Порядок приема, регистрации заявлений, явки с повинной и сообщений о преступлениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этой главе подробно рассмотрим заявление о преступлении и явку с повинной как поводы для возбуждения уголовного дела.

Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определён перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.

Заявление о преступлении представляет собой устно или письменно оформленное волеизъявление заявителя по поводу совершенного в отношении его или им самим преступления. Заявление о преступлении обязан принять любой сотрудник милиции, независимо от должности и звания. Обязательным условием признания законности письменного заявления – его подписание заявителем . Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя , отчество заявителя, адрес его места жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать). Устное заявление принимается посредством оформления Протокола принятия устного заявления (Приложение 1). Но необходимым условием при принятии устного заявления является подпись заявителем протокола принятия устного заявителя. Заявителю также должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе принятия устного заявления (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что орган дознания, следователь и прокурор не вправе отказать в приеме заявления о преступлении по мотивам недостаточности сообщаемых в нем сведений или неподведомственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое заявление должно принять меры к уточнению сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить полученное заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.

Анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела, но не исключает возможность проведения по нему проверки. При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления (Приложение 2 ), который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.[8]

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных преступлениях. Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений общественных организаций или государственных учреждений либо заявлений и писем граждан.

Также поводом к возбуждению уголовного дела является явка с повинной. Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к следователю ( дознавателю) , прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является указание в нем, во-первых, на собственные действия, во-вторых, на преступные действия. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены.[9]

Явка с повинной, равно как и чистосердечное раскаяние, а также активное способствование раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (п. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным10.

Теперь остановлюсь поподробнее о порядке принятия и рассмотрения заявлений в органах внутренних дел.

Сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от времени и места совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления принимаются в любом органе внутренних дел.

Так, в ЛОВД на ст. Брянск, регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части непосредственно при их поступлении. Зарегистрированная информация докладывается начальнику органа внутренних дел и организуется их разрешение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. 11

Сообщения о преступлениях (письменные заявления о преступлениях и явке с повинной, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступления) и поручения прокурора о проведении проверки по сообщениям о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации, регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях в дежурной части органа внутренних дел (Приложение 3).

Также в Книге учета сообщений о преступлениях регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека и рапорты сотрудников ОВД о непосредственном обнаружении и выявлении ими признаков преступления.

Протокол принятия устного сообщения о преступлении, сделанного при производстве следственного действия, о ранее не зарегистрированном преступлении регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях с пометкой «Дополнительно выявлено в ходе расследования»12.

Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях13 (Приложение 4). Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации в КУСП категорически запрещается.

Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого ОВД, то все имеющиеся материалы после регистрации по указанию начальника ОВД в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством РФ передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения), о чем делается пометка в Книге учета сообщений о преступлениях с указанием даты и номера исходящего (Приложение 10). Заявитель информируется о передаче его сообщения по подследственности или в суд в течение суток с момента принятия решения.

В соответствии с пунктом третьим части 1 статьи 140 УПК РФ поводом к возбуждению уголовного дела также является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, нежели указанных в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 140 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 УПК РФ принимается, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт, об обнаружении признаков преступления (см. Приложение 2). К «иным источникам» могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений в СМИ, а также выявленные следователем, дознавателем, прокурором непосредственно в процессе исполнения служебных обязанностей (например, при производстве какого-либо процессуального действия). Так, если по какой-то причине заявитель не может присутствовать при составлении протокола, его сообщение о преступлении относится к категории иных источников информации и оформляется в порядке, предусмотренном ст.143 УПК, то есть рапортом.

В соответствии с ч. 7 ст.141 УПК анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Употребляемый в данном случае термин «анонимное заявление», в УПК не расшифровывается. Тем не менее, таковыми признаются обращения, не содержащие сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе. Обычно такие заявления остаются без рассмотрения, но при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, такие обращения направляются в соответствующие правоохранительные органы. В приказе МВД России "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России" от 1 марта 1999 г. N 150 (п.71.2 приказа) говорится, в частности, что "обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения Министерства для использования в оперативных целях". Допустимость проверки их оперативным путем предусмотрена также приказом ФСБ РФ "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности" от 4 декабря 2000 г. N 613. См. также: Приказ Генеральной прокуратуры РФ "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" от 15 декабря 1998 г. N 90 (Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М., 1999); п.50 приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ "Об утверждении временной Инструкции по делопроизводству в районном суде" от 29 января 1999 г. N 8 и др.

