Характеристика основных параметров бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При сравнении бюджета любого субъекта любого федеративного государства невозможно рассматривать тенденции в его отрыве от федерального бюджета. Наличие общих тенденций свидетельствует прежде всего о наличии общих проблем и поиски путей их решения. 

Рассмотрим сначала основные тенденции, прослеживающиеся в динамике сбалансированности федерального бюджета.

В годы после распада СССР в динамике государственного бюджета России можно выделить два этапа: до 1999 г. и после. Эти два этапа характеризуются тем, что на первом этапе государственный бюджет России был дефицитным, а на втором профицитным.

После кризиса 1998 г. можно отметить следующую динамику. В 1999 г. бюджет был дефицитным: дефицит составил 51398,5 млн. руб. (8,35% от доходной части бюджета)[20]. По существу именно 2000 год стал первым послекризисным, поскольку любой кризис – это не однодневное явления, а кризис, который начался 17 августа 1998 года закончился фактически в 1999 год, когда произошла стабилизация прежде всего курса рубля, а также относительное снижение инфляции.

Все следующие годы бюджета уже профицитный: в 2000 г. профицит составил 102898,5 млн. руб. (9,1% от доходной части бюджета)[21], в 2001 г. профицит составил 272075,4 млн. руб. (17% от доходной части бюджета)[22]. Таким образом, налицо абсолютная неспособность власти прогнозировать ситуацию. 17% в 2001 г. превышение доходной части над расходной – этому яркой подтверждение.

В отличие от федерального бюджета, бюджет Ростовской области все последние года является дефицитным (2,7% от доходной части в 2002 г., 0,8% от доходной части в 2003 г., 0,4% от доходной части в 2004 г.). Таким образом, нужно отметить, что несмотря на свою дефицитность бюджет, сам дефицит бюджета Ростовской области постепенно снижается. Можно предположить, что если такая тенденция сохранится, то в 2005 года бюджет Ростовской области может быть и профицитным.

Нужно отметить, что отмеченное соотношение между федеральным и областным свидетельствует лишь о том, что федеральный бюджет составляется с запасом, а областной нет, при этом незначительное разница между доходами и расходами свидетельствует о большей сбалансированности областного бюджета. В какой-то мере об этом свидетельствую показатели, приведенные в таблице 2.1[23].

Таблица 2.1.

Динамика основных показателей сбалансированности консолидированного бюджета РФ 1992-2000 гг.

млрд. руб.

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Консолидированный бюджет РФ: доходы расходы дефицит (-), профицит (+)     5,33 5,97 -0,64     49,7 57,7 -8,0     172,4 230,4 -58,0     437,0 486,1 -49,1     597,7 694,4 -96,7     711,6 835,5 -123,9     686,8 842,1 -155,3     1213,6 1258,0 -44,4     2096,5 1950,0 +146,5
Федеральный бюджет: доходы расходы дефицит (-), профицит (+)   3,02 3,98 -0,96   25,5 35,4 -9,9   81,7 142,7 -61,0   232,1 275,2 -41,3   320,3 400,0 -79,7   343,4 436,6 -93,2   325,9 472,2 -146,3   615,3 666,9 -51,4   1132,1 1029,2 +102,9
Консолидированный бюджет субъектов РФ: доходы расходы дефицит (-), профицит (+)     2,67 2,35 +0,32     30,1 28,2 +1,9     115,6 112,6 +3,0     241,0 247,0 -6,0     334,9 351,9 -17,0     433,4 468,1 -34,7     413,5 422,5 -9,0     660,8 653,8 +7,0     1065,9 1032,1 +33,8

Из этой таблицы видно, что практически все годы с 1992 по 2000 гг. федеральный бюджет оставался дефицитным, причем со значительным дефицитом, а консолидированный бюджет субъектов профицитным (кроме предкризисных лет 1996 и 1997 гг., а также 2000 г., когда был значительный профицит как на федеральном, так и на региональном уровне). Это также свидетельствует о большей сбалансированности бюджета на региональном уровне. Однако, этот показатель является далек на самым главным. Как было отмечено выше, это лишь свидетельствует о том, делается запас с бюджете или нет. Учитывая тенденции последних лет (в первую очередь то, что показатели, запланированные на начало года значительно превышаются на самом деле, например, в 2001 году доходы областного бюджета планировались в размере 12,182 млрд. руб., а в действительности составили 13,129 млрд. руб.), такая позиция является неоправданной, поскольку запас необходим, если есть риск невыполнения доходной части, чего не отмечается в последние годы.

