Методы исследования и их выбор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем имеет смысл коротко перечислить мето­ды научного исследования.

Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (тактические). Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстра­гирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, мо­делирование, сравнение, классификация, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных экспертов), самооценка, педа­гогический консилиум, диагностирующие контрольные работы, изучение педа­гогического опыта, большая педагогическая работа, эксперимент и др.

Теоретические методы:

1. Метод анализа (аналитический метод) – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, аспекты, качества и т.д.) и последующее сравнение, сопоставление по конкретному признаку;

2. Метод статистики (статистический метод – выявление объектов с одним качеством, свойством, признаком и т.д., ранжирование объектов на основе этого качества, шкалирование, присвоение им баллов;

3. Метод прогрессивного  анализа,  метод прогнозирования – выстраивание траектории развития объекта, в соответствии с полученными в ходе исследования данными,  на  основе  его  главных свойств, качеств, характеристик и т.д., определение возможных последствий, развития и т.д.;

4. Метод моделирования – изучение путем создания копии объекта исследования, создание условной ситуации, в которой изучаются конкретные изменения объекта;

5. Исторический  метод  (историко-генетический метод) – изучение опыта педагогической деятельности ученых и педагогов практиков.

Эмпирические методы:

1. Метод  наблюдения  –  наблюдение  за  объектом исследования. Наблюдение может быть включенным, т.е. испытуемый знает, что за ним наблюдают, и опосредованным, когда исследователь осуществляет наблюдение со стороны; краткосрочным, когда наблюдение происходит в краткие сроки (например, несколько занятий в школе или 1 месяц) и лонгитюдным, когда проводится повторное исследование для контрольного замера и сопоставляется с результатами предыдущего для подтверждения достоверности результатов исследования, либо когда исследование растянуто на очень долгий срок (например, 10 лет);

2. Экспериментальный метод – проведение эксперимента с целью подтверждения или опровержения гипотезы и получения конкретных результатов исследования. Выделяют лабораторный эксперимент, когда для изучения объекта создаются специальные условия, полевой эксперимент, когда объект исследования находится в естественных условиях, а также формирующий эксперимент, когда необходимо сформировать у испытуемого не- кое качество, знание, умение, навык и т.д.;

3. Метод  тестирования  –  проведение  теста  для определения конкретных параметров, выявления качеств, свойств объекта;

4. Метод опроса – проведение специально организованного или случайного опроса. В зависимости от методов опроса выделяют анкетирование, т.е. письменный опрос,  а  также  интервьюирование, т.е. устная беседа. Анкетирование может быть с использованием  закрытого  типа  анкет,  т.е. четко сформулированными вопросами и ограниченным выбором ответов, и открытого типа, где предлагаются сформулировать собственные предложения по проблеме.

Вам необходимо выбрать нужные методы, т.е. такие, которые обеспе­чивают максимальный эффект. Методы обычно отбираются для каждого этапа и части исследования.

Целесообразно отобрать методы адекватно объекту, предмету, общим зада­чам исследования, накопленному материалу, чтобы они соответствовали совре­менным принципам научного исследования; были перспективными, т.е. давали надежные результаты; соответствовали логической структуре (этапу) исследо­вания; обладали максимальной направленностью на всестороннее и гармонич­ное развитие личности обучаемых; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.

Следующим разделом введения является практическая значимость и область возможного применения. Здесь необходимо ту конкретную, ощутимую пользу, которую могут принести практические рекомендации, разработанный проект, методические приёмы и способы дополнительного образования, представленные в выпускной (аттестационной) работе.

При формулировании практической значимости материалов выпускной (аттестационной) работы могут быть использованы следующие речевые обороты:

Практическая значимость выпускной (аттестационной) работы связана с возможностью использования данного материала при разработке дополнительных образовательных программ, индивидуальных образовательных программ, при подготовке занятий, воспитательных мероприятий и т.д.

Материалы выпускной (аттестационной) работы применимы (могут быть применены) при разработке учебно-методических пособий, при составлении рабочей программы учебного курса.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 233.