Правомерность проверки анонимных заявлений оперативным путем подтверждена Верховным Судом РФ (см., например, Решение СК Верховного Суда РФ от 19 августа 1998 г. N ГКПИ 98-198 по делу о заявлении Ростовского общества прав человека "Защита Интернэшнл" о признании недействительными абзаца 3 пункта 3 и пункта 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации "О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" от 30 июля 1992 г. N 33).

Если в результате проверки анонимного заявления будут установлены признаки преступления, то поводом к возбуждению уголовного дела становится уже не заявление, а рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.

Статья 143 УПК не конкретизирует лиц, полномочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления. Очевидно, что к таковым относятся помимо дознавателя, следователя и прокурора сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по осуществлению оперативных или розыскных мер и др.

При определенных условиях (ч.3 ст.40 УПК РФ) функции дознания возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Эти лица при необходимости возбуждают уголовное дело, поводом для чего может послужить рапорт кого-либо из подчиненных. Однако при обнаружении признаков преступления и наличии возможности передать материалы по подследственности указанные субъекты составляют рапорт, адресуемый руководителю соответствующего органа предварительного следствия или дознания.

Перечень источников поступления информации законом не ограничен. Соответственно, компетентному лицу о преступлении становится известно в результате принятия соответствующего сообщения, которое может быть передано любым способом, например по телефону, в почтовой корреспонденции. Допустимо получение информации при анализе сообщений СМИ. Федеральным законом регламентирован порядок получения соответствующей информации оперативным путем.

В процессе работы по проверке такой информации возможно возникновение иных (т.е. кроме рапорта) предусмотренных ч.1 ст.140 УПК поводов для возбуждения уголовного дела. Так, если информация о преступлении поступила от конкретного лица, и имеется возможность обеспечить его участие в составлении необходимых документов, то в материалах проверки появляется (наряду с рапортом) предусмотренное ст.141 УПК заявление о преступлении.

Рапорт, как форма, в которую облекается сообщение о преступлении, составляется не по каждому полученному компетентным ведомством сообщению. Рапорт составляют лишь об обнаруженных, то есть найденных, установленных или ставших явными, видимыми признаках преступления. Поэтому составлению рапорта может, а в некоторых случаях должна предшествовать определенная проверочная работа (см. ст.144 УПК). Содержащуюся в ст.143 УПК формулировку о том, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляется на основании сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников информации, чем указанные в ст.141 и 142 УПК, следует понимать именно с учетом ст.144 УПК. Таким образом, не всякий рапорт, составляемый в соответствии с ведомственными правилами лицами, получающими сообщения и заявления, можно рассматривать как повод для возбуждения уголовного дела.

Несколько отличается порядок рассмотрения сообщения о преступлении, распространенного в СМИ. Инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю.14

В широком смысле слова под сообщением в УПК понимается уведомление, доведение до сведения правоохранительных органов о факте преступления. Когда же речь идет о сообщении СМИ, подразумевается распространение информации для индивидуально не определенного круга лиц. Поскольку в обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ, их сообщения рассматриваются в обязательном порядке только при специальном уведомлении, например, редакция адресует прокурору номер газеты, содержащий соответствующие материалы. С другой стороны, не противоречит закону доведение информации о соответствующей публикации до прокурора в форме рапорта, обращения, заявления и т.д.

УПК РФ (ч.2 ст.144) обязывает редакцию (главного редактора) соответствующего средства массовой информации предоставить информацию, необходимую для принятия обоснованного решения по распространенному сообщению.

Под средствами массовой информации в соответствии со ст.2 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (с последующими изм. и доп.) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, предоставляются прокурору, следователю или органу дознания, за исключением данных о лице, когда оно поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Такая конфиденциальная информация в соответствии со ст.41 Закона о СМИ может предоставляться только в случае, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Во всех случаях к рапорту об обнаружении признаков преступления предъявляются требования, свидетельствующие о том, что речь в рапорте идет не о произвольном усмотрении должностного лица, а о наличии определенных фактов, дающих основание полагать, что готовится или совершено преступление. В рапорте об обнаружении признаков преступления обязательно указываются не только обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления, но и источник получения информации об этом. Должностное лицо, составившее рапорт становится ответственным за достоверность изложенных в нем сведений, так как положения статьи 306 УК РФ об ответственности за заведомо ложный донос на него распространяются в той же мере, как и на любого другого заявителя.15

Таким образом, поводы – это сведения о преступлении, которые в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством подлежат обязательной проверке.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 201.