Выполнение: упражнение начинает игрок Б. Игрок Б выполняет левой ногой передачу игроку А, а сам устремляется на место игрока Б1, куда следует передача от игрока В. Игрок Б1 правой ногой в одно касание возвращает мяч игроку В, а сам выполняет рывок на свое прежнее место, куда вновь следует передача мяча от игрока А и т.д. (рис 4).

Упражнение 9. Передача мяча в одно касание с последующим рывком. Игрок А выполняет передачу внутренней стороной стопы в одно касание в противоположную колонну игроку Б1, а сам делает рывок на это место. Игрок Б1 совершает ведение в сторону на место Б2, а затем выполняет передачу игроку А2 и так до конца площадки с последующим ударом по воротам.

 

 

Рис. 4. Передача мяча с перемещением

Упражнение 10. Передача мяча в тройках с продвижением вперед. Игроки А и Б начинают упражнение с движением вперед. Игрок Б выполняет передачу на ходу игроку А и перебегает на место партнера. Игрок А принимает мяч и выполняет передачу на ходу игроку В, а сам перемещается на его место. Игрок Б принимает мяч и выполняет передачу уже на ходу игроку Б и сам перемещается на его место и т.д. Заканчивается упражнение каждого игрока ударом по воротам. Упражнение можно выполнять в двух вариантах: а) передача выполняется в одно касание; б) передача выполняется в два касания (рис.5).

Рис. 5. Передача мяча

 

 

       Упражнение 11. Игра в нападении по системе квадрат. Наиболее часто эта система игры в нападении используется при отсутствии прессинга со стороны соперника и при замене вратаря полевым игроком с хорошо поставленным ударом (5+4) в конце тайма (игры). Игрок А1 (заменивший вратаря) медленно продвигается вперед, выполняя передачи мяча поочередно с игроками В и Б. Таким образом, он выигрывает несколько метров игрового пространства и нападающие получают возможность увеличить площадь своих атакующих действий. Игроки Г и Д должны располагаться в глубине поля, ближе к месту выполнения углового удара, растягивая оборону соперника. В этом случае игрок А1, оценив ситуацию должен выйти на ударную позицию по центру и обязательно нанести удар по воротам. Одновременно с этим один из двух защитников нападающих игроков (В или Б) должен выполнить подстраховку игрока А1, перекрыв за его спиной зону своих ворот (рис. 6).

Если соперник все же не сумеет перекрыть центральную зону и заблокирует выход вперед игрока А1, атакующие могут использовать второй вариант нападения: игрок А1 выполняет передачу мяча на фланг игроку Б, который выполняет передачу мяча игроку Д, и тот, в свою очередь, находясь в углу поля, получает возможность передать мяч под удар набегающему игроку В1 (рис 6).

Рис. 6. Система квадрат

 

 

   Упражнение 12. Подключение двух защитников в атаку. В этом упражнении в каждой команде действует по одному нападающему игроку (2, 3,

4) и по два защитника (1, 5, 6). Среднюю линию игровой площадки имеет право пересекать любой игрок, но только после выполнения им передачи мяча. Вратари могут играть только ногами (рис.7). В этом упражнении отрабатываются варианты нападения и защиты: 1х2, 2х2, 2х1, 1х1, а также навык у защитников к взаимодействию при подключении в нападение.

 


Рис. 7. Подключение двух защитников в атаку

Упражнение 13. В этом упражнении в каждой команде все пять игроков (4 полевых и вратарь) участвуют в атакующих действиях (рис.8). Это упражнение служит для обработки игры в большинстве 5х4 при условии своевременного расположения игроков на чужой половине поля. Задача – забить гол в ворота, используя игру всех 5 нападающих. В игре соблюдается следующее условие: отобрав мяч у соперника, новую атаку начинает вратарь.


 


Рис. 8. Система 5х4

Методика совершенствования технико-тактических действий юных футболистов, строилась на основе обучения технике игры при помощи стандартных упражнений и развития функциональных возможностей спортсменов. При этом структура подготовки направлена на получение максимального результата в соревновательной деятельности. Ведущими принципами были: создание эмоционально насыщенных ситуаций, увеличение плотности игры, поощрение нестандартных решений. В качестве регуляторов были выбраны различные ограничительные меры: регламент количества касания мяча, выполнение различных технико-тактических действий в разных зонах и мячами различного цвета, сокращение времени и пространства, введение нескольких мячей и игровых зон.

 

3.2 Результаты изменения показателей физической подготовки футболистов в ходе педагогического эксперимента

 

В годичном цикле тренировочного процесса у юных футболистов выделяют три периода: подготовительный, соревновательный, переходный. Как отмечают тренеры: «в юношеском возрасте объёмы тренировочной работы нередко достигают объёмов взрослых, квалифицированных спортсменов. Поэтому важным моментом в повышении эффективности тренировочного процесса остаётся поиск оптимальной структуры и распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки. Обеспечение оптимального соотношения в годичном цикле работы, различной преимущественной направленности, особенно важно в процессе совершенствования технического мастерства и повышения специальной физической подготовленности».

При планировании тренировочной нагрузки в футболе используют: 40% - на физическую подготовку, 30% - на тактическую и 30% - на техническую. Только в зависимости от возраста спортсменов меняется соотношение времени, выделяемые на подготовку спортсменов в учебно-тренировочном процессе.

