Кафедра безопасности жизнедеятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к выпускной квалификационной работе
Оценка опасных и вредных факторов на рабочем месте учителя химии
Уфа 2008
Реферат
ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ (ОВПФ), АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА, МИКРОКЛИМАТ, ОСВЕЩЕНИЕ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА, КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДА
В дипломной работе объектом исследования является рабочее место учителя химии. На рабочем месте идентифицированы опасные и вредные производственные факторы. Произведено сравнение значений ОВПФ с нормативными значениями. Определен класс условий труда на рабочем месте учителя химии, исходя из гигиенических критериев и принципов классификации условий труда. Была заполнена карта аттестации рабочего места по условиям труда и разработаны мероприятия по улучшению условий труда и повышению уровня безопасности.
Целью настоящей дипломной работы является исследование и оценка условий труда на рабочем месте учителя химии.
Дипломная работа на 45 страниц, рисунков - 10 , таблиц -11 , использованных источников литературы – 20.
Содержание
Введение
1. Состояние проблемы оценки негативных воздействий в эргатических системах
1.1 Основные понятия и терминология безопасности труда
1.2 Классификация условий трудовой деятельности
1.3 Опасные и вредные производственные факторы
1.3.1 Производственное освещение
1.3.2 Производственный микроклимат и его влияние на организм человека
1.4 Напряженность трудового процесса
1.4.1 Порядок общей оценки напряженности трудового процесса
2. Идентификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) на рабочем месте учителя химии
2.1 Описание рабочего места учителя химии
2.2 Характеристика выполняемой работы
2.3 Измерение и оценка освещения в лаборантской учителя химии
2.3.1 Естественное освещение
2.3.2 Искусственное освещение
2.4 Измерение температуры и влажности воздуха в рабочей зоне лаборантской
2.5 Измерение и оценка освещения в учебном классе
2.5.1 Естественное освещение
2.5.2 Искусственное освещение
2.6 Измерение температуры и влажности воздуха в учебном классе
3. Разработка мероприятий по нормализации условий труда на рабочем месте учителя химии
3.1 Расчет искусственного освещения и разработка мероприятий по улучшению условий труда учителя в лаборантской
3.2 Расчет искусственного освещения и разработка мероприятий по улучшению условий труда в учебном классе
3.3 Оценка рабочего места учителя химии по показателям напряженности
трудового процесса
4. Заполнение карты аттестации рабочего места учителя химии
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Под условиями труда понимается совокупность фактов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются: санитарно - гигиеническая обстановка, психофизиологические элементы, эстетические элементы, социально - психологические элементы.
Из вышеперечисленного следует, что производственная среда, создающая здоровые и работоспособные условия труда, главным образом обеспечивается выбором технологического процесса, материалов и оборудования; распределением нагрузки между человеком и оборудованием; режимом труда и отдыха, эстетической организацией среды и профессиональным отбором работающих.
Организация и улучшение условий труда на рабочем месте является одним из важнейших резервов производительности труда и экономической эффективности производства, а также дальнейшего развития самого работающего человека. В этом главное проявление социального и экономического значения организации и улучшения условий труда.
Для поддержания длительной работоспособности человека большое значение имеет чередование режима труда и отдыха (напряженность трудового процесса). Под рациональным физиологически обоснованным режимом труда и отдыха подразумевается такое чередование периодов работы с периодом отдыха, при котором достигается высокая эффективность общественно- полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.
Также для создания оптимальных условий труда на рабочем месте необходимо, чтобы на предприятии были установлены оптимальные показатели факторов окружающей среды (освещенности, шума, микроклимата, вентиляции) для каждого вида производства, состоящие из данных, характеризующих производственную среду.
Экономические аспекты. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комплексным критерием для оценки как степени экономического развития и стабильности этого государства, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение сложных проблем, порожденных научно–техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом.
Экологические аспекты. Особо остро проявляются проблемы обеспечения безопасности человека непосредственно на предприятиях, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду, в которой осуществляется трудовая деятельность персонала. Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда [16].
Эстетические аспекты. К этическим аспектам обеспечения безопасных условий труда относят те аспекты, которые могут вызвать у человека позитивное отношение к своей работе в зависимости от окружающей обстановки. К числу эстетических потребностей можно отнести потребность в высоких качествах среды, доставляющей зрительные слуховые образы, потребность в красоте отношений в процессе работы. Эстетические потребности удовлетворяются интерьером производственного помещения; огромное значение имеет оформление интерьера средствами информации, зелеными насаждениями, размещение оборудования и мебели [17].
