ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1 Технико-тактическая подготовка нападающих футболистов в ходе педагогического эксперимента

 

Для решения поставленных задач, в своей работе мы применяли следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Педагогическое наблюдение

3. Контрольные испытания (тесты)

4. Педагогический эксперимент

5. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Анализ литературы помогает определить уровень научных знаний в сфере изучаемого вопроса. Мы изучали результаты научных исследований, посвященных теме нашей проблемы исследования, и применяли знания в дисциплинах, имеющих непосредственное отношение к изучаемому вопросу (физиологии, биомеханики, психологии и т.п.).

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение проводилось на учебно-тренировочных занятиях по футболу. Задачи научных исследований могут быть решены путем рационального подбора методов, четких организационных форм проведения работы, целенаправленной обработки и анализа полученных материалов при педагогическом наблюдении.

Контрольные испытания (тесты)

Для определения уровня развития физических способностей юных футболистов нами были предложены следующие контрольные испытания:

- бег 10 м;

- бег 50 м;

- бег 7х50 м;

- вертикальное выпрыгивание;

- бег 3000 м.

Для проведения эксперимента была предложена следующая схема: в группе проводили тренировочный процесс по специальной разработанной методике, направленной на развитие технико-тактических способностей юных футболистов.

В соревновательной и тренировочной деятельности регистрировали:

• атакующие действия противоборствующих команд (групп игроков), и, в частности, места начала и окончания каждой атаки и способ ее завершения (прострел, передача, аут, угловой, удар по воротам);

• расстояние, с которого наносился удар по воротам;

• количество забитых и пропущенных голов.

В тренировочных занятиях фиксировалась точность следующих типов ударов:

1. удары по неподвижному мячу с места, с разных расстояний;

2. удары после ведения;

3. удары после ведения и обводки;

4. удары после жонглирования мячом с продвижением вперед,

5. удары после передачи мяча, с фланга;

6. удары с разворота после передачи мяча из центра поля, с 15-17м.

Педагогический эксперимент

Исследование проводилось с участием футбольной команды ФК «Импульс» в исследовании принимали участие 28 мальчиков в возрасте 13-14 лет. Анализ и обработка информации должны учитывать особенности этого вида спорта и характер собранной информации. Педагогический эксперимент проводился для проверки выдвинутой гипотезы. При планировании эксперимента надо определить количество испытуемых и количество попыток, выполненных каждым испытуемым. В связи с этим перед проведением основных исследовании целесообразно проводить предварительные измерения, чтобы скорректировать программу эксперимента соответственно контингенту, требованиям надежности тестов, трудоемкости.

В своей работе мы использовали для обработки результатов тестирования компьютерную программу STAT. Находили следующие величины: среднее арифметическое значение, квадратическое отклонение от среднего арифметического и ошибку среднего арифметического. Достоверность результатов определяли по t-критерию Стьюдента.

Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап исследования (сентябрь - декабрь 2018 г.). Изучалась научно-методическая и специальная литература по проблеме исследования. В результате были определены объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.

Второй этап исследования (январь - апрель 2019 г.). Проводилось педагогическое наблюдение, в процессе которого осуществлялась регистрация результативных коллективных технико-тактических действий, с целью совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов 13-14 лет в нападении в годичном цикле тренировки.

Проводился основной педагогический эксперимент, где мы пытались экспериментально обосновать оптимальные методы совершенствования технико­-тактической подготовки юных футболистов 13-14 лет в нападении и выявляли эффективность совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки.

Третий этап исследования (апрель - май 2019 г.) осуществлялась математико-статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, формулировалось заключение, оформлялась работа.

Эффективность учебно-тренировочного процесса зависит от правильного подбора специфических технико-тактических упражнений, моделирующих игру в футболе. Опыт работы авторов, а также изучение работы тренеров клубных команд и сборных России позволяет предложить базовые технико- тактические упражнения для футбола, которые могут быть использованы в работе тренерами команд, клубов.

