Винокуренных заводов в Бугурусланском уезде-2.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кроме того в Бугурусланском уезде находится два завода г.г. Дурасова и Кроткова, на которых выкурка вина не производилась.

В продолжении лета 1863 г. переделан завод г. Кроткова, арендатором его г. Рычковым.

Винокуренный завод, принадлежавший Д.С. Осоргину с 12 ноября 1862 г. по 24 апреля 1863 г. проработал 159,5 дней. За это время израсходовано муки ржаной 118986 кг.

 Выкурено безводного спирта-114465,1 л.

Из пуда ржаной муки и сухого солода получено 36,55 % спирта: из четверти ржаной муки весом в 9 пуд. выкурено полугару 8,65 %.

Сумма за все вино действительно выкуренное 173986,95 руб.

За перекур против высшей нормы, остающейся в пользу заводчика- 12746,33 руб.

Следующая к поступлению в казну-161240,62 руб.

 

И.П. Рычкову-163 дня (с 6 ноября по 26 апреля 1863 года)

За это время израсходовано муки ржаной  73804

Выкурено безводного спирта  72035,76

Из пуда ржаной муки и сухого солода получено 35,72 %

Из четверти ржаной муки весом в 9 пуд. выкурено полугару 8,16 %

Сумма за все вино действительно выкуренное 110562,65

За перекур против высшей нормы, остающейся в пользу заводчика 5771,07

Сумма следующая в казну 103038,59

Плата за месяц рабочим на данных заводах:

Д.С. Осоргина

Пешим-2р.30 коп. Ржаной мукой-2 пуда, 20 фунтов. Крупой-20 фунтов: солью 2 фунта; ведер барды не определено.

Одноконным-4 руб50 коп. ржаной муки 2 пуда;барды-15 ведер;

Двуконным 7 руб.; муки ржаной-2 пуда; барды-100 ведер

 

У И.П.Рычкова

Пешим-3 руб. 25 коп.; муки ржаной-2пуда: крупы-10 фунта; соли-2 фунта.

Одноконным-6 руб.; муки ржаной-2 пуда, крупы-10 фунтоф; соли-2 фунта; барды 15 ведер.

Двухконным-8 руб.; муки ржаной 2 пуда; крупы-10 фунтов; соли-2 фунта; барды-15 ведер.

У Осоргина винокур получал по 5 коп. серебром по норме ведра вина, а за перекур по 10 коп. серебром с ведра.

У И.П.Рычкова винокур получал по 1 коп. сереб. с ведра выкуренного по норме вина, а за перекур по 10 коп, с ведра.

Кроме поименованных вознаграждений, винокуры на всех заводах получали, без всякого вознаграждения, квартиру с отоплением и освещением; кроме того, для стола, условленное количество муки, крупы и масла, а для своих лошадей барду.

 Управляющие заводами получали от 300 до 2000 руб. сер. в год. смотря по силе заводов и личному взгляду заводчика. Подвальным платили от 300 до 500 руб., их помощникам до 100 руб. сер. в год.

 Бондари при подвалах получали от 8 до 12 руб в месяц.

Расход заводчика на хлеб, рабочих и дрова составлял за ведро полугарного вина в 38% по Таллеру от 55 до 62 коп. сер.

 Продажная цена вина из заводских подвалов была двоякая: 1) по заподрядам преимущественно бывшим откупщикам от 75 до 91 коп. за ведро полугару, без акциза, и 2) без заподрядов небольшими партиями. В среднем за ведро полугару 1 руб. 50 коп из заводских подвалов при продаже небольшими партиями.

 При продаже вина с торговых мест стоимость ведра доходила до 4 руб. 80 коп. в зависимости от проделанного расстояния и времени года: в зимнее время стоимость вина была наибольшей. [10]

 

Г. ОПИСАНИЕ CEЛA СОСНОВКИ

Бугурусланского уезда (Ныне Ставропольский район Самарской области). Государственным крестьянином села Сосновки Иваном Дерюжевым

 

 Село Сосновка Бугурусланского уезда, Сосновской волости, от города Бугуруслана 55 верст и от слободы Кинель-Черкасской (известного в уезде базара) 40 верст. Жители государственные крестьяне, Русские, старообрядцы. Крестьян по 10-й ревизии 595 душ и женского пола 690 душ. Село, раскинутое на возвышенной местности, отделяется от окружающего леса двумя речками: с правой стороны села — Сосновкой, а с левой— Саврушею. Речки эти сами по себе незначительны, — они берут начало: Сосновка близ села из родника, а Савруша верст за 20 от села и тоже из родников, — но в них впадает множество чистейших родников, чем дается возможность содержать на них 3 мирские (общественные) водяные мукомольные мельницы.

