Рассмотрим некоторые особенности современной религиозной ситуации в мире и в России.
Дифференцированный характер носит не только христианство, но и многие другие большие религии современного мира. И отношения внутри этих религий между различными разновидностями этих религиозных систем бывают весьма сложными, а иногда имеют место конфликты, принимающие иногда кровавый характер.
Секуляризация или утверждение светского начала начинается в больших масштабах в 19-м веке и захватывает значительную часть европейских обществ. Во второй половине 19-го века результатом процессов секуляризации стали отделение церкви от государства, придание светского характера государственным системам, правовым системам, отделение школы от церкви. Всё это сыграло очень важную роль в развитии европейской культуры.
Эрик Хобсбаум в своей работе «Культура и общество в 21-м веке» дает такое определение секуляризации, подчеркивающее историческое изменение степени присутствия религии в жизни людей – это «некое сокращение беспрерывного, вездесущего и всеохватного присутствия религии в жизни до пусть и важной, но лишь части жизни человека» (с. 141).
Сегодня мы можем часто встретить однозначно негативные суждения о секуляризации и о светском начале как таковом. Цивилизация обязана очень многим секуляризации и не случайно. Конституция нашей страны, также как и Конституция ряда других государств, подчёркивают светский характер государства. Это очень важно. Сегодня противники секуляризма, противники светского начала склонны сводить светское начало к атеизму, но это не совсем так.
Обвинения секуляризации и секуляризма часто связанны с попытками клерикализации общества и это большая опасность для современного общества - тенденция к клерикализму. Мы это наблюдаем в разных странах и такого рода тенденции наблюдаются отчасти и в нашей стране тоже.
Если говорить о религиозности в современной России, то надо отметить, что официальная статистика в этой сфере практически отсутствует, и мы вынуждены довольствоваться результатами выборочных обследований социологических исследований и некоторых других исследований, построенных на оценочных данных. Очевидно, что оценки количества верующих, приверженцев определенной религии во многом зависят от того, кто оценивает и понятно, что приверженцы определённой конфессии склонны завышать количество своих единоверцев, демонстрируя иногда, что их значительно больше, чем их имеется на самом деле.
Важное значение имеет то, кого считать верующим, а кого - нет. Иногда существует представление о том, что человек автоматически является православным или мусульманином, просто потому, что он родился в семье православных или в семье мусульман. Если так судить, то количество верующих будет очень значительное. Если же в качестве критериев принадлежности к определённой вере считать исполнение определённых обрядов, определённую активность религиозную, то тогда кажется, что верующих приверженцев той или иной религии значительно меньше.
По данным ряда исследований в России примерно 34% населения считают, что религия играет важную роль в их жизни и эта цифра примерно равна аналогичным цифрам в других европейских странах.
Если говорить о картине религиозных верований в современной России, то подавляющее большинство верующих составляют православные христиане. На втором месте по числу верующих находится ислам, на третьем - приверженцы других не православных христианских конфессий.
Официально считается, что у России сейчас около 80% населения составляют православные. Это те, кто совершают изредка отдельные обряды, такие как крещение, венчание, похороны. Что касается реально практикующих верующих православных, то таковых насчитывается примерно 3-4% населения, примерно так же, как это мы наблюдаем в других европейских странах. По некоторым данным, на Рождество и Пасху в православные храмы Москвы приходит примерно 1% населения, что примерно в 7 раз меньше, чем в аналогичных случаях в Лондоне.
По данным обследования, проведенным службой Гэлллапа в 114 странах мира, Россия оказывается в числе наименее религиозных. Очевидно, что в советское время судьба традиционных религиозных конфессий оказалась трагической. И в постсоветское время началось религиозное возрождение, которое продолжается и сегодня, это, безусловно, позитивный факт. Но надо иметь в виду, что Россия - страна много конфессиональная и это порождает специфические проблемы. Диалога и терпимости недостаточно, нужна общая идентичность, солидарность, а это одной терпимостью или одним диалогом не обеспечивается.
Важное значение в этой связи имеет так называемая гражданская или публичная религия, т.е. некий объединяющий всех россиян, независимо от конфессиональной принадлежности в нечто целое, это некий сгусток или ядро ценностей, которые носят сакральный характер для всех россиян, независимо от их религиозных предпочтений и религиозной принадлежности.
Понятие гражданская религия было введено в оборот Ж. -Ж. Руссо и используется и сегодня в социальной науке. Гражданская религия, это, если кому не нравится слово религия, можно заменить это другим словом, но, несомненно, то, что реально существует определённое ядро священных ценностей, которому привержено значительное большинство населения современной России. Задача состоит в том, чтобы это ядро или эту гражданскую религию культивировать, пропагандировать и т.д.
В последние 2,5 десятилетия наша страна переживает религиозное возрождение и это, безусловно, позитивный факт. Религия занимает достойное место в современной социальной жизни и институты религиозные должны играть важную роль во всех социальных процессах. Но это возрождение сопровождается рядом проблем, и нередко мы сталкиваемся с разного рода опасностями и угрозами, это относится и к современному миру в целом, и к российскому обществу в частности.
