Введение.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Вот почему интересно рассмотреть понятии конкуренции её отражение в экономический науке, проблемы , возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России. Эти вопросы я осветила в своей работе.
Целью моей работы стало рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Предметом изучения стала: « Конкуренция в современных условиях России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Рассмотреть сущность, виды и методы конкуренции в торговле, а также дать понятие недобросовестной конкуренции.
2. Определить какое значение оказывают барьеры входа и выхода для развития конкуренцию.
3. Рассмотреть меры по развитию и поддержке конкуренции в России.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
I . Конкуренция и ее сущность. Методы и виды конкуренции.
Стратегии конкуренции.
Таблица 1. Базовые стратегии конкуренции.
Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли.
1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать
рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.
2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми
свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечивает решение проблемы в большом сегменте рынка.
3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии
рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и,
следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.
Заключение.
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционносуществовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о.производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении. В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики. С начала 90-х годов эти проблемы остро встали перед Россией: без принятиятвердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своиммонопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Список используемой литературы.
Нормативные акты.
1.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006 г)
Учебная литература.
1. Балайдина В. С. Михайленко А. - Монополизм и конкуренция в России. М. Аудиториум. М., 2000г.
2. С.Л. Постников, С.А. Попов «Мировая экономика и экономическое
положение России» //сборник статистических материалов// 2001 г.
3. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
4. Недобросовестная конкуренция в России. Ю. Прилебский. Экономика. М., 2004 г.
5. Конкуренция и ее виды. Светуньков. С. Г. М. 2000г.
6. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России II Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3.
7. Лукаш Ю.А. Как выживать в условиях конкуренции. Издательство: Гросс Медиа, 2007 г.
8. Портер М. Конкуренция Michael E. Porter on Competition. Издательство: Вильямс, 2006 г.
9. И.П.Николаева. Мировая экономика: учебное пособие для вузов . –М.: ЮНИТИ-ДАНА . 2002г
Введение.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Вот почему интересно рассмотреть понятии конкуренции её отражение в экономический науке, проблемы , возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России. Эти вопросы я осветила в своей работе.
Целью моей работы стало рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Предметом изучения стала: « Конкуренция в современных условиях России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Рассмотреть сущность, виды и методы конкуренции в торговле, а также дать понятие недобросовестной конкуренции.
2. Определить какое значение оказывают барьеры входа и выхода для развития конкуренцию.
3. Рассмотреть меры по развитию и поддержке конкуренции в России.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
I . Конкуренция и ее сущность. Методы и виды конкуренции.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 301.