Целью настоящей дипломной работы является исследование и оценка условий труда на рабочем месте учителя химии.
При выполнении дипломной работы ставились задачи:
– выявление опасных и вредных производственных факторов;
– комплексная оценка производственных факторов на исследуемом рабочем месте;
– заключение о соответствии условий труда действующим нормативам и о присвоении класса условий труда по вредным факторам;
– разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.
Основные понятия и терминология безопасности труда
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Труд предусматривает наличие трех элементов, а именно собственно трудовой деятельности, предмета труда и средства труда.
Рабочая (производственная) зона – это пространство высотой до 2,2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
Рабочее место – это часть рабочей зоны, в которой постоянно или временно находятся работающие в процессе трудовой деятельности. Постоянным называется рабочее место, на котором работающий находится не менее половины своего рабочего времени или более двух часов непрерывно.
Негативные факторы, возникающие в рабочей зоне, - такие факторы, которые отрицательно действуют на человека, вызывая ухудшение состояния здоровья, заболевания или травмы.
Опасность – свойство среды обитания человека, которое вызывает негативное действие на жизнь человека, приводя к отрицательным изменениям в состоянии его здоровья.
Опасным производственным фактором называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу.
Вредным производственным фактором называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию.
Безопасность труда – состояние трудовой деятельности, обеспечивающее приемлемый уровень ее риска.
Риск – количественная характеристика опасности, определяемая частотой реализации опасностей: это отношение числа случаев проявления опасности к возможному числу случаев проявления опасности [1].
Производственное освещение
Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человека. Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение.
С точки зрения физики свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора. Лучше всего глазом воспринимаются лучи с длиной волны 555нм (желто-зеленого цвета). Свет имеет различные физические характеристики: световой поток (мощность лучистой энергии по производимому ею зрительному ощущению, измеряется в люменах [лм] –световой поток, испускаемый точечным источником в телесном угле в 1стерадиан (телесный угол, вырезающий на поверхности сферы площадь, равную квадрату ее радиуса) при силе света 1кандела (единица силы света)).
Сила света: световой поток, распространяющийся внутри телесного угла, равного 1 стерадиану [кд - кандела].
Освещенность(Е): распределение светового потока (Ф) на поверхности площадью
S. Е=Ф/S [лк=лм/м2]
Освещенность(Е) измеряютв люксах [лк] – это освещенность поверхности S=1м световым потоком Ф=1лм.
С точки зрения гигиены труда освещенность имеет существенное значение, т.к. по ней нормируются условия освещения в производственных помещениях и рассчитываются осветительные установки. В физиологии зрительного восприятия важен также уровень яркости освещаемых производственных и других объектов, которая отражается от освещаемой поверхности в направлении глаза. Яркость зависит от их световых свойств, степени освещенности и угла, под которым поверхность рассматривается, измеряется в нитах [нт]. Частые изменения уровней яркости приводят к снижению зрительных функций, развитию переутомления вследствие переадаптации глаза, а зраительное утомление приводит к снижению зрительной и общей работоспособности (Адаптации: световые – при повышении яркостей в поле зрения происходит быстро, в течение 5-10 мин.; темновые – приспосбление глаза к низким уровням яркости, в течение 0,5-2часов). [8]
Световой поток может отражаться или поглощаться поверхностью, либо пропускаться. Поэтому световые свойства поверхности характеризуются не только падающим световым потоком, но и коэффициентами отражения (q), пропускания (r) и поглощения (a), причем q + r + a =1.
Производственное освещение бывает трех видов: естественное – за счет солнечного излучения (прямого и диффузно-рассеянного света небесного купола); искусственное – за счет источников искусственного света; совмещенное [4].
В соответствии со СНиП 23-05-95 «Искусственное и естественное освещение» для искусственного освещения регламентирована наименьшая допустимая освещенность рабочих мест, а для естественного и совмещенного – коэффициент естественной освещенности КЕО. Нормированные значения искусственного освещения приводятся в точках минимальной освещенности на рабочей поверхности внутри помещения [20].
Все учебные помещения имеют естественное освещение (ЕО). Наилучшим видом естественного освещения является боковое левостороннее. При глубине помещения более 6м устраивают правосторонний подсвет. Направление основного светового потока справа, спереди и сзади не используется, т.к. уровень ЕО на рабочих поверхностях парт снижается в 3-4 раза.
