Многоэтничность, многоязычие, полицивилизационность современных образовательных учреждений порождают сложные проблемы образования и воспитания. На воспитание и образование возлагается поиск педагогических принципов и координат для предотвращения возможного кризиса, вызванного столкновением культурных и этнических интересов учащихся.
В педагогической науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональной школе систематически используются два понятия: мульти- и поликультурное воспитание (образование). Эти понятия синонимичны и вполне адекватно отражают сущность рассматриваемых вопросов.
В мировой педагогике накоплен определенный фонд дефиниций понятия мульти-, поликультурного воспитания. В одном из новейших международных энциклопедических изданий мы читаем, что мультикультурное воспитание состоит в усвоении знаний об иных культурах, осознании различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формировании позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям.
Педагоги США при определении понятия «мультикультурное воспитание» исходят из того, что оно означает, во-первых, признание социальных, политических и экономических реальностей культурно разнообразного и комплексного человеческого взаимодействия и, во-вторых, учет в образовательном процессе культурной, расовой, половой, гендерной, религиозной, классовой принадлежности. Одни педагоги рассматривают мультикультурное воспитание как стратегию, при которой культурное окружение учащихся выступает в качестве среды, позитивной и существенной для школьного обучения. Другие подчеркивают, что мультикультурное воспитание — это предоставление равных образовательных возможностей учащимся различных социальных, расовых и этнических групп.
Доминирующая культура в контексте мультикультурного воспитания видится как участник взаимообогащающего диалога с субкультурами. «Мы можем осмыслить, понять свое прошлое, свою культуру, только взглянув на себя глазами представителей других культур», — пишет по этому поводу Д. Бэнкс.
Вопросы к семинарскому занятию № 1
Становление сравнительной педагогики как науки. Объект и предмет сравнительной педагогики
1. Дайте определение понятия «сравнительная педагогика».
2. Кого из основоположников сравнительной педагогики Вы знаете?
3. Охарактеризуйте этапы развития сравнительной педагогики.
4. Кого из педагогов прошлого (зарубежных стран и России) интересовали проблемы сравнительной педагогики?
5. Что является предметом исследования сравнительной педагогики?
6. Какие аспекты образовательных систем можно сравнивать?
7. Назовите тенденции развития образования в современном мире.
8. Какие две исторические системы управления образованием вы знаете?
9. В чем особенность централизованной и децентрализованной систем управления?
Вопросы к семинарскому занятию № 2
Структура и содержание современного образования Англии
1. Основные этапы становления национальной системы образования Англии.
2. Особенности содержания обучения в начальной школе Англии.
3. Средняя школа Англии в сравнительном анализе с российской школой (общее и особенное).
4. Характеристика высшего образования Англии.
5. Проанализируйте схему образовательной системы Англии и охарактеризуйте ее основные ступени.
Возраст | Класс | Образовательная ступень | Учебные заведения |
24 | Магистр | Университет
Колледж | |
23 | |||
22 |
Бакалавр | ||
21 | |||
20 | |||
19 | |||
18 | 12 |
Старшие классы | |
17 | 11 | ||
16 | 10 | ||
15 | 9 |
Средние классы | |
14 | 8 | ||
13 | 7 | ||
12 | 6 | ||
11 | 5 |
Начальная школа | |
10 | 4 | ||
9 | 3 | ||
8 | 2 | ||
7 | 1 | ||
6 | Подготовительная ступень |
6. Сравнительный анализ английской и российской систем образования (по выделенным критериям).
Вопросы к семинарскому занятию № 3
Образовательные системы США в исторической ретроспективе
1. Становление колониальной системы общего образования (XVII век – первая половина XVIII века).
2. Создание массовой школы (конец XVIII – вторая половина XIX века).
3. Создание национального плана развития общественного образования (вторая половина XVIII века).
4. Развитие системы массового образования (конец XIX века – первая треть ХХ века).
5. Период обновления общего и высшего образования (середина ХХ века).
6. Период образовательной реформы (вторая половина ХХ века).
7. Становление системы подготовки педагогических кадров в США в XVII – XX веках.
8. Содержание подготовки педагогических кадров в США на современном этапе.
Вопросы к семинарскому занятию № 4
Современная образовательная система США
1. Сравнительный анализ истории становления образовательных систем США и Англии.
2. Начальная школа в США: особенности обучения.
3. Общие характеристики средней школы США и Англии.