Рис. 9. Основные средства неспецифической нагрузки юных футболистов в годичном цикле тренировки

Основные средства специфической и неспецифической нагрузки, использованных в подготовке юных футболистов была почти одинаковой в контрольной и экспериментальной группе (табл.2).

Таблица 2 Распределение нагрузки тренировочного процесса (часы)

Группы

дек, янв фев, март апр, май июнь, июль авг, сент окт, нояб

 

КГ

специф. нагрузка 32 32 30 32 30 40
неспециф. нагрузка 32 32 34 32 34 24

 

ЭГ

специф. нагрузка 20 28 30 26 36 42
неспециф. нагрузка 44 36 34 40 30 22

Из специфических средств в футболе предпочтение отдавалось упражнениям технико-тактической направленности (55%), а из неспецифических предпочтение отдавалось кроссу (31%). Изучать динамику уровня физической подготовленности в период подготовки юных футболистов необходимо, так как эти показатели являются основными в организации и проведении учебно- тренировочного процесса.

Таблица 3 Результаты тестирования юных футболистов контрольной группы

Контрольные тесты

Результаты тестирования

1 2 3
Бег 10 м, сек 2,06±0,09 1,99±0,04 1,95±0,03
Бег 50 м, сек 7,54±0,17 7,42±0,21 7,32±0,22
Бег 7Х50 м, сек 69,4±1,5 67,8±1,7 67,4±2,1
Вертикальное выпрыгивание, см 38,1±4,3 40,2±2,5 40,4±3,1
Бег 3000 м, сек 788,0±25,1 764,0±22,0 760,0±21,0

Изучение физической подготовленности контрольной группы в годичном цикле тренировки (табл.3). В контрольной группе произошли изменения во всех показателях.

 

Для наглядности динамика отдельных двигательных качеств показана на рисунке 10.

 

Рис. 10. Результаты тестирования юных футболистов контрольной группы

Динамика физической подготовленности экспериментальной группы, показывает нам, что и здесь произошли изменения во всех исследуемых показателях. Наибольший прирост 9% был отмечен в тесте бег на 3000 м и в прыжке вверх 10%, наименьший прирост 5% в тесте бег на 50 м (табл.4, рис.11).

 

 

Таблица 4 Результаты тестирования юных футболистов экспериментальной группы

Контрольные тесты

Результаты тестирования

1 2 3
Бег 10 м, сек 2,09±0,05 1,97±0,06 1,95±0,08
Бег 50 м, сек 7,55±0,17 7,39±0,21 7,3±0,20
Бег 7Х50 м, сек 70,2±1,1 66,9±2,0 66,4±1,8
Вертикальное выпрыгивание, см 37,8±4,7 40,8±3,1 41,5±3,3
Бег 3000 м, сек 779,0±26,0 728,0±24,0 729,0±25,0

Рис. 11. Результаты тестирования юных футболистов экспериментальной группы

Динамика показателей физической подготовленности юных футболистов в баллах в годичном цикле (рис. 12)

 


Рис. 12. Динамика изменения показателей физической подготовленности юных футболистов (баллы)

 

Рассматривая динамику изменения показателей физической подготовленности, мы можем судить, что в экспериментальной группе прирост

 во всех показателях физической подготовленности более значительный.

Анализируя динамику физической подготовленности и сопоставляя полученные данные с тренировочными нагрузками, которые использовались в годичном цикле, можно говорить о влиянии используемой методики на эффективность тренировочного процесса.

Более высокие показатели прироста в экспериментальной группе, в отличие от контрольной позволяют считать целесообразным строить тренировочный процесс с увеличением работы, в середине соревновательного периода, используя нагрузки неспецифического характера аэробной направленности.

 

Таблица 5 Показатели технико-тактических действий юных футболистов в различных условиях выполнения игровых приемов

 

Группы

Условия выполнения игровых приемов

Оптимальные

На высокой скорости

В борьбе с соперником

ΣТТД Брак ΣТТД Брак ΣТТД Брак

 

КГ

181,5±1,7 24,0± 0,7 74,5± 2,0 24,1 ±0,9 60,1±1,1 20,0+1,0
<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

 

ЭГ

183,5± 2,0 20,0± 0,8 75,4+ 1,9 22,7± 1,0 72,3±2,1 13,3+0,9
<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Технология подготовки юных футболистов, основанная на увеличении доли неспецифических средств (50%), и изменении помесячного распределения объема специфических и неспецифических нагрузок с увеличением доли неспецифических нагрузок в июле месяце обеспечивает более высокий суммарный эффект по уровням развития физических способностей, функциональной и технико-тактической подготовленности.

После применения в течение года разработанной системы упражнений было зарегистрировано 10 игр с участием футболистов контрольной и экспериментальных групп. Достоверное преимущество экспериментальной группы обнаружилось при выполнении передач мяча, обводки и отбора мяча, качестве ударов по воротам, общего количества технико-тактических действий. Общее число групповых взаимодействий, выполненных экспериментальной группой, больше на 18 раз, выполнение их на 7% оказались надежнее.

Критерием эффективности технико-тактических действий является количественно-качественные характеристики атакующих комбинаций, при сравнении которых экспериментальная группа выглядит предпочтительнее контрольной. Их выполнение на 17% надежнее и больше чем у контрольных групп. Различия в выполнении общей суммы технико-тактических действий в количественно-качественном отношении оказались на высоком уровне. Это подтверждает и возросшие соревновательные показатели.