Стекла окон ежедневно протирают влажным способом с внутренней стороны и моют снаружи не менее 3-4 раз в год , и со стороны помещений не менее1-2 раз в месяц.
Для окраски парт используется зеленая гамма цветов, а также цвет натуральной древесины с Q (коэф. отражения) 0,45. Для классной доски – темно зеленый или коричневый цвет с Q=0,1 – 0,2. Стекла, потолки, полы, оборудование учебных помещений имеют матовую поверхность во избежание
образования бликов. Поверхности интерьера учебных помещений окрашивают в теплые тона, потолок и верхние части стен окрашивают в белый цвет.
Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами (ЛБ, ЛЕ) или лампами накаливания. При освещении лампами накаливания помещения площадью 50м2 должно быть установлено 7-8 действующих световых точек общей мощностью 2400Вт. Светильники в учебном помещении располагают двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5м, от классной доски 1,2м, от задней стены 1,6м; расстояние между светильниками в рядах 2,65м. Светильники очищают не реже одного раза в месяц.
Естественное освещение
В качестве нормируемой величины для естественного освещения применяется относительная величина – коэффициент естественного освещения (КЕО). При боковом освещении нормируется минимальное значение КЕО, при верхнем и комбинированном – среднее. В исследуемом помещении естественное освещение только боковое, поэтому нормирование осуществляется по первому условию.
Измерим естественную освещенность в помещении лаборантской учителя химии. Измерение осуществляется с помощью люксметра следующим образом. На расстоянии 0, 1, 2, 3, 4 и 5 м от окна измеряется естественная освещенность в помещении и наружная освещенность (рис.2).
I - рабочий стол учителя химии
II - шкафы для химических реактивов
III – сейф для ядовитых веществ
1–5 - точки замера естественной освещенности
Рис.2. Схема помещения лаборантской учителя химии
Наружная освещенность составляет ЕН = 5400 лк.
Для каждой точки рассчитаем значение КЕО по формуле:
(1)
где Ев и Ен – освещенность соответственно внутри и снаружи помещения, лк.
Результаты измерений и расчетов представим в таблице 1.
Таблица 1. Результаты измерения естественной освещенности
Расстояние от окна , м | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Освещенность ЕВ, лк | 1200 | 300 | 95 | 50 | 15 | 8 |
КЕО, % | 22 | 5,5 | 1,8 | 0,9 | 0,3 | 0,1 |
Как видно из таблицы 1 минимальное значение коэффициента естественного освещения на постоянных рабочих местах в исследуемой лаборантской составляет 0,1 % , а максимальное - 22 %. Исходя из полученных данных определим равномерность освещения.
= 0,1/22 = 0,005 < 0,3.
Полученное значение меньше 0,3, следовательно, освещение в лаборатории учителя химии неравномерное. Неравномерность освещения показана на рис. 3.
Рис.3. График зависимости коэффициента естественного освещения от расстояния от окна в лаборатории
Так как лаборантской учитель химии выполняет зрительные работы первого разряда (размер наименьшего объекта различения менее 0,15 мм), то согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» для данного разряда зрительных работ нормируемое значение КЕО равно 1,2 %, при боковом освещении.
Проанализировав полученные значения и сопоставив их с нормативным было выявлено несоответствие КЕО в лаборантской норме.
Искусственное освещение
Нормируемыми параметрами при искусственном освещении являются горизонтальная освещенность рабочей поверхности Ен, а также пульсация светового потока. Для общественных зданий нормируется также цилиндрическая освещенность, которая характеризует общую светонасыщенность помещения. Поэтому проведем измерения горизонтальной и цилиндрической освещенности в химической лаборатории.
Измерения проводятся следующим образом. С помощью люксметра замеряется освещенность в точках 1, 2, 3, расположенных на высоте 0,8 м (на уровне рабочей поверхности учителя) и естественная освещенность в этих же точках (рис.4). Для каждой точки рассчитаем КЕО. Полученные данные заносим в таблицу 2.