 Дома жителей все деревянные, покрыты соломою, вы-конопачены мхом и промазаны глиной. Печи сбивают из глины, а из кирпичей делают только трубы. Каждый домохозяин имеет две избы; подле передней — устроены ворота и тщательно укрытый двор, где под навесами находится земледельческие орудия (сохи, бороны, плуга и проч.), лошади, коровы и овцы; зимою же скотина содержится в особых для каждого рода сараях. Птицы, у нас преимущественно куры, живут в сарае. Задняя хижина без дымовой трубы (курные), а передние избы у всех белые. Почти у каждого домохозяина на дворе свой колодез, вырытый доморощенными гид-равликами. — Домашняя утварь, разумеется, весьма проста: стол в переднем углу, лавки около стен, широкие полати для сладкого сна ( впрочем у каждого есть перина, а у некоторых даже кровати), конник около задней стены (род кровати), короб или сундук для платья, деревянные полки близ печи для горшков и посуды—вот и все. Зеркало—большая роскошь. Часов здесь не знают и не распределяют по ним домашние занятия. В переднем углу большой деревянный иконостас с медными образами, иногда и на деке византийской живописи, — есть принадлежность каждой избы.

 Наружность и внутренность зданий — являют патриар-хальную простоту. Нередко поражают глаз безвкусье и непропорциональность частей к целому зданию.— Подобный дом ценится здесь до 150 руб. сер. Отопляются дровами, освещаются лучиною. - В селе есть каменная церковь. Близ нее—выложенный каменный резервуар (1,5 сажени в диаметре) с чистою водою, — Бывает еженедельный базар (в Субботу) и раз в год (29 июня) ярмарка. Есть общественные хлебные магазины, 3 водяных мукомольных мельницы, и необщественные: 3 коноводных обдирки, 2 салотопни и 2 бойни овец …

 Праздничная одежда у женщин: разноцветные ситцевые рукава и сарафаны, платки, бархатные шубейки и башмаки;

у мужчин: красноro и других ярких цветов ситца рубахи, бархатные шаровары, поярковые шляпы и сапоги—Будничная у женщин: бухарской выбойки рукава и сарафаны, ситцевые платки, крестьянского сукна кафтан и лапти; у мужчин: выбойчатые и синие льняные рубахи, синие посконные портки (штаны), лапти, шапка и кафтан, как и у женщин. — Нижнюю одежду изготовляют для семьи сами женщины, а верхнюю, как то: ситцы, платки, выбойку и бархат,—доставляют базары.

 В пищу употребляются самые свежие продукты: хлеб, постоянно пшеничный, баранина, свинина, говядина, куры, яйца, молоко и разный молочный скот. — Ежедневная пища—летом: пшеничный хлеб, разная зелень и положительно можно сказать вообще больше растительная; зимою— щи с говядиной и каша. Летом, от изобилия продуктов и по трудности полевых работ, хозяйки стряпают богаче обеды, чем зимою.— Праздничная пища: щи или суп, лапша, жаренная яичница, курник (круглый пирог с курятиной), сдобные (на масле и сметане) круглые, с различными украшениями, лепешки, пельмени, сотовый мед и oрехи. Из напитков в праздники более употребительны: простая водка и до-машнее пиво и медок; в будни—квас. Чай не в употреблении, пить его считают за грех.

 Семейство, нередко из 2-х, 3-х и более женатых сыновей, живет вместе. Глава семейства, или старший член в семействе — есть отец, а за смертью его — старший брат. От него зависят все окончательные распоряжения. Bсе остальные члены семейства имеют голос только совещательный, окончательное решение всякого совещания принадлежит главе.— Семья распадается на отдельные хозяйства не очень охотно; крестьяне сознают пользу семейной жизни и делятся вследствие каких-либо особых обстоятельств: неравенства рабочих сил, неуживчивости и нравственной испорченности члена.— Брачный союз обязателен для каждого.

 Глава семейства редко обращает внимание на согласие жениха и невесты. Каждый муж буквально есть глава своей семьи. Муж действует деспотически и поныне удерживает за собою право употреблять плеть—средством для управления семейством.— Мужской пол предпочтителен женскому. На мужчине лежит обязанность доставлять семье: жилище, хлеб, отопление и освещение, материалы для одежды, обувь; на женщине — приготовление рабочей и праздничной одежды для своего мужа и детей; девицы занимаются доставлением собственно для себя одежды и наряда. Девушки пользуются: за свой труд в семействе только пищею и обувью; остальное же приготовляют себе сами, а наряд приобретают на свою собственность. Oни ткут холсты и меняют их на ситцы. Сыновья имеют право на равное между собою наследство, а дочери по выходе в замужество получают в виде приданого, несколько овец или теленка и затем совершенно лишены всякого права на хлеб, дом и все остальное в хозяйство, как уже „отрезанный ломоть"—Крестьяне между собою связаны не только общественным пользованием, но и родственными узами: не только ближние, но и дальние родственники интересуются судьбою семьи, и каждый родич готов помочь другому в затруднительную минуту. Это доказывается Делаемыми часто помочами, т. е. всякий, в чем-нибудь нуждающийся, приглашает всех родственников, шабров, (соседей), и они ему помогают. Пользование общественною землею, покосом и лесом делится на десятки (10 душ надела).