Разработанная система упражнений оказывает комплексное воздействие на технико-тактическую подготовку футболистов. Экспериментальная группа на всем этапе педагогического эксперимента превосходила контрольную группу по технической и тактической подготовленности по большинству показателей (табл.6).

Таблица 6 Показатели технико-тактических действий юных футболистов контрольных и экспериментальных групп

Показатели

ЭГ КГ Р

 

Комбинации в парах

Кол-во раз 71,4±4,0 59,0±2,92 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   61   57  

Комбинации в тройках

Кол-во раз 32,5±2,15 23,2±1,84 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   27,8   26,4  

Комбинации в четверках

Кол-во раз 2,2±1,07 4,3±0,84 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   7,8   4,9  

Комбинации в пятерках

Кол-во раз 3,8±0,69 1,2±0,38 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   3,3   1,4  

Комбинации подготовительные

Кол-во раз 74,3±4,46 51,3±3,23 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   63,5   58,4  

Комбинации атакующие

Кол-во раз 42,6±2,08 36,5±1,07 Р ≤0,05
% от общего кол-ва комбинаций   36,4   41,5  

Анализ забитых мячей во время соревнований показывает, что выбранная манера ведения игры с преимущественным использованием многоходовых комбинаций имеет тенденцию к повышению своего влияния на результат игр по мере роста спортивного мастерства игроков. Экспериментальная группа забила

36 мячей в   соревнованиях,  контрольная  – 17 мячей.  При  использовании различных тактических схем ведения игры выяснилось, что в возрасте 13-14 лет футболисты экспериментальной группы успешно усвоили командные действия с 5 полузащитниками (3-5-2) и с 4 полузащитниками и одном нападающем (3-4-2-1).

Процесс подготовки нападающих  футболистов при планировании условно разделяется на различные виды. Это разделы теоретической, общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике и тактике нападения в футболе и совершенствования в ней. Тактико- техническая подготовка нападающих в футболе – это педагогический процесс, направленный на овладение техникой игры в изменяющихся условиях. В основе управления тренировочным процессом лежит правильное изменение соотношения различных групп упражнений и объемов нагрузки в них на разных этапах многолетней подготовки, в разных циклах. Правильным оно может быть только в том случае, если критерии распределения упражнений на группы будут обоснованы.

В возрасте 13-14 лет продолжается работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, расширение круга технических приемов футбола, обучение основам тактики игры. В конце этапа проводится экспертная оценка игровых умений и навыков. По результатам экспертизы делается первичный прогноз о наличии способностей у каждого ребенка к мини-футболу.

Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей (бег 10 м - 8,3%, бег 50 м - 4,4%), выносливости (бег 3000 м - 10,8%) и уровня развития скоростно-силовых качеств (11,9%) значительному росту уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико- тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов. Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей, выносливости и уровня развития скоростно-силовых качеств. Увеличению уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико-тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов.

Оптимальная структура тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки юных футболистов определяет преимущество специфических и неспецифических тренировочных средств, увеличение доли нагрузок в зоне большой относительной мощности (65%), специфику помесячного изменения специализированности и направленности тренировочных нагрузок.

Надежность выполнения технико-тактических действий оказалась достоверно выше у экспериментальной группы на 12,8%. Количество выполненных приемов достоверно больше, соответственно на 49,8 технико- тактических и 29,2 групповых тактических действий.

Экспериментально обоснованная методика тренировки, состоящая на предложенные игровые упражнения, способствует быстрому и качественному росту технико-тактического мастерства юных футболистов, а также позволяет избирательно воздействовать на определенные составляющие индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение тактической подготовки юных футболистов начинается с первых занятий и продолжается в течение всего времени занятий, используя наглядные пособия. Это могут быть и макеты футбольного поля с передвижными фишками, рисунки, иллюстрирующие различные тактические комбинации игроков, или специальные доски, на которых тренер наносит необходимый чертёж при объяснении, часто в практике используются видеосъемка, которая дает возможность многократного просмотра материала при разборе тактических действий игроков и команды в целом. С юными футболистами необходимо проводить теоретические занятия по тактике игры в футбол и в первую очередь их необходимо познакомить с правилами игры в футбол. Рассматривая атакующие действия необходимо делать акценты на три стадии данного двигательного действия: это начало атаки, развитие атаки и завершение атаки, при этом стараться раскрыть методы атаки, а они могут быть различными, исходя из возможностей команды, при этом важно учитывать и силы соперников.

Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей (бег 10 м - 8,3%, бег 50 м - 4,4%), выносливости (бег 3000 м - 10,8%) и уровня развития скоростно-силовых качеств (11,9%) значительному росту уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико- тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов. Экспериментальная методика распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки способствует существенному повышению скоростных способностей, выносливости и уровня развития скоростно-силовых качеств. Увеличению уровня функциональной подготовленности, улучшению показателей технико-тактических действий в различных условиях выполнения игровых приемов.

Оптимальная структура тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки юных футболистов определяет преимущество специфических и неспецифических тренировочных средств, увеличение доли нагрузок в зоне большой относительной мощности (65%), специфику помесячного изменения специализированности и направленности тренировочных нагрузок.

