По теме «Органы дыхательной системы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оренбург 2010

УДК 611.2

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар, асс. Э.Н.Галеева

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Дыхательная система» под редакцией

д.м.н. Л.М. Железнова и доцента Н.И.Крамара - Оренбург, 2010.- 8 с.

     

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии органов дыхательной системы как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к экзамену.

    Составители:  д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар, асс. Э.Н.Галеева.

Рецензенты:

заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                         С.В.Чемезов

профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                               В.И.Ким

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА

 

«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Анатомия органов дыхательной системы» под редакцией поф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010

 Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар,                                    асс. Э.Н. Галеева     

    Настоящие пособие позволяет организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии органов дыхательной  системы как в учебное, так и во внеучебное время, а так же подготовиться к экзамену.

  Наиболее значимые для профессиональной подготовки тесты будут включены в комплекс междисциплинарных экзаменационных заданий в рамках Итоговой государственной аттестации.

СХЕМА ОТВЕТА ПО АНАТОМИИ ВНУТРЕННЕГО  ОРГАНА

 

1. Название органа (русское, латинское, греческое).

2. Внешнее строение органа (форма, части, поверхности, края, доли, борозды, ворота и т.д.).

3. Строение оболочек стенки полых органов (характеристика слизистой, фиброзной, мышечной, адвентициальной или серозной оболочек).

4. Внутреннее строение паренхиматозных органов (доли, ворота, сегменты,  

структурно-функциональные единицы, особенности интраорганного    

кровообращения).

5. Топография органа (голотопия, скелетотопия, синтопия).

6. Варианты покрытия брюшиной органов брюшной полости.

7. Функция органа.

Тема занятия: «ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ, ГОРТАНЬ, ТРАХЕЯ, БРОНХИ»

                                        Контрольные вопросы

1. Перечислите органы дыхательной системы.

2. Разделите дыхательные пути на верхние и нижние.

3. Носовая полость (наружный нос, стенки полости носа, носовые раковины и носовые ходы, сообщения полости носа).

4. Придаточные пазухи полости носа.

5. Сообщения носовых ходов с придаточными пазухами и носослезным протоком.

6. Хрящи гортани, их строение.

7. Соединения гортани (синдесмозы и диартрозы).

8. Фиброэластическая мембрана гортани, ее части, преддверные и голосовые связки.

9. Мышцы гортани:

а) мышцы, изменяющие величину голосовой щели (расширители и суживатели);

б) мышцы, изменяющие степень натяжения голосовых связок (напрягающие и расслабляющие).

10. Полость гортани (преддверие гортани, межсвязочный отдел, желудочки гортани, подголосовая полость), ее сообщения.

11. Механизм голосообразования.

12. Топография гортани (скелетотопия, синтопия).

13. Строение и топография трахеи

14. Строение и топография правого и левого главных бронхов.

 

Набор препаратов

1. Череп, сагиттальный распил черепа.

2. Сагиттальный распил головы и шеи.

3. Хрящи гортани изолированные

4. Комплекс «Гортань (с рассеченной задней стенкой), язык, подъязычная кость»

5. Соединение хрящей гортани.

6. Мышцы гортани

7. Модель голосовой щели

8. Комплекс «Гортань, трахея, бронхи, легкие, сердце».

 

Показать:

1. На черепе и его сагиттальном распиле:

а) стенки носовой полости: верхнюю, нижнюю, латеральную, медиальную, неполную заднюю, кости их образующие;

б) грушевидное отверстие носа и хоаны;

в) носовые раковины и носовые ходы, их сообщения;

г) лобную, клиновидную пазухи и вход в верхнечелюстную пазуху.

2. На сагиттальном распиле головы и шеи:

а) носовые раковины и носовые ходы;

б) сообщения носовых ходов с лобной, гайморовой, клиновидной пазухами, носослезным протоком;

в) отделы полости гортани (преддверие, межсвязочный отдел, подголосовую полость), преддверную и голосовую складки, желудочек гортани;

г) отделы полости глотки, их сообщения с полостью носа и полотью гортани;

д) полость трахеи.

 3. На препаратах:

а) щитовидного хряща - пластинки, угол, верхние и нижние рожки, суставные поверхности нижних рожек, вырезку;

б) перстневидного хряща - дугу, пластинку, суставные поверхности для щитовидного и черпаловидных хрящей;

в) черпаловидного хряща - основание, верхушку, голосовой и мышечный отростки, суставную поверхность для сочленения с перстневидным хрящом;

г) надгортанника - стебелек.

4. На комплексе «Гортань (с рассеченной задней стенкой), язык, подъязычная кость»:

а) вход в гортань и его границы (надгортанник, черпалонадгортанные складки, черпаловидные хрящи);

б) хрящи гортани (щитовидный, перстневидный, черпаловидние, надгортанник), места расположения рожковидных и клиновидных хрящей);

в) подъязычную кость, щитоподъязычную мембрану и ее связки;

г) отделы полости гортани и их структурные элементы (вход в гортань, надгортанник, преддверие гортани, преддверные складки, желудочки гортани, подголосовую полость).

