Контроль и оценка успешного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка– ­необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.

На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.

К сожалению, в традиционной школе на процесс оценивания не влияет и качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить данный материал.

Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний учащихся и как правильно оценить уровень их знаний.

Цель: определить наиболее эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.

Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля;

          - раскрыть виды контроля;

          - выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;

         - разработать ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.

Объект: особенности организации тематического контроля знаний.

Предмет: роль и значение тематического контроля, пути и способы его организации.

Гипотеза: чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.



Контроля

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориен­тировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.

Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и провер­ка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и изме­ряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информа­ция, она учитывается (учет). В последующем эта информация подверга­ется анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значе­ние, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внут­реннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобраз­ным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соот­ветствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Результаты оценивания могут быть выражены в баллах — отметках.

Наглядно структурные компоненты контроля можно представить схематически (схема 1).


Схема 1

 


В учебном процессе

Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что отно­сится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, кон­тролируется деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учи­тель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его зна­ний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти, логи­ческого мышления, воображения). В процессе обучения у учащихся фор­мируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение "совмещать", "сливать" одни навыки с другими.

В деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его методы и приёмы обучения учащихся, стиль и приёмы общения.

Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позво­ляет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умст­венного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции, из которых главная — функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как реагирует "обучающаяся система" (класс, группа, ученик) на воздействие "обучающей" (учитель, ученик-консультант, технические и электронные средства ин­формации), можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, уме­ниями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.

Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. Педагогиче­ская функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактиче­ская, ориентирующая.

Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточ­ности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть мате­риалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной лите­ратурой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.       

Развивающая подфункция контроля в учебном процессе заключает­ся в том, что учитель через него имеет возможность постоянно знать уро­вень умственного развития ученика, успехи или отставание в этом разви­тии: особенности восприятия, типов и процессов памяти, развития мыс­лительной деятельности, речи, воображения. Это необходимо ему знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и, во-вторых, через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности-развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.

Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что уче­ник, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь. Школьники избавляются от таких ложных мотивов, как отметка "любой ценой", в классе формируется негативное отношение к нечест­ным приемам получения высокой отметки – к списыванию, "шпаргал­кам", подсказкам, групповому саботажу, третированию отличников. В процессе контроля складываются межличностные отношения учащихся, формируется сотрудничество между учениками и учителем.

Сущность диагностической подфункции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфунк­ции. Выяснив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования учебного процесса.

Профилактическая подфункция. Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем забывается. Это особенно за­метно, если знания ученика не были востребованными. Более интенсивно идет процесс забывания в первое время после усвоения новой информа­ции. Предупредить забывание можно путем эпизодического повторения. А повторение как мера профилактическая, предупреждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом заключается смысл его профилактической функции.

Проверочно-оценочная функция контроля также включает ряд подфункций. Они, скорее всего, относятся к проверке работы учителя, к организации методической работы в школе.

Контроль в подфункции государственной аттестации результатов учебно-воспитательной работы. Прежде всего, отметим, что внутришкольный контроль учебно-воспитательной работы есть в то же время сред­ство аттестации. Администрация школы, а также органы образования разных уровней всегда интересуются состоянием успеваемости учащихся своей школы, школ района и т.д. Кроме того, их интересует, в какой мере удачен учебный план школ различных типов, доступны ли учебные про­граммы и учебники по разным предметам и для всех классов и т.д.

Контроль как средство государственной аттестации выступает в процессе итогового и заключительного учета. Так, на основании контроля знаний, умений и навыков учащиеся переводятся из младших клас­сов в старшие; по результатам экзаменов они выпускаются из школы и получают соответствующий документ об образовании; им присваивается также квалификация в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях; в техникумах и вузах назначается стипендия (обычная или повышенная). Контрольные и часто — конкурсные экзамены практику­ются при приеме абитуриентов в вузы и техникумы: проверяется готов­ность поступающего для успешного продолжения образования по из­бранной специальности. На основании государственной аттестации учащиеся и студенты получают награды и особые дипломы: золотую и се­ребряную медали, свидетельства об успехах по отдельным учебным предметам, диплом с отличием, квалификацию более высокой категории (более высокий разряд), которые дают их владельцам льготные права при поступлении на работу или учебу.

Контроль в подфункции государственной аттестации необходим также для выявления, изучения и обобщения передового и новаторского педагоги­ческого опыта, для его использования в массовой практике учителей.