При планировании тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки рекомендуется увеличить общий ее объем до 20 часов в неделю за счет доли неспецифических упражнений. При планировании годичного цикла подготовки в середине соревновательного периода рекомендуется увеличение объема тренировочной работы неспецифического характера аэробной направленности.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Совершенствование техники по психологическому содержанию заключается в развитии способности управления своими движениями при активном участии сознания, недостаточная связь сознания и мышечно- суставного чувства может быть помехой в достижении результата, поэтому необходимо юных футболистов обеспечить полной информацией о ходе и результатах двигательных действий. При формировании двигательного навыка у детей создается двигательном представление о техническом приёме и его элементах. При изучении любого технического приёма в учебно- тренировочном процессе используют рассказ, показ и практическое опробование разучиваемого двигательного действия. Во время рассказа необходимо точно описать приём, сообщить значение и место данного приёма в игре, объяснить основы техники выполнения, при этом рассказ должен быть кратким, чётким, образным.

2. После проведенной игры необходимо провести разбор, анализ игры всей команды, дать оценку выполнения намеченного плана, отметить, что удалось и что не удалось в игре, если необходимо установить причины неудач. Важно дать оценку игры звеньев, линий и отдельных игроков, и их действий, дать советы по устранению ошибок, отметить игроков, которые отлились в игре, применили нестандартные игровые ситуации или решения, неожиданные для соперников. При этом важно дать возможность высказаться самим игрокам при решении того или иного вопроса, это даст возможность активизировать занятие, расширит круг теоретических знаний юных футболистов и даст возможность сделать правильные выводы, в случае неудачных действий отдельных игроков.

3. Особое внимание в учебно-тренировочном процессе необходимо уделять технико-тактической подготовке юных футболистов, используя современный подход к её освоению и совершенствованию. Игроки должны быстро принимать решения, решать задачи, возникающие во время игры при ограничении пространства и времени, иногда и под давлением со стороны соперников.

Играя в футбол, каждый игрок команды должен помнить о том, что игра коллективная, и только усилия всех игроков может привести к положительному результату во время соревнований. А если команда состоит из сильных технически подготовленных футболистов, умеющих на высоком уровне показать свое умение и мастерство, то возможность обыграть соперников будет велика.

Технику игры в футбол можно улучшить только при соответствующей общей и специальной технической подготовке, чтобы все движения были целенаправленны и рациональны. Предугадать и рассчитать движения в пространственно-временном отношении в футболе во время игры заранее невозможно, поэтому многие тренеры едины во мнении, что основа игровых действий футболистов – это техника игры.

Тренеру во время матча важно направлять игру, добиваться сыгранности всех игроков команды, объяснять задачи во всех фазах игры и разбирать различные сложные ситуации. Очень часто на тренировках юные футболисты выполняют специальные задания тренера, видоизменяя правила или проигрывая различные ситуации, приближенные к соревновательным.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одной из ключевых задач футбольной подготовки является формирование технико-тактического мастерства. Отсюда для повышения уровня эффективности его решения происходит постоянный поиск новых возможностей.

Футбол игра командная, поэтому при подготовке футболистов предъявляют высокие требования, как к мастерству всех игроков, так и к каждому игроку. Юные футболисты должны в короткий промежуток времени выполнять разнообразные движения, быстро принимать решения в любой игровой ситуации при этом контролировать скорость бега, оценивать расстояние до ворот, обладать хорошей реакцией и точно выполнять удары по воротам из различных положений на поле.

Особое внимание в учебно-тренировочном процессе необходимо уделять технико-тактической подготовке нападающих, используя современный подход к её освоению и совершенствованию. Игроки должны быстро принимать решения, решать задачи, возникающие во время игры при ограничении пространства и времени, иногда и под давлением со стороны соперников.

Играя в футбол, каждый игрок команды должен помнить о том, что игра коллективная, и только усилия всех игроков может привести к положительному результату во время соревнований. А если команда состоит из сильных технически подготовленных футболистов, умеющих на высоком уровне показать свое умение и мастерство, то возможность обыграть соперников будет велика.

Цель исследования: совершенствовать технико-тактическую подготовку юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки на примере нападающих игроков.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что совершенствуя технико­тактическую подготовку нападающих в футболе у ребят 13-14 лет в годичном цикле тренировки, улучшится результат выступлений спортсменов на соревнованиях.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов 13-14 лет

Предмет исследования: контроль технико-тактической подготовки нападающих в футболе.

Задачи исследования:

- изучить особенности технико-тактической подготовки футболистов;

- рассмотреть основные методы и методические приёмы развития технико-тактических действий в футболе;

- определить особенности обучения нападающих технико-тактическим действиям;

- провести исследование деятельности базы практики;

- сделать анализ технико – тактической подготовки нападающих в футболе;

- дать оценку технико – тактической подготовки нападающих в футболе;

- проанализировать технико-тактическую подготовку нападающих футболистов в ходе педагогического эксперимента;

- исследовать результаты изменения показателей физической подготовки футболистов в ходе педагогического эксперимента;

- определить технико-тактические показатели соревновательной деятельности футболистов.

