Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социология религии

Оглавление

1.Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997). 1

2. Религия как социальный институт. 3

2.1. Определение религии. 3

2.2.Структура и функции религии. 4

3.Трактовки религии в истории социологической мысли. 9

3.1. Герберт Спенсер и Эдвард Тайлор. 9

3.2. Эмиль Дюркгейм (1858- 1917). 9

3.3. Карл Маркс (1818 -1883). 11

3.4. Макс Вебер (1864-1920). 12

3.5. Выводы.. 13

4. Религии мира. 14

5. Особенности современной религиозной ситуации. 18

6. Гендер и религия. 22

7. Приложения . Статистические данные о религиозной жизни в России и других странах. 23

Литература: 25

 

Религия как социальный институт.

Определение религии.

 

Рассмотрим религию как социальный институт. Особенность социологического подхода к религии состоит в том, что социология не выступает ни за, ни против определённой системы верований и религии вообще.

Существует огромное множество определений религии. Иногда религию определяют через веру в Бога - если есть вера в Бога, значит, и религия имеет место, но такая точка зрения уязвима, поскольку существует немало религий, в том числе развитых, в которых Бога нет. Это относится к первобытным религиям, а также к таким религиям, как конфуцианство или буддизм.

И Конфуций, и Будда - это не Боги, поскольку известны обстоятельства их жизни. Конечно, это были великие люди. Будда превосходил всех по достижению нирваны, и остальные верующие буддисты стремятся приблизиться к тому идеалу, который представлял для них Будда. И, тем не менее, эти личности не могут быть отнесены к Богам, хотя, в какой-то мере, тоже обожествляются, как это часто бывает в мире людей.

Существует группа историко-генетических определений религии, которые акцентируют внимание на том, из чего возникла религия и каков тот минимум, который мы можем считать характерным для религии как социального института. К таким определениям относят натурмифологические и анимистические интерпретации религии. Согласно натурмифологическому подходу, религия возникла из-за того, что первобытный человек боялся окружающей его природной среды, природных стихий, таких как гром, молния, солнце, землетрясение и тому подобное. И, опасаясь их, чувствуя себя зависимым от них, первобытный человек их обожествлял: поклонялся им с тем, чтобы их умилостивить.

Анимистическая точка зрения на религии исходит из того, что минимум религии заключается в вере в душу и в духов. В разных комбинациях вера в духов и в души встречается в самых разных религиях.

Существуют также функциональные определения религий. Они сосредотачивают свое внимание на том, что религия делает для человека, общества. Такие определения подчёркивают, что религия выполняет важнейшую функцию объяснения конечных или предельных жизненных ценностей и смыслов. Такие определения тоже подвергались критике за чрезмерную широту - с этой точки зрения вера в коммунизм тоже оказывается религией и, таким образом, к сфере религии могут быть отнесены любые ценности, которыми люди дорожат, которым они приписывают важное значение в своей жизни.

Если объединить эти подходы, то можно сказать, что религия представляет собой систему верований, действий, социальных взаимодействий, которые сосредоточены на вопросах конечных или предельных смыслов человеческого бытия.

Особое значение для социологического истолкования религии имеют понятия священного или сакрального, с одной стороны, и светского или мирского, с другой. Эти понятия в социологию и в социологию религии ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Под священным или сакральным он понимал любые объекты, действия, ценности и тому подобное, которые относятся к запретному, к сфере неприкосновенного, к тому, что радикально противостоит обыденному, повседневному, изменчивому.

Религия в таком истолковании выступает не только как набор уже готовых священных явлений, но и как процесс, формирующийся и сегодня, как процесс сакрализации, и этот процесс не закончен. Согласно Дюркгейму, в принципе, любая вещь может быть или стать священной в том случае, если она начинает символизировать определённые социальные связи, социальные отношения, иначе говоря, социальную реальность.

Дюркгейм подчёркивал принципиальную близость собственно религиозных явлений, то есть тех, которые считаются собственно религиозными и теми, которые обычно к религиозным явлениям не относятся, например, гражданские праздники, ритуалы и церемонии.

Дюркгейм обосновывал социоморфистский взгляд на религию, согласно которому, поклоняясь каким-то религиозным сущностям, верующие в действительности поклоняются обществу. Ему был присущ своеобразный религиозный релятивизм. С точки зрения Дюркгейма: «Нет религий, которые были бы ложными. Все они истинны на свой лад, потому что все они соответствуют фундаментальным условиям человеческого существования и потому что все они, так или иначе, хотя и по-разному, выражают социальную реальность».

