Возбуждение уголовного дела публичного обвинения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Если имеется законный повод и основание к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело согласно прямым предписаниям ч. 1 ст. 146 УПК РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч. 2 ст. 146 УПК является постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

- Вводная часть - указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение.

- Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части.

- Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.

Часть 4 ст. 146 УПК предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст. 149 УПК, согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

1)следователь приступает к производству предварительного следствия.

2) орган дознания проводит неотложные следственные действия.

Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст. 157 УПК РФ).

Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Копия постановления о возбуждении дела, вынесенного органом дознания или следователем, немедленно направляется прокурору.

В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление - о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему производству. В течение суток копия постановления о принятии дела к своему производству должна быть направлена наблюдающему прокурору (ст. 129 УПК РФ).

Часть 4 статьи 146 УПК РФ предусматривает обязанность следователя, дознавателя копию постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направить прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.21

Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела в нерабочее время, включая выходные и праздничные дни, установлено дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения. В случае принятия решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но невозможности оперативного возвращения следователю (дознавателю) представленных материалов, прокурорам предписано уведомлять их о принятом решении по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой и незамедлительно направлять постановление о возбуждении уголовного дела с материалами следователю (дознавателю). Кроме того, на прокуроров возложена обязанность по сообщениям об убийстве, о террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства произошедшего, собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение, если постановление о возбуждении уголовного дела вынесено следователем (дознавателем).22

Кроме того, при обнаружении признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также в случаях чрезвычайных происшествий, отдаленности или отсутствии специализированной прокуратуры в месте совершения преступления, производство неотложных следственных действий организовывать тому прокурору города, района, приравненному к ним военному или другому специализированному прокурору, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии передавать материалы по подследственности в установленном законом порядке.23

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор вправе лично возбудить уголовное дело в любой момент осуществления органом дознания, следователем, дознавателем проверки сообщения о преступлении. Реализация этого полномочия актуальна для обеспечения незамедлительности возбуждения уголовного дела в случаях значительной отдаленности места происшествия от размещения органа прокуратуры, в регионах с обширной территорией и труднодоступными районами. В такой ситуации результаты доследственной проверки сообщения о преступлении оформляются рапортом соответствующего должностного лица, например оперативного дежурного органа внутренних дел, в месте дислокации органа прокуратуры, который является поводом для возбуждения уголовного дела прокурором. Постановление о возбуждении уголовного дела вместе с рапортом должностного лица направляются прокурором в соответствующий правоохранительный орган для организации предварительного расследования. О принятом прокурором решении незамедлительно сообщается по месту производства предварительного расследования, что дает возможность безотлагательно приступить к производству необходимых следственных действий.

Если до возбуждения уголовного дела произведены осмотр места происшествия, освидетельствование, назначена или проведена судебная экспертиза, то подлинники соответствующих протоколов, постановлений и заключений прилагаются к постановлению о возбуждении уголовного дела и материалам проверки, направляемым прокурору. При производстве судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела на основании части 4 статьи 202 УПК РФ экспертом могут быть получены образцы для сравнительного исследования. Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется по любым каналам доступной связи о начатом расследовании. В данном случае до получения согласия прокурора допускается проведение и иных (помимо осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы) следственных действий: допроса, обыска и т.д. Постановление о возбуждении уголовного дела и все материалы уголовного дела передаются прокурору сразу же при появлении для этого реальной возможности. Прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования и установив, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела при согласии прокурора с принятым решением о возбуждении уголовного дела и производстве предварительного расследования до получения согласия прокурора срок предварительного расследования исчисляется с момента вынесения указанными должностными лицами постановления о возбуждении уголовного дела.

Получив постановление о возбуждении уголовного дела, прокурор также вправе возвратить материалы для дополнительной проверки. В этом случае прокурор выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки, в котором он обязан указать, какие конкретно обстоятельства должны быть выяснены. При этом прокурор устанавливает срок для проведения дополнительной проверки, который не может превышать пяти суток со дня поступления данных материалов к органу дознания, следователю, дознавателю. После проведения такой проверки и при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела все материалы в полном объеме с новым постановлением следователя (дознавателя) о возбуждении уголовного дела вновь направляются прокурору.

Сразу после возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь (дознаватель) в тот же день уведомляет об этом заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных категорий лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей (ст. 16 Закона о статусе судей Российской Федерации, ст. 87 Закона о судоустройстве РФ), следователей, прокуроров (ст. 39 Закона о прокуратуре РФ). Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей, а также возбуждение уголовного дела в отношении дипломатических работников.

Рассмотрим по подробнее возбуждение уголовного дела в отношении дипломатических работников.

В стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершенных сотрудниками дипломатических представительств, органы дознания и предварительного следствия руководствуются общими правилами, установленными статьями 146-149 УПК РФ, а также дополнительными правилами, обусловленными особенностями правового положения иностранных граждан в России.

Помимо вопросов, обязательных для разрешения в стадии возбуждения уголовного дела, необходимо выяснять и ряд специфических вопросов: правовой статус иностранца (предоставлены ли ему привилегии и иммунитет от уголовной юрисдикции России и если предоставлены, то в каком объеме); правомерность пребывания в России (место); необходимость продления этого пребывания или его пресечения ввиду совершения преступления; выполнялись ли им служебные обязанности (какие); порядок информирования соответствующих компетентных инстанций; обязательность участия переводчика, прокурора, представителя МИД и иностранного дипломатического (консульского) представительства и др.

Следует отметить, что при оформлении протоколов и объяснений, получаемых от граждан иностранных государств, сотрудники дознания зачастую не указывают приведенные выше дополнительные сведения об иностранце. А вместе с тем, отсутствие в протоколе перечисленных сведений затрудняет не только последующие вызовы иностранцев для проведения с ними следственных действий, но и обращение в инстанции по дипломатическим каналам либо в следственные органы других стран в соответствии с международными договорами о правовой помощи.

Если выяснится, что лицом, совершившим преступление, является иностранный гражданин, обладающий дипломатическими иммунитетами и привилегиями, то приоритетными являются те положения закона, которые представляют изъятия из общих правил предварительного расследования.

Такими особенностями являются правила о том, что:

- при наличии у иностранного гражданина дипломатических привилегий и иммунитетов следует обязательно отражать в каждом процессуальном документе его просьбу или согласие на проведение с ним данного действия, причем удостоверять такую просьбу (согласие) необходимо его подписью до начала проведения самого действия;

- в случае использования дипломатическим сотрудником его права убыть с места происшествия или при его отказе от дачи показаний необходимо в соответствующем протоколе сделать отметку о том, что иностранцу было предложено участвовать в том или ином процессуальном действии, и он отказался;

- при отказе дипломатического сотрудника от подписи в процессуальном документе необходимо сделать отметку об отказе от подписи с изложением сообщенных иностранцем мотивов отказа;

- в процессуальных документах следует указывать точные реквизиты и сроки действия документов, удостоверяющих личность иностранца, адреса его местонахождения в России и за границей и др.

В ст. 29 Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. устанавливается: «Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство».

Личная неприкосновенность - и это общепризнанно в доктрине международного права - является самым главным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии дипломата.

Объем предоставляемых привилегий и иммунитетов дипломатов зависит от занимаемой должности в иностранном представительстве, а также от выполняемых на момент совершения правонарушения функций и от цели пребывания.

Иностранные граждане, обладающие привилегиями и иммунитетами от уголовной юрисдикции России, в общем виде составляют следующие основные группы:

1. Сотрудники дипломатических представительств:

- глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах);

- члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, заместители торговых представителей), а также проживающие с ними члены семьи, не являющиеся российскими гражданами;

- сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей, если эти сотрудники и члены их семей не являются российскими гражданами и не проживают в России постоянно;

- сотрудники обслуживающего персонала представительств, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;

- дипломатические курьеры (лица, постоянно занимающиеся перевозкой дипломатической почты либо временно назначенные для перевозки данной почты);

- домашние работники (их еще именуют частными работниками), состоящие исключительно на частной службе дипломатов.

2. Сотрудники консульских представительств:

- глава консульства (генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями консульства);

- консульские должностные лица (глава консульства и любое лицо, включая стажера, которому поручено выполнение консульских функций);

- сотрудники консульств (те, кто не являются консульскими должностными лицами и выполняют в консульстве административные и технические функции; сюда входят также шоферы, садовники и иные лица, выполняющие обязанности по обслуживанию консульств).

Вышеперечисленные сотрудники консульских представительств не должны являться российскими гражданами и проживать в России постоянно.

3. Члены персонала дипломатических представительств в других странах, проезжающие транзитом через территорию России:

- глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства в третьей стране;

- члены их семей, которые сопровождают указанных дипломатов и следуют отдельно, чтобы присоединиться к ним или возвратиться в свою страну;

- дипломатические курьеры, следующие транзитом через территорию России.

4. Сотрудники делегаций иностранных государств:

- представители иностранных государств;

- члены парламентских и правительственных делегаций, приезжающие в Россию для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями;

- представители и члены делегаций иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны;

- члены семей вышеуказанных лиц, которые их сопровождают, если эти члены семьи не являются российскими гражданами.

