Измерение температуры и влажности воздуха в рабочей зоне лаборантской
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Влажность характеризует степень насыщения воздуха парами воды. Различают абсолютную, относительную и максимальную влажность.

Абсолютной влажностью называется весовое количество паров, выраженное в граммах, находящихся в одном кубическом метре воздуха.

Относительной влажностью называется отношение абсолютной влажности к максимальной, при данной температуре.

Максимальной влажностью называется максимально возможное количество водяных паров в воздухе при данной температуре [19].

Измерение относительной влажности осуществляется прибором психрометром, который позволяет одновременно определять температуру и влажность воздуха.

Психрометр состоит из двух одинаковых ртутных термометров, укрепленных на одной подставке или панели. Шарик одного из термометров покрывается тканью или ватой, а затем смачивается водой. Показания влажного термометра всегда меньше сухого, т.к. часть тепла в нем расходуется на испарение влаги с поверхности шарика. Чем меньше влажность окружающего воздуха, тем интенсивнее происходит испарение и тем больше разница между показаниями сухого и влажного термометров. По разности показаний термометров при помощи таблиц или номограмм, прилагаемых к психрометру, определяем влажность воздуха.

Результаты измерения температуры и влажности воздуха в стоматологическом кабинете приведены в таблице 4.

Определим абсолютную и относительную влажность по формулам (2) и (3). Абсолютная влажность:


А = Р1 - α·(tc – tв)·Р (2)

 

где А – абсолютная влажность воздуха, кПа;

Р1 = упругость насыщенных водяных паров при температуре влажного термометра, кПа (при tв = 19 оС Р1 = 2,191 кПа);

α – психрометрический коэффициент, зависящий от скорости движения воздуха, подаваемого вентилятором (α = 0,0015);

tс и tв – показания сухого и влажного термометров, оС;

Р – барометрическое давление воздуха, кПа.

По значению прибора (барометра) барометрическое давление равно 751 мм рт. ст.

Р = 751·133,3 = 100108,3 Па = 100,1 кПа

А = 2,191 - 0,0015·(25 – 19)·100,1 = 1,290 кПа.

 

Таблица 4. Результаты измерения температуры и влажности воздуха в лаборантской (для холодного и переходного сезона)

Показатель

Показания термометра

Абсолютная влажность,кПа

Относительная влажность, %

сухого, оС влажного оС Расчетная Табличная
Фактическое значение 25 19 1,29 41 43
Норматив 22-24 - -

40-60

Относительная влажность определим по формуле (3):

 

В =  (3)

 

где В – относительная влажность, кПа;

А – абсолютная влажность, кПа;

Р2 – давление насыщенных водяных паров при температуре сухого термометра, кПа (Р2 = 3,16 кПа).

В =(1,29/3,16) · 100 = 41 %

Полученные значения заносим в таблицу 4.

Как видно из таблицы значение температуры превышает нормативное значение на 1 оС, относительная влажность удовлетворяет установленному санитарными правилами требованию. Расчетное и измеренное значения относительной влажности отличаются незначительно. Таким образом, параметры микроклимата в лаборантской учителя химии являются оптимальными.

 


Измерение и оценка освещения в учебном классе

Естественное освещение

Измерения проводятся таким же образом, как и в лаборантской учителя химии, в точках изображенных на рисунке 5.


Рис. 5. Точки измерения естественного освещения

 

Наружная освещенность составляет ЕН = 5400 лк.

Для каждой точки рассчитаем значение КЕО по формуле (1):

 

 

где Ев и Ен – освещенность соответственно внутри и снаружи помещения, лк.

Результаты измерений и расчетов представим в таблице 5.

 

Таблица 5. Результаты измерения естественной освещенности

Расстояние от окна , м 0 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7
Освещенность ЕВ, лк 3300 1800 930 360 225 100
КЕО, % 61 33 17 6,6 4 1,8

 

 

Как видно из таблицы 5 минимальное значение коэффициента естественного освещения на рабочем месте в классе составляет 1,8 % , а максимальное - 61 %. Исходя из полученных данных определим равномерность освещения.

 

 = 1,8/61 = 0,03 < 0,3.

 

Полученное значение меньше 0,3, следовательно, освещение в классе неравномерное. Неравномерность освещения показана на рис. 6.

 

 

 


Рис.6. График распределения естественной освещенности в классе

В классе учитель химии выполняет зрительные работы первого разряда (размер наименьшего объекта различения менее 0,15 мм). Согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» для данного разряда зрительных работ нормируемое значение КЕО равно 1,2 %, при боковом освещении.

Проанализировав полученные значения и сопоставив их с нормативами, было выявлено, что в данном помещении соблюдается значение установленное в нормативе.



Искусственное освещение

Измерения проводятся следующим образом. С помощью люксметра замеряется освещенность в точках 1, 2, 3, расположенных на высоте 0,9 м (на уровне рабочей поверхности) и естественная освещенность в этих же точках (рис.7). Для каждой точки рассчитаем КЕО. Полученные данные заносим в таблицу 6.

 

Рис.7. Схема расположения точек измерения искусственного освещения

Таблица 6. Значения горизонтальной освещенности (от ламп накаливания)

Показатель

Горизонтальное освещенности, лк

КЕО, %

1 2 3 1 2 3
Фактическая, Еф 300 420 290 900/16 930/17 100/1,8
Нормативное, Ен 500 500 500 > 1,2 > 1,2 > 1,2
Отклонение, Е = Еф - Ен -200 -80 -210 соблюдается соблюдается соблюдается

 

Измеренные значения горизонтальной освещенности не соответствуют нормативным во всех трех точках измерения. А значение КЕО во всех точках соблюдается.

Измерим цилиндрическую освещенность в классе. Измерение также ведется с помощью люксметра во всех точках, изображенных на рисунке 7. Результаты измерений представлены в таблице 7. Как видно из таблицы 7, значения цилиндрической освещенности не соответствуют норме.

 

Таблица 7. Значения цилиндрической освещенности

Точки измерения

Цилиндрическая освещенность, лк

Е1 Е2 Е3 Е4 Средняя величина Норма Отклонение от нормы
1 200 160 120 120 150 150 0
2 190 230 190 160 192 150 42
3 170 100 90 120 120 150 -20

 

Значение цилиндрической освещенности соответствует нормативу только в первой точке, во второй оно превышает нормативное значение, что свидетельствует о пресыщении пространства светом, в третьей наблюдается недостаток цилиндрической освещенности.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.