Для решения поставленных задач применены следующие теоретические и эмпирические методы:

1. анализ научно-методической литературы;

2. педагогическое наблюдение;

3. педагогическое тестирование;

4. психологическое тестирование;

5. педагогический эксперимент;

6. методы математической статистики.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

 

1.1 Особенности технико-тактической подготовки футболистов

 

Текущее состояние детско-юношеского футбола в России требует пересмотра организации работы с юными футболистами в детских спортшколах, отказа от командного спортивного результата как основного критерия качества работы тренеров детских и юношеских команд. При этом командный результат не является характеристикой качества работы детского тренера, но команда, выходя на футбольное поле на очередную игру должна быть нацелена на достижение общекомандного результата! Высокая значимость спортивного командного результата как основного критерия качества работы детского тренера провоцирует форсирование подготовки, откровенное «натаскивание» детей на командный результат, отказ от подготовки отдельного футболиста. Этим наносится серьёзный вред индивидуальному развитию игрока в детском и юношеском возрасте, провоцирую отсутствие самостоятельности в принятии решении игровой задачи в отдельном игровом эпизоде, что становится особенно заметно на более поздних этапах подготовки и лимитирующим фактором, практически не поддающимся коррекции на этапах совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) [38,41,43].

В возрасте от 7 до 11 лет игроки отличаются любознательностью, энтузиазмом и особой подвижностью. С течением времени они будут развивать свои координационные возможности, и мудрый тренер не будет мешать им экспериментировать, пусть даже в ущерб соревновательному элементу – им как воздух необходимо больше разнообразия по мере освоения новых приемов и навыков.

Игроки должны учиться совершенствовать эти навыки и одновременно получать положительный эмоциональный заряд, развивать через эти систематически повторяемые упражнения хорошие задатки. Роль же тренера состоит в том, чтобы обеспечить юным игрокам поддержку, направление и поощрение максимального развития их потенциальных возможностей [20, с. 9].

Одной из актуальных проблем в теории и методике спортивных игр является проблема совершенствования тактико-технической подготовки спортсменов. Тактико-техническое мастерство спортсмена с позиции системно-структурного подхода рассматривается как специфичная система сложно-координационных движений, направленных на успешное решение соревновательных задач для достижения высокого конечного результата.

Тактико-техническое мастерство в мини-футболе является решающим фактором эффективной соревновательной деятельности спортсмена. В мини- футболе наиболее эффективной считается такая техника выполнения приемов, которая более надежна и результативна, а также отвечает требованиям соревновательной деятельности. В тактико-техническом мастерстве

футболиста    фокусируются результаты    физической    и психологической подготовки, в том числе и уровень тренированности.

Исследования процесса формирования технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини- футболе предполагает, что данный процесс будет эффективным, если использовать моделирование процесса технико-тактической подготовки на основе учета исходного уровня сформированности технико-тактических действий и данных об их эффективности в соревновательной деятельности по мини-футболу [2, с. 14].

Рассматривая особенности формирования технико-тактического мастерства, Петухов выделяет примерные благоприятные периоды для развития различных качеств в подготовке футболиста. Мы считаем, что данные рекомендации можно использовать для моделирования тактико- технической подготовки юных футболистов 13-14 лет в мини-футболе [33, с. 130]

Таким образом, модель тактико-технической подготовки футболистов 13-14 лет основывается на особенностях данного возраста. Учитываются сенситивные периоды развития различных составляющих подготовки юных спортсменов.

Модель включает в себя (схема 1): предпосылки к моделированию процесса тактико-технической подготовки; методику тактико-технической подготовки; методику развития скоростно-силовых качеств; оценку сформированного уровня тактико-технических действий юных футболистов.

Разработка данной модели отражает принятый принцип моделирования с выделением этапов – поисковый; познавательный; теоретического анализа результатов идеального и реального исследования моделей; разработки путей практической реализации задач управления, возникающих при использовании конкретной модели в тренировочной и соревновательной деятельности.

Предпосылки к моделированию процесса тактико-технической подготовки включают в себя накопление количественных и качественных параметров соревновательной деятельности футболистов, выступающих в качестве объективных оснований к конструированию предполагаемой модели, и содержит блоки тактико-технических действий, которые отражают фактический и модельный уровень тактико-технических действий футболистов. Данные блоки являются первым уровнем модели.

Второй уровень модели предполагает методику, основанную на технологии поэтапного формирования специфических тактико-технических действий. Технология предусматривает следующие этапы формирования тактико-технических действий:

1 этап: формирование знаний о специфических тактико-технических действиях в мини-футболе на основе наблюдения за их выполнением с одновременным комментарием, который обращает внимание на элементы специфических тактико-технических действий и особенности условий их успешного выполнения. На данном этапе формировался образ, модель изучаемого специфического тактико-технического действия, осуществлялся процесс насмотренности специфических тактико-технических действий лидеров мирового мини-футбола;

2 этап: создание устойчивого, оптимального варианта выполнения специфических тактико-технических действий с учетом наличия собственного двигательного опыта футболиста. В начале этого этапа формировалась рациональная временная, пространственная и динамическая структура специфических тактико-технических действий футболистов, целесообразный ритм их выполнения.

В дальнейшем осуществлялась стабилизация специфических тактико- технических действий футболистов и дальнейшее совершенствование их от дельных частей.