На основе этих упражнений тренер может дополнительно разработать или подобрать новые упражнения. При этом важно, чтобы каждое упражнение в ходе подготовки игроков к соревнованиям обеспечивало максимальную результативность технико-тактических приемов, последовательно наращивая скоростную динамику их выполнения.

Передачи мяча являются промежуточным звеном между индивидуальными и групповыми действиями в футболе. Выполняя передачи мяча, футболист демонстрирует индивидуальное мастерство. Варьируя различными видами передач в нападении, атакующие вызывают перемещение игроков соперника, заставляя их двигаться и смещаться. Каждая передача может быть эффективной в определенных случаях. Длинные продольные и диагональные передачи позволяют проводить атаку ворот соперника на высокой скорости.

Упражнение 1. Передача мяча в парах выполняется внутренней стороной стопы в двух различных вариантах: а) в одно касание; б) передача мяча с остановкой мяча под подошву.

Упражнение 2. Передача мяча внутренней стороной стопы выполняется резким движением стопы, можно выполнять двумя мячами вариантами: а) в одно касание; б) прием мяча под подошву с последующей передачей.

Упражнение 3. Рывок после передачи мяча. Передача мяча внутренней стороной стопы выполняются резким движением стопы. Игрок А выполняет

передачу мяча внутренней стороной стопы игроку Б, а сам быстро устремляется на его место. Последний, в свою очередь, выполняет передачу игроку В и перебегает на его место и т.д. (рис.1).

 


Рис.1. Рывок после передачи мяча

 

Упражнение 4. Игрок А1 начинает упражнение с ведения мяча и передача в противоположную колонку, затем он передает мяч игроку Б1, а сам перемещается в конец колонны Б. Игрок Б1, подхватив мяч, ведет его, а затем передает в противоположную колонну игроку А2 и т.д. (рис 2).

 


Рис. 2. Ведение мяча и передача в противоположную колонку

К взаимодействию двух игроков относятся комбинации: скрещивание, в стенку, в одно касание, ведение мяча с остановкой под подошву, передача мяча с перемещением по игровому полю, передача мяча со сменой мест. К взаимодействиям в тройках относятся такие комбинации, как пропускание мяча, в одно касание, взаимозаменяемость и другие передачи мяча в тройках с продвижением вперед.

 

Упражнение 5. Комбинация скрещивание выполняется в колоннах. Игрок А1 ведет мяч левой ногой и скрытно оставляет его движущемуся на встречу из противоположной колонны игроку Б1, и сам выполняет быстрый рывок в конец колонны Б. Игрок Б1 принимает мяч, ведет его левой ногой, а затем оставляет игроку А2, а сам выполняет рывок в конец колонны А и т.д. В ходе выполнения упражнения ведение мяча выполняется левой и правой ногой попеременно (рис.3).

 


Рис. 3. Скрещивание

Упражнение 7. Передача мяча с перемещением. Игрок А выполняет передачу в движении (на ходу) игроку Б, а сам перемещается вперед. Игрок Б выполняет то же самое. И так по всей длине площадки (рис 4).

Упражнение 8. Передача мяча со сменой мест. Выполнение: упражнение начинает игрок Б. Игрок Б выполняет левой ногой передачу игроку А, а сам устремляется на место игрока Б1, куда следует передача от игрока В. Игрок Б1 правой ногой в одно касание возвращает мяч игроку В, а сам выполняет рывок на свое прежнее место, куда вновь следует передача мяча от игрока А и т.д. (рис 4).

Упражнение 9. Передача мяча в одно касание с последующим рывком. Игрок А выполняет передачу внутренней стороной стопы в одно касание в противоположную колонну игроку Б1, а сам делает рывок на это место. Игрок Б1 совершает ведение в сторону на место Б2, а затем выполняет передачу игроку А2 и так до конца площадки с последующим ударом по воротам.