Во-первых, это ритуализм, ритуальное участие в религиозной жизни, т. е. равнодушное, механическое исполнение некоторых ритуалов без того, чтобы по-настоящему переживать истинное значение и смысл религиозных практик и верований.
Другая проблема или угроза, это то, что нередко религиозные институты пытаются играть роль цензора и пытаться заменять советский агитпроп. Это тоже явление достаточно настораживающее. Конечно, определённого рода расхождения и конфликты между институтами художественной культуры и институтами религиозными неизбежны, и даже можно сказать нормальны. Но здесь важно, чтобы эти проблемы решались не с помощью силы, а с помощью институтов гражданского общества.
Ещё одна проблема и опасность - это участие в религии, как своего рода компенсация аморального или даже преступного поведения. Мы такое нередко наблюдаем и это подтверждается известным выражением «Не согрешишь, не покаешься». И нередко наблюдается такой феномен, как значительные пожертвования на храмы, исходящие от людей, которые совершенно не склонны вести праведную жизнь, совершают разного рода преступления, но считается, что если человек откупился, то он может продолжать свою противоправную деятельность. Это проблему прекрасно сформулировал в свое время Гоголь устами Городничего, который замечательно выразился: «Ну и что, что я взятки беру, зато я в вере твёрд». Вот эта позиция, к сожалению, сегодня в России, встречается не так уж редко.
Ещё одна опасность - это утилитарное отношение к религии, её использование в определенных политических, экономических и прочих целях, не имеющих отношения к религии.
Есть еще одна проблема, характерная для нашего общества - это перенос собственной ответственности на высшие силы, на божественную волю. Это часто мы такое встречаем и это даже проблема носит в каком-то смысле традиционный характер. Собственную ответственность ничто заменить не может, и вы знаете это прекрасно выражено в пословице «на Бога надейся, а сам не плошай». И народная мудрость в этом смысле ясно указывает нам правильный путь.
Мы слишком хорошо знаем, какую сегодня опасность представляет религиозный фундаментализм, клерикализм, экстремизм и фанатизм.
Нетерпимость религиозная - это серьёзная угроза для российского общества и для всего мира. Есть только одна вещь, к которой мы должны быть нетерпимы - это сама нетерпимость.
Гендер и религия.
В религиозной иерархии, как и в других областях общественной жизни, женщины большей частью отстранены от власти.
Христианская религия, как со стороны ее символов, так и со стороны иерархии, является «чисто мужским делом». Хотя Мария, мать Иисуса иногда изображается наделенной божественными качествами, Бог - это Бог-отец, носитель мужского начала. Богочеловек Иисус принял мужской облик, а женщина сотворена из ребра Адама. Хотя многие действующие лица в библейских текстах женщины, главные действующие лица все-таки мужчины. В Библии нет женского образа, равного Моисею, все евангельские апостолы – мужчины.
Американка Элизабэт Кэди Стэнтон в 1895 году опубликовала комментарии к священному писанию, где написала, что «мужской характер» священной книги обусловлен не тем, что она содержит истинное представление о Боге, а то, что Библия написана мужчинами.
Мужские образы занимают особое место в религии, поскольку согласно взглядам Фейербаха, религия отражает глубоко укоренившиеся в обществе ценности.
В достаточно традиционных церковных институтах, тем не менее, происходят изменения.
В протестантской конфессии христианства с середины прошлого века женщины, наравне с мужчинами, могут работать пасторами в церкви. В Швеции, например, в 50-х годах прошлого века был издан об этом закон. Сейчас женщины в Швеции работают и Главными пасторами Швеции и ее столицы - Стокгольма. Схожие тенденции наблюдаются и в другой конфессии христианства - католичестве, здесь активно действует движение за предоставление женщинам права служить в церкви.
12 мая 2016 года Папа римский Франциск пообещал собрать специальную комиссию по вопросу о получении женщинами сана диакона— низшей ступени в клерикальной иерархии. Сопротивление дискриминации среди самих католиков растёт. Есть, например, Ассоциация римско-католических священниц. Ещё в 2002году порвавший с РКЦ епископ Ромуло Браски провёл рукоположение семи женщин на берегу реки Дунай. С тех пор организация помогла стать священницами 124 кандидаткам, а десять женщин и вовсе были возведены в сан епископа. Одной из самых заметных активисток движения за последние два года стала колумбийка Ольга Лючия Альварес — первая священница в странах Латинской Америки. Однако АРКС—активистская организация, не признаваемая официальной католической Церковью.
Одной из особенностей современной религиозной жизни в России является тенденция, которая началась с революции 1917 года. Среди прихожан женщины значительно превосходят мужчин по численности в русских церквях, в пропорции четыре или пять к одному (Б.Дубин, 1996, Н. Митрохин 2006). Женщины в РПЦ не могут претендовать на сан священника.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.