Таковы основные функции контроля учебно-воспитательной работы. В наглядном виде они представлены на схеме 2.[13, с. 486- 490].

                Схема2

И развития учащихся

В начальной школе контроль и оценка имеет следующие функции.

Социальная функция проявляется в тре­бованиях, предъявляемых обществом к уров­ню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае ис­пользуется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспита­ния и осведомленности школьника, сформиро­ванное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие до­стигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и ка­чество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в ко­нечном счете система контроля и оценки для учи­теля становится инструментом оповещения обще­ственности (учеников класса, учителей, родите­лей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном эта­пе его развития. Это дает основания для прогнози­рования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения не­обходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходи­мой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обу­чения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основ­ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возмож­ность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, про­анализировать, какое содержание обучения це­лесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, како­вы конкретные результаты его учебной дея­тельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; ка­кие стороны учебной деятельности сформиро­ваны, а какие необходимо сформировать.[11, с.109]

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной само­оценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятель­ность, активность и самоконтроль.[2, с.54]

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) созда­ет определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию уче­ника. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в раз­ряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.[6, с. 87]

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя долж­на соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчать­ся вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные ре­зультаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных за­конов педагогики начального обучения - млад­ший школьник должен учиться на успехе. Ситу­ация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является ос­новой диагноза планирования и прогнозирова­ния. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных резуль­татов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку пе­дагога. Учителю функция управления помога­ет выявить пробелы и недостатки в организа­ции педагогического процесса, ошибки в сво­ей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить кор­ректировку учебно-воспитательного процесса.[6,с.65].

 

Учащихся

 

При контроле используются многие методы и методики. Наря­ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи­танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита­тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг­ностика — это совокупность методов и методик, позволяющих все­сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от­ношений.[7,с.54]

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гума­нистической цели и поворачивает в русло новых школьных от­ношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю — отличников или середня­ков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его по­тенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо при­вычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой та­бель с записями: «По математике — возможности реализованы на треть», «По русскому языку — потенциальный запас не огра­ничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, нако­нец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического тру­да уже немало примеров успешного безометочного обучения и воспитания.[3,c.54]. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но заскорузлая авторитарная педаго­гика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.[1,c.65].

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по­вествования о конкретном объекте окружаю­щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес­та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу­ет дополнительного учебного времени или дру­гих способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система во­просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознан­ность усвоения, способность рассуждать, вы­сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей бе­седе, умение конкретизировать общие понятия. [8,с.45]

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространен­ной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как пра­вило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических от­ветов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразитель­ности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.  

Письменный опрос заключается в прове­дении различных самостоятельных и кон­трольных работ. Самостоятельная работа –небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна­ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб­ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь­ном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы уча­щихся, который он проводит совместно с уче­никами. Если умение находится на стадии за­крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводить­ся фронтально, небольшими группами и инди­видуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоя­тельную работу может получить ученик, кото­рый пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в за­медленном или ускоренном темпе. Целесооб­разно использовать индивидуальные самосто­ятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при отве­те у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания увереннос­ти в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные са­мостоятельные работы, рассчитанные на не­продолжительное время (5-10 мин). Это спо­соб проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который поз­воляет перманентно контролировать и коррек­тировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель исполь­зует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изучен­ной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предме­там, для которых важное значение имеют уме­ния и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыка­ми (русский язык, математика), а также требу­ющие умения излагать мысли, применять пра­вила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Кон­трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для разви­тия самоконтроля и самооценки учащихся це­лесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вари­антам. Предлагаемая детям инструкция объяс­няет им, что каждый сам может выбрать вари­ант работы любой сложности.

К стандартизированным методикам провер­ки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по кон­кретному предмету, но также могут выявить уро­вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по­строения учебной задачи, сравнивать правиль­ный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минималь­ной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о со­стоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля яв­ляются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандарт­ной ситуации, пользоваться методом моделиро­вания, работать в пространственной перспек­тиве, кратко резюмировать и обобщать знания.[9, с. 137]

 

Приёмы проведения

 

Одним из видов контроля является тематический контроль.

Тематический контроль – это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.

Функции тематического контроля следующие:

Ø систематизировать и обобщить материал всей темы;

Ø путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.[10, с. 69]

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнитель­ное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, ис­править полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отмет­ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава­емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ­ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи­ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.[5.с.16]

В старших классах для проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указы­вается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, ни­кто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не до­пустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.[12, с. 92]

В начальной школе для проведения тематического контроля могут применяться контрольные роботы, тестирование. Кроме этого уместно проводить тематический контроль в форме соревнований, викторин.