5. Сотрудники международных межправительственных организаций:

- представители иностранных государств при этих организациях;

- должностные лица международных межправительственных организаций, категории которых определяют высшие руководящие органы ООН, Совет Европы и др.

Глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала представительства и члены их семей, проживающие вместе с ними и не являющиеся российскими гражданами, пользуются личной неприкосновенностью (не могут быть подвергнуты задержанию или аресту).

Иммунитет от юрисдикции России предоставляется перечисленным лицам в полном объеме, т. е. он распространен не только на служебные действия данных лиц, но и на действия, не связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства и проживающие вместе с ними члены их семей, если эти сотрудники и члены их семей не являются российскими гражданами или не проживают в России постоянно, пользуются на основе взаимности привилегиями и иммунитетами, предоставленными членам дипломатического персонала.

Сотрудники обслуживающего персонала дипломатического представительства, не являющиеся российскими гражданами или не проживающие в России постоянно, пользуются на основе взаимности иммунитетом от уголовной юрисдикции России в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей.

Домашние работники сотрудников представительств (глав и членов дипломатического персонала) пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом в той мере, в какой это допускает государство пребывания аккредитации). Однако следует учитывать, что на основе специального соглашения с иностранным государством на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, на домашних работников и членов семьи перечисленных лиц дипломатические привилегии и иммунитеты могут быть распространены в полном объеме, исходя в отношении каждого отдельного государства из принципа взаимности.

Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. Они пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции России в том, что касается их служебной деятельности.

В полном объеме дипломатические привилегии и иммунитеты распространены в России на дипломатических курьеров, в том числе и тех, которые следуют транзитом через территорию России, равно как и членам персонала дипломатических представительств в третьей стране. Такие же права имеют члены семей, сопровождающие данных транзитных пассажиров либо следующие отдельно, чтобы присоединиться к ним или возвратиться в свою страну. Члены делегаций иностранных государств и должностные лица международных и межправительственных организаций обладают либо дипломатическими иммунитетами или иммунитетами от юрисдикции в специально оговоренных пределах.

При совершении кем-либо из вышеперечисленных иностранцев преступления, и его задержании возникает необходимость удостовериться в том, что оно совершено этим иностранцем в качестве должностного лица при исполнении им служебных обязанностей и в каком объеме на него распространяется личная неприкосновенность.

Этот вопрос выясняется письменным запросом начальника следственного подразделения, адресованным в Департамент Государственного протокола МИДа России, который выдает дипломатам и членам их семей соответствующие документы - дипломатические карточки (на русском языке), в которых удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетами.

В запросе необходимо изложить: когда (время, число) и при каких обстоятельствах было совершено преступление конкретным сотрудником иностранного представительства (реквизиты документа, по которому удостоверена его личность). Категорически запрещается непосредственное обращение должностных лиц органов внутренних дел в какой бы то ни было форме (письменной, устной) в представительства иностранных государств для уточнения сведений о том или ином иностранном гражданине и по другим вопросам (вызов в органы дознания и предварительного следствия, получения различного рода консультаций по вопросам правового статуса иностранного гражданина, спрашивание согласия на проведение процессуальных действий и т. п.).

На практике случаи уголовного преследования дипломатов в нарушение Конвенции встречаются весьма редко. Освобождение от уголовной юрисдикции государства пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими различных деяний. Существуют две возможности обеспечить реальное наказание дипломатов.

Одна из них предусматривается в п. 4 ст. 31 Конвенции: «Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства».

Таким образом, дипломат, совершивший правонарушение, может быть привлечен к ответственности в аккредитующем государстве по ходатайству государства пребывания либо отдельных лиц.

Хотя возможность возбуждения судебных дел в аккредитующем государстве издавна общепризнанна в международном праве, в действительности этот способ воздействия на иностранных дипломатов недостаточно эффективен, и прецедентов подобного рода весьма немного.

Универсальному применению рассматриваемой возможности препятствует тот факт, что результативность обращений в судебные органы аккредитующего государства определяется состоянием политических отношений между этим государством и государством пребывания. Остаются безнаказанными правонарушения, совершенные дипломатами по уполномочию аккредитующего государства. Так, вряд ли можно ожидать, что дипломат, уличенный государством пребывания в проведении шпионской деятельности, будет привлечен к ответственности в аккредитующем государстве.

Может возникнуть проблема, если суд аккредитующего государства сочтет себя некомпетентным в отношении рассмотрения правонарушения, совершенного за границей. Исключено также привлечение к уголовной ответственности, если совершенное деяние рассматривается как правонарушение только в государстве пребывания, а не в аккредитующем государстве.

