Типы религиозных организаций

Классификация М.Вебера и Э.Трельча:

· Церкви – общепризнанные и прочно укоренившиеся религиозные организации значительных размеров (католическая,православная церковь). Цековь обычно имеет формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонной представлять интересы консервативных религиозны хслоев, поскольку действует в рамках уже сложившихся институтов.

· Секты – имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви (кальвинисты и методисты). Секты обычно малы, они стремятся найти свой истинный путь к Богу. В общественной жизни им свойственно тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивает равенство всех своих членов.

 

Классификация Г.Бекера

· Деноминации – секты, которые уже «успокоились» и являются уже в большой степени сложившимся социальным институтом, чем активной оппозиционной группой. Кальвинизм и методизм являлись сектами на начальном пути своего развития, когда их приверженцы страстно защищали свои взгляды. Сейчас они стали более респектабельными.

· Культы – подобны сектам, но более свободны и преходящи из всех типов религиозных организаций. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего мира. Главное внимание отводится индивидуальному опыту, что объединяет людей со схожими взглядами. Как и секты, культы часто образуются вокруг лидера вдохновителя. К культам в современном мире можно отнести верующих в спиритизм, астрологию или трансцедентальные медитации.

 

Функции религии.

Функции религии позволяют понять, какова её роль в жизни человека и общества. Религия - это универсальный институт, она существует во всех обществах, известных нам. Однако удельный вес этого института, его масштабы, его функциональная нагрузка  - различны в разных обществах.

 Обратимся к идеям французского философа Анри Бергсона, лауреата Нобелевской премии по литературе. В своей книге «Два источника морали и религии»  Бергсон подчёркивает феномен универсальности религии как института. Он отмечает, что мы можем встретить общество без экономики, без политики и прочих социальных институтов, но никогда не существовало общества без религии.

В своей книге Бергсон противопоставляет друг другу закрытую мораль, закрытое общество и статическую религию с одной стороны, и открытую мораль, открытое общество и динамическую религию - с другой.

Закрытое общество и закрытая мораль и соответствующий им тип религии - это нечто подобное морали муравья в муравейнике или пчелы в улье. Индивиды привержены своей группе, своему обществу и их мораль ограничена рамками этого общества. Это социальная мораль.

Что касается открытой морали и открытого общества, а так же динамической религии, то они устремлены на всё человечество. Традиционная, социологическая точка зрения состоит в том, что посредством расширения того социального целого, к которому принадлежит человек, начиная в частности от семьи, далее через город, через гражданскую нацию можно дойти до самого широкого, предельного понятия человечества. И понятие человечества отождествляется с понятием общества в максимальном, так сказать, масштабе.

Бергсон радикально противопоставляет общество с одной стороны и человечество с другой и показывает, что путём простого расширения того социального целого, к которому принадлежит человек, дойти до человечества невозможно, потому что это разные типы морали, разные типы общества, разные типы религии. В этом смысле он противостоит социологической традиции, в частности той, которая была присуща и Дюркгейму.

Парадокс состоит в том, что когда Бергсон трактует социальную мораль и социальные функции религии, речь идёт именно о статической религии, он во многом следует по стопам Дюркгейма и других социологов. Однако он подчёркивает, что для того, что бы перейти от закрытого общества к открытому, от закрытой морали к открытой и от статической религии к динамической, нужны специальные усилия. Переход возможен, но этот переход требует, согласно Бергсону, специальных усилий, и как пишет образно Бергсон, подобное тому, как между человеком, который сидит и человеком, который стоит, есть человек, который поднимается. Подобно этому, между душой человека, которая закрыта и душой, которая открыта, есть душа, которая открывается. Но повторяю, такого рода открытия требуют специальных усилий.

