Причины установления 5-й республики во Франции. Генерал Де Голль.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не менее драматичными были 60-е годы и для Франции. С конца 50-х и до конца 60-х годов она пережила три крупных социально-политических кризиса. Первый, в 1958 году, привел к падению IV республики (существовала с 1946 года) и был вызван событиями в Алжире. Там с 1954 года шла война, и французские войска, несмотря на все усилия, не могли добиться успеха. Бремя войны тяжелым грузом висело на всем французском обществе. В нем усиливались споры о причинах неудач в Алжире, а в более широком смысле о том, как выбраться из того непростого положения, в которое попала Франция во второй половине 50-х годов. В самом Алжире и в армейских кругах, и среди гражданского населения (в Алжире жило более 1 миллиона французов) крепло убеждение, что во всех бедах виновато руководство IV республики, погрязшее в политических склоках и не способное навести элементарный порядок в стране. В Алжире быстро росло влияние ультраправых.

13 мая 1958 года в Алжире вспыхнул мятеж «ультра». Их поддержала колониальная армия. Мятежники потребовали создания «правительства общественного спасения», которое доведет войну до победного конца. На роль главы этого правительства они требовали назначить одного из наиболее известных и популярных еще со времен Второй мировой войны политика - генерала Ш. де Голля. В противном случае они угрожали высадить десант в Париже. В стране разразился острейший политический кризис.

Генерал де Голль в присущем ему жестком стиле заявил, что готов возглавить страну, но требует предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены Конституции 1946 года (основной закон IV республики). Правительство приняло этот ультиматум. 1 июня 1958 года генерал возглавил правительство. А осенью этого же года была принята новая Конституция, менявшая характер политического устройства Франции. Из парламентской Франция превратилась в президентскую республику, в которой глава государства обладал весьма широкими полномочиями: президент избирался сроком на семь лет, он назначал членов своего правительства, включая премьера, мог вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент, имел право распустить парламент, вводить чрезвычайное положение, короче, он был не подотчетен парламенту и являлся гарантом национальной независимости и целостности Франции.

В декабре 1958 года де Голль был избран президентом Франции. На какое-то время ситуация в стране стабилизировалась. Главной проблемой оставалась война в Алжире . Поначалу де Голль надеялся добиться там победы, но очень скоро ему стало очевидно, что эту войну выиграть нельзя, участие в ней связывает Франции руки, мешает решению внешне- и внутриполитических проблем. После серьезных размышлений де Голль в сентябре 1959 года публично заявил, что Алжир имеет право на самоопределение. Это вызвало взрыв возмущения французских «ультра».

24 января 1960 года, использовав в качестве повода отзыв из Алжира одного из лидеров «ультра», генерала Массю, правые подняли там новый мятеж, на этот раз уже против де Голля, но, не получив серьезной поддержки ни в правящей элите Франции, ни среди ее населения, через неделю сложили оружие, но отнюдь не отказались от своих планов. Кризис нарастал. «Ультра» создали тайную террористическую организацию - ОАС. Ее возглавили бывшие сподвижники де Голля Сустель, Бидо, порвавшие с ним, ставшие его непримиримыми противниками. В апреле 1961 года они опять подняли мятеж. На сей раз путчисты были настроены чрезвычайно решительно: низложили президента и заявили, что берут власть в Алжире в свои руки. Генерал Салан готовился высадить десант в Париже, чтобы реализовать эти планы. 25 апреля де Голль приказал «ликвидировать восстание всеми средствами». Мятежники оказались изолированными и были вынуждены сложить оружие. После этого французское правительство форсировало переговоры с Временным правительством Алжирской республики о прекращении войны и предоставлении этой стране независимости. Их вел будущий президент Франции Ж. Помпиду. Благодаря его усилиям 18 марта 1962 года были, наконец, подписаны Эвианские соглашения (по названию города в Швейцарии, где шли переговоры), по которым Алжир получил долгожданную независимость.

Решив алжирскую проблему, де Голль мог сконцентрироваться на проведении социально-экономических реформ, необходимых для реставрации «величия Франции». При нем активно внедрялось в жизнь экономическое программирование, большие средства выделялись на модернизацию и развитие промышленности (прежде всего электроники, атомной, аэрокосмической и военной), а также сельского хозяйства. Большое внимание уделялось улучшению качества жизни. За 60-е годы заработная плата выросла в среднем на 25%. Была увеличена до четырех недель продолжительность оплачиваемых отпусков.