 Время начала сенокоса и порубки леса определяется миpcкою сходкою. Крестьяне, кроме податей до 6-ти руб. сер. В год с души, отбывают натуральные повинности: а) лесные работы (окопка леса канавами, прорубка просек, чистка просек и проч.), б) по охранении общественного спокойствия: ночные караулы по селу, в) исправление дорог, мостов, гатей, постановка всех в зимнее время, г) квартирная повинность и д.) подводная повинность заменяется де-нежною.

 В счет натуральной повинности приходится в год около 10-ти дней на душу.— Начальник в селе— Сельский Староста. Все мелкие домашние ссоры и разделы имения решаются сходом.— Сходом управляют несколько более толковых стариков, каштапов, и, надо с сожалением признаться не всегда добросовестно: они, часто под влиянием водки, располагают интересами общества в ущерб однообщественникам.

Жители села трудолюбивы и не бедны, у них нет недостатка в прилежании деятельности; но закоренелость старинных обычаев мешает их благосостоянию и просвещению. Все без изъятия религиозны, хотя и не все находятся в полном послушании церкви: большая часть держится раскола поповщинской секты, замечательного своим фанатизмом. Раскольница— мать, имеющая сына единоверца, тоесть, находящегося в послушании церкви, лишает права сына участвовать в обшей молитве и не ест из одной чашки и одной ложкой, под предлогом, что смешается. Иконы не чтят, а боготворят.—В отношении религии, у раскольников с единоверцами два противуположных лагеря. Раскольники неприязненны к единоверцам, а единоверцы к раскольникам…

 Хлебопашество производится с успехом; также известна в уезде хорошая выделка простых и обшивных саней, рыдванов (телег). Удачному сбыту изделия содействует местный базар и в особенности Черкасский (40 верст от села). Есть свои шерстобиты, овчинники, горшечники. В селе 3 кузницы, мастерами коих свои крестьяне. Зимою с успехом занимаются приготовлением конопляного масла. В селе около 20 маслобоен. Масло сбывают на базарах.— Вообще можно сказать, что крестьяне села Сосновки все занимаются и живут дома; к занятиям на стороне имеют отвращение.— В последние 10 лет сознали превосходство белых изб перед курными.— Улучшений в землевладельческих орудиях, к сожалению, нет, и вообще приемы также просты и однообразны, как были и прежде.— Уборка хлебов косою предпочитается уборке серпом.

 Говорят чистым велико-русским языком; употребительны в разговорах никоторые чисто славянские изречения, почерпнутые из церковных книг, буквальное изучение которых служит признаком отличного воспитания. — Крестьяне почтительны между собою, при каждой встрече почтительно раскланиваются, снимая с головы шапки.— Трезвость, добросовестное выполнение мирских обязанностей, хорошая семейная жизнь в большом уважении. Вообще в народе пьянство не очень развито.— Ко всему вообще очень любопытны, понятливы и очень словоохотливы, но грубы.—Школы в селе нет, а занимаются обучением только чтению церковных богослужебных книг, вдовы-мастерицы. — Замечательна способность и охота к грамоте. Крестьяне сознают пользу грамотности; но причет по неразвитости своей (священник и причет избраны из среды крестьян, малограмотные) не может удовлетворить современной потребности прихожан.— Раскольники превосходят грамотностью единоверцев: у них в каждом доме непременно должен быть мастер разбирать (читать) церковные богослужебные книги.

 Медицина плохо или лучше сказать вовсе не привилася к народу. Они предпочитают советы знахарок пособиям врача. Оспопрививание, по понятию крестьян—чистая случайность: «если Бог сбережет, то я без прививки не пристанет: а если Бог накажет, то уже и привитие не убережет».— Ни один из крестьян не знает не только устройства своей родной Руси, но даже и законов, определяющих отношения и обязанности гражданина и ограждающих их личные и вещественные права. От того же выбираемые в исполнители закона (Головы и другие должности) не знают их основания и цели. — От неразвитости юридического смысла крестьяне страшатся судебного допроса.

 По понятиям крестьян, солнце одушевленное существо, восходит и заходит по определенным от Бога законам. Темные и светлые места, видимая на луне, кажутся изображением братоубийства Каяна.— Крестьянин внимательно следит за видоизменениями спутника нашей планеты, - новолунием и полнолунием, первою и последнюю четвертями, как имеющим влияние на атмосферу. Если не было дождя в новолуние „месяц не обмывался",  то ожидают при первой и последней четвертях и, наконец, в полнолуние.