 

Средства контроля

 

Казалось бы, это чисто технический вопрос. И, в основном, это дей­ствительно так. Но помимо этого есть содержательная сторона "инструментария", который используется в процессе контроля, а также методи­ческие вопросы их использования.

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих наблюдений пришел к выводу, что учащимся на уроке приходится очень мало говорить. Чтобы продлить это время, когда ученику надо уст­но отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий уче­ник чувствует себя свободно, не стесняется. Затем этот ответ прослуши­вает либо сам учитель, либо по его поручению — ученик. Ответ анализи­руется.[17, с.70]

Письменные и графические работы можно контролировать как про­стейшими, так и более сложными техническими и электронными средст­вами.

Простейшие средства контроля— это перфокарты, электротабло. Перфокарта представляет собой плотную бумажную карточку, на кото­рой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 вари­анта ответа. Ученику нужно соответствующим образом — обвести круж­ком, подчеркнуть и т.п. — отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Как сказано, для контроля используются технические и электронные средства (ТС и ЭС) разных конструкций. Но принцип их работы одина­ков: ТС (ЭС) предъявляет задания ученику, он их выполняет, а машина (ТС, ЭС) оценивает ответ ученика.

В последнее время в связи с внедрением ЭВМ в учебном процессе вычислительная техника используется для контроля знаний учащихся, причем не только по естественным, но и по гуманитарным наукам.

Применение ЭВМ как средства контроля имеет ту трудность, что необходимо различные варианты ошибок (или правильных ответов) форма­лизовать и заменить числовым значением, а для последующих операций выработать расчетную формулу.

При использовании ТС и ЭВМ как средств проверки знаний у уча­щихся возникает эмоционально-психологическая ситуация, характерная для системы "человек-машина" ("переживающий человек — бесстрастная машина"). [16, с.93]

Обучении

 

Контроль и оценка результатов учебной деятельности млад­ших школьников является существенной составляющей процес­са обучения и одной из важных задач педагогической деятельно­сти учителя.

Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвое­ния знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную зада­чу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.[15, с. 113].

Основными отрицательными «эффектами» отметки для де­тей 6-7 лет являются:

§ искажение отношений между учениками, учителями, родите­лями;

§ повышение чувства школьной тревожности и возникновение неврозов;

§ невозможность отслеживания динамики школьных успехов учеников.

С помощью отметки закладывается основа ложной самооцен­ки ученика. Одни дети перестают думать о содержании обуче­ния, а начинают в первую очередь «зарабатывать» хорошие от­метки, другие не хотят ничего учить, считая, что они не нравятся учителю, и как бы ни отвечали, все равно не получат высокий балл. Для слабых учеников отметка психологически травматич­на, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные сложности в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус «отличника», становится главной целью.

Объективность самооценки имеет большое значение в жизни человека. Люди с неадекватной самооценкой, как с завышенной, так и с заниженной, чаще всего не достигают успеха в жизни. При заниженной самооценке учащийся думает о себе как о не­способном, неудачнике. Это позиция героя известного мульт­фильма Иа-Иа: «Хуже меня не бывает: я самый уродливый, са­мый глупый, самый робкий, самый неловкий, самый невезу­чий...!» [18, с. 14]. При завышенной оценке своих результатов учащийся считает, что он всего достиг и ему незачем прилагать усилия. Это позиция другого героя - Карлсона: «Я - самый луч­ший в мире: самый красивый, самый умный, самый храбрый, са­мый ловкий, самый везучий..!» [18, с. 14].

Когда человек говорит: «Это я могу сделать!», он говорит сра­зу о нескольких вещах. Во-первых, он пытается сообщить о том, что он уверен в своих силах, в своих возможностях. Во-вторых, что он компетентен в деле за которое берется и готов отвечать за него. В первом случае говорится об общей самооценке, т. е. о са­моуважении, самопринятии, во втором - о конкретной самооцен­ке, которая зависит полностью от полноты самопринятия.

Только человек с адекватной самооценкой может конструк­тивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать ви­новного в допущенных промахах.

Два первых года обучения в начальной школе позволяют за­ложить основу для дальнейшего формирования адекватной са­мооценки ребенка.