Таблица 2.2

Сравнительный анализ основных показателей Федерального бюджета РФ за 1999-2004 гг.

млрд. руб.

        

В таблице плановые данные взяты из Федеральных законов «О Федеральном бюджете» за 1999-2004 гг. и законов об их исполнении, остальные данные взяты из расчетных показателей[24]. Такая же тенденция прослеживается и на региональном уровне.

Как видно из таблицы 2, только в 2000 г. плановые показатели практически соответствовали реальным. В остальные же годы прогнозы не соответствовали реальности. Превышение в 1999 г. на 30% и в 2001 г. более чем на 33% фактических доходов над плановыми свидетельствует о полном провале Правительства РФ в прогнозировании ситуации. Предварительные результаты на 2002 г. и плановые на 2003 г., а также прогнозы развития ситуации на основе принятого Государственной думой бюджета на 2004 год свидетельствуют о еще большем разрыве плановых и фактических показателей. Причем экономисты перед началом каждого финансового года предупреждают о том, что заложенные в бюджет показатели существенно занижены и не соответствуют реальности и оказываются правы[25].

Таким образом, как если по сбалансированности бюджета, региональные бюджеты выглядят более предпочтительно, то в аспекте планирования и прогнозирования доходов такого сказать нельзя. Здесь важно отметить, что член-корреспондент РАН РФ С.Ю. Глазьев ежегодно со страниц «Российского экономического журнала» и в Государственной Думе РФ говорит об очевидном недостаточном планировании доходов бюджета, а также о возможности существенного их пополнения за счет взимания природной ренты, однако есть все основания полагать, что и на федеральном, и на региональном уровне ситуация в 2004 году снова повторится.

Наиболее важным и показательным при анализе бюджетного процесса является сравнение тенденций в формировании доходной и расходной части федерального и регионального бюджета.

 

 

Таблица 2.3

Изменение доходной и расходной части федерального бюджета и бюджета Ростовской области в 2001-2004 гг.

млрд. руб.

 

Как видно из таблицы, в целом присутствует довольно сходная тенденция в развитии расходной и доходной части федерального бюджета и бюджета Ростовской области. Однако, самым важным из всех показателей, является анализ структуры доходов бюджета. Говоря о доходах главными показателями являются сравнение налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Из таблицы 2.4 видно, что главное отличие в формировании доходной части между федеральным и областным бюджетом является то, что в областном бюджете довольно значительную часть составляют безвозмездные перечисления (в первую очередь от федерального бюджета), что является естественным для регионального бюджета. Говоря же о соотношении налоговых и неналоговых доходов, можно отметить, что несмотря на некоторые их колебания, в федеральном и областном бюджете их соотношение остается примерно одинаковым и колеблется вокруг 18 раз на федеральном уровне и 20 раз на областном (это отличие объясняется тем, что в структуре неналоговых доходов областного бюджета нет таких статей как таможенные пошлины и т.п.).

 

Таблица 2.4

Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета РФ в 2001-2004 гг.

млрд. руб

 

Таким образом, сравнительный анализ федерального и регионального (Ростовская область) бюджета свидетельствует о том, что в целом в динамике бюджетного процесса на обоих уровнях существуют сходные тенденции.

Сопоставляя доходы бюджета с ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на областном) можно отметить, что доля доходов и расходов к ВВП после 1998 г. постепенно увеличивается. Как справедливо отмечает доктор экономических наук А. Селезнев, в ситуации динамичного экономического роста и повышения эффектив­ности производства растет рентабельность, а значит, и доходы производителей продукции и услуг. Ежегодный прирост доходов является основой увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, а значит, и расходов бюджетов, изменения их структуры в соответствии с приоритетами бюджетной политики при некотором росте абсолютных величин расходов, не являющихся приори­тетными. Рост доходов бюджета может быть базой постепенного сокращения бюджетной нагрузки на экономику, поскольку даже при относительном сниже­нии доли доходов в объеме ВВП (ВРП) абсолютно они растут по мере более быстрого роста ВВП (ВРП). В такой ситуации растут и расходы[26].