Следует отметить, что дипломат может избежать ответственности и в том случае, когда он, выехав из государства пребывания, не возвращается в аккредитующее государство, а, например, получает назначение на дипломатическую работу в третью страну.

Другой, более эффективной возможностью обеспечить реальное наказание дипломата является привлечение его к ответственности в государстве пребывания. В ст. 32 Конвенции устанавливается:

«I. От иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов... может отказаться аккредитующее государство.

2. Отказ должен быть всегда определенно выражен.

3. Возбуждение дела дипломатическим агентом... лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков...

4. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ».

Отказ аккредитующего государства от иммунитета дипломата и привлечение последнего к ответственности в государстве пребывания встречается нередко в мировой практике.

Конвенция определенно устанавливает, что отказаться от иммунитетов дипломата правомочно только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Отказ может последовать на любой стадии уголовного судопроизводства, но до вынесения приговора. В Конвенции нет процедуры выражения отказа от иммунитета, однако очевидно, что глава дипломатического представительства в силу выполняемой им представительской функции, правомочен, сделать соответствующее заявление, которое будет расцениваться государством пребывания как выражение аккредитующим государством отказа от иммунитета конкретного дипломата.

Заявленный аккредитующим государством отказ от иммунитета дипломата не может быть взят обратно, хотя в практике государств встречаются нарушающие это положение прецеденты. Важно отметить, что аккредитующее государство вправе отказаться от иммунитетов дипломата без его согласия на это, и дипломат обязан подчиниться принятому решению.

Судебная практика свидетельствует, что не являются отказом от иммунитета неявка в суд, получение гарантий у того или иного лица, согласие на судебное решение.

Возможность привлечения дипломата к ответственности в государстве пребывания реализуется далеко не всегда, поскольку ее реализация всецело зависит от усмотрения аккредитующего государства. В некоторых случаях, например, аккредитующие государства отказываются от иммунитета дипломатов, но лишь после того, как последние покинули страну пребывания.

Универсального и эффективного решения вопроса об ответственности дипломатов за совершенные ими преступления не предлагается ни в Конвенции, ни в доктрине международного права. При практическом решении этого вопроса государства стремятся скорее побудить аккредитующее государство к отказу от иммунитетов виновного дипломата, чем к привлечению его к ответственности на родине.

В действующем УПК не выделены уголовно-процессуальные основания (обстоятельства) для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Материально-правовым обстоятельством, исключающим привлечение к уголовной ответственности в таких случаях должно являться наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным обстоятельством - отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, - обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу. Таким образом, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на ч. 4 ст. 11 УК РФ, норму Положения о дипломатических и консульских представительствах.

В отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, не может быть решен вопрос ни о задержании, ни об аресте, ни о привлечении в качестве обвиняемого, следовательно, и о направлении уголовного дела в суд с обвинительным заключением. Поэтому при доказанности его причастности к совершению преступления итоговым решением по возбужденному уголовному делу может быть лишь его прекращение.

Недопустимо прекращать уголовные дела на том основании, что преступное деяние совершено сотрудником иностранного представительства или международной организации при исполнении им служебных обязанностей, при этом, не имея документов, достоверно подтверждающих этот вывод. Недопустимо делать такие выводы на основании приобщенных к материалам уголовных дел справок, составленных следователями (на основании телефонных переговоров с представителями МИД и др.), или же основываться на мнении, исходящем из обстановки совершенного преступления и показаний иностранца-правонарушителя. В любом случае только официальное письмо из МИД и др. инстанций будет являться законным основанием для принятия окончательного решения по уголовному делу или проверочным материалам.

Когда предоставление иммунитета от уголовной юрисдикции России не связывается со служебной деятельностью иностранца (например, лица из числа дипломатического персонала), то достаточно для окончания предварительного следствия (отказа в возбуждении уголовного дела) удостовериться в личности этого иностранца и зафиксировать в материалах дела реквизиты предъявленного им в удостоверении личности документа с указанием занимаемой должности (секретарь, советник, атташе и т. д.). Тогда запрашивать МИД и др. ведомства об исполнении данным иностранцем служебных обязанностей в момент совершения преступления нет необходимости.

В уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует норма, прямо предусматривающая обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности. В связи с этим следователь, вынося постановление о прекращении дела, должен ссылаться на п. 2 ч. 1 ст.24 УПК РФ (за отсутствием в деянии состава преступления), ибо иностранный гражданин, неподсудный по уголовным делам судебным учреждениям РФ, не является надлежащим субъектом. Вместе с тем это реабилитирующее основание прекращения уголовного дела, в связи с чем, в заключение описательно-мотивировочной части постановления в обязательном порядке надлежит указывать и часть 4 статьи 11 УК, поясняющую, почему надлежащего субъекта в этом случае нет.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 196.