 Полное солнечное затмение всегда производит в селах грусть и оцепенение. Пораженные внезапным исчезно-вением дневного светила, жители с ужасом ожидают „представление света". Кометы, редкие гости на своде небесном, кажутся народу предвозвестницами мора, глада, войны и других бедствий, посылаемых Богом в наказание за грехи людям.— Во время прохождения всякой кометы, силы народные как бы сжимаются, тупеют под давлением чувства страха.

 О происхождении своем и заселении нынешней местности сохранилось предание, что жители села Сосновки, выселены из верховой губернии (по какой именно, не знают) назад тому более 100 лет не честно; они происходят от стрелецкого рода. Назад тому не более как 40 лет, они считались белопахатными солдатами.

 Молодежь весною,— в праздники днем, а в будни по вечерам,— водят разноцветные хороводы, — и на нею зиму выбирают несколько удобнейших помещений, отдельные избы, где каждый вечер собираются девушки, до дюжины и больше, и поют песни. Тут их посещают молодые ребята (холостые мужчины).

 В пользовании крестьян находится земля: усадебной 103,4 дес., выгона 325,7 дес , пашни 2839,2 д., сенокоса 234,1 дес, кустарника 46,3 д., всего угодий 3548,7 д., леса 2386,9 дес.

 Почва черноземная; подпочва различна, но преимуще-ственно жирная глина; пахатный слой средней толщины. Поверхность дачи гористая. Покатость полей на восток. Сеют преимущественно полбу и овес, гречу, пшеницу и рожь, просо. Более всего сеют рожь. Вот цифры посева:

 

Пшеницы  . 50 четвертей

Проса . . . 16   

Полбы . 90   

Овса . . .  . 100   

Гречи . . . 81 :

Гороху       . 20 —

Ржи . - . 300  

 

 Высевают на десятину местной величины в ЗООО саж. (1ОО саж. длины и 30 caж. ширины) пшеницы, полбы и овса по 15 пуд., а ржи по 13 пуд.

 Вообще урожаи вознагражают труд земледельца; но почва местами уже истощена. — Начинают сеять поздно, около 9-го числа Мая месяца. Хлеб созревает в Августе. Часто посещают ночные морозы. Уборка с полей замедляется дальним расстоянием полей от склада (гумна).

 Скотоводство незначительно. Рогатого скота вообще недостаточно, потому что свирепствуют скотские падежи. Рогатый скот мелкий содержится нехорошо. Летом очень мало пастбища (выгона) и зимою корм получает скудный и в количестве недостаточном, так что к весне скот выходит в поле очень исхудалый. В селе 150 коров, овец 5579, свиней 201 и 285 лошадей. Лошади мелки, но сносны, и надо отнести к чести крестьян, что при всей трудности содержать скотину, они прилагают особое старание к содержанию лошадей и обращаются с ними очень человеколюбиво. Худое содержание и в особенности жестокое обращение с лошадью вызывает общее негодование и упреки жителей. — Говоря о лошадях, нельзя не упамянуть еще о великом бедствии, которое разоряет крестьян; это — конокрадство, достигшее в настоящее время огромных размеров.— Обыкновенная цена крестьянской коровы 15—20 руб. сер., лучшей 25 руб.; цена крестьянской лошади от 25 до 35 руб. сер.

 Лес, составляющий почти такую же потребность и богатство крестьян, как земля и луга, — здесь в изобилии. Господствующие породы: осина, липа и дуб, среднего возраста и хорошего качества. Осина встречается нередко до 40 фут. вышины; древесину имеет белую, хорошего качества. Липа также встречается порядочного качества.

 Около самого села и но весну лесу большие кусты орешника, на которых орехи растут обильно.

 

От 9-й к 10-Й ревизии прибыло народонаселения мужского пола 52 и женского 79 душ.

Смертность сильна в возрасте от 1-го до 8-х лет.

 

Государственный крестьянин села Сосновки

Иван Дерюжев [11]

 

*****   

 

 В 1864 году были созданы земское собрание и земская управа. В 1865 г. В г. Бугуруслане состоялось открытие первого уездного Земского Учредительного собрания.

 Несмотря на явное преобладание крестьян в земских собраниях,  дворяне подчинили своему влиянию крестьянских гласных. Без особенного подъема встретив земскую реформу, они все же увидели возможность через земство влиять на крестьянское  население,  осуществить  свое стремление стать опекунами, духовными наставниками крестьян. Войти в земские учреждения, руководить ими, но ни в коем случае не сливаться с другими сословиями, а стать над ними,— такова была их программа.