На первом и втором годах обучения система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без ис­пользования отметки как формы количественного выражения оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

критериальность, т.е. контроль и оценка строятся на кри­териальной, выработанной совместно с учащимися основе. Час­то ребенок в школьной жизни сталкивается с тем, что ему не ясно, какая именно его работа (или ее часть) оценена и по каким критериям. Это происходит потому, что функция контроля и оценки обычно находится в руках взрослого. Чтобы изменить данную ситуацию, необходимо добиваться, чтобы все дети зна­ли: за что и какую оценку можно получить при выполнении оп­ределенной работы. На первоначальном этапе обучения нельзя вводить оценку за всю работу, т.к. ребенку трудно удержать в памяти все требования к решаемой задаче. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

приоритет самооценки. Самооценка ребенка должна пред­шествовать оценке взрослого. Это позволит ученику увидеть, что любая выполняемая работа прежде всего делается для него самого, а не для кого-то. При отметочной системе, когда конт­рольно-оценочная деятельность всецело принадлежит учителю, этого не происходит. Что бы ни сделал ребенок, его оценивает педагог;

непрерывность. В школьной практике отметка чаще всего фиксирует конечный результат, а не продвижение к нему. При безотметочном обучении имеется возможность отслеживать весь процесс, всякое вложение сил и энергии в достижение результа­та. Согласно принципу «природосообразности» в обучении, ре­бенок, как и любой другой человек, получает право на ошибку, которую он может обнаружить, исправить и это будет являться не недочетом, а прогрессом в обучении. Если я сам нашел у себя ошибку, исправил ее, то есть большая вероятность того, что в подобном случае она не повторится. При отметочной системе можно увидеть следующую картину: ошибки исправил учитель, провел с детьми работу над ошибками, а в следующей работе в этих же словах многие ученики допускают аналогичные ошибки;

гибкость и вариативность инструментария оценки. При организации контрольно-оценочной деятельности используются различные оценочные шкалы («волшебные линеечки», балльная система (0,1,2 и др.), знаки «+», «-» и др.), которые позволяют наиболее объективно оценить любую выполненную работу сна­чала самим учеником, а затем и взрослым;

сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Данные составляющие позволяют наиболее объективно и полно увидеть динамику развития учащегося на протяжении года, от класса к классу. Качественная составляющая поможет отразить такие важные человеческие характеристики как коммуникативность,  умение работать в группе, индивидуальный стиль мышления, уровень прилагаемых усилий для выполнения задания.

естественность процесса контроля и оценки. При безотме­точном обучении контроль и оценка осуществляются в естест­венных условиях, что позволяет избежать многих негативных явлений школьной жизни. При отметочной системе любой кон­троль вызывает у учащихся чувство напряжения, тревоги, а во многих случаях и страха, что негативно сказывается как на пси­хофизическом здоровье детей, так и на результатах выполнен­ной работы. Во многих случаях наблюдается следующая карти­на: во время индивидуальной работы на уроке, при устных отве­тах, при выполнении домашних заданий ученик не допускает ошибки на изученное правило, алгоритм действия, способ рабо­ты и получает высокую отметку, но как только проводится конт­рольная работа, показатели у данного ученика резко падают. В результате отметка за контрольную работу «6» или «7». Одной из причин такого результата является боязнь допустить ошибку, исправление. При безотметочном обучении ребенок не боится допустить ошибку или исправление, у него снижается чувство школьной тревожности. Ошибка, которую ученик нашел и ис­правил при самоконтроле, является «плюсом» в его работе, а не недостатком. Он сам нашел ошибки в своей работе, что означает наличие у него навыка самоконтроля.

Отказ от выставления отметок в баллах обусловлен необхо­димостью учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста, который пока еще не умеет объ­ективно оценивать результаты своей деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку, неадекват­но воспринимает оценку взрослого. Замена отметок звездочка­ми, флажками, другими внешними атрибутами недопустима, так как при этом функции отметки берет на себя этот предметный знак, и отношение ребенка к нему идентично отношению к обычной отметке. Тем более, что дети легко соотносят различ­ные «отметкозаменители» с существующими нормами 10-балль­ной системы оценки результатов учебной деятельности и делают соответствующие выводы: «Я - хороший, а ты - плохой, потому что я получил за неделю восемь солнышек с десятью лучиками, а ты ни одного». Ребенок, получивший ромашку, у которой нет ни одного лепестка, почувствует себя обделенным, и в дальней­шем у него будет усиливаться чувство школьной тревожности, что в значительной мере скажется на здоровье. В той же самой мере это относится и к записям в рабочих тетрадях: «Молодец! Умница!» и т. д. Дети «коллекционируют» такие записи и не всегда понимают, за что их похвалили. Шести-семилетние дети не могут развести понятия «оценка за работу» и «личное отно­шение к человеку». Другими словами, для таких детей слабо дифференцированы как количественная, так и качественная сто­рона суждения взрослых.

