Классификация рыночных барьеров.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Каждый рынок имеет свою специфику производство различных товаров, различный состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и специфика потребителей и другие.

Экономическая прибыль – это разность совокупного дохода и суммы явных и неявных издержек. Она является стимулом к вступлению в отрасль новых конкурентов. Если прибыль предприятия отрицательная, то оно стремится покинуть рынок.

Рыночные барьеры – препятствия при проникновении на рынок новых конкурентов (барьеры входа), а также экономические последствия при уходе с рынка для предприятия, действующего на рынке (барьеры выхода). Значительные рыночные барьеры могут  препятствовать  появлению на рынке новых конкурентов, ограничивая их число. Незначительные барьеры, наоборот, создают возможность для потенциальных конкурентов относительно просто входить в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных убытков. Характеристика этих барьеров зависит от конкретной рыночной ситуации и различается для отдельных видов конкуренции (табл.2.)

Таблица 2. Характеристика барьеров по видам и типам конкуренции.

 

Совершенная

конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая

Олигополистическая
Барьеры Отсутствует

непреодолимы

Относительно преодолимы Крайне трудноопределимы
           

Как видно из табл.2, рынок совершенной конкуренции полностью открыт для проникновения на него других предприятий. В условиях монополии он наоборот полностью изолирован. Для этих двух видов конкуренции рассмотрение механизмов рыночных барьеров не имеет смысла. В тоже время рынки  монополистической и олигополистической конкуренции относительно открыты для других предприятий и их продукции. Однако,

именно для олигополистического характера взаимодействия предприятий рассмотрение механизмов рыночных барьеров наиболее актуально.

Рыночным барьером будем называть совокупность независимых экономических мер, источниками которых являются предприятия присутствующие на рынке, и направленных на изоляцию других участников данного рынка.

Рыночные барьеры
   

                 

 

     
 

 

 


           Рисунок 2. Рыночные барьеры.


На рисунки 2 мы выделили  объективные и субъективные барьеры

1. Объективные барьеры не зависят от деятельности  предприятий и являются общими условиями для всех участников рынка. Их источником является государство. Можно рассмотреть: экономические и организационные ограничения – государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков, сроки окупаемости капитальных вложений; административные ограничения – наличие (отсутствие) ограничений деятельности производителей на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней (лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории) и тому подобное).

2. Субъективные барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий и стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых конкурентов на данный рынок: ценовое поведение предприятий – представляет собой установление такого уровня цен товаров, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов; неценовыми поведение предприятий – например: увеличение объема выпуска продукции; характеристика связей с другими участниками рынка; дифференциация выпускаемого продукта (возможное разнообразие предлагаемой продукции); эффект масштаба – если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок, то

входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными; превосходство в уровне затрат – возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов; ограничения по спросу – высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами;  объемы инвестиций – значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.

В силу того, что объективные  барьеры влияют в равной степени на всех участников  рынка, их можно не рассматривать. Вопросы их преодоления не определяются тактикой и стратегией предприятий на рынке. Субъективные барьеры представляют собой вполне определенные экономические факторы, источником которых являются предприятия уже существующие на  рынке. Характеристика этих барьеров свидетельствует о том, что, в силу уникальности  каждого участника рыночных процессов, они будут проявлять себя независимо от каждого предприятия на  рынке.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.