В основе данной цели лежит определение конкретных закономерностей в педагогическом процессе или явлении, либо установление взаимосвязей отдельных аспектов процесса или явления.
Гипотеза проверяется в процессе эксперимента, определяется стабильность или прочность связей между аспектами, либо стабильность закономерностей по окончании эксперимента. После чего делаются выводы и, по возможности, даются рекомендации.
Например:
Цель работы – обосновать, что повышение уровня познавательной деятельности школьников в 5 классе возможно посредством проведения внеучебных мероприятий.
Возможными формулировками цели ИАР могут быть:
- обоснование содержания, форм, методов и средств, направленных на …;
- определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств);
- разработка модели, программы чего-либо;
- разработка требований, критериев, методических рекомендаций, педагогическое обоснование чего-либо, например системы развивающих игр.
После уточнения темы приступайте к выработке гипотезы. Что такое гипотеза? Гипотеза (от греческого «гипотезис» - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, из этого определения вытекают по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.
Гипотеза должна:
– быть проверяемой;
– содержать предположение;
– быть логически непротиворечивой;
– соответствовать фактам.
В работе допускается использование гипотезы, которая, в конечном счете, будет опровергнута, если целью Вашей работы является именно опровержение конкретной теории или методики. Иными словами, отсутствие положительных результатов в рамках конкретной методики или эксперимента – это тоже результат. Однако в этом случае необходимо проявлять осторожность: быть точно уверенным, что до Вас никто не проводил эксперимента по опровержению.
Вместе с тем в литературе гипотезы различаются по их месту в процессе и по функциональному назначению. В.И. Загвязинский, со ссылкой на философскую литературу, пишет о рабочей гипотезе и научной (или реальной) гипотезе. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Научная (реальная) гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, здесь речь идет о гипотезе в начале исследования (рабочая гипотеза) и в ходе ее (научная гипотеза). Можно сказать, что научная гипотеза - это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Различаются они и по объему накопленного материала (научная гипотеза - на основе значительного фактического материала).
Далее приведем примеры формулировок гипотезы исследования.
Пример 1. Гипотеза исследования: Повышение уровня познавательной деятельности школьников 10-12 лет может быть достигнуто путем их включения во внеучебную деятельность, если будут соблюдаться следующие условия: … (далее следует перечисление условий).
Пример 2: Гипотеза исследования: Эффективному развитию презентационных умений студентов будет способствовать организация тренинговых занятий с использованием упражнений, которые одновременно сочетают в себе диагностическую и обучающую функции, имеют своей целью обучение студентов этике делового взаимодействия и формирование у них собственного речевого стиля.
Как происходит формулировка рабочей гипотезы ? Один из исходных пунктов - проблема. Гипотеза содержит предположение о решении поставленной проблемы. Одна из возможных формулировок рабочей гипотезы следующая:
Работа над выразительностью в лепке детей старшего и дошкольного возраста будет эффективна при условии: организации выставок натуральных предметов; организации восприятия предметов выставок; овладении детьми приемами выразительности в лепке (динамика, ритм, выразительность силуэта, пропорциональность соотношений частей, текстурная поверхность скульптурных образов). Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать выразительные средства скульптуры, доступные детям старшего дошкольного возраста
2. Выявить особенности восприятия детьми скульптурных форм.
3. Разработать серию занятий, способствующих усвоению выразительности приемов лепки.
4. Провести экспериментальную апробацию разработанной серии занятий.
Задачи исследования представляют собой конкретные действия, которые необходимо предпринять в ходе исследования, чтобы достичь поставленной цели.
Для разработки задач необходимо учитывать следующее:
1. Задачи должны соответствовать заявленной теме исследования, т.е. сумма задач должна реализовывать гипотезу исследования и достигать поставленной цели;
2. При формулировании задач целесообразно использовать инфинитив активных глаголов: «изучить», «определить», «установить», «сформулировать» и т.д., так как формулировка цели также со- держит в себе названную глагольную форму;
3. Желательно, чтобы задача коррелировала (т.е. была связана по смыслу) с параграфом работы.
Перечень рекомендуемых задач:
1. «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
2. «Определить... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
3. «Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
4. «Разработать... » (средства, условия, формы, программы).
5. «Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации...
При определении задач ИАР следует избегать таких ошибок, как нарушение последовательности изложения, несоответствие задач содержанию и структуре работы (наличие «лишних» задач, которые никак не связаны с целью ИАР, или отсутствие задач, необходимых для её достижения), неточная формулировка задачи или формулирование в качестве задач этапов исследования без указания зачем это делается.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 247.