3 этап: стабилизация тактико-технических действий и дальнейшее их совершенствование с установкой на надежность и результативность действий. На этом этапе проходило формирование тактико-технических действий с учетом индивидуальных особенностей футболистов, совершенствование способности футболистов к максимальной реализации скоростно-силового потенциала при выполнении специфичных тактико- технических действий.

      Методика тактико-технической подготовки    содержит комплексы

тренировочных упражнений по формированию специфических тактико- технических действий футболистов, сконструированные с учетом особенностей соревновательной деятельности в мини-футболе; текущий и этапный контроль с использованием тестов и комплексного упражнения по определению специальной физической и тактико-технических подготовленности; коррекцию в учебно-тренировочном процессе.

Третий уровень содержит оценку сформированного уровня и эффективности тактико-технических действий юных футболистов, которая определялась с помощью специального контрольного упражнения.

Структурное содержание модели представляет собой тесную взаимосвязь и взаимодействие основных блоков модели. Реализация модели позволяет сформировать специфические тактико-технические действия юных футболистов.

На этапе начальной подготовки применяют средства, способствующие гармоническому развитию всех групп мышц, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимн, палками и др.); упражнения в упорах; метание легких предметов на дальность, а также специальные упражнения: удары по мячу на дальность и силу (у тренировочной стенки, батута); вбрасывание мяча и др. Для развития первой группы мышц хороши упражнения скоростно-силового характера, при выполнении которых сила «стремиться» к максимуму преимущественно за счет нарастания скорости сокращения мышц. В качестве средств здесь используют бег на короткие дистанции, различные прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями и специальные упражнения с мячом. Вторая группа мышц развивается при помощи общеразвивающих упражнений с отягощением и без них. Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития скоростно-силовых способностей должен быть индивидуализирован и определяться возрастными и морфологическими особенностями каждого занимающегося.

При развитии физических качеств юных футболистов следует учитывать периоды, когда организм наиболее восприимчив к тренировочным воздействиям.

В возрасте 13-14 лет интенсивно развиваются такие физические качества, как ловкость и гибкость. Скоростно- силовые качества начинают показывать прирост в возрасте 14 лет.

В настоящее время отечественные школы мини-футбола находятся не на лучшем этапе своего развития. В тенденции развития нашего футбола наблюдается снижение уровня спортивных достижений. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности подготовки качественного спортивного резерва. Для этого требуется постоянно осуществлять поиск новых путей и методов тактико-технической подготовки.

Мини-футбол получил свое развитие в России после 1972 года и к настоящему моменту является достаточно популярной игрой. Сейчас в России создано более 20 региональных ассоциаций, развивающих этот вид спорта.

Подготовка спортсменов в мини-футболе включает разнообразные виды подготовки. Это теоретическая, общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая подготовка. Техника тесно связана с тактикой, зависит от последней и влияет на ее развитие. Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

Технико-тактические действия – это выполнение отдельных элементов техники в тактических комбинациях, а тактико-технические действия – это программа группового взаимодействия – комбинации, созданные группой или командой игроков с использованием каких-либо технических элементов

В возрасте 13-14 лет тактико-техническая подготовка имеет особенности, обусловленные физическими и психологическими характеристиками данного возраста.

Воспитание «тактической грамотности» юного футболиста может начинаться с 9-14-летнего возраста. Цель такой подготовки – дать футболисту те знания и умения, привить такие навыки и качества, которые способствовали бы успешной его деятельности в постоянно меняющихся условиях игры. Тактическое мастерство футболистов заключается в умении находить в течение игры наиболее эффективные способы решения постоянно и неожиданно возникающих игровых ситуаций. На начальном этапе обучения, когда футболисты только осваивают азы тактики, первостепенная задача тренера – научить их ориентироваться и взаимодействовать в парах и тройках.

Изучая научно-методическую литературу по проблеме исследования, Губа В.П. отмечает: «чем выше техника владения мячом и разнообразнее технические действия, тем шире возможности футболистов в осуществлении различного рода тактических планов и комбинаций, используемых в игре для достижения поставленной цели» [10]. Для молодого футболиста подход к овладению техникой должен содержать следующие этапы:

1. Знакомство с дриблингом, начало скоростной работы.

2. Изучение основных финтов, постоянная работа с мячом в движении.

3. Закрепление навыков дриблинга.

С юношеского возраста во время тренировок закладываются все данные, необходимые для профессиональной карьеры игрока. До 13 лет в учебно­тренировочном процессе упор делается на развитие быстроты, скоростного потенциала игроков, и особое внимание уделяется развитию мышечного комплекса занимающихся.

По психологическому содержанию   совершенствование техники заключается в развитии способности управления своими движениями при активном участии сознания, недостаточная связь сознания и мышечно­суставного чувства может быть помехой в достижении результата, поэтому необходимо юных футболистов обеспечить полной информацией о ходе и результатах двигательных действий. При формировании двигательного навыка у детей создается двигательном представление о техническом приёме и его элементах.

 При изучении любого технического приёма в учебно - ­тренировочном процессе используют рассказ, показ и практическое опробование разучиваемого двигательного действия. Во время рассказа необходимо точно описать приём, сообщить значение и место данного приёма в игре, объяснить основы техники выполнения, при этом рассказ должен быть кратким, чётким, образным.

При показе желательно воспроизвести пространственно-временные и силовые характеристики движения, сопровождая пояснением, с целью усиления и углубления восприятия.