I - рабочий стол учителя химии
II - шкафы для химических реактивов
III – сейф для ядовитых веществ
1–3 - точки замера искусственной освещенности
Рис.4.Схема измерения горизонтальной и цилиндрической освещенности в лаборантской учителя химии
Таблица 2. Измерение горизонтальной освещенности (от люминесцентных ламп)
Показатель | Горизонтальное освещение, лк | КЕО, % | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Фактическая, Еф | 250 | 320 | 110 | 300/5,5 | 95/1,8 | 50/0,9 |
Норматив, Ен | 400 | 400 | 400 | > 1,2 | > 1,2 | > 1,2 |
Отклонение, Е = Еф - Ен | -150 | -80 | -290 | соблюдается | соблюдается | Не соблюдается |
Как видно из таблицы 2. значение горизонтальной освещенности не соответствует нормативу. Нормируемое значение КЕО соблюдается в первой и во второй точках измерения, в третьей оно ниже нормы на 0,3 %.
Измерим цилиндрическую освещенность в лаборантской.
Измерение также ведется с помощью люксметра во всех точках, изображенных на рисунке 4. Результаты измерений представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, значения цилиндрической освещенности не соответствуют норме.
Точки измерения | Цилиндрическая освещенность, лк | ||||||
Е1 | Е2 | Е3 | Е4 | Средняя величина | Норма | Отклонение от нормы | |
1 | 180 | 150 | 120 | 90 | 135 | 100 | 35 |
2 | 200 | 180 | 173 | 100 | 163 | 100 | 63 |
3 | 120 | 93 | 50 | 84 | 87 | 100 | -13 |
Таблица 3. Измерение цилиндрической освещенности
Во всех трех точках измерения значения цилиндрической освещенности отклоняются от нормативного. В первых двух точках оно выше требуемого, а в третьей – ниже. Таким образом, в точках 1, 2 происходит пресыщение пространства светом, а в точке 3 - существует его недостаток.
Естественное освещение
Измерения проводятся таким же образом, как и в лаборантской учителя химии, в точках изображенных на рисунке 5.
Рис. 5. Точки измерения естественного освещения
Наружная освещенность составляет ЕН = 5400 лк.
Для каждой точки рассчитаем значение КЕО по формуле (1):
где Ев и Ен – освещенность соответственно внутри и снаружи помещения, лк.
Результаты измерений и расчетов представим в таблице 5.
Таблица 5. Результаты измерения естественной освещенности
Расстояние от окна , м | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Освещенность ЕВ, лк | 3300 | 1800 | 930 | 360 | 225 | 100 |
КЕО, % | 61 | 33 | 17 | 6,6 | 4 | 1,8 |
Как видно из таблицы 5 минимальное значение коэффициента естественного освещения на рабочем месте в классе составляет 1,8 % , а максимальное - 61 %. Исходя из полученных данных определим равномерность освещения.
= 1,8/61 = 0,03 < 0,3.
Полученное значение меньше 0,3, следовательно, освещение в классе неравномерное. Неравномерность освещения показана на рис. 6.
Рис.6. График распределения естественной освещенности в классе
В классе учитель химии выполняет зрительные работы первого разряда (размер наименьшего объекта различения менее 0,15 мм). Согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» для данного разряда зрительных работ нормируемое значение КЕО равно 1,2 %, при боковом освещении.
Проанализировав полученные значения и сопоставив их с нормативами, было выявлено, что в данном помещении соблюдается значение установленное в нормативе.
Искусственное освещение
Измерения проводятся следующим образом. С помощью люксметра замеряется освещенность в точках 1, 2, 3, расположенных на высоте 0,9 м (на уровне рабочей поверхности) и естественная освещенность в этих же точках (рис.7). Для каждой точки рассчитаем КЕО. Полученные данные заносим в таблицу 6.
Рис.7. Схема расположения точек измерения искусственного освещения
Таблица 6. Значения горизонтальной освещенности (от ламп накаливания)
Показатель | Горизонтальное освещенности, лк | КЕО, % | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Фактическая, Еф | 300 | 420 | 290 | 900/16 | 930/17 | 100/1,8 |
Нормативное, Ен | 500 | 500 | 500 | > 1,2 | > 1,2 | > 1,2 |
Отклонение, Е = Еф - Ен | -200 | -80 | -210 | соблюдается | соблюдается | соблюдается |
Измеренные значения горизонтальной освещенности не соответствуют нормативным во всех трех точках измерения. А значение КЕО во всех точках соблюдается.
Измерим цилиндрическую освещенность в классе. Измерение также ведется с помощью люксметра во всех точках, изображенных на рисунке 7. Результаты измерений представлены в таблице 7. Как видно из таблицы 7, значения цилиндрической освещенности не соответствуют норме.
