Определение темы итоговой аттестационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основное требование к тематике аттестационных работ заключается в актуальности выбранной темы и ее практической целесообразности, а также в предоставлении возможности слушателю продемонстрировать уровень подготовки в выбранной области профессиональной переподготовки.

Поэтому при выборе темы аттестационной работы рекомендуется исходить из реальных проблем дополнительного образования, используя при этом полученные при обучении теоретические знания.

С другой стороны, при формулировании темы работы слушателям необходимо определить значение решаемых в работе задач с точки зрения расширения области своей индивидуальной компетенции.

Окончательно сформулированные и согласованные с руководителем темы итоговых аттестационных работ закрепляются за слушателями решением Совета Института дополнительных творческих педагогических профессий.

Примерная тематика аттестационных работ, соответствующих квалификационным характеристикам программ профессиональной переподготовки представлена в папке «Итоговая аттестационная работа»,.

В названии темы должно быть отражено:

· объект изучения;

· предмет — область деятельности 

Следует обратить внимание на то, что название темы аттестационной работы должно быть абсолютно одинаково во всех документах, а именно:

· в решении об утверждении

· в протоколе заседания ИАК.

Введение

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать.

Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы аттестационной работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы.

Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:

 

 

ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
ТЕМА Как это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬ   Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы.
ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации.
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи.
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Актуальность темы выпускной (аттестационной) работы – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы [Большой энциклопедический словарь 2000].

Актуальность по объему обычно занимает несколько абзацев. В актуальности важно отразить степень изученности проблемы, подчеркнуть, чем проведенное Вами исследование отличается от других подобных. Можно указать, какое противоречие Вы пытаетесь разрешить, проводя исследование. Далее оформляется научный аппарат исследования.

Для обоснования актуальности темы можно воспользоваться, например, следующей схемой:

Обоснование актуальности направления

Обоснование практической актуальности темы исследования

Обоснование научной актуальности темы

оценка результатов педагогического процесса оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить (на основе констатирующего этапа педагогического эксперимента) Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

Проблема традиционно связывается с какой-либо противоречивой ситуацией в области изучения (между системой и предъявляемыми к ней требованиями и др.).

Для освещения актуальности достаточно одного-двух абзацев, где излагают главное – сущность проблемной ситуации.

Корректное обоснование актуальности может быть связано с:

- с неизученностью выбранной темы;

- с потребностью решения определённой практической задачи;

- с необходимостью разработки методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности дополнительного образования, мониторинга образовательных достижений обучающихся и т.д.);

- с потребностью в формулировании методических рекомендаций по решению практических проблем в области дополнительного образования.

Некоторые рекомендуемые речевые клише для формулирования актуальности выпускной (аттестационной) работы:

Актуальность темы выпускной (аттестационной) работы связана с …;

тема выпускной (аттестационной) работы является актуальной, поскольку …;

актуальность разработки проекта, представленного в выпускной (аттестационной) работе определяется тем, что … ;

всё это свидетельствует об актуальности темы выпускной (аттестационной) работы;

проблема отвечает сложившейся ситуации, привлекает внимание многих учёных и педагогов-практиков, требует пояснения и дополнения, нуждается в новых методических разработках и т.д.

Проблема исследования - это противоречие, сдерживающие переход от существующего состояния системы (явления, процесса) к желаемому.

Таким образом, чтобы сформулировать проблему, надо выявить противоречие между фактическим и желаемым состоянием.

Объект исследования - это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Например, если избирается объектная область - методами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности.

Предмет исследования - это контрольная часть объекта. Например, если объектом избраны «Методы обучения детей лепке», то в качестве исследования может выступить любой из методов и приемов либо их сочетание.

Например, предметом исследования может быть - «Выставки натуральных предметов как метод ознакомления со средствами выразительности в создании образа».

Тема «Роль выставки натуральных предметов в выразительности работ по лепке детей старшего возраста».

Таким образом, соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования - отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет уже объекта. Причем сужение происходит за счет более легального рассмотрения, изучения. Границы между «объектной областью», «объектом» - «предметом» условны, подвижны, То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.

В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема. Приведем несколько примеров соотношения объекта и предмета исследования:

Пример 1: Объект исследования – педагогическая гимназия как новый вид учебного заведения.

Предмет исследования – образовательные программы в педагогической гимназии.

Пример 2: Объект исследования – культура толерантности школьников.

Предмет исследования – формирование толерантности у учеников 5 класса в сельской школе.

Пример 3: Объект исследования – эмоциональная сфера детей дошкольников.

Предмет исследования – агрессия как форма детской ревности.

Пример 4: Объект исследования – межкультурная коммуникация школьников в средней школе.

Предмет исследования – формирование компетенции межкультурной коммуникации у школьников 5-6 класса.

Пример 5: Объект исследования – слуховые нарушения детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – методика организации занятий речью в младших классах с детьми с ограниченными возможностями слуха.

Пример 6: Объект исследования – умения учебного взаимодействия.

Предмет исследования – педагогические условия формирования умений учебного взаимодействия в пространстве обучающего сообщества студентов.

Пример 7: Объект исследования – полоролевые представления младших школьников.

Предмет исследования – социально-педагогические условия формирования полоролевых представлений младших школьников из неполных семей.

Пример 8: Объект исследования – ответственность как нравственное качество у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

После определения объекта и предмета изучения в выпускной (аттестационной) работе указываются цель и задачи.

Цель – это то, что мы хотим получить при написании ИАР, некий образ будущего. Цель должна быть чёткой, конкретной, реально достигаемой.

Цель работы - это планируемый результат работы. Этим результатом может быть новая программа, новый вариант применения известной технологии, методическая разработка, творческий, социально-педагогический, экологический и другие проекты. Формулировка цели начинается с существительного: выявление, обоснование, построение, разработка, создание и т.д.

Пример 1. (Для ИАР опытно-практического характера)

Проблема: Развитие навыков сотрудничества затруднено без использования специальных форм и методов работы с учащимися.

Цель: Выявление способов организации проектной деятельности учащихся, способствующих развитию навыков сотрудничества.

Пример 2. (Для ИАР опытно-практического характера)

Проблема: Традиционно дополнительные общеобразовательные программы художественно-творческой направленности связывают с развитием творческих способностей, мелкой моторики. Каковы их возможности в духовно-нравственном развитии детей?

Цель: Определение возможностей дополнительной общеобразовательной программы «Я и мама» в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста.

Пример 3. (Для ИАР учебно-исследовательского характера)

Проблема: Низкий уровень самоорганизации деятельности учащихся препятствует успешности учебной деятельности.

Цель: Выявление характера влияния компонентов самоорганизации деятельности учащихся на успешность их деятельности.

Пример 4. (Для проекта)

Проблема: Какими могут быть структура и содержание сборника методических материалов по гендерному воспитанию младших школьников.

Цель: Разработка сборника методических материалов по гендерному воспитанию младших школьников.

 

Виды целей:

Дата: 2019-12-09, просмотров: 252.