Тема занятия: “ ОБЩИЙ ОБЗОР ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЛОСТЬ РТА, ЗУБЫ, ЯЗЫК, НЕБО, СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ”

Контрольные вопросы

1. Перечислить отделы пищеварительной системы.

2. Назвать стенки преддверия полости рта и собственно полости рта.

3. Строение губ.

4.  Строение щек.

5.  Строение диафрагмы полости рта (мышцы и органы дна полости рта).

6.  Строение твердого и мягкого неба.

7. Мышцы мягкого неба.

8. Зев и его границы.

9. Зубы, их внешнее и внутреннее строение, виды зубов, формула молочных

и постоянных зубов.

10.  Язык (отделы, края, поверхности, срединная и пограничная борозды,  

осязательные и вкусовые сосочки слизистой оболочки, язычная

   миндалина).

11. Мышцы языка (собственные и скелетные).

12. Крупные слюнные железы (околоушная, подъязычная и 

поднижнечелюстная), топография, выводные протоки и места их

открытия.

                                                 Набор препаратов

1. Основание черепа с нижней челюстью. 

2. Сагиттальный распил головы с отпрепарированными слюнными железами.

3. Язык с подъязычной костью и гортанью.

4. Набор зубов и их распилы.

5. Мышцы мягкого неба.

 

Показать:

1. На основании черепа с нижней челюстью:

а) состав твердого неба;

б) луночки верхних и нижних зубов;

в) места начала и прикрепления мышц мягкого неба, языка и дна полости

      рта;

2. На медиальной поверхности сагиттального распила головы:

а) части ротовой полости (преддверие и собственно полость рта, их  

      стенки);

б) дно полости рта (челюстно-подъязычную мышцу, переднее брюшко

      двубрюшной мышцы, подбородочно-подъязычную мышцу);

в) губы, щеки;

г) зубы;

д) отделы языка (верхушку, тело, корень);

е) язычную миндалину;

  ж) мышцы языка (шилоязычную, подбородочно-язычную, подъязычно-

       язычную, продольные, поперечную, вертикальную);

з) подъязычную слюнную железу и место открытия ее протока

      (подъязычный сосочек);

и) твердое небо;

к) небную занавеску, язычок, дужки мягкого неба, пазуху небной

     миндалины;

л) небную миндалину;

м) глотку;

н) гортань;

3. На латеральной и нижней поверхностях сагиттального распила головы:

а) околоушную железу и ее проток; 

б) поднижнечелюстную слюнную железу;

4. На препарате языка:

а) срединную и пограничную борозды языка;

б) части языка (верхушку, тело, корень);

в) сосочки языка (грибовидные, нитевидные и конические, листовидные,   

   валикообразные);

г) язычную миндалину;

5. На препарате мышц мягкого неба:

а) мышцу, напрягающую небную занавеску;

б) мышцу, поднимающую небную занавеску;

в) мышцу язычка;

г) небно-язычную мышцу;

д)  небно-глоточную мышцу;

6. Зев и его границы.

7. На наборе зубов:

а) различные виды зубов (резцы, клыки, большие и малые коренные

   зубы):

б) части зуба (коронка, шейка, корень, полость зуба, канал корня зуба).

 

4. Самостоятельная работа на практическом занятии (изучение препаратов, препарирование внутренних органов).

 

Зарисовать и обозначить:

1. схему мускулатуры мягкого неба;

2. схему строения зуба.

 

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Ротовая полость – cavum oris (лат), stoma (греч);

2. Язык – lingua (лат), glossa (греч);

3. Зуб - dens (лат), odontos (греч);

4. Проток околоушной слюнной железы – стенонов проток (авт);

5. Проток поднижнечелюстной слюнной железы – вартонов проток (авт);

6. Проток подъязычной слюнной железы – бартолиниев проток (авт);

7. Жировое тело щеки – комочек Биша (авт).