Таблица 7. Значения цилиндрической освещенности
Точки измерения | Цилиндрическая освещенность, лк | ||||||
Е1 | Е2 | Е3 | Е4 | Средняя величина | Норма | Отклонение от нормы | |
1 | 200 | 160 | 120 | 120 | 150 | 150 | 0 |
2 | 190 | 230 | 190 | 160 | 192 | 150 | 42 |
3 | 170 | 100 | 90 | 120 | 120 | 150 | -20 |
Значение цилиндрической освещенности соответствует нормативу только в первой точке, во второй оно превышает нормативное значение, что свидетельствует о пресыщении пространства светом, в третьей наблюдается недостаток цилиндрической освещенности.
Выводы
В дипломной работе приведена общая характеристика основных форм деятельности человека, производственных факторов, рассмотрены факторы производственной среды на рабочем месте учителя химии, отмечены особенности трудовой деятельности учителя.
Рассмотрены требования к микроклимату, освещению, санитарно-гигиенические требования к объемно-планировочным решениям учебного кабинета, основы правового регулирования рабочей нагрузки учителей.
Приведено описание исследуемого рабочего места и выполняемых работ. Измерены температура и влажность в рабочей зоне лаборантской и учебного класса, естественная, искусственная горизонтальная и цилиндрическая освещенности на рабочем месте. По результатам измерений температура воздуха составила 25 оС, влажность – 43 %, минимальный коэффициент естественного с освещения – 0,1 %, горизонтальная освещенность составляет 110 - 420 лк.
Проведен расчет необходимого светового потока лампы в лаборантской и в учебном классе, по результатам расчета подобраны лампы типа ЛД40 и ЛД65, отвечающие нормативным требованиям. Спроектировано освещение в лаборантской и в учебном классе. Необходимое количество светильников для лаборантской составило 4, а для учебного класса 15. Разработаны рекомендации по обеспечению безопасных условий труда.
Проведена санитарно-гигиеническая оценка и аттестация рабочего места по условиям труда, включая оценку по санитарно-гигиеническим критериям, тяжести и напряженности труда. По результатам аттестации рабочее место учителя относится к классу 3.2.
Список использованной литературы
1 .Бакаева Т. Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях производства: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 1997.
2 .Муравей Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: ЮНИТИ, 2000.
3 .Шокина Л. Г. Охрана труда на предприятиях связи. - М.: Радио и связь, 1983.
4 .«Анализ несчастных случаев на производстве. Охрана труда. практикум» 98/2 М.
5 .Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. «Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций» М. 94.
6 .П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Е.А.Подгорных, Н.Л.Пономарев, Н.И.Сердюк. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств(Охрана труда): Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М:»Высшая школа»,1999.
7 . Безопасность жизнедеятельности: Учебник под ред. Проф. Э.А.Арустамова. – 2-е издание, переработан и дополнен. – М: Издательский дом «Дашков и К»,2000.
8 .А.П.Платонов, Н.Е.Архипцев. Охрана труда: Учебное пособие. М.: МУПК,1998.
9 .Белов С.В., А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков. и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1999.
10. Т.В.Лукьянова, Методические указания «Оценка рабочего места по напряженности трудового процесса», Иваново 2004.
11. ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
12. Методическию указания к проведению лабораторных работ по теме «Производственное освещение».Уфа: УАИ, 1998.
13. ГОСТ 24940-97 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности».
14. СНиП 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
15. Денисенко Г.Ф. Охрана труда. Учебник для экономических специальностей. М., 1988.
16. Справочная книга для проектирования электрического освещения. Под ред. Г.М. Кнорринга . Л., «Энергия», 1992.
17. СНиП 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
18. Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»
19. Шварцбург Л. Э., Рябов С. А., Иванова Н. А. Аттестация учебных и рабочих мест в образовательных учреждениях // Безопасность жизнедеятельности. Приложение. – 2006. - №6. – с. 1 – 24.
20. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»
Кафедра безопасности жизнедеятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к выпускной квалификационной работе
Оценка опасных и вредных факторов на рабочем месте учителя химии
Уфа 2008
Реферат
ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ (ОВПФ), АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА, МИКРОКЛИМАТ, ОСВЕЩЕНИЕ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА, КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДА
В дипломной работе объектом исследования является рабочее место учителя химии. На рабочем месте идентифицированы опасные и вредные производственные факторы. Произведено сравнение значений ОВПФ с нормативными значениями. Определен класс условий труда на рабочем месте учителя химии, исходя из гигиенических критериев и принципов классификации условий труда. Была заполнена карта аттестации рабочего места по условиям труда и разработаны мероприятия по улучшению условий труда и повышению уровня безопасности.
