Поликультурная педагогика в современном мире

Многоэтничность, многоязычие, полицивилизационность современных образовательных учреждений порождают сложные проблемы образования и воспитания. На воспитание и образование возлагается поиск педагогических принципов и координат для предотвращения возможного кризиса, вызванного столкновением культурных и этнических интересов учащихся.

В педагогической науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональной школе систематически используются два понятия: мульти- и поликультурное воспитание (образование). Эти понятия синонимичны и вполне адекватно отражают сущность рассматриваемых вопросов.

В мировой педагогике накоплен определенный фонд дефиниций понятия мульти-, поликультурного воспитания. В одном из новейших международных энциклопедических изданий мы читаем, что мультикультурное воспитание состоит в усвоении знаний об иных культурах, осознании различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формировании позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям.

Педагоги США при определении понятия «мультикультурное воспитание» исходят из того, что оно означает, во-первых, признание социальных, политических и экономических реальностей культурно разнообразного и комплексного человеческого взаимодействия и, во-вторых, учет в образовательном процессе культурной, расовой, половой, гендерной, религиозной, классовой принадлежности. Одни педагоги рассматривают мультикультурное воспитание как стратегию, при которой культурное окружение учащихся выступает в качестве среды, позитивной и существенной для школьного обучения. Другие подчеркивают, что мультикультурное воспитание — это предоставление равных образовательных возможностей учащимся различных социальных, расовых и этнических групп.

Доминирующая культура в контексте мультикультурного воспитания видится как участник взаимообогащающего диалога с субкультурами. «Мы можем осмыслить, понять свое прошлое, свою культуру, только взглянув на себя глазами представителей других культур», — пишет по этому поводу Д. Бэнкс.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию № 1

Становление сравнительной педагогики как науки. Объект и предмет сравнительной педагогики

1. Дайте определение понятия «сравнительная педагогика».

2. Кого из основоположников сравнительной педагогики Вы знаете?

3. Охарактеризуйте этапы развития сравнительной педагогики.

4. Кого из педагогов прошлого (зарубежных стран и России) интересовали проблемы сравнительной педагогики?

5. Что является предметом исследования сравнительной педагогики?

6. Какие аспекты образовательных систем можно сравнивать?

7. Назовите тенденции развития образования в современном мире.

8. Какие две исторические системы управления образованием вы знаете?

9. В чем особенность централизованной и децентрализованной систем управления?

 

Вопросы к семинарскому занятию № 2

Структура и содержание современного образования Англии

1. Основные этапы становления национальной системы образования Англии.

2. Особенности содержания обучения в начальной школе Англии.

3. Средняя школа Англии в сравнительном анализе с российской школой (общее и особенное).

4. Характеристика высшего образования Англии.

5. Проанализируйте схему образовательной системы Англии и охарактеризуйте ее основные ступени.

 

Возраст Класс Образовательная ступень Учебные заведения
24  

Магистр

Университет

 

 

Колледж

23  
22  

 

Бакалавр

21  
20  
19  
18 12

 

Старшие классы

17 11
16 10
15 9

 

Средние классы

14 8
13 7
12 6
11 5

 

 

Начальная школа

10 4
9 3
8 2
7 1
6  

Подготовительная ступень

 

 

6. Сравнительный анализ английской и российской систем образования (по выделенным критериям).

 

Вопросы к семинарскому занятию № 3

Образовательные системы США в исторической ретроспективе

1. Становление колониальной системы общего образования (XVII век – первая половина XVIII века).

2. Создание массовой школы (конец XVIII – вторая половина XIX века).

3. Создание национального плана развития общественного образования (вторая половина XVIII века).

4. Развитие системы массового образования (конец XIX века – первая треть ХХ века).

5. Период обновления общего и высшего образования (середина ХХ века).

6. Период образовательной реформы (вторая половина ХХ века).

7. Становление системы подготовки педагогических кадров в США в XVII – XX веках.

