Повышение эффективности технология продвижения услуг любой организации лежит в принципе движения вперед, в основе любого реформирования и реструктуризации. В современном мире внешние условия функционирования любой организации быстро изменяются, экономическая среда становится все в большей степени конкурентной. Концепция продвижения услуг, столь понятная в рамках коммерческой организации, не всегда в полном объеме может применяться к деятельности организации общественного сектора, и в частности социально-культурных учреждений.
Критерий эффективности в сфере культуры можно представить, по крайней мере, тремя составляющими:
· степень (мера) удовлетворения потребностей населения в культурных благах;
· степень (мера) соответствия результатов функционирования деятельности учреждения культуры общественным целям в области духовного развития личности;
· степень (мера) обеспечения равенства в удовлетворении духовных потребностей посетителей учреждения культуры.[35]
Многие технологии современного менеджмента способны существенно повысить эффективность социально-культурной сферы.
Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:
· объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы: коллективы людей и отдельные личности);
· субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив;
· деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.
Однако это общий подход. Рассматривая технологический процесс менеджмента учреждения культуры, надо учитывать, что новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику сферы услуг и культуры. В результате различия между менеджментом коммерческих и социально-культурных организаций уменьшаются.
Рассмотрим некоторые общепринятые технологии менеджмента. «Командные» технологии менеджмента стали активно проникать в практику социальных учреждений. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, сфокусированности на главных задачах.[36] В организациях нового типа меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько «диспетчер», сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает работникам самостоятельно выработать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выполняемой работы, добиться большей согласованности действий.
Одним из новых методов повышения эффективности в региональном и муниципальном управлении сегодня стал бенчмаркинг. Не только руководители коммерческих фирм, но и управляющие организациями общественного сектора стали использовать бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы в целях передачи передового опыта управления из других успешно действующих организаций.
Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.[37]
В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации.
Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов. Можно выделять конкурентный и функциональный бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы прямых конкурентов организации. Функциональный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами данной организации.[38]
При рассмотрении технологического процесса управления учреждением важнейшее значение имеет процесс целеполагания.
Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.
Цели фирмы определяют концепциию ее развития и основные направления деловой активности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. Разработка экономической политики фирмы предполагает:
· формирование стратегических целей и задач;
· анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
· оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;
· анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;
· определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности;
· выбор стратегии;
· составление ежегодного бюджета фирмы в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.[39]
Постановка целей предвосхищает и обусловливает разработку стратегии фирмы.
Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.[40]
Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:
· выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;
· создание центров руководства каждой стратегической целью;
· оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.[41]
В области социально-культурной деятельности технологический процесс менеджмента выражается в явлении социально-культурного проектирования. Данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере.
Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.[42]
Согласно А.П.Маркову, преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.[43]
Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.[44]
В технологии менеджмента значительное место отводится подбору персонала, поскольку степень эффективности деятельности учреждения, в первую очередь, зависит от профессионализма коллектива. Социокультурная сфера в этом смысле не исключение, поскольку любая технология связана с выработкой и принятием решений (единоличных и коллективных), контролем за степенью и характером реализации этих решений. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодополняют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Прежде чем контролировать, следует сначала принять конкретное решение, определить характер, содержание, способ и сроки выполнения работы и исполнителей. Словом, создать систему управления кадрами, способную четко функционировать в непредвиденных обстоятельствах, контролировать все изменения, происходящие внутри учреждения культуры и в его отношениях с окружающим деловым миром.[45]
Персонал учреждения обязан обеспечить точной информацией его руководителя для принятия решения и ясного представления общей картины дела, разработать четкую систему обязанностей каждого работника с целью развития реальной и эффективной системы управления.
Специалисты по менеджменту объединяют и организуют работу, они должны быть заняты построением системы целей отрасли, дерева целей и дерева критериев отрасли, участвовать в измерении (по качественным и количественным шкалам) каждого из них.
Рассматривая вопрос повышения эффективности деятельности учреждений культуры нельзя обойти стороной проблему оценки эффективности. Раннее в основу оценочных параметров как в производственной, так и в непроизводственной сфере ставилась рентабельность.
Действия согласовывались главным образом с финансовым планом, а не со стратегией предприятия или учреждения. Большинство предприятий производственной сферы было сконцентрировано на финансовых показателях, а непроизводственной – на формальных показателях, основывающихся на посещении и выдаче. Данная информация не могла способствовать в полной мере процессу принятия стратегических управленческих решений, так как опиралась лишь на учетные системы.[46] Для учреждений культуры эта система не подходит.
Главная идея разработки критериев эффективности учреждения культуры заключается в том, что основой является не объем услуг, предоставляемых населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей. Основным моментом становится изучение не ретроспективных показателей, описывающих состояние уже существующей системы, а внедрение так называемых опережающих метрик, позволяющих сделать перспективные выводы.