Согласно известному выражению Дюркгейма, Бог – это есть символическое выражение общества. Общество, согласно Дюркгейму, это и субъект, и объект всех религиозных верований.

Л.Фейербах в свое время дал следующее определение - религия представляет собой совокупность ценностей, выработанных людьми в ходе культурного развития и глубоко укоренившихся в общественном сознании, но ошибочно приписываемых божественным силам или богам.

Эмиль Дюркгейм (1858- 1917)

Дюркгейм много занимался изучением религии. В 1912 году вышла его книга «Элементарные формы религии». Дюркгейм писал о связи религии с природой общественных институтов в целом. В основу своей работы он положил изучение тотемистских верований австралийских аборигенов и утверждал, что тотемизм представляет собой религию в наиболее простой, «элементарной» форме.

Тотем – это животные или растения, обладающие сверхестественной силой согласно различным верованиям. Каждый род или клан имели свой тотем, с которым были связаны различные виды ритуальной деятельности. Тотем выступает в роли сакрального/священного объекта, возбуждающего чувство благоговения и окружаемого различными ритуалами. Употребление в пищу тотемов запрещается (в исламе – свинья священное животное, у индусов – корова и т.д.)

Почему тотем является священным? Согласно Дюркгейму, тотем служит символом самой группы, выступая в качестве важнейшей ценности группы или общины. Благоговение, которое люди испытывают к тотемам, на самом деле обусловлено уважением, которое люди питают к основным социальным ценностям. В религии объектом поклонения является в действительности само общество. Для любой религии характерны ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды отвлекают людей от забот мирской жизни и переносят их в сферу, где царят возвышенные чувства и где они могут ощутить слияние с высшими силами. Эти высшие силы, которыми якобы являются тотемы, в действительности являются отражением влияния общества на личность.

Обряды и ритуалы согласно Дюркгейму, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. Коллективные обряды, совершаемые в ситуациях серьезных жизненных изменений, укрепляют групповую солидарность.

В малых культурах традиционного типа, все стороны жизни пронизаны религией. Религиозные обряды, с одной стороны порождают новые идеи и категории мышления, а с другой – укрепляют уже сложившиеся ценности. Религия является не только последовательностью чувств и поступков, она определяет способ мышления людей в культурах традиционного типа.

Карл Маркс (1818 -1883)

Идеи К.Маркса связаны с работой Л.Фейербаха «Сущность христианства» (1841). Поскольку люди не могут осознать собственную историю в полной мере, им свойственно объяснять ценности и нормы, имеющие социальную природу, деятельностью богов. Так, например, предание о 10 заповедях, переданных Моисею Богом, с точки зрения К.Маркса, является мифом, объясняющим происхождение моральных запретов.

Карл Маркс обосновывал взгляд на религию как на орудие классового господства, как средство убеждения угнетаемых классов в том, чтобы не примерялись со своим угнетённым положением. Маркс подчёркивал идеологическую функцию религии как орудие классового подавления. И с точки зрения Маркса, религия представляет собой иллюзорную форму разрешения классовых и прочих социальных противоречий. Религия, с точки зрения Маркса, выполняет функцию своего рода социального наркотика, который позволяет людям компенсировать в иллюзорной форме свои реальные жизненные невзгоды, и в этом, собственно, заключается смысл знаменитого тезиса Маркса: «Религия - опиум народа», поскольку религия обещает, что награда за все тяготы земной жизни будет получена в загробном мире и учит смиряться с существующими жизненными условиями. Надежда на счастье в загробной жизни отвлекает внимание от борьбы с неравенством в земной жизни. Религия имеет сильно выраженный идеологический компонент – религиозные верования и ценности служат оправданием существующего неравенства и различий в социальном положении. Религия - это своего рода социальный, классовый наркотик.

Религия по К.Марксу – это «сердце бессердечного мира», прибежище от жестокой реальности». Тем не менее, с его точки зрения религия в ее традиционных формах должна исчезнуть. Это произойдет потому, что ценности, находящие воплощение в религии, могут стать путеводными идеалами для совершенствования большинства человечества. Мы не должны бояться богов, которых сами создали, и должны прекратить наделять их ценностями, которые сами можем реализовать.