4. Особенности высшей школы США: сравнительный анализ американской и английской образовательных систем.
5. Проанализируйте схему образовательной системы США и охарактеризуйте ее основные ступени.
Возраст | Класс | Образовательная ступень | Учебные заведения |
24 | Магистр | Университет
Колледж | |
23 | |||
22 |
Бакалавр | ||
21 | |||
20 | |||
19 | |||
18 | 12 |
Старшие классы | |
17 | 11 | ||
16 | 10 | ||
15 | 9 |
Средние классы | |
14 | 8 | ||
13 | 7 | ||
12 | 6 | ||
11 | 5 |
Начальная школа | |
10 | 4 | ||
9 | 3 | ||
8 | 2 | ||
7 | 1 | ||
6 | Подготовительная ступень |
6. Общее и особенное в английской и американской системах образования.
Вопросы к семинарскому занятию № 5
Структура и содержание современного образования Германии
1. Основные этапы становления образования Германии.
2. Реформы школьного образования Германии.
3. Особенности преподавания в начальной школе Германии.
4. Отличительные черты средней школы Германии.
5. Характерные особенности высшего образования Германии.
6. Проанализируйте схему образовательной системы Германии и охарактеризуйте ее основные ступени.
Возраст | Класс | Образовательные учреждения | |||
25 |
Университеты
Институты | ||||
24 | |||||
23 |
Высшие профессиональные школы | ||||
22 | |||||
21 | |||||
20 | |||||
19 | |||||
18 | 13 | Базовое профобразование | Профессиональные школы |
Гимназия |
Комплексная школа |
17 | 12 | ||||
16 | 11 | ||||
15 | 10 |
Основная школа |
Реальная школа | ||
14 | 9 | ||||
13 | 8 | ||||
12 | 7 | ||||
11 | 6 | ||||
10 | 5 | ||||
9 | 4 |
Начальная школа | |||
8 | 3 | ||||
7 | 2 | ||||
6 | 1 |
Вопросы к семинарскому занятию № 6
Структура и содержание современного образования Франции
1. Проекты французской школы Ж.А. Кондорсе и Л.М. Лепелетье.
2. Французская школа в период Реставрации (1814—30).
3. Материнские школы во Франции.
4. Основные ступени среднего образования (коллеж, лицей).
5. Особенности высшей школы Франции.
6. Проанализируйте схему образовательной системы Франции и охарактеризуйте ее основные ступени.
Возраст | Год обучения | Образовательные учреждения | |
22 | 21 | Университет Институт Большая школа Нормальная школа |
|
21 | 20 | ||
20 | 19 | ||
19 | 18 | ||
18 | 17 | ||
17 | 16 |
Лицей | Профессиональный лицей
Центр производственного ученичества |
16 | 15 | ||
15 | 14 | ||
14 | 13 |
Коллеж | |
13 | 12 | ||
12 | 11 | ||
11 | 10 | ||
10 | 9 |
Начальная школа | |
9 | 8 | ||
8 | 7 | ||
7 | 6 | ||
6 | 5 | ||
5 | 4 |
Материнская школа | |
4 | 3 | ||
3 | 2 | ||
2 | 1 |
7. Сравните структуру и содержание обучения в немецкой и французской школе.
8. Чем отличается модель высшей школы Франции от Америки?
Вопросы к семинарскому занятию № 7
Основные тенденции развития образования в мире
1. Основные модели образовательных систем в мире.
2. Структурные изменения в современных образовательных системах.
3. Раскройте содержание понятий: «демократизация образования», «гуманизация образования», «гуманитаризация образования».
4. В чем состоит главная идея непрерывного образования?
5. Глобальные тенденции развития современного образования.
6. Формирование единого образовательного региона.
Вопросы к семинарскому занятию № 8
Современные тенденции развития образования в России
1. Основные этапы развития образования в России.
2. Сравните основные характеристики образовательных систем России, Германии, Англии и США. Заполните таблицу:
Критерии сравнения | Англия | США | Германия | Россия |
Основные философские идеи в образовании | ||||
Подходы к обучению | ||||
Ступени образования и их особенности | ||||
Типы учебных заведений | ||||
Формы обучения | ||||
Системы контроля |
3. Основные тенденции реформирования образования в России.
4. Развитие образования России и контексте Болонского процесса.
Вопросы к семинарскому занятию № 9
Дата: 2019-12-22, просмотров: 834.