При попытке воспроизведения изучаемого действия используется метод практического упражнения, в постоянных и упрощенных условиях, в основном в футболе используют метод целостного упражнения, через ведущую ногу и в удобную для игрока сторону. Разучивание двигательного действия по частям в футболе часто приводит к искажению его биомеханической структуры.

Новые сложно-координационные упражнения часто приводят к быстрому утомлению нервных центров юных футболистов, поэтому достаточно ограничится небольшим количеством повторений упражнений в рамках одной серии или одного учебно-тренировочного занятия.

Многие тренеры придерживаются правила проводить две тренировки в день, например, утро: беговая и силовая тренировка, вечер: технико­тактическая работа. Иногда проводят тренировки без мяча, делая акцент набеговые тренировки.

Согласно учению Золотарёва А.П.: «в любом игровом виде спорта содержание тренировочного процесса должно быть направлено на максимальное сочетание действий группы спортсменов, которые создают, так называемые, острые моменты, с действиями одного из них, который должен реализовывать этот острый момент. Реализация острого момента в футболе заключается в ударе по воротам соперника, который часто оказывается неточным. В этих случаях командные действия игроков оказываются неэффективными, поэтому большое внимание в современном футболе должно уделяться совершенствованию коллективных технико-тактических действий, и, особенно, завершающей их фазы: здесь в тренировочных занятиях необходимо многократное повторение отстающих действий» [14].

Современный футбол учитывает высокий рост противоборства, умение красиво вести игру - эффективно атаковать, умело обороняться, игрокам в таких условиях тяжело добиться успеха, технические приёмы часто выполняются автоматически, но это возможно только при многолетней тренировке и соответствующего соревновательного опыта игроков.

Согласно выводам, Варюшина В.В.: «это связано с различием их функций в команде и специфическими задачами, которые приходится решать в игре тому или иному игроку:                    от футболиста требуется умение выполнять

разнообразные и разноплановые движения и приспосабливаться к различным условиям (например, контролировать скорость бега, расстояние до ворот), мгновенная реакция, способность быстро принимать решения» [5].

Технику игры в футбол можно улучшить только при соответствующей общей и специальной технической подготовке, чтобы все движения были целенаправленны и рациональны. Предугадать и рассчитать движения в пространственно-временном отношении в футболе во время игры заранее невозможно, поэтому многие тренеры едины во мнении, что основа игровых действий футболистов - это техника игры. Так, например, Варюшин В.В. пишет: «в спортивных играх техника должна быть одновременно стабильной и гибкой, разнообразной и неотъемлемой от тактики; чтобы техника помогла решать ту или иную задачу, футболисту надо постоянно расширять арсенал технических приемов» [5].

Стремительное развитие футбола, предъявляет высокие требования к технико-тактической подготовке футболистов, в учебно-тренировочном процессе юных футболистов необходимо подбирать такие средства подготовки, при которых игроки должны решать реальные задачи, которые могут возникнуть во время соревнований в ограниченном промежутке времени и иногда и пространстве.

По мнению Елагина А.В.: «для того, чтобы приступить к изучению техники футбола, в первую очередь, необходима соответствующая зрелость. Зрелость означает определенный уровень роста тела и связанную с этим работу органов кровообращения, дыхания и центральной нервной системы; при этом, внимание акцентируется в первую очередь не на росте и весе тела, а на тех качественных изменениях, которые характеризуют деятельность внутренних органов молодых футболистов» [11]. Тем самым автор отмечает, что игроки должны быть подготовлены не только физически, а также и психологически. Здесь мы можем утверждать, что технику футбола можно усвоить при хорошей физической и психологической подготовке, и она будет результативна лишь тогда, когда у игрока отлично функционирует нервная система при выборе эффективных ответных действий во время игры на неожиданные раздражители.

Известно, что человек во многих видах деятельности способен сохранять приобретенные ранее навыки, даже, если случаются перерывы в несколько лет. Однако, в футболе, как пишет Кузнецов А.А.: «игрок, не контактирующий с мячом всего несколько месяцев, испытывает определенные трудности (в зависимости от уровня его мастерства), особенно в технике, не достает до мяча, неправильно выбирает позицию, не чувствует мяч. Дело в том, что из-за отсутствия практики ослабевают когда-то выработанные связи между конечностями и нервными центрами, которые посылают импульсы-приказы; нарушается координация движений, и на большой скорости игрок может легко ошибаться» [15].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что нельзя на длительный период прекращать учебно-тренировочный процесс совершенствования техники игры, так как технико-тактическая подготовка задача не одного года или периода, а постоянная круглогодичная, с целью овладения арсеналом всех технических приёмов и тактических действий, доведя их до навыка высшего порядка.

 

Основные методы и методические приёмы развития технико-тактических действий в футболе

 

Процесс обучения и совершенствования навыков, необходимых как отдельному футболисту, так и команде в целом для освоения комбинаций на поле или решения игровых ситуаций на поле достаточно сложен, в учебно - тренировочном процессе необходимо использовать ряд методов и методических приемов.

Большинство тренеров считают, что основным методом в спортивной тренировке является практический метод, наглядный и словесный.

