По теме «Рентгеновская анатомия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оренбург 2010

УДК 611.52

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Рентгеновская анатомия под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова, доцента Н.И.Крамара - Оренбург, 2010.- 64 с.

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии спинномозговых нервов как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

    Составители:  д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар

Рецензенты:

заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                         С.В.Чемезов

профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                               В.И.Ким

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА

 

«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Рентгеновская анатомия» под редакцией проф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010

 Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар

  Настоящие пособие позволяет организовать и унифицировать самостоятельную внеаудиторную работу студентов по изучению такого важного в практическом отношении раздела анатомии, как рентгеновская анатомия органов различных систем организма человека,  а так же подготовиться к итоговым занятиям и экзамену. Пособие иллюстрировано рентгенограммами (нативными и сделанных с применением рентгеноконтрастных веществ), компьютерными томограммами.

Предлагаемые указания предполагают обоб­щение изучаемого материала по анатомии той или иной системы под углом зре­ния их рентгеновского изображения. Это позволит закрепить полученные зна­ния о внешнем строении органов, их топографии, расширить представления об их функциональных особенностях, то есть будет достигнуто более углубленное восприятие учебного материала под углом зрения клинической медицины.

Данное пособие не ставит перед собой цель полностью заменить учебник или лекционный материал, а предназначено в первую очередь для повышения эффективности самостоятельной работы студентов и на практических занятиях и, главным образом, во внеучебное время.

 

Введение

Со времени открытия рентгеновских лучей рентгенология стала самостоя­тельным разделом медицины. Объективность, наряду с возможностями прижиз­ненного динамического наблюдения, — неоценимые достоинства этого метода не только в плане его клинического значения, но и в теоретическом отношении. Это в первую очередь касается такой древнейшей дисциплины, как анатомия человека. «Неизвестные» лучи или лучи «Х» впервые были описаны немецким ученым Вильгельмом Конрадом Рентгеном в 1895 г, и уже в 1905 году ему за это открытие была присуждена Нобелевская премия. С этого времени в большинстве стран мира эти лучи называют рентгеновскими. Интересно, что впервые рентгеновский метод как метод изучения анатомии человека был применен российскими анатомами П.Ф. Лесгафтом и В.Н. Тонковым. Рентгеновские лучи в физическом отношении являются электромагнитными колебаниями с длиной волны от 0.05 до 1 А.

    Рентгеновская анатомия – раздел анатомии человека, изучающий рентгеновское изображение органов. Рентгенанатомия является самостоятельным разделом не только анатомии человека, но и рентгенологии, позволяющей, отталкиваясь от нормальной картины, решать вопросы диагностики забо­леваний. Иными словами, рентгеновская анатомия является пропедевтикой клинической рентгенологии.

Анализ рентгеновского изображения - довольно сложная задача, правильная интерпретация получае­мой картины требует хороших знаний не только вопросов анатомии, но вопросов развития, возрастных особенностей строения, вариантов индивидуальной изменчивости.

    В основу метода положены такие основные свойства рентгеновских лучей, как:

• проницаемость (способность проходить сквозь

   ткани),

• избирательная поглощаемость (в зависимости от

    плотности тканей),

• способность засвечивать фотоматериалы или

   вызывать люминесценцию некоторых веществ,

   что позволяет визуализировать изображение.

Этот метод имеет неоценимые преимущества, это такие возможности, как:

• прижизненное применения,

• описание не только внешнего, но и внутреннего

    строения органов,

• описание топографии органов,

• оценка вариантов индивидуального строения и

    положения органов,

• выявление возрастных особенностей,

• оценка функциональных возможностей,

• прижизненное выявление аномалии, еще не

    проявляющие себя клинически какими- либо 

    симптомами.

Рентгеновское изображение имеет свои специфические особенности:

• рентгеновские снимки являются негативами,

    поэтому используется особая терминология

    (светлые участки обозначают как затемнения, в

    темные как просветления),

• рентгеновский метод дает двухмерное (плоское)

    изображение трехмерных (объемных) объектов,

• тени различных органов накладываются одна на

    другую (явление суммации теней); поэтому для

    того, чтобы нивелировать отрицательные

    качества двух последних моментов и получить

    полное представление о каком-либо органе,

    необходимо производить съемку в разных

    проекциях (как минимум в двух – прямой и

    боковой).

Основные методы рентгеновского исследования:

рентгеноскопия (изучение изображения на экране рентгеновской установки);

рентгенография (изображение на фотопленке в различных проекциях, в т.ч. прицельные с увеличением);

искусственное контрастирование в различных вариантах (применяется для изучения нерентгеноконтрастных органов, т.е. органов, ткани которых практически не поглощают рентгеновские лучи):

                  • положительное контрастирование (введение в

                      просвет органов или сосудов веществ,

                      которые в большой степени поглощают

                      рентгеновские лучи, для изучения органов

                      желудочно-кишечного тракта per os или per

                      rectum применяют сульфат бария, для

                      исследования протоков желез, дыхательных и

                      мочевых путей, артериальных, венозных и

                      лимфатических сосудов – органические

                      соединения йода);

          • отрицательное контрастирование (введение в

                      ткани или полости, окружающие 

                      интересуемый орган, воздуха, который

                      практически не задерживает рентгеновские

                      лучи и орган на фоне просветления

                       ставится видимым).

томография (получения послойного изображения, при котором изучаемый орган дает четкое изображение, а окружающие ткани – размытое, при этом методе снижается негативное влияние на получаемое изображение явления суммации теней);

компьютерная томография в различных модификациях (этот метод, в сравнении с классическим рентгеновским, является высокочувствительным – более чем в 100 раз, поэтому на компьютерных томограммах хорошо определяются мягкие ткани, получаемое послойное изображение по своему виду практически аналогично анатомическому распилу - «пироговскому» срезу), приводимые изображения представляют собой вид со стороны каудального отдела туловища спиной вниз. 

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 200.