Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем имеет смысл коротко перечислить методы научного исследования.
Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (тактические). Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных экспертов), самооценка, педагогический консилиум, диагностирующие контрольные работы, изучение педагогического опыта, большая педагогическая работа, эксперимент и др.
Теоретические методы:
1. Метод анализа (аналитический метод) – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, аспекты, качества и т.д.) и последующее сравнение, сопоставление по конкретному признаку;
2. Метод статистики (статистический метод – выявление объектов с одним качеством, свойством, признаком и т.д., ранжирование объектов на основе этого качества, шкалирование, присвоение им баллов;
3. Метод прогрессивного анализа, метод прогнозирования – выстраивание траектории развития объекта, в соответствии с полученными в ходе исследования данными, на основе его главных свойств, качеств, характеристик и т.д., определение возможных последствий, развития и т.д.;
4. Метод моделирования – изучение путем создания копии объекта исследования, создание условной ситуации, в которой изучаются конкретные изменения объекта;
5. Исторический метод (историко-генетический метод) – изучение опыта педагогической деятельности ученых и педагогов практиков.
Эмпирические методы:
1. Метод наблюдения – наблюдение за объектом исследования. Наблюдение может быть включенным, т.е. испытуемый знает, что за ним наблюдают, и опосредованным, когда исследователь осуществляет наблюдение со стороны; краткосрочным, когда наблюдение происходит в краткие сроки (например, несколько занятий в школе или 1 месяц) и лонгитюдным, когда проводится повторное исследование для контрольного замера и сопоставляется с результатами предыдущего для подтверждения достоверности результатов исследования, либо когда исследование растянуто на очень долгий срок (например, 10 лет);
2. Экспериментальный метод – проведение эксперимента с целью подтверждения или опровержения гипотезы и получения конкретных результатов исследования. Выделяют лабораторный эксперимент, когда для изучения объекта создаются специальные условия, полевой эксперимент, когда объект исследования находится в естественных условиях, а также формирующий эксперимент, когда необходимо сформировать у испытуемого не- кое качество, знание, умение, навык и т.д.;
3. Метод тестирования – проведение теста для определения конкретных параметров, выявления качеств, свойств объекта;
4. Метод опроса – проведение специально организованного или случайного опроса. В зависимости от методов опроса выделяют анкетирование, т.е. письменный опрос, а также интервьюирование, т.е. устная беседа. Анкетирование может быть с использованием закрытого типа анкет, т.е. четко сформулированными вопросами и ограниченным выбором ответов, и открытого типа, где предлагаются сформулировать собственные предложения по проблеме.
Вам необходимо выбрать нужные методы, т.е. такие, которые обеспечивают максимальный эффект. Методы обычно отбираются для каждого этапа и части исследования.
Целесообразно отобрать методы адекватно объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу, чтобы они соответствовали современным принципам научного исследования; были перспективными, т.е. давали надежные результаты; соответствовали логической структуре (этапу) исследования; обладали максимальной направленностью на всестороннее и гармоничное развитие личности обучаемых; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.
Следующим разделом введения является практическая значимость и область возможного применения. Здесь необходимо ту конкретную, ощутимую пользу, которую могут принести практические рекомендации, разработанный проект, методические приёмы и способы дополнительного образования, представленные в выпускной (аттестационной) работе.
При формулировании практической значимости материалов выпускной (аттестационной) работы могут быть использованы следующие речевые обороты:
Практическая значимость выпускной (аттестационной) работы связана с возможностью использования данного материала при разработке дополнительных образовательных программ, индивидуальных образовательных программ, при подготовке занятий, воспитательных мероприятий и т.д.
Материалы выпускной (аттестационной) работы применимы (могут быть применены) при разработке учебно-методических пособий, при составлении рабочей программы учебного курса.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 233.