Говоря о статической религии, Бергсон подчёркивает такие её функции, как:

· дисциплинирующая функция

· сплачивающая функция

· мифотворческая

 

Все они укрепляют социальные связи и прикрепляют индивида к его коллективу, подобно тому, как это происходит опять-таки с муравьём в муравейнике или пчелой в улье. Статическая религия защищает человека от депрессии, от социально-групповой дезорганизации, от разного рода непредвиденных обстоятельств. Согласно Бергсону, человек - это единственное живое существо, которое точно знает, что оно умрёт и ум говорит ему об этом. Но природа сделала так, чтобы ум, который не может с этим смириться, создал специальные механизмы, которые позволили бы смириться ему с неизбежностью смерти. Вот с этой точки зрения религия, имеется в виду статическая религия, представляет собой защитную реакцию природы против разлагающей деятельности ума, а ум, по Бергсону, индивидуалистичен и эгоистичен против разлагающей деятельности ума и защищающей социальные контакты, социальные связи единства социального организма.

 

Мифотворческая функция статической религии аналогична тому, что делает инстинкт в обществах животных. Она сплачивает индивидов в единое целое.

Что касается динамической религии, то она направлена на творчество, на любовь, на человечество. Динамическую религию мы находим, согласно Бергсону, в наиболее совершенных проявлениях христианства, в деятельности христианских мистиков, которые эту религию воплощали и двигали человечество за пределы их закрытой морали и их статической религии.

 

Рассмотрим и другие социальные функции религии:

· Социально-регламентирующая функция - укрепление и поддержание социальных норм и социальных ценностей. Религия укрепляет эффективность их действия. Создание и поддержание определённых социальных идеалов. Религиозные нормы применимы к повседневной жизни. Например, четыре из 10 Заповедей содержат наставления, касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

· Обозначение и фиксация наиболее важных для общества и для человека событий, явлений, которые религия подчёркивает и таким образом организует социальную и индивидуальную жизнь людей. Применительно к обществу эта функция выступает в институционализации, стандартизации и организации социального пространства и социального времени. Эта функция реализуется и в разного рода праздниках, и в календаре, и в пространственном распределении социальной жизни. Если говорить о человеке, об индивиде, то религия освящает и фиксирует наиболее важные моменты жизненного цикла человека - рождение, наступление зрелости, вступление в брак, смерть и так далее.

· Функция социальной идентификации - создание и поддержание социальной сплочённости, точнее, сплочённости среди единоверцев. При этом надо иметь в виду, что сплачивая одних, религия часто разъединяет с другими. О чём свидетельствуют многочисленные конфликты, и войны, порождённые религиозным фактором. Часто, к сожалению, мы встречаем их и в истории и современную эпоху так же.

· Компенсаторная функция - объяснение и разрешение разного рода жизненных противоречий, сомнений, неопределённостей. Она позволяет нам примириться, в какой-то мере, с трагизмом человеческого существования, с неопределённостью, с непредсказуемостью и с тем, что постоянно тревожит нас в повседневной жизни. Благодаря религии эта тревожность понижается. Грибоедов устами Чацкого говорит: - «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

· Функция социального контроля. Религия не только определяет нормы для поведения людей, но и осуществляет контроль за их поведением. Например, запрет потребления алкоголя в Коране. Запрет на самоубийства в христианстве.

· Мировоззренческая функция. Религия дает ответы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного целого.

· Адаптационная функция. Церковь, например, может оказывать помощь мигрантам в адаптации в другой стране

· Охранительная функция (Идеологическая). Большинство религий оказывают поддержку правительству и сопротивляются любым изменениям в социальной ситуации. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку церкви. В ряде стран некоторые религии находятся под покровительством власти. В Швеции это лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, В Италии – римско-католическая церковь, в России – православие.

· Социально-критическая функция. Хотя религия очень часто связана с господствующим социальным слоем, и оказывает сопротивление изменениям, бывают случаи, когда она выступает с критикой существующей ситуации в обществе. В 60-е годы движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену расовой дискриминации, возглавляли религиозные лидеры – Мартин Лютер Кинг, баптистский священник (убит в 1968 г.).

 

Значение религии в социальной жизни чрезвычайно велико. Велика, можно сказать, колоссально, социально-функциональная нагрузка религии как института. Но при этом надо понимать, что религия - это не надсоциальный институт, а именно социальный институт. Она находится не над обществом, а внутри общества. И поэтому важно ее гармоничное взаимодействие с другими, светскими социальными институтами - светской наукой, искусством и правом. Со всеми этими институтами религии необходимо находить эффективное взаимодействие. Это чрезвычайно важно и для религии и для общества.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 13.