Тематический контроль. Его сущность, функции, методы и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приёмы проведения

 

Одним из видов контроля является тематический контроль.

Тематический контроль – это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.

Функции тематического контроля следующие:

Ø систематизировать и обобщить материал всей темы;

Ø путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.[10, с. 69]

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнитель­ное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, ис­править полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отмет­ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава­емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ­ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи­ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.[5.с.16]

В старших классах для проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указы­вается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, ни­кто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не до­пустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.[12, с. 92]

В начальной школе для проведения тематического контроля могут применяться контрольные роботы, тестирование. Кроме этого уместно проводить тематический контроль в форме соревнований, викторин.

 

Средства контроля

 

Казалось бы, это чисто технический вопрос. И, в основном, это дей­ствительно так. Но помимо этого есть содержательная сторона "инструментария", который используется в процессе контроля, а также методи­ческие вопросы их использования.

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих наблюдений пришел к выводу, что учащимся на уроке приходится очень мало говорить. Чтобы продлить это время, когда ученику надо уст­но отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий уче­ник чувствует себя свободно, не стесняется. Затем этот ответ прослуши­вает либо сам учитель, либо по его поручению — ученик. Ответ анализи­руется.[17, с.70]

Письменные и графические работы можно контролировать как про­стейшими, так и более сложными техническими и электронными средст­вами.

Простейшие средства контроля— это перфокарты, электротабло. Перфокарта представляет собой плотную бумажную карточку, на кото­рой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 вари­анта ответа. Ученику нужно соответствующим образом — обвести круж­ком, подчеркнуть и т.п. — отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Как сказано, для контроля используются технические и электронные средства (ТС и ЭС) разных конструкций. Но принцип их работы одина­ков: ТС (ЭС) предъявляет задания ученику, он их выполняет, а машина (ТС, ЭС) оценивает ответ ученика.

В последнее время в связи с внедрением ЭВМ в учебном процессе вычислительная техника используется для контроля знаний учащихся, причем не только по естественным, но и по гуманитарным наукам.

Применение ЭВМ как средства контроля имеет ту трудность, что необходимо различные варианты ошибок (или правильных ответов) форма­лизовать и заменить числовым значением, а для последующих операций выработать расчетную формулу.

При использовании ТС и ЭВМ как средств проверки знаний у уча­щихся возникает эмоционально-психологическая ситуация, характерная для системы "человек-машина" ("переживающий человек — бесстрастная машина"). [16, с.93]

Дата: 2019-12-10, просмотров: 200.