 

 

Рис. 4. Передача мяча с перемещением

Упражнение 10. Передача мяча в тройках с продвижением вперед. Игроки А и Б начинают упражнение с движением вперед. Игрок Б выполняет передачу на ходу игроку А и перебегает на место партнера. Игрок А принимает мяч и выполняет передачу на ходу игроку В, а сам перемещается на его место. Игрок Б принимает мяч и выполняет передачу уже на ходу игроку Б и сам перемещается на его место и т.д. Заканчивается упражнение каждого игрока ударом по воротам. Упражнение можно выполнять в двух вариантах: а) передача выполняется в одно касание; б) передача выполняется в два касания (рис.5).

Рис. 5. Передача мяча

 

 

       Упражнение 11. Игра в нападении по системе квадрат. Наиболее часто эта система игры в нападении используется при отсутствии прессинга со стороны соперника и при замене вратаря полевым игроком с хорошо поставленным ударом (5+4) в конце тайма (игры). Игрок А1 (заменивший вратаря) медленно продвигается вперед, выполняя передачи мяча поочередно с игроками В и Б. Таким образом, он выигрывает несколько метров игрового пространства и нападающие получают возможность увеличить площадь своих атакующих действий. Игроки Г и Д должны располагаться в глубине поля, ближе к месту выполнения углового удара, растягивая оборону соперника. В этом случае игрок А1, оценив ситуацию должен выйти на ударную позицию по центру и обязательно нанести удар по воротам. Одновременно с этим один из двух защитников нападающих игроков (В или Б) должен выполнить подстраховку игрока А1, перекрыв за его спиной зону своих ворот (рис. 6).

Если соперник все же не сумеет перекрыть центральную зону и заблокирует выход вперед игрока А1, атакующие могут использовать второй вариант нападения: игрок А1 выполняет передачу мяча на фланг игроку Б, который выполняет передачу мяча игроку Д, и тот, в свою очередь, находясь в углу поля, получает возможность передать мяч под удар набегающему игроку В1 (рис 6).

Рис. 6. Система квадрат

 

 

   Упражнение 12. Подключение двух защитников в атаку. В этом упражнении в каждой команде действует по одному нападающему игроку (2, 3,

4) и по два защитника (1, 5, 6). Среднюю линию игровой площадки имеет право пересекать любой игрок, но только после выполнения им передачи мяча. Вратари могут играть только ногами (рис.7). В этом упражнении отрабатываются варианты нападения и защиты: 1х2, 2х2, 2х1, 1х1, а также навык у защитников к взаимодействию при подключении в нападение.

 


Рис. 7. Подключение двух защитников в атаку

Упражнение 13. В этом упражнении в каждой команде все пять игроков (4 полевых и вратарь) участвуют в атакующих действиях (рис.8). Это упражнение служит для обработки игры в большинстве 5х4 при условии своевременного расположения игроков на чужой половине поля. Задача – забить гол в ворота, используя игру всех 5 нападающих. В игре соблюдается следующее условие: отобрав мяч у соперника, новую атаку начинает вратарь.


 


Рис. 8. Система 5х4

Методика совершенствования технико-тактических действий юных футболистов, строилась на основе обучения технике игры при помощи стандартных упражнений и развития функциональных возможностей спортсменов. При этом структура подготовки направлена на получение максимального результата в соревновательной деятельности. Ведущими принципами были: создание эмоционально насыщенных ситуаций, увеличение плотности игры, поощрение нестандартных решений. В качестве регуляторов были выбраны различные ограничительные меры: регламент количества касания мяча, выполнение различных технико-тактических действий в разных зонах и мячами различного цвета, сокращение времени и пространства, введение нескольких мячей и игровых зон.

 

3.2 Результаты изменения показателей физической подготовки футболистов в ходе педагогического эксперимента

 

В годичном цикле тренировочного процесса у юных футболистов выделяют три периода: подготовительный, соревновательный, переходный. Как отмечают тренеры: «в юношеском возрасте объёмы тренировочной работы нередко достигают объёмов взрослых, квалифицированных спортсменов. Поэтому важным моментом в повышении эффективности тренировочного процесса остаётся поиск оптимальной структуры и распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки. Обеспечение оптимального соотношения в годичном цикле работы, различной преимущественной направленности, особенно важно в процессе совершенствования технического мастерства и повышения специальной физической подготовленности».