В то же самое время абсолютные и относительные величины дефицита или профицита бюдже­тов отражают качество работы по реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджетов, т.е. равенства доходов и расходов, покрытия планируемых расходов мобилизуемыми в бюджет дохода­ми. А в этом отношении, как показывает проведенный общий анализ развития бюджетной ситуации в России в последние годы, Правительство РФ, в отличие от региональных властей, очевидно не способно адекватно прогнозировать ситуацию, что имеет существенный негативный эффект.

Обусловленное конъюнктурными факторами слабо выраженное оживле­ние экономического роста после кризисной ситуации 1998 г. проявляется в том, что в 1999 г. прирост ВВП составил 5,4%, в 2000 г. – 9%, в 2001 г. - около 5%, в 2002 г. – около 4% к предыдущему году. В 2003 г. около 4,4%. В Ростовской области эти показатели выше, но тенденции аналогичны. Скромный экономический рост, характеризуемый как существенное достижение курса «дерегулирования» экономики, сопровож­дается углублением структурной деформации: снижается крайне низкая доля инвестиций по отношению к ВВП, закрыты десятки угольных шахт, добыча первопередельных ресурсов и энергоносителей значительно сориентированы на экспорт, часть доходов от которого остается за рубежом и «работает» во бла­го наших конкурентов. При критическом износе основных фондов бюджетное финансирование отраслей реального сектора экономики, в которых государст­во еще остается собственником, сведено к символическим величинам.

Правильные акценты в финансовой политике, содержащиеся в посланиях Президента Российской Федерации за последние годы, в действительности не реализуются. Бюджетная политика, к сожалению, не подчинена преодолению этих деформаций. Однако в содержании правительственных программ и в ма­териалах к проектам бюджетов последних лет появились понятия, создающие лишь видимость принципиально новых подходов в ее проведении. В частнос­ти, дефицитные федеральные бюджеты почти целого предыдущего десятиле­тия реформ сменились «результативным» профицитом бюджетов последних лет. Создается видимость благополучия, все чаще речь идет о максимально «ам­бициозных» сценариях социально-экономического развития. Так, при подготовке проекта федерального бюджета на 2003 г. сценарий, в который заложены тем­пы прироста ВВП на 2003 г. на уровне 4,4%, был назван «оптимистическим»[27].

С 1999 г. обозначился рост экономики страны: индекс физического объема производства по промышленности в целом составил 111% к уровню 1998 г., в том числе по машиностроению и черной металлургии — 117, цветной металлургии — 110, легкой индустрии — 112, по пищевой промышленности — 100,8%. За период 1999—2002 гг. физический объем промышленного про­изводства вырос на 21%, а ВВП — более чем на 18%; однако эти показатели в 2002 г. составили соответ­ственно всего 62,5 и 72% к уровню 1990 г.[28]

Внешне неплохие темпы роста российской экономики в последние годы не могут, однако, считаться удовлетворительными. Во-первых, сам рост во многом обусловлен постдефолтной и мировой конъюнктурой. Во-вторых, он происходит на фоне допущенного ранее огромного спада в экономике. В-третьих, остается крайне низким жизненный уровень населения.

Профицит или дефицит бюджетов — это отражение ка­чества работы по реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджетов, т.е. покрытие расходов мобилизуемыми в бюд­жет доходами. В ситуации динамичного экономического роста и повышения эффективности производства растет рентабельность, а значит — и доходы про­изводителей продукции и услуг. Ежегодный прирост доходов способствует уве­личению доходов всех уровней бюджетной системы, что служит прочной осно­вой абсолютного увеличения расходов бюджетов, изменения структуры их рас­ходов в соответствии с приоритетами бюджетной политики. При этом возмож­но постепенное сокращение бюджетной нагрузки на экономику, поскольку да­же при относительном снижении доли доходов в объеме ВВП абсолютно они растут. А это означает, что абсолютно растут и расходы.

Как правило, эффективная бюджетная политика предполагает рост расходов при совершенствовании их структуры в расчете на то, чтобы активизировать создание макроструктурных условий дальнейшего про­гресса, укрепление социальных факторов. При этом правительства нередко идут на то, чтобы бюджеты были дефицитными. Изыскиваются источники покрытия дефицита путем пере­распределения тех доходов, которые могут быть использованы неэффективно. Позитивный результат дает умеренное увеличение государствен­ного внутреннего долга.

Сбалансированность бюджета является чрезвычайно важным его параметром, однако такая ситуация практически недостижима. Исходя из этого государство должно при выборе бюджетной политики четко осознавать в каком направлении ему двигаться: по пути дефицитного или профицитного бюджета.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.