Отсутствие отметок ни в коем случае не означает полный отказ от системы контроля и оценки. Напротив, отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудни­чеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятель­ности. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. «Я говорю ребенку «Спасибо!», если он проявляет инте­рес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства. Ведь тем самым он становится моим по­мощником в своем воспитании и обучении. Надо поощрять любое старание ребенка, его попытки подняться еще на одну ступеньку своего развития, становления, и я не нахожу лучшего педагоги­ческого способа, чем выражать свою радость и благодарность, свое дружеское отношение к нему» [1, с. 69].

На первых порах содержательная словесная оценка макси­мально дифференцируется. В процессе обучения у школьников надо формировать умение самостоятельно осуществлять кон­троль и оценку своей деятельности, сравнивать результаты с эталоном, находить и исправлять ошибки. От уровня сформиро­ванности данных умений зависит адекватность принятия ребен­ком оценки учителя.



Констатирующий этап.

Цель – выявить у младших школьников отношение к контролю знаний.

Для достижения данной цели были использованы следующие методики:

v наблюдение за состоянием учащихся перед тематическим контролем знаний;

v анализ контрольных работ.

2. Формирующий этап.

Цель – сформировать безбоязненное отношение к контролю знаний.

В рамках этого этапа были проведены следующие формы работы: урок-соревнование, контроль знаний в виде тестирования, контроль знаний в форме нестандартных уроков (урок-ярмарка).

Контрольный этап.

Цель – получить вторичные результаты по выявлению у учащихся младшего школьного возраста отношения к контролю знаний учащихся.

В рамках данного этапа было проведено сравнение первичных и контрольных результатов, проведён их анализ.

 

Констатирующий этап

Цель – выявить у младших школьников отношение к контролю знаний.

Формирующий этап

На данном этапе главной целью моего исследования было формирование у младших школьников безбоязненного отношения к контролю знаний.

Для достижения данной цели мною проведены следующие формы работы: соревнование, контроль в виде тестирования, викторины.

Контрольный этап

Цель данного этапа заключается в получении вторичных результатов по выявлению у учащихся младшего школьного возраста отношения к контролю знаний учащихся.



Заключение

 

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

В ходе всей курсовой работы мне удалось подтвердить выдвинутую гипотезу. Проведя ряд экспериментов, с уверенностью могу сказать, что, действительно, чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.



Литература

1) Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.,с.427

2)  Амонашвили Ш. А, Обучение. Оценка. Отметки. – М., 1980.с. 376

3)  Амтаниус М. Психолого-педагогические основы конт­роля в учебном процессе. – М., 1978, с.184

4)  Баранов С. П. Принципы обучения.– М., 1981.с.354

5)  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989, с.342.

6)  Болдырев Н. И.. Педагогика. – М., 1968.с.147

7)  Болотина Л. Р. Педагогика. – М., 1987 с.427.

8)  Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа – 1999 – № 7 – с.25

9)  Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. – М., 1957, с.477

10) Онищук В. А. Дидактика современной школы. – Киев, 1987, с.125

11)  Онищук В. А. Урок в современной школе. – М., 1985,с.548

12)  Оноприенко О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе: книга для учителя. – М., 1988, с.158

13) Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. пособие. – Мн., 2002, с. 544

14) Семенович А.Г. Настольная книга учителя начальных классов: методическое пособие. – Мн., 2008, с. 152

15) Скегина Н.Г. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебной работе (начальные классы). – М., 2002, с. 286

16) Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, сис­темы, технологии. Учебное пособие. – М., 1998, с.468

17) Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М., 1989, с 257.

18) Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва – Рига, 200, с. 148

 

Введение

 

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка– ­необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.

На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.

К сожалению, в традиционной школе на процесс оценивания не влияет и качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить данный материал.

Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний учащихся и как правильно оценить уровень их знаний.

Цель: определить наиболее эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.

Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля;

          - раскрыть виды контроля;

          - выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;

         - разработать ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.

Объект: особенности организации тематического контроля знаний.

Предмет: роль и значение тематического контроля, пути и способы его организации.

Гипотеза: чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.



Контроль и оценка успешного обучения

Дата: 2019-12-10, просмотров: 354.