Бишопс К. практический метод подразделяет на комплексный и аналитико-синтетический. Сам Бишопс К. в своих работах пишет: «при помощи комплексного метода разучиваются игровые действия на больших отрезках матча; так как этот метод требует больших затрат времени, он относительно малоэффективен. Опыт свидетельствует, что ему отдают предпочтение, когда позволяет характер игровых действий на поле и уровень подготовленности футболистов. Средством этого метода являются тактические заготовки тренера (различные комбинации). Аналитико-синтетический метод, с точки зрения времени и внутренней организации, является эффективнее комплексного метода; к нему прибегают, когда нужно разучить сложные комплексы движений или, когда надо устранить выявленные в них ошибки и недостатки».

Метод освоения простых задач, по мнению Вихрова К.Л.: «помогает развивать разные стороны технических действий, а также тактическое мышление и другие качества футболистов; вместе с партнером в пассивном малоактивном или активном единоборстве игроку, порой, по нескольку раз приходится решать одну и ту же задачу в игре или на тренировке» [7].

Из работ Вихрова К.Л. ясно, что: «упражнения, как средства, определяются степенью сложности задания и должны дать возможность повторять решение поставленной задачи, как в стабильных, так и в меняющихся условиях» [7].

Подготовительные упражнения дают возможность повторять игровые действия в условиях, изолированных от игры, тем самым позволяют освоить циклическую сторону этих действий в их развитии.

Губа В.П. в своих работах отмечает: «наиболее подходящими средствами являются комплексные упражнения и игры, развивающие стремление бороться за победу, умение выигрывать достойно и достойно проигрывать, придерживаясь, правил, которые определяются в соответствии с поставленными целями и задачами на разных этапах подготовки» [10].

В учебно-тренировочном процессе при обучении юных футболистов важен метод постепенного освоения игровых заданий в условиях матча, это позволяет игрокам научиться решать технико-тактические задачи, демонстрировать умение выполнять главные требования тренера, т.е. быть универсальным в реализации данной поставленной задачи.

Тренеру во время матча важно направлять игру, добиваться сыгранности всех игроков команды, объяснять задачи во всех фазах игры и разбирать различные сложные ситуации. Очень часто на тренировках юные футболисты выполняют специальные задания тренера, видоизменяя правила или проигрывая различные ситуации, приближенные к соревновательным.

Как отмечает в своих работах Елагин А.В.: «одна из главных задач тренировки - научить игрока правильно двигаться на поле. Воздействовать на организм необходимо комплексно и дифференцированно. Только такое воздействие ведет к росту спортивного уровня игроков и команды, в целом. Учитывая длительность и систематичность занятий, необходимо весь тренировочный процесс разделить на определенные этапы и на основные элементы, в каждом из которых решаются определенные задачи. Пропорции между элементами спортивной тренировки меняются в зависимости от отдачи игроков, а также от того, в какой период проходит тренировка, как быстро выявляются недостатки занимающихся» [11].

В футболе содержание спортивной тренировки составляют следующие виды подготовки: теоретическая, техническая, тактическая, психологическая и физическая. Тактическая подготовка определяет выбор технических средств в конкретной игровой ситуации, поэтому в учебно-тренировочном процессе футболистов тактику рассматривают не изолировано, а в связи с техникой. Объективна так же связь техники с физической и психологической сторонами подготовки юных футболистов, большое внимание заслуживает взаимосвязь этих элементов подготовки.

Как отмечает в своих работах Золотарёв А.П.:   «эффективность применяемых средств, конечно же, зависит от методов обучения. На основании точки зрения ученых, методическое обучение технике футбола наиболее правильно начинать с 9-11-летнего возраста. При этом, нормально развивающиеся ребята уже располагают необходимыми возможностями для изучения футбольных движений. Обучение технике должно опережать время свободной, произвольной игры. Планомерное и сознательное освоение техники может наступить сразу как раз в возрасте 9-11 лет. Освоение техники означает, что необходимые для футбола навыки движений дети осваивают, совершенствуют и закрепляют именно так, чтобы они могли быть применимы в игре, в борьбе за мяч. Специалисты в области футбола, едины во мнении, что в современных условиях важнейшими критериями мастерства футболиста являются тактическая зрелость и сознательные действия на поле, основывающиеся на глубоком знании общей технике и тактики игры в обороне и в нападении. Эти основные качества, а также физические данные, определяют характер футболиста, его поведение на поле, возможности в отношении тренировок» [14].

Во время тренировок юных футболистов необходимо повышать объем упражнений с соревновательными элементами, при этом совершенствуя индивидуальные и командные атакующие действия в модельных условиях соревнований. Необходимо повышать специальную выносливость, которая способствует выполнению большого количества целостных соревновательных комбинаций на поле, необходимым условием для этого является хорошее владение техникой и функциональной готовностью организма. При этом техника юного футболиста должна обязательно контролироваться и совершенствоваться в смысле приспособления её к более высокой скорости, тренировочный процесс должен включать в себя разнообразные средства, направленные на укрепление мышц, участвующих в реализации скоростных движений, т.е. единства скоростных и силовых качеств и соответственно скоростной выносливости.

Фундаментом технической подготовки юных футболистов является специальная физическая подготовка при выполнении различных тренировочных вариантов соревновательных упражнений. Тактика игры подразделяется на тактику нападения (когда команда владеет мячом) и тактику защиты (когда команда ведет оборону своих ворот). Тактические задачи в нападении и защите решаются с помощью индивидуальных, групповых и командных действий.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 836.