Вместе с тем жесткий, тяготевший к авторитаризму стиль правления де Голля вызывал постоянные вспышки политической борьбы, рождая растущее сопротивление самых разных социально-политических сил. Президент подвергся критике и слева (ФКП, социалисты), и справа. Тем не менее в 1965 году он был переизбран на второй срок и продолжал достаточно уверенно вести государственный корабль по бурным волнам политического океана. Однако в мае-июне 1968 года на Францию неожиданно обрушился политический ураган. Первопричиной острейшего кризиса, грозившего взорвать устои V республики, стали выступления радикальных студентов. Число студентов в 60-е годы во Франции возросло в 5 раз. Изменился их социальный состав, а также те ценностные ориентации, которые были распространены в этой среде. Как и в других западных странах, в это время среди студентов были весьма популярны левацкие взгляды, отторжение традиционных буржуазных ценностей считалось признаком хорошего тона.

Конфликт между студентами и администрацией Сорбоннского университета вспыхнул в начале мая 1968 года. При попытке полиции очистить помещение Сорбонны от бунтующих студентов произошли кровавые столкновения, свидетелями которых благодаря телевидению стала вся Франция. Эти события всколыхнули всю страну. На защиту студентов вышли профсоюзы и другие левые силы. С 13 мая началась мощная волна забастовочного движения, грозившая парализовать экономическую жизнь Франции. ФКП потребовала немедленной отставки де Голля и создания «правительства народного доверия». Ультралевые (Д. Кон-Бендит, Ж. Соважо, А. Жейсмар) звали французов на баррикады. К концу мая напряжение достигло критической отметки. Именно в этот момент де Голль перешел в наступление. Предельно драматизировав ситуацию, он сумел убедить большинство французов, что только он способен предотвратить новую революцию и гражданскую войну. В общественном мнении наметился перелом в пользу власти, и к концу июня ситуация была взята под контроль.

Стремясь закрепить успех, де Голль наметил проведение административной реформы, призванной укрепить позиции центральной власти. Для того чтобы подчеркнуть важность намеченных преобразований для будущего Франции, президент решил вынести этот законопроект на референдум и заявил, что в случае его отклонения уйдет в отставку. Референдум состоялся 27 апреля 1969 года. 52% избирателей высказалось против этого законопроекта, и де Голль выполнил свое обещание - ушел в отставку. В истории V республики начался постголлистский период.

Бурные события 60-х годов оставили заметный след в истории западной цивилизации. Итоги десятилетия были достаточно противоречивыми. С одной стороны, созданные с помощью реформаторов «встроенные стабилизаторы» помогли западному обществу не только выдержать мощный натиск радикальных движений протеста, но и продвинуться вперед в деле совершенствования социально-экономических и общественно-политических механизмов, обеспечивающих его функционирование. С другой, к рубежу 60-х - 70-х годов стало очевидным, что те рецепты, тот инструментарий, который использовался для проведения реформ, отнюдь не гарантируют устойчивого общественного прогресса. Обнаружилось, что у либерально-этатистских концепций есть немало уязвимых мест, и этим в 70-е годы блестяще воспользовались консерваторы.

 

М. Тэтчер и «тэтчеризм».

Неоконсерватизм.

На выборах 1979 г. консерваторы получили 13,7 млн. голосов, а лейбористы—11,5 млн. Главой правительства Великобритании впервые стала женщина—новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер (1925 г.р., т.е. ей на тот момент 54 года).

М. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов, человеком с твердым и непреклонным характером, за который англичане прозвали ее “железная леди”.

М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а “железная леди” возглавляла правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют ее правление “эрой Тэтчер”.

Программа премьер-министра не содержала принципиально новых положений по сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала ее к современной эпохе и доводила до логического конца. Основные положения, выдвинутые М. Тэтчер и получившие название “тэтчеризм”(термин введен Беатрис Кэмпбелл), заключаются в следующем:

1. Движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”.

2. Вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

3. Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума.

4. Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы.

5. Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки. Которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер исходила из того, что Великобритания должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов.

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н. “экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

Ссылаясь на убыточность многих предприятий государственного сектора, правительство в широких масштабах проводит денационализацию экономики. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Это привело к числу роста числа собственников и укреплению социальной базы тори.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. “Тэтчеризм”, буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1087 г. темпы экономического роста Великобритании были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились.

За послевоенные годы в Англию иммигрировало большое число иностранцев, главным образом жителей бывших Британских колоний—Бангладеш, Индии, Пакистана и т.д. Рост числа иммигрантов породил несвойственные Англии в прошлом расистские настроения: между англичанами и иммигрантами происходили столкновения, правая печать повела против “цветных” враждебную кампанию. Правительство Тэтчер не выступило против расистов, а провело через парламент законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление английской военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-политических интересов Великобритании, реагировала на действия Аргентины весьма решительно. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал. Англия закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу. Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее лидера.

Но период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни—бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Возмущение народа вызвал новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились.

Популярность правящей партии падала. К ому же в ее руководстве усилились разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 543.