Под образованием взрослых понимается весь комплекс процессов формального и неформального обучения, с помощью которых люди, совмещающие или чередующие учебную деятельность с практическим участием в производственной, социальной, семейно-бытовой сферах общественной жизни, развивают свои способности, обогащают свои знания, умения, навыки и личностные качества, совершенствуют или приобретают новые профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении для удовлетворения своих потребностей и потребностей своего общества.
Образование взрослых - неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы образования. Комплекс проблем, связанных с его функционированием и развитием, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента обучающихся, а также своеобразием задач.
Приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично изменяющемся обществе. Речь идет о пожизненном развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности. Образование, сопровождающее человека в различные периоды его жизни, имеет различные названия - пожизненное, перманентное, возобновляющееся. Нередки случаи отождествления теории непрерывного образования с теорией пожизненного учения. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
Главной целью образования взрослых является формирование и развитие творческой личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сферах общественной жизни.
Эта цель достигается посредством удовлетворения конкретных образовательных потребностей взрослых людей, которые сводятся к нескольким группам: получение общего среднего образования; приобретение или усовершенствование профессиональных навыков; поддержание и улучшение здоровья, экологическое образование; улучшение качества семейной жизни; активизация участия в общественной жизни; содержательное проведение досуга; развитие собственной личности.
Общество в XXI веке ставит в центр общественного прогресса именно человека, удовлетворение его индивидуальных потребностей. Тем самым открывается широкий простор для обучения взрослых в целях самосовершенствования и самореализации как личности.
В Законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отсутствует само понятие образования взрослых. В проекте Закона «О дополнительном образовании» в статье о дополнительном образовании взрослых рассматривается в основном лишь дополнительное профессиональное образование взрослых. В России все существующие формы обучения взрослых организационно и административно находятся в различном подчинении, оторваны друг от друга и не объединены единой государственной политикой, соответствующими управленческими и координирующими структурами, теоретическими и научно-методическими принципами обучения.
Принципы обучения взрослых, отличные от традиционных педагогических, несмотря на достаточно высокий уровень теоретической и научно-методической проработки, недостаточно внедряются в практику. Ощущается серьезный недостаток учебно-методических материалов, предназначенных специально для обучения взрослых, что существенно снижает эффективность образования взрослых.
Главным принципом свободного обучения является принцип свободы выбора таких основных параметров процесса обучения как места, времени, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, содержания, программы, преподавателей, учебных заведений и документов образования. Главным достижением свободного обучения явилось реальное вовлечение обучающегося в процесс обучения, в определение основных параметров процесса обучения. Непрерывное обучение по утверждению С.И. Змеёва можно определить как «способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни человека». Главная причина неэффективности попыток принципиально изменить к лучшему состояние дел в художественном образовании взрослых, как и в положении отечественной художественной культуры коренится не в скудном финансировании и не в косности тех или иных нормативов или административно-правовых схем; все это только следствие, или симптомы болезни. Нужно начинать не с них, а с основной причины – глубоко ошибочного, невежественного, а для русской культурной традиции необъяснимого отношения общества и властей к художественной культуре и художественному образованию в целом.
В стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Она обретает в общественном сознании статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, воспринимается как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости.
Либо, что еще хуже, как сфера обслуживания, своего рода «парк культуры и отдыха», предоставляющий «пакеты услуг» эстетически неразвитому клиенту, который ищет развлечений, «заказывает музыку» и «всегда прав».
Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях крайнего прагматизма, всевластия рынка, активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство.
Но вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее жизненной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это прямой путь к расчеловечиванию данного общества. Что может превосходно уживаться с «компетентностью» во многих других отношениях и становиться от этого еще страшнее. Это ли не проблема национальной безопасности?
Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач.
Традиционно считается, что художественное образование можно получить в художественной школе, в художественном училище, в профильном ВУЗе. Однако в настоящее время существует много альтернативных возможностей получить желаемое образование. Например, художественные студии или негосударственные художественные школы для взрослых.
Очевидным преимуществом подобного способа получения художественного образования является возможность осуществить свою мечту в любом возрасте и в удобное время. Художественное образование очень многогранно. Это может быть начальное художественное образование, живопись, рисунок, а также многие другие направления.
В таких школах возможно получить художественное образование по направлениям, связанным с изобразительным искусством. Во время обучения ученики осваивают базовые художественные навыки, которые необходимы для успешного обучения любому виду изобразительного искусства: знакомятся с техникой рисунка, психологией цвета, изучают такие понятия как перспектива, форма и фактура, тень, свет, полутень, объем. Разумеется, художественное образование не заканчивается после изучения базовых материалов. В рамках получения художественного образования становится возможным во всех тонкостях изучить рисунок, или, например, освоить искусство живописи.
Программа обучения включает основы академического рисунка, а также занятия по живописи и композиции. Основное отличие от обучения в детской художественной школе состоит в меньшей еженедельной часовой нагрузке: заниматься можно один или два раза в неделю. Каждое занятие длится 3 часа и состоит из двух частей. Первая половина посвящена изучению обязательных дисциплин и художественных техник, а во время второй части занятия ученики обычно практикуются в создании эскизов и набросков. На первый взгляд может показаться, что набросок фигуры человека с натуры – слишком сложная задача, однако подобные упражнения развивают глазомер и помогают почувствовать себя увереннее, ведь каждый рисунок получается лучше предыдущего.
Нагрузка во многом зависит от пожеланий самих учеников. Домашнее задание для тех, кто рисует для души, в несколько раз отличается по объему от задания для тех, кто собирается поступать в художественный вуз. Конечно, заставить взрослого человека делать домашнее задание невозможно. Однако, начиная рисовать, каждому необходимо понимать, что без практики и некоторого старания достичь ожидаемых результатов не удастся.
Летом в школе начинается пленэрная практика, во время которой ученики выезжают на природу, занимаются зарисовками пейзажей и архитектуры. Во время пленэров подготовленным студентам можно пробовать свои силы в живописи маслом, а также в других сложных или необычных художественных техниках.
Таким образом, художественная школа для взрослых дает возможность получить как базовое художественное образование, включающее в себя основные знания, умения и навыки, так и профессиональное художественное образование. Базовое художественное образование, скорее всего, подойдет тем, кто хочет научиться рисовать для себя.
Существует и профессиональное художественное образование, которое позволит наиболее полно и глубоко изучить интересующее направление изобразительного искусства. Обучаясь в школе, ученик получает необходимые знания и опыт для успешного дальнейшего творчества и обучения других людей.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.