Макс Вебер (1864-1920)

Макс Вебер, немецкий социолог, один из родоначальников социологии как науки. В 1904-1905 годах М.Вебер опубликовал «Протестантскую этику и дух капитализма», в которой проанализировал влияние христианства на историю Запада. Вебер, в отличие от Маркса, утверждал, что религия не обязательно является консервативной силой. Социальные религиозные движения часто приводили к серьезным переменам в обществе.

С точки зрения Вебера, протестантизм заложил фундамент капиталистического развития Запада – первыми предпринимателями были в основном кальвинистами. Их внутреннее побуждение к успеху подкреплялось изначально желанием служить Богу. Материальный успех для них был знаком божественного благорасположения. Вебер полагал, что восточные религии стали непреодолимой преградой развития промышленного капитализма западного образца. Это происходило потому, что их ценности отличались от ценностей, господствующих в Европе. Он имел в виду, что основные ценности, например, индуизма, заключаются в освобождении от власти материального мира, что приводит к переходу на высшую ступень духовного развития. Индуизм рассматривает материальную реальность как пелену, под которой скрываются истинные интересы человечества. В конфуцианстве также подчеркивается важность достижения гармонии с миром, а не активное вмешательство в него.

М.Вебер характеризует христианство как религию спасения, подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христианства и соблюдает его заповеди. Очень важным для христианства является понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоциональную динамику, которая совершенно отсутствует в восточных религиях. Религии спасения имеют революционный аспект – христианство стимулирует постоянную борьбу с греховностью, в отличие от восточных религий, воспитывающих у верующих пассивное созерцательное отношение к существующему порядку вещей. Это поощряет в христианских обществах борьбу с существующим порядком вещей. Появляются религиозные вожди, подобные Иисусу, бросающие вызов сложившейся структуре власти.

М.Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» постарался проследить, как религиозная этика воздействует на различные социальные институты, в том числе на экономику как на социальный институт. Вебер стремился понять - как определённая этика, определённые религиозные идеи сформировали то, что он называл «духом капитализма».

Согласно Веберу, в различных религиях существует специфическая хозяйственная этика, и эта этика оказывает существенное влияние на институты данного общества. Он исследовал хозяйственные этики различных религий, в том числе мировых религий.

Для Вебера было важно то, что в протестантской этике присутствовал рационализм. Рационализм, который и сформировал этот самый дух капитализма. Но при этом он подчёркивал, что здесь нет никакой исторической необходимости. Рационализм, в принципе, может возникать и из других идейных источников, не обязательно протестантских. Просто так получилось, что в Европе в определённое время сформировался этот самый дух капитализма потому, что в протестантской этике произошла, так называемая констелляция, то есть соединение или созвездие различных факторов, которые как раз и образовали этот самый рационализм. Рационализация, согласно Веберу, это всемирно исторический процесс, который и вызвал индустриализацию и капитализм как таковой.

Выводы

Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием классиков социологии – К.Маркса, Э. Дюркгейма и М.Вебера. Они не были верующими, и считали, что в современном мире значение религии уменьшается. Они полагали, что религия по своей природе является иллюзией. Они полагали, что разнообразие религий и их зависимость от типа общества, делают заявления защитников веры неправдоподобными.

Вышеназванные ученые каждый по-своему определяли важнейшие черты религии, которые в целом дополняют друг друга. Маркс акцентировал внимание на идеологическом содержании религии и ее служении оправданию удовлетворения интересов правящих кругов, чему в истории человечества есть много подтверждений. Например, европейские христианские миссионеры обращали «язычников» в свою веру, возможно с искренними намерениями. Но христианское вероучение способствовало разрушению традиционной культуры местных сообществ и способствовало укреплению власти белой расы. Почти все христианские вероисповедания относились терпимо к рабству до 19-го столетия – рабство объяснялось божественным предначертанием.

М.Вебер, в свою очередь, отметил революционный характер воздействия религиозных идеалов на установившийся общественный порядок. Хотя церковь первоначально поддерживала рабство в США, впоследствии многие церковные лидеры сыграли важную роль в освобождении рабов. Они занимают выдающееся место в истории борьбы за гражданские права в США в 60-е годы 20-го века. Другим выражением связи религии с изменениями в общественном порядке были вооруженные столкновения и войны, которые велись по религиозным мотивам и часто приводили к массовому кровопролитию.