 Откровенно дворянской направленностью отличалась деятельность Бугурусланского  земства. Оно, единственное из уездных земств Самарской губернии, постановило сохранить натуральные повинности в уезде «впредь до выяснения их действительной стоимости». Решив несколько облегчить для крестьян дорожную повинность, передать надзор за дорожными сооружениями землевладельцам, на чьей земле они находились. Подводная повинность, как и прежде, была оставлена на крестьянах. Под давлением гласных крестьян управа вынуждена была обсудить меры п о м о щ и   г о л о д а ю щ и м . По ее предложению пособия выдавались под поручительство и были возвратными.

 Хотя гласные и говорили о недостатках организации народного образования, никакого  решения  по  этому  вопросу не  было  принято. Зато единственным из земских собраний Самарской губернии Бугурусланское земство на первом чрезвычайном собрании возбудило вопрос о состоянии медицинского обслуживания населения в уезде и приняло решение  пригласить  5  врачей  на  работу и основать 5 аптек.

 Имея в земстве более 30% голосов, дворяне могли  опираться на 16 священников и на должностных лиц крестьянского управления. Но по политическому характеру деятельность дворянских земств отличалась. В Бузулукском и Бугурусланском земствах установилось влияние консервативного дворянства, заботившегося главным образом о сохранении привилегий своего сословия и впоследствии вступившего в конфликт с основной массой земских гласных, представлявших другие слои населения.

 В речах, которыми предводители дворянства открывали первые уездные земские собрания, говорилось о «счастье быть свидетелями столь великих событий, как те, которые совершаются перед нашими глазами», о начале новой общественной жизни, о единении сословий в земстве.

 Первые уездные собрания не вышли за рамки решения вопросов об установлении регламента работы, выборов управы и гласных в губернское собрание…

 Своеобразие земских учреждений в Самарской губернии состояло в значительном числе гласных крестьян, несмотря на то, что закон предоставлял преимущество дворянам. Дворянским гласным принадлежало лишь 26% голосов в уездных земских собраниях, в то время как крестьянам 54,7%. Значительную часть уездных земских собраний (43,2%) составляли — частные землевладельцы: 104 помещика, 46 крестьян, 13 купцов. Крестьянское население в земских  учреждениях  было  представлено 173 гласными — членами общин.

 Обнаруживаются некоторые различия в характере земских учреждений разных уездов. В Новоузенском Земстве не было ни одного дворянина; в Николаевском, Бузулукском, Бугурусланском и Самарском Земствах дворяне составляли не более четверти собрания. Ставропольское и Бугульминское земства, по своему сословному составу, более приближались к среднему для России уровню.

 Большинство гласных из крестьян в первых земских соб-раниях, не имея опыта публичных выступлений, робело перед более образованными и опытными представителями других сословий. Особенно это было характерно для бывших помещичьих крестьян. Наиболее развитые и состоятельные крестьяне не мирились с таким положением.

 Обе группировки самарского дворянства оценили земские собрания как учреждения, при помощи которых можно извлечь выгоды для себя, сохранить влияние на крестьян или добиться улучшения общего хозяйственного  положения  в  губернии. Поэтому в период  организации  земских учреждений дворянские деятели мобилизовали своих сторонников в избирательной борьбе. Победа одной из  группировок определяла ход земских дел в уезде.

 По политическому характеру в Самарской губернии различались либерально-дворянские  земства  Ставропольское, Бугульминское, Самарское; консервативно-дворянские земства Бугурусланского, отчасти Бузулукского уездов, и крестьянское земство Новоузенского уезда.

 Эта  общая  характеристика  относится к земствам первого трехлетия. С течением времени модернизационные процессы становились все более явными, соотношение социальных сил изменялось… [9]

 По открытии Земского Учредительного Собрания в 1865 году, в феврале месяце, земли и леса разных лиц и ведомств уезда были обложены на покрытие первоначальных земских расходов по 1/2 коп. с десятины, точно также были обложены сборами и торговые свидетельства первых двух родов и гильдий. При этом, в видах уравнительности, торговые свидетельства с суммы объявленных капиталов, по переложении последних на ценности земли определенную в 10 руб. за десятину, были обложены капитализацией в 10%, т.е. каждые 100 руб. объявленного капитала принимались за 10 десятин земли, 1000 руб., за 100 десятин и т.д.

 За отсутствием положительных данных о капитальной стоимости и доходности домов в городе, а также фабрик, заводов, мельниц и других неземельных заведений, все эти имущества на 1865 год остались не обложенными земским сбором, почему Собрание, в заседание на 10 февраля, поручило Земской Управе, при содействии нескольких гласных, составить к будущему своему созыву точные сведения об этих имуществах, а равно и количестве владельческих и крестьянских земель. Необходимые сведения вообще об имуществах, по указанному поручению, внесенные Управой в Собрание 3 Сентября 1865 года были переданы на рассмотрение и заключение ревизионной комиссии.