При планировании тренировочной нагрузки в футболе используют: 40% - на физическую подготовку, 30% - на тактическую и 30% - на техническую. Только в зависимости от возраста спортсменов меняется соотношение времени, выделяемые на подготовку спортсменов в учебно-тренировочном процессе.

Рис. 9. Основные средства неспецифической нагрузки юных футболистов в годичном цикле тренировки

Основные средства специфической и неспецифической нагрузки, использованных в подготовке юных футболистов была почти одинаковой в контрольной и экспериментальной группе (табл.2).

Таблица 2 Распределение нагрузки тренировочного процесса (часы)

Группы

дек, янв фев, март апр, май июнь, июль авг, сент окт, нояб

 

КГ

специф. нагрузка 32 32 30 32 30 40
неспециф. нагрузка 32 32 34 32 34 24

 

ЭГ

специф. нагрузка 20 28 30 26 36 42
неспециф. нагрузка 44 36 34 40 30 22

Из специфических средств в футболе предпочтение отдавалось упражнениям технико-тактической направленности (55%), а из неспецифических предпочтение отдавалось кроссу (31%). Изучать динамику уровня физической подготовленности в период подготовки юных футболистов необходимо, так как эти показатели являются основными в организации и проведении учебно- тренировочного процесса.

Таблица 3 Результаты тестирования юных футболистов контрольной группы

Контрольные тесты

Результаты тестирования

1 2 3
Бег 10 м, сек 2,06±0,09 1,99±0,04 1,95±0,03
Бег 50 м, сек 7,54±0,17 7,42±0,21 7,32±0,22
Бег 7Х50 м, сек 69,4±1,5 67,8±1,7 67,4±2,1
Вертикальное выпрыгивание, см 38,1±4,3 40,2±2,5 40,4±3,1
Бег 3000 м, сек 788,0±25,1 764,0±22,0 760,0±21,0

Изучение физической подготовленности контрольной группы в годичном цикле тренировки (табл.3). В контрольной группе произошли изменения во всех показателях.

 

Для наглядности динамика отдельных двигательных качеств показана на рисунке 10.

 

Рис. 10. Результаты тестирования юных футболистов контрольной группы

Динамика физической подготовленности экспериментальной группы, показывает нам, что и здесь произошли изменения во всех исследуемых показателях. Наибольший прирост 9% был отмечен в тесте бег на 3000 м и в прыжке вверх 10%, наименьший прирост 5% в тесте бег на 50 м (табл.4, рис.11).

 

 

Таблица 4 Результаты тестирования юных футболистов экспериментальной группы

Контрольные тесты

Результаты тестирования

1 2 3
Бег 10 м, сек 2,09±0,05 1,97±0,06 1,95±0,08
Бег 50 м, сек 7,55±0,17 7,39±0,21 7,3±0,20
Бег 7Х50 м, сек 70,2±1,1 66,9±2,0 66,4±1,8
Вертикальное выпрыгивание, см 37,8±4,7 40,8±3,1 41,5±3,3
Бег 3000 м, сек 779,0±26,0 728,0±24,0 729,0±25,0

Рис. 11. Результаты тестирования юных футболистов экспериментальной группы

Динамика показателей физической подготовленности юных футболистов в баллах в годичном цикле (рис. 12)

 


Рис. 12. Динамика изменения показателей физической подготовленности юных футболистов (баллы)

 

Рассматривая динамику изменения показателей физической подготовленности, мы можем судить, что в экспериментальной группе прирост

 во всех показателях физической подготовленности более значительный.

Анализируя динамику физической подготовленности и сопоставляя полученные данные с тренировочными нагрузками, которые использовались в годичном цикле, можно говорить о влиянии используемой методики на эффективность тренировочного процесса.

Более высокие показатели прироста в экспериментальной группе, в отличие от контрольной позволяют считать целесообразным строить тренировочный процесс с увеличением работы, в середине соревновательного периода, используя нагрузки неспецифического характера аэробной направленности.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.