Целью настоящей дипломной работы является исследование и оценка условий труда на рабочем месте учителя химии.
Дипломная работа на 45 страниц, рисунков - 10 , таблиц -11 , использованных источников литературы – 20.
Содержание
Введение
1. Состояние проблемы оценки негативных воздействий в эргатических системах
1.1 Основные понятия и терминология безопасности труда
1.2 Классификация условий трудовой деятельности
1.3 Опасные и вредные производственные факторы
1.3.1 Производственное освещение
1.3.2 Производственный микроклимат и его влияние на организм человека
1.4 Напряженность трудового процесса
1.4.1 Порядок общей оценки напряженности трудового процесса
2. Идентификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) на рабочем месте учителя химии
2.1 Описание рабочего места учителя химии
2.2 Характеристика выполняемой работы
2.3 Измерение и оценка освещения в лаборантской учителя химии
2.3.1 Естественное освещение
2.3.2 Искусственное освещение
2.4 Измерение температуры и влажности воздуха в рабочей зоне лаборантской
2.5 Измерение и оценка освещения в учебном классе
2.5.1 Естественное освещение
2.5.2 Искусственное освещение
2.6 Измерение температуры и влажности воздуха в учебном классе
3. Разработка мероприятий по нормализации условий труда на рабочем месте учителя химии
3.1 Расчет искусственного освещения и разработка мероприятий по улучшению условий труда учителя в лаборантской
3.2 Расчет искусственного освещения и разработка мероприятий по улучшению условий труда в учебном классе
3.3 Оценка рабочего места учителя химии по показателям напряженности
трудового процесса
4. Заполнение карты аттестации рабочего места учителя химии
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Под условиями труда понимается совокупность фактов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются: санитарно - гигиеническая обстановка, психофизиологические элементы, эстетические элементы, социально - психологические элементы.
Из вышеперечисленного следует, что производственная среда, создающая здоровые и работоспособные условия труда, главным образом обеспечивается выбором технологического процесса, материалов и оборудования; распределением нагрузки между человеком и оборудованием; режимом труда и отдыха, эстетической организацией среды и профессиональным отбором работающих.
Организация и улучшение условий труда на рабочем месте является одним из важнейших резервов производительности труда и экономической эффективности производства, а также дальнейшего развития самого работающего человека. В этом главное проявление социального и экономического значения организации и улучшения условий труда.
Для поддержания длительной работоспособности человека большое значение имеет чередование режима труда и отдыха (напряженность трудового процесса). Под рациональным физиологически обоснованным режимом труда и отдыха подразумевается такое чередование периодов работы с периодом отдыха, при котором достигается высокая эффективность общественно- полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.
Также для создания оптимальных условий труда на рабочем месте необходимо, чтобы на предприятии были установлены оптимальные показатели факторов окружающей среды (освещенности, шума, микроклимата, вентиляции) для каждого вида производства, состоящие из данных, характеризующих производственную среду.
Экономические аспекты. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комплексным критерием для оценки как степени экономического развития и стабильности этого государства, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение сложных проблем, порожденных научно–техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом.
Экологические аспекты. Особо остро проявляются проблемы обеспечения безопасности человека непосредственно на предприятиях, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду, в которой осуществляется трудовая деятельность персонала. Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда [16].
Эстетические аспекты. К этическим аспектам обеспечения безопасных условий труда относят те аспекты, которые могут вызвать у человека позитивное отношение к своей работе в зависимости от окружающей обстановки. К числу эстетических потребностей можно отнести потребность в высоких качествах среды, доставляющей зрительные слуховые образы, потребность в красоте отношений в процессе работы. Эстетические потребности удовлетворяются интерьером производственного помещения; огромное значение имеет оформление интерьера средствами информации, зелеными насаждениями, размещение оборудования и мебели [17].
Целью настоящей дипломной работы является исследование и оценка условий труда на рабочем месте учителя химии.
При выполнении дипломной работы ставились задачи:
– выявление опасных и вредных производственных факторов;
– комплексная оценка производственных факторов на исследуемом рабочем месте;
– заключение о соответствии условий труда действующим нормативам и о присвоении класса условий труда по вредным факторам;
– разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.