5. На препарате «Соединения хрящей гортани»:

а) отдельные хрящи гортани и их структурные элементы;

б) щитоподъязычную мембрану и ее связки;

в) перстнещитовидную связку;

г) перстнещитовидный сустав;

в) перстнечерпаловидный сустав.

6. На препарате «Мышцы гортани»:

а) перстнещитовидные мышцы;

б) задние перстнечерпаловидные мышцы;

в) боковые перстнечерпаловидные мышцы;

г) поперечную и косые черпаловидные мышцы;

д) щиточерпаловидные мышцы.

7. На модели голосовой щели:

а) щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи;

б) голосовые связки и голосовую щель;

в) показать движения в перстнечерпаловидных суставах и изменения ширины голосовой щели.

 8. На комплексе «Гортань, трахея, бронхи, легкие, сердце»:

а) гортань;

б) трахею;

в) главные бронхи и их отличия;

г) легкие;

д) легочные артерии и легочные вены.

 

4. Самостоятельная работа на практическом занятии: изучение натуральных препаратов, препарирование внутренних органов

 

Зарисовать и обозначить:

1. Носовые ходы и сообщения их с придаточными пазухами

2. Схему механизма действия мышц гортани

 

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Нос - nasus (лат.), rhinos (греч.);

2. Верхнечелюстная пазуха (пещера) – sinus maxillaris (лат.), гайморова пазуха (пещера) (авт.);

3. Голосовая щель – rima vocalis (лат.), rima glottidis (греч.);

4. Желудочки гортани – желудочки морганьи.

 

Тема занятия: “ ЛЕГКИЕ. ПЛЕВРА. СРЕДОСТЕНИЕ”

 

Контрольные вопросы

1. Элементы внешнего строения легких (основание, верхушка, края, поверхности, ворота, щели, доли, сердечная вырезка);

2. Элементы корней легких, их взаиморасположение справа и слева;

3. Структурные единицы легкого и бронхи, их вентилирующие (доли, сегменты, дольки, ацинусы);

4. Сегментарное строение легких;

5. Элементы бронхиального дерева (долевые, сегментарные, субсегментарные и дольковые бронхи, конечные бронхиолы);

6. Элементы альвеолярного дерева (дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и альвеолы);

7. Вертикальные линии грудной клетки (окологрудинные, среднеключичные, передние, средние и задние подмышечные, лопаточные, околопозвоночные);

8. Топография (границы) легких (скелетотопия, синтопия, голотопия);

9. Понятие о серозных оболочках и полостях. Строение серозной оболочки.

10. Плевра (париетальная и висцеральная). Элементы строения париетальной плевры.

11. Плевральная полость, синусы плевры.

12. Понятие средостения, деление средостения на переднее и заднее и органы, их составляющие.

 

Набор препаратов:

1. Скелет;

2. Труп со вскрытой грудной полостью и отпрепарироваными органами средостения;

3. Комплекс «Гортань, трахея, легкие, сердце»;

4. Бронхиальное дерево и легочные сегменты

 

Показать:

1. На скелете:

а) вертикальные линии грудной клетки;

б) проекцию легких на стенки грудной полости;

2. На трупе со вскрытой грудной полостью и отпрепарированными органами средостения;

а) трахею и главные бронхи;

б) легкие и элементы их внешнего строения (верхушку, основание, реберную, диафрагмальную и медиальную поверхности, передний, задний и нижний края, косые и горизонтальную щели, доли, сердечную вырезку, ворота);

в) корень легкого, его элементы и их взаимоотношения справа и слева;

г) париетальную плевру (купол плевры, отделы);

в) висцеральную плевру;

г) плевральные полости, синусы плевры;

д) органы переднего средостения (трахею и корни легких, сердце, перикард, вилочковую железу, восходящую аорту и ее дугу, верхнюю полую вену);

е) органы заднего средостения (пищевод, нисходящую аорту);

3. На комплексе «Гортань, трахея, легкие, сердце»:

а) трахею, бифуркацию трахеи, правый и левый главные бронхи;

б) легкие и элементы их внешнего строения (верхушку, основание, реберную, диафрагмальную и медиальную поверхности, передний, задний и нижний края, косые и горизонтальную щели, доли, сердечную вырезку, ворота);

в) корень легкого, его элементы и их взаимоотношения справа и слева;

4. На препарате «Бронхиальное дерево и легочные сегменты»:

а) трахею, бифуркацию трахеи;

б) основные элементы бронхиального дерева (главные, долевые, сегментарные и крупные субсегментарные бронхи, сегменты правого и левого легких).

4. Самостоятельная работа на практическом занятии: (изучение препаратов, препарирование внутренних органов)

Зарисовать и обозначить:

1. Схему сегментарного строения легких;

2. Схему корней легких;

3. Схему плевральных синусов;

4. Схему бронхиального дерева;

5. Схему строения ацинуса;

6. Схему нижних границ легких и плевры.

 

Записать латинские и греческие названия:

1. Легкое - pulmo (лат.), pneumo (греч.).

Дата: 2019-12-09, просмотров: 247.