Э. Дюркгейм подчеркивал место религии в обеспечении общественного согласия. Его идеи можно применить к объяснению религиозной розни и порождаемых ею социальных изменений. Глубина враждебных чувств, испытываемых верующими по отношению к другим религиозным группам, зависит от преданности религиозным ценностям, которых придерживается их собственная община. Дюркгейм указывал, что религиозные ритуалы отражают основные события в жизни – рождение, достижение совершеннолетия, брак, смерть.

Религии мира.

Рис. 1. Мировые религии на карте мира

Источник: - http://mirkart.ru/world/world.cgi?X=-17&Y=11&Z=1&L_Gorod=ON&L_Religion=ON

Религии мира многообразны, их можно разделить на:

 

· Монотеистические (существует один бог - иудаизм, христианство, ислам)

и политеистические религии –  существует несколько богов - индуизм, тотемизм)

· Мировые, национальные и региональные – по охвату населения

· Восточные и западные

 

Табл. 1 Разновидности мировых религий

Религия Численность верующих Страны наибольшего распространения
Буддизм Около 700 млн. Вьетнам, Кампучия, Лаос, Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Китай, Япония, Россия (Бурятия, Калмыкия, Тува)
Христианство В том числе: Более 1 млрд.  
Католицизм Более 600 млн. Испания, Португалия, Франция, Польша, Хорватия и др. евр. Страны, США, латиноамериканские и африканские страны
Православие Более 200 млн. Греция, Болгария, Румыния, Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Кипр, Молдавия и др.
Протестантизм Более 350 млн. Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, США, Россия, Эстония, Латвия
Ислам В том числе: Около 800 млн. Страны арабского Востока, Иран, Пакистан, Северная Африка, Турция, Азербайджан, страны Средней Азии, Босния и Герцеговина, Россия (Северный Кавказ, Башкирия, Татарстан)
Сунниты 90%  
Шииты 10%  

Национальные религии

1 Индуизм Менее 700 млн. Индия, Непал 2 Джайнизм - Индия (Бихар) 3 Сикхизм Около 14 млн. Индия (Пенджаб) 4 Парсизм Ок. 130 тыс. Индия, Иран 5 Конфуцианство   Китай, Корея, Япония 6 Даосизм 7 Синтоизм Ок. 80 млн. Китай, Япония 8 Иудаизм Ок. 20 млн. Израиль

 

Картина современной религии в мире весьма сложна. На рисунках, предложенных выше, вы видите, насколько разнообразны даже наиболее значительные религиозные системы, которые мы наблюдаем в современном мире. Существует большое количество крупных и мелких религий.

Иудаизм, христианство, ислам – три монотеистические религии, которые оказали наибольшее влияние на историю человечества. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

Иудаизм – старейшая из этих трех монотеистических религий, его возникновение относится к 1000 году до нашей эры. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди частично заимствовали свои идеи из религиозных верований Египта, но при этом исповедовали веру в единого всемогущего Бога.

Христианство

Наиболее значительной по масштабам религией в современном мире является христианство – оно управляет более 1 млрд. верующих на планете.

Количество христиан в мире последние десятилетия держится примерно на уровне тридцати процентов - ооколо 32-33%. Эта цифра носит более или менее устойчивый характер. При этом христианство, как и многие другие религии, носит довольно дифференцированный характер и делится на ряд конфессий, которые находятся между собой часто в весьма непростых отношениях.

Христианство наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что на древнееврейском означало «помазанник», на греческом – «Христос» - грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями. Основные заслуги в распространении христианства связывают с именем Павла, римского гражданина, проповедовавшего во многих городах Малой Азии и Греции. И хотя первоначально христиан жестоко преследовали, император Константин сделал христианство государственной религией Римской империи.

Почти 2 тысячи лет христианство было моральной и духовной основой развития Запада – не только утешая и наставляя верующих, но и давая начало многочисленным войнам. Христианство имело и сильное материальное влияние. Церкви соперничали и часто превосходили монархов и правительства в политической мощи и богатстве. Духовенство сохраняло монополию на грамотность, образование, обучение.

С наступлением индустриализации место религии изменилось. Церковь и религиозные общества в западных странах потеряли большую часть своего влияния, государство приняло на себя множество задач, ранее выполнявшихся церковью.