 По обсуждении данных, предъявленных Управой, и по разработке опроса об обложении вообще всех предметов, комиссия в заседание на 9 Сентября того же года представила такой взгляд по этому предмету: правильная оценка и деление земель на разряды возможна лишь при кадастровых описаниях и оценках их; до кадастрации же за основание, при разделении земель по ценности на разряды, можно принять одни цены казенных оброчных земель, как представляющие некоторое ручательство за свою достоверность.

 По местному положению и разности в ценности и доходности земель, Бугурусланский уезд может быть разделен на 3 разряда: юго-западный угол уезда волости: (Черкасская, бывшая Тимашевская, Сарбайская, Богородская прежняя Калиновская),- как самый лучший по качеству земли и близости пристаней сбыта произведений, должен иметь высшую ценность; местность к северу от означенной выше (волости-Боровская, Исаклинская (прежняя) Сосновская, Красногородская (прежняя) Екатеринская (тоже), Подбельская и Архангельская (нынешняя Кротковская), где земля также хороша, но лишь более отдалена от пристаней,- должна состоять второй разряд; наконец, все остальные земли уезда, как менее ценные по качеству и еще более отдаленные от торговых мест,- должны составить низший разряд. Сдаточными ценами 1 разряда признаны от 1 руб. и выше за десятину 2-го-от 60 коп. до 1 руб. и 3-го ниже 60 коп.

 За основание для определения ценности и доходности частных мельниц приняты казенные оброчные статьи, где оценка производится экспертами, а доход определяется публичными торгами, по определении средней доходности каждого постава казенных мельниц, на каждой речке, определять доходность частных мельниц; если самим владельцем доходность показана выше средней, то оставлять ее; если же ниже, - сравнивать со средней, за исключением случаев, где меньшая доходность сравнительно со средней, будет подкреплена не подлежащим сомнению документом… [12].

 Основой земского бюджета в Самарской губернии было обложение земли (81% бюджета), недвижимого имущества (8,8%) и торгово-промышленных документов (9,4%). Система обложения принималась уездными земствами, что объясняло неравномерность обложения типов хозяйств.

 Так, например, в Самарском и Николаевском уездах с купеческих свидетельств 1 гильдии платили 25 руб., в Ставропольском уезде 39 руб. 75 коп., в Бугульминском и Бузулукском и Новоузенском от 6 до 15% от величины налога. Еще большая неравномерность наблюдалась при раскладке налога с земли…

 Земская  деятельность требовала большой самоотверженности. Никакого политического или финансового капитала нажить ею было нельзя. Участие в земстве не давало никаких привилегий, никаких чиновничьих заработных плат. Это была повседневная черновая работа по обустройству села, уезда, губернии. Земство не занималось политической деятельностью, - это было ему запрещено…

 Земская жизнь — это большое и емкое понятие, и оно включало в себя практически все, что связано с жизнью местного населения, проживающего на данной территории. Это и медицинское обслуживание, это образование, это страхование, это сельское хозяйство и промыслы, это кредиты и кооперация, это дороги и мосты. Вплоть до того, что уже в ХIХ в. стали заниматься мелиорацией, насаждением лесополос. Очень эффективной была ветеринарная служба, создавалась земская почта и т. д. Не было  ни одного вопроса, который бы не находился в поле зрения земства.

 Причем классический пример — земско-статистические отделы. Возникли они в связи с тем, что губернские статистические комитеты фактически занимались констатацией фактов. Они подготавливали статистическую часть всеподданейших отчетов губернаторов монарху. Каждый год в спешке собирались сведения, иногда сугубо потолочные, например, о том, какова была урожайность зерновых, численность поголовья скота  и т. д. А между тем была большая нужда в описаниях помещичьих и крестьянских хозяйств, в проведении бюджетных обследований. Нужно было изучать темпы экономического развития края, чтобы яснее представлять перспективы развития сельского хозяйства, мелкой крестьянской промышленности, для того чтобы стимулировать ту или иную деятельность, оказывать помощь крестьянским хозяйствам…

 Возьмем хотя бы медицинское обслуживание. Если в городах оно начало развиваться с XVIII в., то в селах медицинская помощь населению носила эпизодический характер. Преобладала народная медицина, в которой главной фигурой выступал или знахарь, или бабка-повитуха. В их арсенале было лечение травами. Широко практиковались заговоры, лечение от сглазу и так далее. Земство  по сути дела создало широкую сеть больниц в губерниях России. Оно стало проводить и медико-сани-тарные исследования.  Стало открывать школы фельдшеров и акушерок, строить в селах больницы и амбулатории. Для обмена опытом созывались съезды земских врачей…

Одно из достижений земства — воссоздание слоя российской интеллигенции. Поэтому в сфере деятельности земства оказались  такие организационные формы как создание училищ, в которых велась подготовка сельских учителей, агрономов, зоотехников и ветеринаров. [9]

 

 В 1865 г. Была образована земская школа в селе Мордовский Бугуруслан в ней было 4 класса, около ста учеников. Учитель в школе был один - Воробьёв Иван Михайлович, он же и заведующий.

