Религия как социальный институт.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение религии.

 

Рассмотрим религию как социальный институт. Особенность социологического подхода к религии состоит в том, что социология не выступает ни за, ни против определённой системы верований и религии вообще.

Существует огромное множество определений религии. Иногда религию определяют через веру в Бога - если есть вера в Бога, значит, и религия имеет место, но такая точка зрения уязвима, поскольку существует немало религий, в том числе развитых, в которых Бога нет. Это относится к первобытным религиям, а также к таким религиям, как конфуцианство или буддизм.

И Конфуций, и Будда - это не Боги, поскольку известны обстоятельства их жизни. Конечно, это были великие люди. Будда превосходил всех по достижению нирваны, и остальные верующие буддисты стремятся приблизиться к тому идеалу, который представлял для них Будда. И, тем не менее, эти личности не могут быть отнесены к Богам, хотя, в какой-то мере, тоже обожествляются, как это часто бывает в мире людей.

Существует группа историко-генетических определений религии, которые акцентируют внимание на том, из чего возникла религия и каков тот минимум, который мы можем считать характерным для религии как социального института. К таким определениям относят натурмифологические и анимистические интерпретации религии. Согласно натурмифологическому подходу, религия возникла из-за того, что первобытный человек боялся окружающей его природной среды, природных стихий, таких как гром, молния, солнце, землетрясение и тому подобное. И, опасаясь их, чувствуя себя зависимым от них, первобытный человек их обожествлял: поклонялся им с тем, чтобы их умилостивить.

Анимистическая точка зрения на религии исходит из того, что минимум религии заключается в вере в душу и в духов. В разных комбинациях вера в духов и в души встречается в самых разных религиях.

Существуют также функциональные определения религий. Они сосредотачивают свое внимание на том, что религия делает для человека, общества. Такие определения подчёркивают, что религия выполняет важнейшую функцию объяснения конечных или предельных жизненных ценностей и смыслов. Такие определения тоже подвергались критике за чрезмерную широту - с этой точки зрения вера в коммунизм тоже оказывается религией и, таким образом, к сфере религии могут быть отнесены любые ценности, которыми люди дорожат, которым они приписывают важное значение в своей жизни.

Если объединить эти подходы, то можно сказать, что религия представляет собой систему верований, действий, социальных взаимодействий, которые сосредоточены на вопросах конечных или предельных смыслов человеческого бытия.

Особое значение для социологического истолкования религии имеют понятия священного или сакрального, с одной стороны, и светского или мирского, с другой. Эти понятия в социологию и в социологию религии ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Под священным или сакральным он понимал любые объекты, действия, ценности и тому подобное, которые относятся к запретному, к сфере неприкосновенного, к тому, что радикально противостоит обыденному, повседневному, изменчивому.

Религия в таком истолковании выступает не только как набор уже готовых священных явлений, но и как процесс, формирующийся и сегодня, как процесс сакрализации, и этот процесс не закончен. Согласно Дюркгейму, в принципе, любая вещь может быть или стать священной в том случае, если она начинает символизировать определённые социальные связи, социальные отношения, иначе говоря, социальную реальность.

Дюркгейм подчёркивал принципиальную близость собственно религиозных явлений, то есть тех, которые считаются собственно религиозными и теми, которые обычно к религиозным явлениям не относятся, например, гражданские праздники, ритуалы и церемонии.

Дюркгейм обосновывал социоморфистский взгляд на религию, согласно которому, поклоняясь каким-то религиозным сущностям, верующие в действительности поклоняются обществу. Ему был присущ своеобразный религиозный релятивизм. С точки зрения Дюркгейма: «Нет религий, которые были бы ложными. Все они истинны на свой лад, потому что все они соответствуют фундаментальным условиям человеческого существования и потому что все они, так или иначе, хотя и по-разному, выражают социальную реальность».

Согласно известному выражению Дюркгейма, Бог – это есть символическое выражение общества. Общество, согласно Дюркгейму, это и субъект, и объект всех религиозных верований.

Л.Фейербах в свое время дал следующее определение - религия представляет собой совокупность ценностей, выработанных людьми в ходе культурного развития и глубоко укоренившихся в общественном сознании, но ошибочно приписываемых божественным силам или богам.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 172.