Секуляризация – процесс, посредством которого религия теряет свое влияние в различных сферах общественной жизни

Ислам

Второй по численности религией мира является ислам. И число его приверженцев в последние годы растёт. Отчасти в связи с тем, что рождаемость в мусульманских странах довольно высока.

Ислам и христианство имеют отчасти общее происхождение. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в 7 веке н.э. Согласно Исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми. Столпы ислама – пять важнейших религиозных обязанностей мусульман. Первый из них - произнесение формулы исламской веры «нет Бога кроме Аллаха» и Мухаммед – посланник божий». Второй – произнесение 5 раз в день формальной молитвы, которой предшествует обряд омовения. При этом лицо молящегося непременно должно быть обращено в сторону священного города Мекки в Саудовской Аравии. Третий столп – соблюдение Рамазана, месячного поста, в течение которого запрещено принимать еду и питье, начиная от восхода солнца и до наступления темноты. Четвертый – обязательная милостыня, установленная шариатом и часто использовавшаяся государством в качестве налогообложения. Пятый столп – каждый мусульманин должен, хотя бы однажды совершить паломничество в Мекку. Мусульмане верят, что Аллах говорил устами предшествующих пророков – включая Моисея и Иисуса – до появления Мухаммеда, чьё учение наиболее точно выражает его волю.

Индуизм

Индуизм, учитывая то, что Индия страна с очень большим населением и большинство жителей Индии – это индусы, относится к числу многочисленных религий. Между индуизмом, христианством и исламом существуют большие различия. Старейшей из всех великих религий, которые сохранили значение в современном мире, является индуизм, ядро которого сложилось 6 тысяч лет назад. Индуизм является политеистической религией. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что живые существа участвуют бесконечном цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях. Для каждой касты существуют свои особые роды занятий и ритуалы. Индуизм, в отличии от христианства и ислама, не ставит задачу обращения последователей других религий в правоверных.

Буддизм, конфуцианство, даосизм. В этих религиях нет богов. Они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной. Буддизм берет начало в проповедях Сиддхартхи Гаутамы или Будды, который был по происхождению индусом, сыном царя небольшого государства в южном Непале и жил в 6 веке до н.э. Согласно учению Будды человек может избежать дальнейшего цикла перевоплощений, отрекшись от желаний. Путь к спасению лежит через внутреннюю дисциплину и медитации, преодоление всех земных привязанностей.

Конечной целью буддизма является достижение нирваны состояния полной духовной отрешенности.

Конфуцианство составляло основу культуры правящих кругов в традиционном Китае. Конфуций жил в 6 веке до н.э. как и Будда. Конфуций, как и Лао-Цзы, основатель даосизма, были учителями, а не религиозными пророками.

Гендер и религия.

 

В религиозной иерархии, как и в других областях общественной жизни, женщины большей частью отстранены от власти.

       Христианская религия, как со стороны ее символов, так и со стороны иерархии, является «чисто мужским делом». Хотя Мария, мать Иисуса иногда изображается наделенной божественными качествами, Бог - это Бог-отец, носитель мужского начала. Богочеловек Иисус принял мужской облик, а женщина сотворена из ребра Адама. Хотя многие действующие лица в библейских текстах женщины, главные действующие лица все-таки мужчины. В Библии нет женского образа, равного Моисею, все евангельские апостолы – мужчины.

Американка Элизабэт Кэди Стэнтон в 1895 году опубликовала комментарии к священному писанию, где написала, что «мужской характер» священной книги обусловлен не тем, что она содержит истинное представление о Боге, а то, что Библия написана мужчинами.

Мужские образы занимают особое место в религии, поскольку согласно взглядам Фейербаха, религия отражает глубоко укоренившиеся в обществе ценности.

В достаточно традиционных церковных институтах, тем не менее, происходят изменения.

В протестантской конфессии христианства с середины прошлого века женщины, наравне с мужчинами, могут работать пасторами в церкви. В Швеции, например, в 50-х годах прошлого века был издан об этом закон. Сейчас женщины в Швеции работают и Главными пасторами Швеции и ее столицы - Стокгольма. Схожие тенденции наблюдаются и в другой конфессии христианства - католичестве, здесь активно действует движение за предоставление женщинам права служить в церкви.