 В 1870 году земская школа была упразднена, она стала называться церковно-приходской школой. Если в земской школе учились одни мальчики, то в церковно-приходской школе могли учиться и девочки. Одним из основных предметов, которые изучались в этой школе, был урок закона божьего. Закон Божий вёл местный священник.

 

В 1866 году в Самарской губернии эпидемия холеры. Заболевших по всей Самарской губернии было – 1557; умерло            - 822.

 

*****

 

 Бугурусланский Трёхпрестольный Спасо-Вознесенский центральный городской собор, выстроенный в 1825 году вместо сгоревшей Никольской церкви, статус собора он получил в 1859 году, в 1867 году при нём была открыта первая в Бугуруслане воскресная школа;

Были в Бугуруслане и две староверческие церкви, в то же время упоминаются церкви в гарнизоне, Никольская и Александро-Невская («церковь на Слободке»).

Женская община была официально утверждена 3 февраля 1860 года указом Святейшего Синода, В 1867 году бугурусланское городское общество передало общине пустовавшее место в 3 десятины, на берегу Кинеля на расстоянии в пол-версты (≈530 м) от обители. Инокини развели там огород, установили избу, летнюю прачечную и каменную крестильню…

 В 1867 году, в здании на углу улиц Монастырской и набережной (современные улицы Гая и Комсомольская), жители города получили больницу на двенадцать коек. Через год, в 1868 г., в городе появилась первая, так называемая «вольная аптека». Губернская комиссия признала ее «удовлетворительной во всех отношениях».

В том же 1867г. была открыта женская гимназия, распола-гавшаяся на берегу Кинеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянчаниново. Одно из владельческих сел дворянского рода Брянчаниновых. Один из представителей рода Александр Семенович женился на дочери Самарского губернатора Софье Борисовне Обуховой. Борис Петрович Обухов занимал этот пост с 1865 по 1867 год. В связи с женитьбой Александр Семенович получил в приданное от жены 4615 десятин земли в Бугурусланском уезде. 30 августа 1890 года получил чин действующего статского советника и одновременно право занимать должность губернатора. С 1891 по 1904 год был самарским губернатором. К слову, в Бугурусланский уезд Самарской губернии в 19 веке входили земли современного Асекеевского района Оренбургской области, на территории которого Брянчаниново и находится.

 

1868 г. - в с. Городецком на средства прихожан была перестроена церковь. Здание церкви и колокольни были деревянными.

 

*****

 

 6 февраля 1868 г., собравшись при Бугурусланской город-ской думе для жеребьевки рекрут, мусульмане обнаружили, что по спискам в местном купечестве и мещанстве состоят 128 ревизских душ мужского пола, исповедующих ислам, а также 22 мальчика, рожденных после ревизии 1858 г. Кроме того, в городе временно проживали еще 49 мусульманских торговцев, число которых значительно возрастало в период проведения еженедельных базаров и двух годовых ярмарок. В духовном наставлении и совершении религиозных обрядов нуждались также 25 мусульман, служивших в Бугу-русланской уездной команде, и заключенные местного тю-ремного замка. По данным 1859 г., в нем содержалось 106 арестантов мусульманского вероисповедания, в 1860 г. 82, в 1861 г. 114, в 1862 г. 182, в 1863 г. 147, в 1864 г. 77, в 1865 г. 75, в 1866 г. 98, в 1867 г. 227, в 1868 г. 156, а в среднем за 10 лет – 126 человек ежегодно. Поскольку число мусульман, постоянно и временно находившихся в Бугуруслане, превышало 200 душ м. п., 42 их представителя 6 февраля 1868 г. постановили общественный приговор, которым ходатайствовали о разрешении им постройки в городе на собственные средства деревянной мечети для ежедневного испол- нения пятикратного намаза. Они указали, что «приписаны приходом к мечети деревни Алькиной, отстоящей в 15 верстах… за рекою Саврушею, через которую по неимению постоянного моста, в особенности во время разлития весенней воды, сообщение в оную бывает невозможно более двух месяцев, других же мечетей, где бы можно было в продол-жение этого времени исполнять [духовные требы], вблизи нет». В результате мусульманское население города лише-но «возможности исполнять все религиозные обряды богослужения под личным напутствованием… духовенства и, кроме сего, настолько же недоступно и обучение грамоте их детей, в особенности сирот и бедных родителей». Одновременно бугурусланские мусульмане просили утвердить в должности муллы избранного ими башкира Нурутдина Камалетдинова, «как нам вполне известного своей честностию и достойного выбора в муллы по указанию Алкорана». Он родился 18 августа 1837 г.6 в семье потомственных священнослужителей деревни Асекеевой Бугурусланского уезда (ныне Асекеевского района Оренбургской области) из рода служилых тарханов Монашевых. Его дед Кутлузаман Юсупов по указу Оренбургского губернского правления от 17 марта 1804 г. исполнял обязанности 1-го муллы при 1-й сельской мечети в званиях мухтасиба и мударриса, а отец Камалетдин Кутлузаманов указом ОГП от 28 июня 1835 г. был утвержден в тот же приход азанчеем.