Анализ внешней среды позволяет установить каково положение учреждения на рынке культурно-досуговых услуг.
Анализ внутренней среды определяет ресурсные возможности, состояние процессов деятельности, уровень управления учреждением. Понимание рынка, в первую очередь, включает знание основных потребителей услуг учреждения культуры (группы населения, потребители и не потребители, приоритетные группы, их возможности потребления услуг, доходы на одного члена семьи и возможная доля затрат на удовлетворение культурно-досуговых потребностей).[47]
Современные условия существования учреждений культуры диктуют необходимость поиска эффективных инструментов управления. Главными движущими факторами в проведении оценки эффективности работы является поиск каналов коммерческой активизации, а также оптимальное использование бюджетного финансирования. Второй фактор является более приоритетным для большинства учреждений культуры. Очевидно, что в управлении учреждением культуры могут быть применены любые технологии менеджмента. При этом система оценки эффективности в социокультурной сфере будет иметь свою специфику.
В рамках дипломного исследования была предпринята работа по проектированию технологии продвижения услуг художественной школы для взрослых «ARTissimo».
Что требует продвижения?
Образовательные платные услуги школы.
Кто заинтересован в продвижении информации о ресурсах школы?
Школа и частные лица –для продвижениясвоих товаров и услуг
Целевые группы:
1. Потребители товаров и услуг
2. Организации и частные лица, проявляющиеинтерес к культуре и искусству города.
Продвижение услуг школы:
Состояние:
1. Имеется отдельный сайт;
2. Нет объединяющего сайта с информацией для потенциальных инвесторов.
Решение:
1. Создание online-базы проектов и предложений.
2. Достижения в области культуры и искусства
Состояние:
1. Крупные художесвтенные школы Москвы имеют свои сайты;
2. Объем наполнения сайтов недостаточный; (большое количествово «мертвых» ссылок);
3. Нет англоязычных версий сайтов.
Решения:
1. Развитие и продвижение сайтов школы;
2. Разработка англоязычных версий сайтов.
3. Продвижение бизнес-проектов
Решения:
1. Проведение семинаров;
2. Создание регионального портала инвестиционных проектов и предложений Успешное продвижение услуг невозможно без продвижения сайтов с информацией о культуре и искусстве города (страны).
Решение:
Проведение конкурсов, финансируемых администрацией, на разработку новых «некоммерческих» ресурсов и развитие существующих.
Средства достижения поставленных целей:
1. Регулярное обновление информации, поддержка новостного блока;
2. Поддержка русскоязычной и англоязычной версий портала;
3. Регулярное пополнение Online-библиотеки;
4. Информационная поддержка проведения мастер-классов;
5. Публикация программ и материалов по учебным курсам;
6. Публикация видео-лекций (тестовый режим);
7. Разработка системы тестирования знаний (тестовый режим);
8. Публикация популярной информации о Москве.
Результаты:
1. Совместные проекты по проведению мастер-классов школ с европейскими художественными школами, обмен опытом.
2. Активное участие учеников в научно-исследовательской работе.
Итак, технология продвижения услуг художественной школы для взрослых «ARTissimo» нацелена на привлечение новых клиентов, формирование положительного имиджа школы, повышении рейтинга школы среди ряда подобных.
Преимущества художественной школы позволяют наглядно удостовериться в том, насколько они убедительны, что, в свою очередь, создает абсолютно идеальные, финансово и практически, условия для комфортного и доступного обучения. Кратко охаратерзуем данные преимущества.
Низкие цены.
· доступность и демократичность цен при высококачественном практическом обучении художественному мастерству;
· направленность на широкую аудиторию, различную по уровню подготовки и по возрастным категориям: для детей и взрослых, для новичков абитуриентов.
2. Гибкая система скидок.
В «ARTissimo» существует удобная форма оплаты и качество обучения. Каждый месяц школа предлагает широкий спектр специальных акций, скидок, антикризисных предложений.
«ARTissimo» предлагает:
1) подарочные сертификаты на посещение различных курсов (живопись, дизайн, декор и т.д.);
2) скидки на занятия по предоплате (от 10 до 15%);
3) «День открытых дверей», в рамках которого можно:
A. Познакомиться с преподавателями в неформальной обстановке.
B. Задать интересующие вопросы.
C. Увидеть творческие работы участников курсов.
D. Определить для себя самые интересные программы, на которые хотелось бы прийти.
E. Записаться на интересующие программы и курсы.
F. Просто приятно отдохнуть и узнать много интересного.
G. Гостей ожидает интересное общение, клубная атмосфера, вечерний чай. Участие – бесплатное, с собой можно приводить друзей.
3. Удобное расписание занятий.
Сделав обучение финансово доступным для каждого желающего, «ARTissimo» позаботилось о комфорте, предусмотрев занятость и недостаток времени. Расписание занятий гибкое и свободное, состоящее из 3 групп: утренней, дневной, вечерней. Расписание занятий с «плавающим графиком обучения».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.