8. Содержание подготовки педагогических кадров в США на современном этапе.

 

Вопросы к семинарскому занятию № 4

Современная образовательная система США

 

1. Сравнительный анализ истории становления образовательных систем США и Англии.

2. Начальная школа в США: особенности обучения.

3. Общие характеристики средней школы США и Англии.

4.  Особенности высшей школы США: сравнительный анализ американской и английской образовательных систем.

5. Проанализируйте схему образовательной системы США и охарактеризуйте ее основные ступени.

 

Возраст Класс Образовательная ступень Учебные заведения
24  

Магистр

Университет

 

 

Колледж

23  
22  

 

Бакалавр

21  
20  
19  
18 12

 

Старшие классы

17 11
16 10
15 9

 

Средние классы

14 8
13 7
12 6
11 5

 

 

Начальная школа

10 4
9 3
8 2
7 1
6  

Подготовительная ступень

 

6. Общее и особенное в английской и американской системах образования.

 

Вопросы к семинарскому занятию № 5

Структура и содержание современного образования Германии

1. Основные этапы становления образования Германии.

2. Реформы школьного образования Германии.

3. Особенности преподавания в начальной школе Германии.

4. Отличительные черты средней школы Германии.

5. Характерные особенности высшего образования Германии.

6. Проанализируйте схему образовательной системы Германии и охарактеризуйте ее основные ступени.

 

Возраст Класс

Образовательные учреждения

25      

 

 

Университеты

 

Институты

24      
23    

 

Высшие профессиональные школы

22    
21    
20    
19    
18 13

Базовое профобразование

Профессиональные школы

 

Гимназия

 

Комплексная школа

17 12
16 11
15 10

 

 

Основная школа

 

 

Реальная школа

14 9
13 8
12 7
11 6
10 5
9 4

 

Начальная школа

8 3
7 2
6 1

 

 

Вопросы к семинарскому занятию № 6

Структура и содержание современного образования Франции

1. Проекты французской школы Ж.А. Кондорсе и Л.М. Лепелетье.

2. Французская школа в период Реставрации (1814—30).

3. Материнские школы во Франции.

4. Основные ступени среднего образования (коллеж, лицей).

5. Особенности высшей школы Франции.

6. Проанализируйте схему образовательной системы Франции и охарактеризуйте ее основные ступени.

 

 

Возраст Год обучения

Образовательные учреждения

22 21

Университет

Институт

Большая школа

Нормальная школа

 

21 20
20 19
19 18
18 17
17 16

 

 

Лицей

Профессиональный лицей

 

Центр производственного ученичества

16 15
15 14
14 13

 

Коллеж

13 12
12 11
11 10
10 9

 

 

Начальная школа

9 8
8 7
7 6
6 5
5 4

 

Материнская школа

4 3
3 2
2 1

 

7. Сравните структуру и содержание обучения в немецкой и французской школе.

8. Чем отличается модель высшей школы Франции от Америки?

 

 

Вопросы к семинарскому занятию № 7

Основные тенденции развития образования в мире

1. Основные модели образовательных систем в мире.

2. Структурные изменения в современных образовательных системах.

3. Раскройте содержание понятий: «демократизация образования», «гуманизация образования», «гуманитаризация образования».

4. В чем состоит главная идея непрерывного образования?

5. Глобальные тенденции развития современного образования.

6. Формирование единого образовательного региона.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию № 8

Современные тенденции развития образования в России

1. Основные этапы развития образования в России.

2. Сравните основные характеристики образовательных систем России, Германии, Англии и США. Заполните таблицу:

 

Критерии сравнения Англия США Германия Россия
Основные философские идеи в образовании        
Подходы к обучению        
Ступени образования и их особенности        
Типы учебных заведений        
Формы обучения        
Системы контроля        

 

3. Основные тенденции реформирования образования в России.

4. Развитие образования России и контексте Болонского процесса.

 

Вопросы к семинарскому занятию № 9

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.