Сам Нурутдин Камалетдинов успешно сдал экзамен в Уфе на духовные звания имам-хатыба и мугаллима, в подтверждение чего имел свидетельство ОМДС от 28 августа 1868 г. № 2995. В мае 1868 г. уполномоченные мусульманской общины г. Бугуруслана мещане Мухаммедгалим Фаткуллин и Ахмер Хамидуллин подали прошение и пакет необходимых документов на рассмотрение властей. Однако при разрешении строительства мечетей российское законодательство принимало в расчет лишь постоянное мусульманское насе-ление, численность которого в Бугуруслане по-прежнему не дотягивала до минимального норматива в 200 душ мужского пола. Поэтому Самарское губернское правление (СГП) журналом на 10 октября 1868 г. № 1520 отклонило ходатайство (указ от 21 октября 1868 г. № 3425).

Принимая во внимание «усердное желание» бугурусланских мусульман построить мечеть и необходимость иметь собственного муллу в уездном центре, на помощь в этом деле пришло само Оренбургское магометанское духовное собрание. В марте 1869 г. за № 7931 оно вновь обратилось к региональным властям с просьбой разрешить возведение временной мечети, а если губернская администрация не может «своей властью, то войти к Высшему начальству». Самарское губернское правление и само было заинтересовано в присутствии мусульманского духовного лица в уездном городе для привода единоверцев к присяге при рекрутских наборах, следствии и судебных разбирательствах, но не могло пойти на прямое нарушение закона. С учетом обстоятельств оно приняло компромиссное решение и журналом на 30 апреля 1870 г. № 605 в порядке исключения утвердило Нурутдина Камалетдинова муллой г. Бугуруслана в званиях имам-хатыба и мугаллима без разрешения постройки мечети (указ от 8 мая 1870 г. № 1056)9. Помимо совершения духовных треб и руководства общественной молитвой, он стал приглашаться в различные присутственные места: на сессии Окружного суда и уездного Съезда мировых судей, в уездное по воинской повинности присутствие для привода мусульман к присяге за соответствующее вознаграждение. Для проведения религиозных обрядов и духовного наставления страждущих мулла регулярно навещал единоверцев в уездной больнице и тюремном замке. Авторитет духовного лица как лидера местной общины нашел выражение в том, что благодаря поддержке единоверцев имам Н. Камалетдинов был избран гласным Бугурусланского уездного земского собрания на 1871 – 1874 гг. Появление собственного муллы не сняло вопрос о месте проведения бугурусланскими мусульманами общественной молитвы. При рапорте от 28 ноября 1870 г. Бугурусланский уездный исправник передал губерн- ским властям прошение указного муллы Н. Камалетдинова «об отводе за неимением в городе… мечети квартиры для отправления молебствий по обряду магометанскому». Журналом на 29 июля 1871 г. № 783 Самарское губернское правление разъяснило, что данное ходатайство подлежит рассмотрению Городской управы. Таким образом, предположение Э.М. Гибадуллиной о том, что первая мечеть в Бугуруслане была построена еще в 1868 г., «когда численность прихожан достигла 200 ревизских душ» мужского пола, прямо опровергается историческими источниками. По данным 1870 г., местная мусульманская община насчитывала 297 чело век, в том числе всего 145 мужчин и 152 женщины. По-видимому, первоначально городские мусульмане собирались на общественный намаз в одном из домов, а постройка в Бугуруслане деревянной мечети была разрешена только в 1878 г. К этому времени численность наличного му сульманского населения действительно превысила законодательно установленный норматив и составила 492 человека (239 мужчин и 253 женщины). Однако эта мечеть сгорела уже в 1881 г. Вероятно, после этого для проведения коллективной молитвы использовался дом муллы Н. Камалетдинова или приобретенное прихожанами общественное здание, поскольку в следующем пожаре 1887 г. сгорели флигель имама со всеми постройками и молитвенным помещением… [13]

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 393.