12 мая 2016 года Папа римский Франциск пообещал собрать специальную комиссию по вопросу о получении женщинами сана диакона— низшей ступени в клерикальной иерархии. Сопротивление дискриминации среди самих католиков растёт. Есть, например, Ассоциация римско-католических священниц. Ещё в 2002году порвавший с РКЦ епископ Ромуло Браски провёл рукоположение семи женщин на берегу реки Дунай. С тех пор организация помогла стать священницами 124 кандидаткам, а десять женщин и вовсе были возведены в сан епископа. Одной из самых заметных активисток движения за последние два года стала колумбийка Ольга Лючия Альварес — первая священница в странах Латинской Америки. Однако АРКС—активистская организация, не признаваемая официальной католической Церковью.

Одной из особенностей современной религиозной жизни в России является тенденция, которая началась с революции 1917 года. Среди прихожан женщины значительно превосходят мужчин по численности в русских церквях, в пропорции четыре или пять к одному (Б.Дубин, 1996, Н. Митрохин 2006). Женщины в РПЦ не могут претендовать на сан священника.

Табл. 2. Данные опроса религиозной жизни в России 2012 г. (Аналитический Центр Юрия Левады) 1600 россиян в 130 населенных пунктах 45 регионов РФ

 

Отнесение опрошенных  к религии % опрошенных
Православие 74%
Ислам 7%
католицизм 1%
протестантизм 1%
иудаизм 1%
Не относят себя ни к какому вероисповеданию 10%
Атеисты 5%

 

с 2009 года доля православных в стране сократилась на шесть процентных пунктов (было 80%), а мусульман, наоборот, выросла - на три (4%).

Табл. 3 Поводы для посещения храма среди опрошенных россиян:

 

Посещают храм из них: 76%
ходят в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться 33%
бывали на крестинах, венчании или отпевании 29%
участвовали в религиозной службе, литургии 11%
посещают храм, "когда просто возникает желание зайти, побыть в церкви" 29%
во время экскурсий 8%
чтобы исповедоваться и причаститься 7%

 

Табл.4. Чтение священных книг среди опрошенных россиян

 

Никогда не брали в руки Библию 61%
Среди тех, кто знаком со Священным Писанием:  
                      читали Евангелие 24%
                      читали Ветхий Завет 16%
                      читали книги Нового Завета 11%

 

Табл. 5 Статистика по религиям в США (US religious landscape su r vey) - Источник - http://religions.pewforum.org/reports

 

Религии в США % верующих
Христианство, из них: 78,4%
                             Протестанты (баптисты, методисты, лютеране, англиканцы и др.) 51%
                             Католики 23,9%
                            Православные 0,6%
                             Мормоны 1,7%
                             Другие христ. 1,2%
Иудаизм 1,7%
Буддизм 0,7%
Ислам 0,6%
Индуизм 0,4%

 

Таблица 6. Динамика посещения церкви в Великобритании согласно переписи населения (Э.Гидденс Социология, 1999, с. 443)

1851 год 40% населения посещали церковь каждое воскресенье
1900 год 35%
1950 год До 20%
Настоящее время Около 11%

Литература:

Учебники:

1. Э. Гидденс. Социология. Учебник. Глава 14 Религия с.422-450

2. Волков Ю.Г. Социология Гл. 9 Религия. - с. 323-351

 

Дополнительная литература для чтения:

3. С.Московичи. Машина, творящая Богов (1998)

4. Православие и гендер в современной России. http://gefter.ru/archive/19723 /вход 26.11.2017

5. Дубин Б.В. Православие в социальном контексте // Информационный бюллетень мониторинга. 1996. № 6 (26). С. 15–18.

6. Митрохин Н. Русская православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2006

Социология религии

Оглавление

1.Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997). 1

2. Религия как социальный институт. 3

2.1. Определение религии. 3

2.2.Структура и функции религии. 4

3.Трактовки религии в истории социологической мысли. 9

3.1. Герберт Спенсер и Эдвард Тайлор. 9

3.2. Эмиль Дюркгейм (1858- 1917). 9

3.3. Карл Маркс (1818 -1883). 11

3.4. Макс Вебер (1864-1920). 12

3.5. Выводы.. 13

4. Религии мира. 14

5. Особенности современной религиозной ситуации. 18

6. Гендер и религия. 22

7. Приложения . Статистические данные о религиозной жизни в России и других странах. 23

Литература: 25

 

Российский федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (27.09.1997 № 125-ФЗ, принят ГосДумой 19.09.1997)

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,- прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.





Дата: 2019-12-22, просмотров: 167.