 

Тема занятия: “ ГЛОТКА, ПИЩЕВОД, ЖЕЛУДОК “

Контрольные вопросы

1. Глотка:

а) отделы глотки и их сообщения с другими полостями;

б) стенки носоглотки (латеральные, верхняя, задняя) и образования, на них

    расположенные (трубные и глоточная миндалины, глоточные отверстия

    слуховых труб);

в) строение оболочек стенки глотки:

- слизистой оболочки (рельеф, одиночные лимфоидные узелки) и  

подслизистой основы (фиброзная оболочка – глоточно-базилярная

фасция);

   -   мышечной оболочки (дилятаторы и констрикторы);

 -   адвентиции;

 -    миндалины глотки (лимфоэпителиальное кольцо Пирогова-

Вальдейера);

г) топография глотки (синтопия, скелетотопия);

д) механизм акта глотания.

2. Пищевод.

а) отделы пищевода,

б) места сужений пищевода, их практическое значение.

в) строение оболочек стенки пищевода:

- слизистой оболочки и подслизистой основы (ориентация складок, мышечная пластинка слизистой оболочки, одиночные лимфоидные узелки);

- мышечной оболочки (слои поперечнополосатых и гладких мышц по протяжению пищевода);

- адвентиции и серозной оболочки (по протяжению пищевода);

г) топография пищевода (скелетотопия, синтопия) по протяжению

    пищевода.

3. Желудок

а) отделы, стенки, кривизны;

б) строения оболочек стенки желудка:

- слизистой оболочки и подслизистой основы (ориентация складок, мышечная пластинка слизистой оболочки, желудочные поля, железы в различных отделах желудка, пилорическая заслонка, одиночные лимфоидные узелки);

   - мышечной оболочки (слои, сжиматель привратника);

- серозной оболочки (вариант покрытия);

в) топография желудка (голотопия, скелетотопия, синтопия).

 

Набор препаратов

1. Скелет

2. Сагиттальный распил головы

3. Мышцы глотки

4. Глотка, вскрытая сзади

5. Комплекс органов: пищевод, желудок, 12-ти перстная кишка, печень, поджелудочная железа

6. Пищевод и желудок.

7. Вскрытые грудная и брюшная полости на трупе.

 

                                                     Показать:

1. На скелете:

 а) скелетотопию глотки;

б) скелетотопию отделов и сужений пищевода;

в) скелетотопию желудка;

2. На сагиттальном распиле головы:

а) отделы глотки и их скелетотопию;

б) сообщения глотки с другими полостями:

      - носовой полостью (хоаны);

      - барабанной полостью (глоточное отверстие слуховой трубы);

      - ротовой полостью (зев);

      - полостью гортани (вход в гортань);

      - полостью пищевода (вход в пищевод);

в) элементы лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера

     (глоточную, трубные, небные, язычную миндалины);

3. На препарате мышц глотки:

а) сжиматели глотки (верхний, средний, нижний);

б)  шилоглоточную мышцу;

г)  фиброзную оболочку глотки.

4. На препарате глотки, вскрытой сзади:

а) хоаны;

б) глоточные отверстия слуховых труб;

в) мягкое небо с язычком;

г) зев и его границы;

г) корень языка;

д) надгортанник;

е) вход в гортань;

5. На препарате вскрытой грудной полости:

а) пищевод;

б) органы, соприкасающиеся с пищеводом (трахею с главными бронхами,

     аорту, диафрагму, сердце).

6. На отдельных органах:

а) продольные складки слизистой оболочки пищевода;

б) продольную мускулатуру пищевода;

в) адвентицию пищевода;

г) отделы, кривизны, стенки желудка;

д) ориентацию складок слизистой оболочки желудка в различных его

     отделах;

е) привратниковую заслонку и привратниковый жом;

7. На препарате вскрытой брюшной полости:

а) брюшной отдел пищевода и органы с ним соприкасающиеся (левая  

      доля печени, селезенка);

б) отделы, стенки, и кривизны желудка, покрытие брюшиной;

в) желудок и органы с ним соприкасающиеся (печень, 12-перстную

      кишку, поджелудочную железу, селезенку, поперечную ободочную

      кишку, диафрагму); 

г) большой и малый сальники.

 

Зарисовать:

1. схему расположения миндалин глотки;

2. схему топографии грудного отдела пищевода; 

3. схему отделов желудка.

                  

Записать латинские, греческие названия:

1. желудок - ventriculus (лат), gaster, stomachus (греч).

2. лимфоэпителиальное кольцо глотки – кольцо Вальдейера-Пирогова (авт).

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 253.